Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Сущность и структура морально-психологического состояния




В современной литературе имеется множество определений морально-психоло­гического состояния. Наиболее приемлемым (психологическим, доступным для технологизации) является определение, данное В. П. Кашириным.

Морально-психологическое состояние личного состава — это обусловленное влияни-

ем социальных, материально-технических и природных факторов относительно устойчивое

и ограниченное по времени состояние мобилизованности и настроенности психики воен-

нослужащих и психологии воинских коллективов на решение поставленных боевых задач,

степень психологической готовности и способности выполнить эти задачи [74].

По существу морально-психологическое состояние является текущим индика­тором отражения в сознании и психических состояниях военнослужащих их це­левого психологического ресурса [74].

МПС выступает результатом активизации и актуализации воспринятых и ус­военных, внутренне принятых личным составом смысла войны, боевых действий, военно-профессиональных, политических, нравственных, правовых, эстетиче­ских, общекультурных ценностей, интересов, установок, позиций, взглядов. Все это в совокупности и составляет содержание, слагаемые, компоненты МПС.

В. П. Каширин считает, что как явление духовное, морально-психологическое состояние проявляется в конкретных реальных формах индивидуально- и соци­ально-психологических явлений.

К числу таких явлений относятся:

а) умонастроения военнослужащих, состояние рациональной сферы их психи­
ки в данный момент или за определенный промежуток времени, возника­
ющие как результат существующих в психологии воинского коллектива суж­
дений, мнений, рациональных отношений, установок и т. д.;

б) индивидуальные и групповые эмоциональные состояния как совокупность
сопереживаний, овладевших личным составом в связи с теми или иными со­
бытиями, фактами и т. д.;

в) состояние волевой мобилизованности, готовности, настроенности и реши­
мости действовать в соответствии с политическими и нравственными цен­
ностями нашего общества, интересами народа при выполнении воинского
долга.

В связи с этим делается вывод, что морально-психологическое состояние — это многофакторное и сложное как по содержанию, так и по форме существования индивидуально- и социально-психологическое явление, имеющее три взаимосвя­занные стороны: рациональную, эмоциональную и волевую.

Морально-психологическое состояние (МПС) имеет определенную структу­ру, в которой можно выделить три неразрывно связанные, взаимодействующие группы элементов:


356 ______________________ Раздел II. Психологическая работа в ходе ведения боевых действий

1) моральные, отражающие представления о войне, ее характере, целях и сущно­сти. В распространяемых государственными органами идеях отражаются об­щественные потребности народа и армии. Эти потребности выступают конк­ретными мотивами деятельности Вооруженных сил по защите Отечества;

2) общественно- и индивидуально-психологические элементы (патриотизм и ин­тернационализм, боевые традиции, социальные настроения и чувства, уро­вень развития черт характера, темперамент, воля к победе, готовность к само­пожертвованию и другие);

3) элементы профессионального плана, подразделяющиеся на три подгруппы: военно-профессиональной подготовки (уровень военно-технических знаний, степень овладения своей военной специальностью), дисциплинированности (точность и качество выполнения боевых приказов и т. д.), взаимоотноше­ний (с командирами, подчиненными, местным населением и др.).

Составные части содержания МПС выступают в единстве. Моральные эле­менты, проникая в общественно-психологические, придают им нравственную направленность. Общественно-психологические элементы воздействуют на ми­ровоззрение, придавая ему эмоциональную окраску. Обе группы, влияя на эле­менты профессионального плана, создают базу для реализации военно-профес­сиональных и морально-боевых качеств военнослужащих.

Нельзя осуществить психологический анализ МПС не рассмотрев побудитель­ные и исполнительные механизмы боевой деятельности воина, т. е. психологи­ческого механизма регуляции боевого поведения.

Если исполнительные механизмы кроются в приобретенных знаниях, навыках, умениях, мастерстве личного состава, его дисциплинированности, т. е. в военно-профессиональном компоненте, то в основе побудительных механизмов лежит мотивационно-потребиостная сфера личности и ее базовая основа — система цен­ностей и уровень притязаний.

Говоря о мотивационно-потребностной сфере, прежде всего следует иметь в виду:

• какое значение имеют происходящие события для их участников;

• в каком отношении военнослужащий находится к происходящим событиям (добровольно участвует или по принуждению);

• какой смысл вкладывает военнослужащий в конкретную боевую ситуацию.
Второе место в побудительных механизмах регуляции боевой деятельности

занимают мотивы. М. И. Дьяченко выделил следующие группы мотивов:

• широкие социальные (любовь к Родине, ненависть к врагу, чувство воин­ского долга и др.)

• коллективно-групповые (чувство боевого товарищества, групповые тради­ции, страх потерять уважение сослуживцев и т. д.);

• индивидуально-личностные (желание отличиться, получить награду; чув­ство мести; стремление получить материальное вознаграждение и т. д.

