КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Методы системно-ситуативного анализа деятельности
Системно-ситуативный анализ боевой деятельности осуществляется посредством метода последовательной динамической оценки деятельности (МПДО). МПДО структурно состоит из шести взаимосвязанных блоков. Эти блоки представлены на рис. 2.12. Примечание. На рисунке 2.12. обозначены: Су — ситуация в узком смысле слова; СД— ситуативная деятельность. Автор метода вводит понятие «ситуация в узком смысле слова», понимая под ней психологическую модель условий, которая складывается на основе оператив- Глава 11. Психологический анализ деятельности военного специалиста в бою... ____________ 343 ной обобщенной оценки задачи, объективных условий в зависимости от особенностей субъекта деятельности (к примеру, стандартность—нестандартность ситуации). Рассмотрим составные части метода МПДО. I блок — «Задача» предполагает определение вида задачи, выполняемой воен 1) боевая задача военного времени; 2) боевая задача мирного времени; 3) учебно-боевая задача военного времени; 4) учебно-боевая задача мирного времени. Нумерация задач соответствует степени их значимости. II блок — «Субъект деятельности». Здесь анализируются все возможные ха а) социально-демографические: звание, должность, возраст, образование, опыт б) психологические: уровень профессиональной подготовленности; уровень III блок — «Объективные условия» включает: обобщенное название ситуации; сюжет (динамика, последовательность развития событий и т. д.); время развития ситуации. IV блок — «Ситуация, понимаемая в узком смысле слова», предполагает оценку степени ее стандартности; психологические факторы ситуации (опасность, неопределенность, внезапность, новизна и т. д.). V блок — «Ситуативная деятельность» содержит характеристики конкретно VI блок — «Результат» включает: а) группу непсихологических характеристик: степень выполнения задачи; ти б) группу психологических ошибок: удовлетворенность своими действиями; Полноценный ССАД возможен лишь на основе множества описанных ситуаций, т. е. банка ситуаций для данного вида деятельности. Минимальное число ситуаций, связанных с анализом одной задачи, должно быть равным 100. Если 344 ___________________ Раздел II. Психологическая работа в ходе ведения боевых действий большинство из анализируемых ситуаций — нестандартные, то их анализируемое количество должно превышать 350. Б. Я. Шведин на основании субъекта деятельности и вида анализа деятельности выделяет 8 модификаций МПДО (табл. 2.9). Таблица 2.9 Модификации МПДО
Таким образом, системно-ситуативный анализ деятельности является технологией изучения конкретных видов деятельности на основе выделения их единицы — ситуации. Его основным методом выступает метод последовательной динамической оценки деятельности. Анализ деятельности осуществляется на основе создания и исследования статистически достаточного банка ситуаций по конкретному виду деятельности. Вопросы для самоконтроля 1. Что такое системно-ситуативный анализ воинской деятельности? 2. Какие задачи решаются посредством применения системно-ситуативного анализа воинской деятельности? 3. Какие требования предъявляются к системно-ситуативному анализу воинской деятельности? 4. Что представляет собой метод последовательной динамической оценки деятельности (МПДО)? Дополнительная литература для самостоятельной работы по теме 1. Военная психология: методология, теория, практика / Под ред. А. Г. Карая -ни, П. А. Корчемного. В 2-х ч. — М., 1998. 2. Караяни Л. Г. Психологическое обеспечение боевых действий личного состава частей Сухопутных войск в локальных военных конфликтах. — М., 1998. 3. Шведин Б. Я. Человеческий фактор в управлении войсками: проблемы и поиски. - М., 1989. Глава 12. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ОШИБОЧНЫХ ДЕЙСТВИЙ ЛИЧНОГО СОСТАВА ПОЛКА В БОЕВОЙ ОБСТАНОВКЕ Ошибки, допускаемые военнослужащими в боевой обстановке, чреваты крайне опасными последствиями. Так, ошибка в оценке военных возможностей и морально-психологического состояния финских войск в 1939-1940 гг. обошлась нашей стране сотнями тысяч жизней. Ошибки американских специалистов ПВО, принимавших стаи уток за русские ракеты, несколько раз ставили мир на грань третьей мировой войны. Не менее значимыми по своему масштабу являются ошибки командира подразделения, неверно рассчитавшего скорость марша, оператора машины разграждения УР-67, запустившего снаряд с тротилом на своих военнослужащих, радиста, неверно транслировавшего приказ старшего начальника, стрелка, выставившего неверный прицел на автомате, и т. п. В зависимости от трактовки причин той или иной ошибки (умысел, преступная халатность, бездеятельность, неопытность, утомление, состояние аффекта, невозможность безошибочного действия в конкретной ситуации и т. д.) для военнослужащего, допустившего ее, могут наступить самые различные последствия (от доброжелательной помощи окружающих до смертной казни). Исходя из важности обеспечения безошибочных действий военнослужащих в боевой обстановке командирам, психологам и другим должностным лицам необходимо уметь осуществлять их психологический анализ, выявлять причины, вырабатывать меры по их профилактике. Для того чтобы понять сущность и психологические механизмы ошибочных действий, необходимо разобраться в психологических аспектах действия как такового.
Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 535; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |