Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Методы системно-ситуативного анализа деятельности




Системно-ситуативный анализ боевой деятельности осуществляется посредством метода последовательной динамической оценки деятельности (МПДО).

МПДО структурно состоит из шести взаимосвязанных блоков. Эти блоки пред­ставлены на рис. 2.12.

Примечание. На рисунке 2.12. обозначены: Су — ситуация в узком смысле слова; СД—

ситуативная деятельность.

Автор метода вводит понятие «ситуация в узком смысле слова», понимая под ней психологическую модель условий, которая складывается на основе оператив-


Глава 11. Психологический анализ деятельности военного специалиста в бою... ____________ 343

ной обобщенной оценки задачи, объективных условий в зависимости от особен­ностей субъекта деятельности (к примеру, стандартность—нестандартность ситу­ации).

Рассмотрим составные части метода МПДО.

I блок — «Задача» предполагает определение вида задачи, выполняемой воен­
нослужащими. По двум основаниям (мирное или военное время и вид деятельно­
сти) Б. Я. Шведин выделяет 4 вида задач:

1) боевая задача военного времени;

2) боевая задача мирного времени;

3) учебно-боевая задача военного времени;

4) учебно-боевая задача мирного времени. Нумерация задач соответствует степени их значимости.

II блок — «Субъект деятельности». Здесь анализируются все возможные ха­
рактеристики, влияющие на деятельность при решении данной задачи в данных
условия. Выделяются две группы характеристик, подлежащих рассмотрению:

а) социально-демографические: звание, должность, возраст, образование, опыт
и т. д.;

б) психологические: уровень профессиональной подготовленности; уровень
эмоциональной устойчивости; способность принимать нестандартные реше­
ния, быстро ориентироваться в нестандартной обстановке; способность к рис­
ку; умение организовывать коллективную работу, вступать в правильное вза­
имодействие с подчиненными и т. д.

III блок«Объективные условия» включает: обобщенное название ситуации; сюжет (динамика, последовательность развития событий и т. д.); время развития ситуации.

IV блок — «Ситуация, понимаемая в узком смысле слова», предполагает оцен­ку степени ее стандартности; психологические факторы ситуации (опасность, нео­пределенность, внезапность, новизна и т. д.).

V блок — «Ситуативная деятельность» содержит характеристики конкретно­
го вида деятельности, которой занимается военнослужащий (например, деятель­
ность командира — лица, принимающего решение, или деятельность командира —
лица, ведущего воспитательную работу); способ вовлеченности в систему вне­
шних воздействий; информационное поле ситуации; схемы ориентировочной ос­
новы по данному виду деятельности; операционная структура деятельности; рис­
кованность; ситуационный мотив; психическое состояние и т. д.

VI блок — «Результат» включает:

а) группу непсихологических характеристик: степень выполнения задачи; ти­
пология ошибок и др.;

б) группу психологических ошибок: удовлетворенность своими действиями;
удовлетворенность действиями подчиненных, сослуживцев и др.

Полноценный ССАД возможен лишь на основе множества описанных ситуа­ций, т. е. банка ситуаций для данного вида деятельности. Минимальное число ситуаций, связанных с анализом одной задачи, должно быть равным 100. Если


344 ___________________ Раздел II. Психологическая работа в ходе ведения боевых действий

большинство из анализируемых ситуаций — нестандартные, то их анализируе­мое количество должно превышать 350.

Б. Я. Шведин на основании субъекта деятельности и вида анализа деятельнос­ти выделяет 8 модификаций МПДО (табл. 2.9).

Таблица 2.9 Модификации МПДО

 

 

Вид Источник информации Субъект деятельности
анализа Индивид Группа
Ретроспек­тивный Печатные источники Контент-анализ индивидуальный Контент-анализ групповой
  Личный опыт Ретроспективное интервью индивидуальное Ретроспективное интервью групповое
Актуальный Деятельность в реальных условиях Актуальный анализ в реальных условиях индивидуальный Актуальный анализ в реальных условиях групповой
  Деятельность в моделируемых условиях Актуальный анализ в моделируемых условиях индивидуальный Актуальный'анализ в моделируемых условиях групповой

Таким образом, системно-ситуативный анализ деятельности является техно­логией изучения конкретных видов деятельности на основе выделения их едини­цы — ситуации. Его основным методом выступает метод последовательной дина­мической оценки деятельности. Анализ деятельности осуществляется на основе создания и исследования статистически достаточного банка ситуаций по конк­ретному виду деятельности.

Вопросы для самоконтроля

1. Что такое системно-ситуативный анализ воинской деятельности?

2. Какие задачи решаются посредством применения системно-ситуативного анализа воинской деятельности?

3. Какие требования предъявляются к системно-ситуативному анализу воин­ской деятельности?

4. Что представляет собой метод последовательной динамической оценки дея­тельности (МПДО)?

Дополнительная литература для самостоятельной работы по теме

1. Военная психология: методология, теория, практика / Под ред. А. Г. Карая -ни, П. А. Корчемного. В 2-х ч. — М., 1998.

2. Караяни Л. Г. Психологическое обеспечение боевых действий личного соста­ва частей Сухопутных войск в локальных военных конфликтах. — М., 1998.

3. Шведин Б. Я. Человеческий фактор в управлении войсками: проблемы и по­иски. - М., 1989.


Глава 12. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ОШИБОЧНЫХ ДЕЙСТВИЙ ЛИЧНОГО СОСТАВА ПОЛКА В БОЕВОЙ ОБСТАНОВКЕ

Ошибки, допускаемые военнослужащими в боевой обстановке, чреваты крайне опасными последствиями.

Так, ошибка в оценке военных возможностей и морально-психологического состояния финских войск в 1939-1940 гг. обошлась нашей стране сотнями тысяч жизней. Ошибки американских специалистов ПВО, принимавших стаи уток за русские ракеты, несколько раз ставили мир на грань третьей мировой войны. Не менее значимыми по своему масштабу являются ошибки командира подразделения, неверно рассчитавшего скорость марша, оператора машины разграждения УР-67, запустившего снаряд с тротилом на своих военнослужа­щих, радиста, неверно транслировавшего приказ старшего начальника, стрел­ка, выставившего неверный прицел на автомате, и т. п.

В зависимости от трактовки причин той или иной ошибки (умысел, преступ­ная халатность, бездеятельность, неопытность, утомление, состояние аффекта, невозможность безошибочного действия в конкретной ситуации и т. д.) для воен­нослужащего, допустившего ее, могут наступить самые различные последствия (от доброжелательной помощи окружающих до смертной казни).

Исходя из важности обеспечения безошибочных действий военнослужащих в боевой обстановке командирам, психологам и другим должностным лицам необ­ходимо уметь осуществлять их психологический анализ, выявлять причины, вы­рабатывать меры по их профилактике.

Для того чтобы понять сущность и психологические механизмы ошибочных действий, необходимо разобраться в психологических аспектах действия как та­кового.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 535; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.