В. П. Каширин выделяет в структуре МПС два компонента — военно-профес­сиональный и морально-политический. Он предлагает систему показателей для каждого из них (они представлены в его методиках в виде общественно-полити-


Глава 13. Морально-психологическое состояние личного состава полка __________________ 357

ческих, социально-нравственных и профессионально-деятельностных объектив­ных требований, норм, правил, выраженных в Конституции России, военной при­сяге, воинских уставах, приказах) и критерии в виде оцениваемой по специальной шкале степени выраженности понимания, согласия, принятия этих требований [74].

Таким образом, морально-психологическое состояние личного состава — сово­купность текущих психологических возможностей военнослужащих и воинских коллективов, нацеленных на решение конкретной задачи.

13.2. Методы изучения и оценки морально-психологического состояния

Командиры, офицеры воспитательных структур, в т. ч. и военные психологи, обязаны постоянно изучать и оценивать МПС личного состава.

В Приказе МО РФ № 226 отмечается, что «психолог полка (корабля 1 ранга) песет ответственность за состояние и организацию психологической работы в интересах воспитания личного состава, укрепления его морально-психологи­ческого состояния и поддержания психологической устойчивости военнослу­жащих». МПС изучается в следующих целях:

• определения его уровня и способности влиять на решение боевых (учебно-боевых) и других служебных задач;

• нахождения слабых мест в психологической устойчивости военнослужащих и воинских коллективах;

• прогнозирования реакций и действий личного состава при решении боевых и учебно-боевых задач;

• принятия эффективных превентивных мер по формированию и укреплению морально-психологического состояния.

Для изучения морально-психологического состояния личного состава психо­лог использует следующие методы:

• массовый и экспертный опрос;

• наблюдение;

• социометрия;

• анализ результатов деятельности;

• эксперимент и др.

Результатом изучения является приобретение знаний о МПС личного состава. На основе анализа этих знаний военнослужащими планируется и организуется его оценка — анализ качественных и количественных характеристик, выражаемый в баллах, выводах, заключениях, суждениях (результат).

Для того чтобы исключить или значительно уменьшить ошибки при оценке МПС, необходимо соблюдать выработанную и проверенную на практике оценоч­ную «траекторию», включающую следующие стадии.

1. Формулирование целей оценки МПС.



Раздел II, Психологическая работа в ходе ведения боевых действий


2. Определение предмета оценки.

3. Выбор показателей, характеризующих предмет.

4. Установление критериев оценки показателей.

5. Определение соответствующих методов оценки.

6. Формирование оценочного вывода.

Наиболее простой и приемлемой методикой оценки МПС является методика, предложенная В. П. Кашириным1.

Методика экспертной оценки морально-психологического состояния воинского подразделения предполагает опрос ограниченного числа (по три человека) от офи­церского, сержантского и рядового состава по вопросам, раскрывающим компо­ненты МПС по следующей схеме.

«Оцените, пожалуйста:

1) отношение военнослужащих к воинской службе;

2) стремление военнослужащих добросовестно выполнять военно-служебные задачи;

3) стремление военнослужащих овладеть своей'военной специальностью и со­вершенствоваться в ней;

4) стремление участвовать в несении боевого дежурства;

5) военно-профессиональную слаженность, сработанность подразделения;

6) удовлетворенность военной службой;

7) авторитет командира подразделения;

8) взаимоотношения в воинском коллективе;

9) сплоченность подразделения;

 

10) взаимоотношения военнослужащих с местным населением;

11) удовлетворенность сложившимися взаимоотношениями в подразделении;

12) состояние воинской дисциплины в подразделении;

13) отношение военнослужащих к экономическому курсу правительства;

14) отношение к внутренней социально-политической деятельности руковод­ства РФ;

15) отношение военнослужащих к международно-политической деятельности РФ;

16) отношение к военной политике государства.

Вопросы 1-6 отражают состояние военно-профессионального компонента, 7-16 — политико-морального компонента.

Опросник может дополняться вопросами по актуальным вопросам жизнедея­тельности (боевые действия, отношение к противнику и др.).

К опроснику предлагается опросная шкала:

На самом деле В. П. Кашириным предложено три методики: МПС-1 — для массового опроса военнослужащих, МПС-2 для экспертной оценки МПС и МПС-3 — для оценки межличностных отношений и индекса сплоченности воинского коллектива (на базе оп­росника Сишора). В данной работе будет рассмотрен сокращенный вариант методики МПС-2.

(


Глава 13. Морально-психологическое состояние личного состава полка __________________ 359

5 баллов — положительно;

4 балла — скорее положительно, чем отрицательно;

3 балла — трудно сказать, нейтрально;

2 балла -скорее отрицательно, чем положительно;

1 балл — отрицательно.

По результатам опроса вычисляется общий средний балл по каждому компо­ненту и с помощью специальной матрицы определяется общий уровень зрелости МПС (рис. 2.14).

Используя матрицу, необходимо заполнить табл. 2.11.

