КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Сущность и структура морально-психологического состояния
В современной литературе имеется множество определений морально-психологического состояния. Наиболее приемлемым (психологическим, доступным для технологизации) является определение, данное В. П. Кашириным. Морально-психологическое состояние личного состава — это обусловленное влияни- ем социальных, материально-технических и природных факторов относительно устойчивое и ограниченное по времени состояние мобилизованности и настроенности психики воен- нослужащих и психологии воинских коллективов на решение поставленных боевых задач, степень психологической готовности и способности выполнить эти задачи [74]. По существу морально-психологическое состояние является текущим индикатором отражения в сознании и психических состояниях военнослужащих их целевого психологического ресурса [74]. МПС выступает результатом активизации и актуализации воспринятых и усвоенных, внутренне принятых личным составом смысла войны, боевых действий, военно-профессиональных, политических, нравственных, правовых, эстетических, общекультурных ценностей, интересов, установок, позиций, взглядов. Все это в совокупности и составляет содержание, слагаемые, компоненты МПС. В. П. Каширин считает, что как явление духовное, морально-психологическое состояние проявляется в конкретных реальных формах индивидуально- и социально-психологических явлений. К числу таких явлений относятся: а) умонастроения военнослужащих, состояние рациональной сферы их психи б) индивидуальные и групповые эмоциональные состояния как совокупность в) состояние волевой мобилизованности, готовности, настроенности и реши В связи с этим делается вывод, что морально-психологическое состояние — это многофакторное и сложное как по содержанию, так и по форме существования индивидуально- и социально-психологическое явление, имеющее три взаимосвязанные стороны: рациональную, эмоциональную и волевую. Морально-психологическое состояние (МПС) имеет определенную структуру, в которой можно выделить три неразрывно связанные, взаимодействующие группы элементов: 356 ______________________ Раздел II. Психологическая работа в ходе ведения боевых действий 1) моральные, отражающие представления о войне, ее характере, целях и сущности. В распространяемых государственными органами идеях отражаются общественные потребности народа и армии. Эти потребности выступают конкретными мотивами деятельности Вооруженных сил по защите Отечества; 2) общественно- и индивидуально-психологические элементы (патриотизм и интернационализм, боевые традиции, социальные настроения и чувства, уровень развития черт характера, темперамент, воля к победе, готовность к самопожертвованию и другие); 3) элементы профессионального плана, подразделяющиеся на три подгруппы: военно-профессиональной подготовки (уровень военно-технических знаний, степень овладения своей военной специальностью), дисциплинированности (точность и качество выполнения боевых приказов и т. д.), взаимоотношений (с командирами, подчиненными, местным населением и др.). Составные части содержания МПС выступают в единстве. Моральные элементы, проникая в общественно-психологические, придают им нравственную направленность. Общественно-психологические элементы воздействуют на мировоззрение, придавая ему эмоциональную окраску. Обе группы, влияя на элементы профессионального плана, создают базу для реализации военно-профессиональных и морально-боевых качеств военнослужащих. Нельзя осуществить психологический анализ МПС не рассмотрев побудительные и исполнительные механизмы боевой деятельности воина, т. е. психологического механизма регуляции боевого поведения. Если исполнительные механизмы кроются в приобретенных знаниях, навыках, умениях, мастерстве личного состава, его дисциплинированности, т. е. в военно-профессиональном компоненте, то в основе побудительных механизмов лежит мотивационно-потребиостная сфера личности и ее базовая основа — система ценностей и уровень притязаний. Говоря о мотивационно-потребностной сфере, прежде всего следует иметь в виду: • какое значение имеют происходящие события для их участников; • в каком отношении военнослужащий находится к происходящим событиям (добровольно участвует или по принуждению); • какой смысл вкладывает военнослужащий в конкретную боевую ситуацию. занимают мотивы. М. И. Дьяченко выделил следующие группы мотивов: • широкие социальные (любовь к Родине, ненависть к врагу, чувство воинского долга и др.) • коллективно-групповые (чувство боевого товарищества, групповые традиции, страх потерять уважение сослуживцев и т. д.); • индивидуально-личностные (желание отличиться, получить награду; чувство мести; стремление получить материальное вознаграждение и т. д. В. П. Каширин выделяет в структуре МПС два компонента — военно-профессиональный и морально-политический. Он предлагает систему показателей для каждого из них (они представлены в его методиках в виде общественно-полити- Глава 13. Морально-психологическое состояние личного состава полка __________________ 357 ческих, социально-нравственных и профессионально-деятельностных объективных требований, норм, правил, выраженных в Конституции России, военной присяге, воинских уставах, приказах) и критерии в виде оцениваемой по специальной шкале степени выраженности понимания, согласия, принятия этих требований [74]. Таким образом, морально-психологическое состояние личного состава — совокупность текущих психологических возможностей военнослужащих и воинских коллективов, нацеленных на решение конкретной задачи. 13.2. Методы изучения и оценки морально-психологического состояния Командиры, офицеры воспитательных структур, в т. ч. и военные психологи, обязаны постоянно изучать и оценивать МПС личного состава. В Приказе МО РФ № 226 отмечается, что «психолог полка (корабля 1 ранга) песет ответственность за состояние и организацию психологической работы в интересах воспитания личного состава, укрепления его морально-психологического состояния и поддержания психологической устойчивости военнослужащих». МПС изучается в следующих целях: • определения его уровня и способности влиять на решение боевых (учебно-боевых) и других служебных задач; • нахождения слабых мест в психологической устойчивости военнослужащих и воинских коллективах; • прогнозирования реакций и действий личного состава при решении боевых и учебно-боевых задач; • принятия эффективных превентивных мер по формированию и укреплению морально-психологического состояния. Для изучения морально-психологического состояния личного состава психолог использует следующие методы: • массовый и экспертный опрос; • наблюдение; • социометрия; • анализ результатов деятельности; • эксперимент и др. Результатом изучения является приобретение знаний о МПС личного состава. На основе анализа этих знаний военнослужащими планируется и организуется его оценка — анализ качественных и количественных характеристик, выражаемый в баллах, выводах, заключениях, суждениях (результат). Для того чтобы исключить или значительно уменьшить ошибки при оценке МПС, необходимо соблюдать выработанную и проверенную на практике оценочную «траекторию», включающую следующие стадии. 1. Формулирование целей оценки МПС. Раздел II, Психологическая работа в ходе ведения боевых действий 2. Определение предмета оценки. 3. Выбор показателей, характеризующих предмет. 4. Установление критериев оценки показателей. 5. Определение соответствующих методов оценки. 6. Формирование оценочного вывода. Наиболее простой и приемлемой методикой оценки МПС является методика, предложенная В. П. Кашириным1. Методика экспертной оценки морально-психологического состояния воинского подразделения предполагает опрос ограниченного числа (по три человека) от офицерского, сержантского и рядового состава по вопросам, раскрывающим компоненты МПС по следующей схеме. «Оцените, пожалуйста: 1) отношение военнослужащих к воинской службе; 2) стремление военнослужащих добросовестно выполнять военно-служебные задачи; 3) стремление военнослужащих овладеть своей'военной специальностью и совершенствоваться в ней; 4) стремление участвовать в несении боевого дежурства; 5) военно-профессиональную слаженность, сработанность подразделения; 6) удовлетворенность военной службой; 7) авторитет командира подразделения; 8) взаимоотношения в воинском коллективе; 9) сплоченность подразделения;
10) взаимоотношения военнослужащих с местным населением; 11) удовлетворенность сложившимися взаимоотношениями в подразделении; 12) состояние воинской дисциплины в подразделении; 13) отношение военнослужащих к экономическому курсу правительства; 14) отношение к внутренней социально-политической деятельности руководства РФ; 15) отношение военнослужащих к международно-политической деятельности РФ; 16) отношение к военной политике государства. Вопросы 1-6 отражают состояние военно-профессионального компонента, 7-16 — политико-морального компонента. Опросник может дополняться вопросами по актуальным вопросам жизнедеятельности (боевые действия, отношение к противнику и др.). К опроснику предлагается опросная шкала: На самом деле В. П. Кашириным предложено три методики: МПС-1 — для массового опроса военнослужащих, МПС-2 для экспертной оценки МПС и МПС-3 — для оценки межличностных отношений и индекса сплоченности воинского коллектива (на базе опросника Сишора). В данной работе будет рассмотрен сокращенный вариант методики МПС-2. ( Глава 13. Морально-психологическое состояние личного состава полка __________________ 359 5 баллов — положительно; 4 балла — скорее положительно, чем отрицательно; 3 балла — трудно сказать, нейтрально; 2 балла -скорее отрицательно, чем положительно; 1 балл — отрицательно. По результатам опроса вычисляется общий средний балл по каждому компоненту и с помощью специальной матрицы определяется общий уровень зрелости МПС (рис. 2.14). Используя матрицу, необходимо заполнить табл. 2.11. Таблица 2.11 Уровни зрелости МПС