Таблица 2.11 Уровни зрелости МПС

 

Уровни зрелости МПС Балльная оценка Количественные границы оценок № зоны в матрице
Здоровое Высокое Среднее Низкое 4 3 5-4,5 4,49-3,5 3,49-2,5 1 2 3
Не определившееся (на стадии перестройки, перемобилизования)   2,49-2,00  
Не здоровое   1,99-1,00  
         

Здоровое МПС позволяет решать боевые задачи различного уровня. Не опреде­лившееся МПС требует осуществления специальной работы по его формированию. Подразделения с нездоровым МПС к выполнению боевых задач не допускаются. Здесь необходима специальная работа по выявлению причин сложившегося по­ложения, возможно, переформирование коллектива, смена руководства, оказание психологической помощи военнослужащим.



Раздел II. Психологическая работа в ходе ведения боевых действий


Методика МПС-1 аналогична по структуре и содержанию, только опросу в ней подвергается каждый военнослужащий [74].

Точность получения информации о МПС воинского подразделения (части) будет значительно выше, если данные, полученные с помощью опросной методи­ки, будут подтверждены посредством наблюдения, оценки результатов деятель­ности.

Таким образом, морально-психологическое состояние является отражением текущего состояния целевого психологического ресурса военнослужащих, их го­товности и способности эффективно решать стоящие перед ними задачи.

Изучение МПС осуществляется с помощью традиционных методов сбора пси­хологической информации.

Вопросы для самоконтроля

1. Что представляет собой морально-психологическое состояние личного со­става?

2. В каких формах индивидуально- и социально-психологических явлений проявляется морально-психологическое состояние?

3. Какова структура морально-психологического состояния?

4. Какие методы применяются для изучения и анализа морально-психологи­ческого состояния?

Дополнительная литература для самостоятельной работы по теме

1. Караяни А. Г. Психологическое обеспечение боевых действий личного соста­ва частей Сухопутных войск в локальных военных конфликтах. — М., 1998.

2. Каширин В. П. Морально-психологическое состояние личного состава подраз­деления, части (корабля) / Военная психология: методология, теория, прак­тика. - М., 1998.

3. Тютченко А. М. Морально-психологическое состояние военнослужащих: оценки и пути формирования. — М., 1994.

4. Шумков Г. Е. Тезисы по вопросу военной психологии // Русский инвалид. 1909. № 227.


Глава 14. ПСИХОЛОГИЯ ВЕДЕНИЯ ПЕРЕГОВОРОВ С ТЕРРОРИСТАМИ

Переговоры — эффективный инструмент решения спорных вопросов и органи­зации совместной деятельности, изобретенный людьми в глубокой древности. Они являются одним из способов приспособления человека к условиям жизни, выживания человеческого общества и позволяют находить согласие там, где ин­тересы не совпадают, мнения расходятся, где имеют место непримиримые проти­воречия и схватки не на жизнь, а на смерть.

Переговоры между собой ведут государства, народы, политические партии и движения, социальные группы, отдельные люди.

Несмотря на то, что переговоры с преступниками велись испокон веков, реаль­ный социальный интерес к ним как к специфическому средству разрешения кризисных ситуаций проявился после летних Олимпийских игр 1972 г. в Мюн­хене. Там исламскими экстремистами были захвачены 9 заложников (спорт­сменов израильской сборной команды). Акция по их силовому освобождению окончилась крайне неудачно: погибли все заложники, один полицейский, 5 преступников, один пилот вертолета и трое полицейских были ранены. Тогда впервые остро заговорили о переговорах как об альтернативе силовым акциям.

С того времени переговоры с преступниками стали квалифицироваться как «новые подходы». Нередко они являются единственным реальным средством, позволяющим обеспечить устранение опасности, предупредить совершение тяжких преступлений, избежать применения силы. Этим объясняется их со­циальная и моральная ценность.

Российская действительность свидетельствует о том, что переговоры с преступ­никами (террористами) — актуальная проблем нашего времени. Региональные и этнические конфликты, терроризм, случаи захвата заложников, обмен воен­нопленными ставят руководителей силовых структур в положение, когда не­обходимо вести диалог с противником с целью прекращения насилия и дости­жения компромисса. Эти переговоры могут быть не только с противником, но с враждебно настроенным населением, с местными органами самоуправления, представителями духовенства [14, с. 516].

В последнее время командиры, специалисты органов воспитательной работы, военные психологи вынуждены участвовать в переговорах по пресечению таких явлений, как захват заложников, вооруженный шантаж, демонстративно-шантаж­ное суицидальное поведение, дезертирство с оружием, групповые побеги из мест


362 ______________________ Раздел II. Психологическая работа в ходе ведения боевых действий

заключения и т. д. Начиная с 1995 г. практически непрерывно идет контртерро­ристическая операция в Чечне. При этом во многих случаях возникает необходи­мость в переговорах с преступниками.

Несмотря на то, что имеет место тенденция на увеличение количества подобных правонарушений, специалистов по переговорам в войсках нет, а действующие пси­хологи имеют весьма смутное представление о способах их эффективного ведения. Испытывается недостаток и в методическом обеспечении их подготовки. Каковы же особенности переговоров с преступниками? Каковы условия, способы и при­емы их эффективного ведения? Какие требования предъявляются к лицам, веду­щим их?




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 950; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.