Здоровое МПС позволяет решать боевые задачи различного уровня. Не определившееся МПС требует осуществления специальной работы по его формированию. Подразделения с нездоровым МПС к выполнению боевых задач не допускаются. Здесь необходима специальная работа по выявлению причин сложившегося положения, возможно, переформирование коллектива, смена руководства, оказание психологической помощи военнослужащим. Раздел II. Психологическая работа в ходе ведения боевых действий Методика МПС-1 аналогична по структуре и содержанию, только опросу в ней подвергается каждый военнослужащий [74]. Точность получения информации о МПС воинского подразделения (части) будет значительно выше, если данные, полученные с помощью опросной методики, будут подтверждены посредством наблюдения, оценки результатов деятельности. Таким образом, морально-психологическое состояние является отражением текущего состояния целевого психологического ресурса военнослужащих, их готовности и способности эффективно решать стоящие перед ними задачи. Изучение МПС осуществляется с помощью традиционных методов сбора психологической информации. Вопросы для самоконтроля 1. Что представляет собой морально-психологическое состояние личного состава? 2. В каких формах индивидуально- и социально-психологических явлений проявляется морально-психологическое состояние? 3. Какова структура морально-психологического состояния? 4. Какие методы применяются для изучения и анализа морально-психологического состояния? Дополнительная литература для самостоятельной работы по теме 1. Караяни А. Г. Психологическое обеспечение боевых действий личного состава частей Сухопутных войск в локальных военных конфликтах. — М., 1998. 2. Каширин В. П. Морально-психологическое состояние личного состава подразделения, части (корабля) / Военная психология: методология, теория, практика. - М., 1998. 3. Тютченко А. М. Морально-психологическое состояние военнослужащих: оценки и пути формирования. — М., 1994. 4. Шумков Г. Е. Тезисы по вопросу военной психологии // Русский инвалид. 1909. № 227. Глава 14. ПСИХОЛОГИЯ ВЕДЕНИЯ ПЕРЕГОВОРОВ С ТЕРРОРИСТАМИ Переговоры — эффективный инструмент решения спорных вопросов и организации совместной деятельности, изобретенный людьми в глубокой древности. Они являются одним из способов приспособления человека к условиям жизни, выживания человеческого общества и позволяют находить согласие там, где интересы не совпадают, мнения расходятся, где имеют место непримиримые противоречия и схватки не на жизнь, а на смерть. Переговоры между собой ведут государства, народы, политические партии и движения, социальные группы, отдельные люди. Несмотря на то, что переговоры с преступниками велись испокон веков, реальный социальный интерес к ним как к специфическому средству разрешения кризисных ситуаций проявился после летних Олимпийских игр 1972 г. в Мюнхене. Там исламскими экстремистами были захвачены 9 заложников (спортсменов израильской сборной команды). Акция по их силовому освобождению окончилась крайне неудачно: погибли все заложники, один полицейский, 5 преступников, один пилот вертолета и трое полицейских были ранены. Тогда впервые остро заговорили о переговорах как об альтернативе силовым акциям. С того времени переговоры с преступниками стали квалифицироваться как «новые подходы». Нередко они являются единственным реальным средством, позволяющим обеспечить устранение опасности, предупредить совершение тяжких преступлений, избежать применения силы. Этим объясняется их социальная и моральная ценность. Российская действительность свидетельствует о том, что переговоры с преступниками (террористами) — актуальная проблем нашего времени. Региональные и этнические конфликты, терроризм, случаи захвата заложников, обмен военнопленными ставят руководителей силовых структур в положение, когда необходимо вести диалог с противником с целью прекращения насилия и достижения компромисса. Эти переговоры могут быть не только с противником, но с враждебно настроенным населением, с местными органами самоуправления, представителями духовенства [14, с. 516]. В последнее время командиры, специалисты органов воспитательной работы, военные психологи вынуждены участвовать в переговорах по пресечению таких явлений, как захват заложников, вооруженный шантаж, демонстративно-шантажное суицидальное поведение, дезертирство с оружием, групповые побеги из мест 362 ______________________ Раздел II. Психологическая работа в ходе ведения боевых действий заключения и т. д. Начиная с 1995 г. практически непрерывно идет контртеррористическая операция в Чечне. При этом во многих случаях возникает необходимость в переговорах с преступниками. Несмотря на то, что имеет место тенденция на увеличение количества подобных правонарушений, специалистов по переговорам в войсках нет, а действующие психологи имеют весьма смутное представление о способах их эффективного ведения. Испытывается недостаток и в методическом обеспечении их подготовки. Каковы же особенности переговоров с преступниками? Каковы условия, способы и приемы их эффективного ведения? Какие требования предъявляются к лицам, ведущим их?
Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 950; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |