Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Психологические основы эффективного ведения переговоров с террористами




Теоретико-методологическую основу переговоров с преступниками составляют положения психологии социального восприятия и воздействия, конфликтологии, психолингвистики, информатики, теории игр, педагогики, социологии, логики, права, рефлексивного управления и др. отраслей знания.


366 ______________________ Раздел II, Психологическая работа входе ведения боевых действий

Специалисты рассматривают переговоры с преступниками как процесс ком­муникации — обмена представлениями, идеями, интересами, настроениями, чув­ствами, установками. При этом, естественно, в первую очередь речь идет о так называемой убеждающей коммуникации, при которой идеи и взгляды, установки и оценки циркулируют в одном направлении — от субъекта к объекту, от перего­ворщиков к аудиториям, подвергающимся воздействию.

В западной психологии выполнено большое число исследований, посвященных анализу путей и условий повышения эффективности коммуникации. Совокуп­ность определенных мер, направленных на это, получила название «убеждающей коммуникации». Для учета всех факторов, имеющих место в речевой коммуника­ции, К. Ховландом разработана «матрица убеждающей коммуникации», представ­ляющая своеобразную модель речевого коммуникативного процесса с обозначени­ем всех его составных элементов.

Американским специалистом в области коммуникации Г. Лассуэллом предло­жена модель коммуникативного процесса, включающая пять элементов:

1) Кто? (передает сообщение) — Коммуникатор;

2) Что? (передается) — Сообщение;

3) Как? (осуществляется передача) — Канал;

4) Кому? (направлено сообщение) — Аудитория;

5) С каким эффектом? — Эффективность [11].

В соответствии с таким подходом к пониманию внушающей коммуникации эф­фективность внушения зависит от качественно-количественного состояния каж­дого из составляющих этой модели.

Например, установлены качества коммуникатора, при которых его деятельность бывает максимально результативной. Одним из главных таких качеств является авторитет. Исследования показали, что одна и та же информация, переданная разными людьми, отличается своей убеждающей и побуждающей силой. Так, наибольшим убеждающе-внушающим эффектом обладают лица, принадлежащие к «информационно емким» социальным группам (крупные ученые, известные по­литики, специалисты в конкретных областях деятельности, общественные деяте­ли и др.). Их имидж предполагает владение точной и детальной информацией по широкому кругу вопросов. Значительным влиянием, прежде всего эмоциональ­ного свойства, на широкие массы людей обладают деятели культуры и искусства (звезды эстрады, киноартисты), выдающиеся спортсмены. В аудиториях, отли­чающихся отсутствием общих социальных ценностей и ориентиров, эмоциональ­ной нестабильностью, внушаемостью, эффективное влияние на людей может оказываться различного рода «пророками», астрологами, «колдунами» и т. п. Родственники, близкие люди, друзья в минуты критической опасности приобре­тают дополнительную коммуникативную «силу».

Убеждающая и внушающая сила сообщения зависит от внешней и внутренней структуры передаваемой информации. Информация представляет собой совокуп­ность преобразованных (кодированных) сообщений, выраженных в определен­ной форме и предназначенных для передачи от коммуникатора к аудитории с по­мощью сигналов различной физической и иной природы.


Глава 14. Психология ведения переговоров с террористами ________________________ 367

В качестве сигнала выступает носитель информации, представляющий собой физический или духовный процесс, параметры которого адекватно отражают со­общение. Сигналы могут быть оптические, акустические, электрические, элект­ромагнитные, химические, парапсихологической природы и др.

Основными сигнальными системами в человеческой коммуникации являются вербальная (словесная) и невербальная. А. Мейерабином показано, что основной поток значимой информации передается посредством невербальных сигналов. По его данным, с помощью слов сообщается только 7% информации, за счет звуковых средств (интонация, тембр, паузы и т. п.) — 38%, с помощью мимики, жестов, поз — 55%. Этот факт нужно обязательно учитывать при разработке сообщения [11].

Внешними параметрами информации, влияющими на ее внушающий потен­циал, являются: цвет, яркость, контрастность, фон, громкость, тон, тембр, сила, темп, язык, образность, эмоциональная насыщенность и др. Внутренними пара­метрами сообщения выступают: последовательность предъявления его частей, чередование цветовых и звуковых фрагментов, ритм, месторасположение инфор­мационных и побуждающих элементов информации и др.

Каждый канал отличается не только видом циркулирующей по нему информа­ции, но и своей пропускной способностью — возможностью пропуска определен­ного объема информации за единицу времени. Чтобы информация могла проник­нуть в сознание и подсознание человека, ее параметры должны соответствовать психофизиологическим возможностям его воспринимающих систем.

Известно, что сознание индивида не воспринимает смысл фраз, состоящих бо­лее чем из 13 слов, произносимых без паузы дольше 5-6 секунд и проговарива­емых со скоростью более 2,5 слов в секунду. Социальными психологами уста­новлено, что мужчины наиболее внимательно слушают первые 10-15 секунд сообщения, затем начинает размышлять о своей позиции по данному вопросу [14; 59; 166].

Информация в сообщении должна располагаться в определенной последова­тельности. В начале должна излагаться информация, способная сразу же заин­тересовать аудиторию. Факты, глубоко затрагивающие эмоциональную сферу людей, способные вызвать неоднозначные реакции или обиду, должны распо­лагаться в середине сообщения. Желая, чтобы аудитория запомнила какой-либо факт, необходимо подавать информацию о нем в начале обращения. Для того чтобы люди выполнили какой-либо совет, предложение или требование, следует сообщить о них в конце обращения.

Немаловажное значение для эффективности убеждающего воздействия имеют качественные параметры аудитории — людей (от одного человека и более), кото­рым передается сообщение. К числу важнейших из них относятся:

• численный состав и степень социальной, этнической, политической, конфес­сиональной и другой однородности;

• степень совпадения ценностных ориентации и интересов, сплоченности, на­личие противоречий;

• вид деятельности, этап ее выполнения и отношение к ней;

• психическое состояние;



Раздел II. Психологическая работа в ходе ведения боевых действий


• наличие доминирующих идей и степень увлеченности ими;

• преобладающее отношение к событиям, наличие интереса;

• интеллектуальный уровень, сформированности привычки к критическому анализу фактов и явлений и др.

Берется в расчет и то, что в общей массе лишь 15-25% людей способны крити­чески анализировать предъявляемую им информацию, а порядка 75% из них дос­таточно легко поддаются внушению.

Известно также, что человек больше подвержен внешнему психологическому влиянию, когда он находится среди незнакомых людей или в группе, действу­ющей по законам толпы, когда он голоден, физически обессилен, неудовлетворен собственным положением и др.

Немаловажное значение в коммуникации имеет и то, какой канал передачи со­общения используется для достижения поставленных целей. На сегодняшний день известно три основных канала, используемых человеком для получения ин­формации о внешнем мире:

1) сенсорный канал — канал коммуникации, служащий для передачи информа­ции сознанию человека через органы чувств (зрение, слух, обоняние, вкус, осязание и др.);

2) субсенсорный канал — канал передачи субъективно не осознаваемой, но вли­яющей на поведение человека информации, проходящей как бы «под поро­гом сознания»;

3) экстрасенсорный канал — канал, по которому осуществляется восприятие объектов, состояний, звуков, запахов или мыслей людей на основе паранор­мальных способностей, без использования обычных органов чувств. Следу­ет сказать о том, что убедительных научных данных о наличии такого канала пока нет. Однако в многочисленных исследованиях указывается на принци­пиальную возможность существования паранормальных явлений и канала для их передачи и восприятия.

Для того чтобы сообщение достигло поставленной цели, необходимо, чтобы каналы коммуникации были свободны от помех и использовались в комплексе.

Специалисты в области информационно-психологического противоборства понимают под эффективностью сообщения то, какое воздействие оно оказало, какие изменения в состоянии и поведении аудитории оно произвело.

В психологии воздействие трактуется как целенаправленный перенос движе­ния и информации от одного участника взаимодействия к другому, сопровождае­мый изменением установок, намерений, представлений, оценок, состояния и по­ведения человека, на которого оно было направлено.

Воздействие может быть открытым и скрытым, направленным и ненаправлен­ным, прямым, и косвенным.

Направленное воздействие имеет целью изменить поведение конкретного чело­века (группы людей).

Ненаправленное воздействие осуществляется как бы случайно, при срабатыва­нии психологических механизмов заражения и подражания.

Прямое воздействие состоит в открытом предъявлении партнеру информации или требований.


Глава 14. Психология ведения переговоров с террористами



Косвенное воздействие осуществляется путем изменения окружающей аудито­рию среды.

При этом в качестве предмета воздействия могут выступать:

• взаимоотношения между людьми (в преступной группе; между террориста­ми и заложниками; между заложниками и лицами, привлеченными для их освобождения и т. д.);

• индивидуальная картина мира человека;

• побудители поведения (потребности, мотивы, личностные смыслы, установ­ки, инстинкты и др.);

• психические состояния отдельного человека и групп людей;

• физиологические состояния людей и др.

К методам вербального и невербального воздействия на аудиторию относятся: убеждение, внушение, психическое заражение, подражание, рефлекторное закреп­ление реакций, манипулирование.

Под убеждением в психологии понимается метод воздействия на сознание че­ловека через обращение к его собственному критическому суждению. Чтобы дос­тичь целей убеждения, необходимы тщательный отбор, логическое упорядочение фактов и выводов, правильное структурирование информации. В результате чело­век сам должен сформулировать для себя новое видение фактов, событий, явлений. Убеждение оказывает на человека самое сильное воздействие путем формирова­ния у него внутренних оценочных критериев, новых побудителей поведения. Оно эффективно в тех случаях, когда объект воздействия способен критически мыс­лить, не зациклен на какой-либо позиции, не имеет устойчивых негативных уста­новок но поводу коммуникатора и темы сообщения, не находится во власти отри­цательных переживаний..

В случае, когда объект вoздeйствия является носителем сверхценных идей, не готов даже рассуждать о других возможных подходах к пониманию темы сообще­ния, в качестве средства воздействия на него целесообразно использовать внуше­ние. Внушение рассматривается как процесс воздействия на психическую сферу человека путем снижения сознательности и критичности при восприятии и реа­лизации внушаемого материала, исключения его развернутого логического ана­лиза и оценки. Эффективность внушения зависит от: авторитета, обаяния, воли лица, осуществляющего внушение; от степени внушаемости, эмоционального состояния, установок и целей партнера по общению; от характера отношений (степени доверия, уважения) между общающимися; от структуры сообщения (сочетание логических и эмоциональных элементов, вербальных и невербальных воздействий, расположения информации в структуре сообщения и др.).

Психическое заражение как метод воздействия состоит в распространении на психофизиологическом уровне эмоционального состояния коммуникатора на аудиторию. Как показывает опыт, действенным средством такого заражения яв­ляется улыбка, бодрый эмоциональный тон, позитивное отношение к аудито­рии и др.

В практике переговорного процесса выработаны специальные приемы мани-пулятивного управления поведением противной стороны.



Раздел II. Психологическая работа входе ведения боевых действий


Среди них наиболее интересными являются следующие.

1. «Уход» связан с закрытием позиции. Примером может служить просьба от­ложить рассмотрение вопроса на определенный срок.

2. «Затяжка» представляет собой серию уходов. При этом идут ссылки на слож­ность выполнения какого-либо требования, действия («...В банке считают деньги мелкими купюрами», «Машина попала в аварию...», «Сердечный при­ступ у...» и т. п.

3. «Выжидание» — высказывание готовности изложить свое мнение после зна­комства с позицией противника.

4. «Выражение согласия» — демонстративное выражение согласия с уже выс­казанным мнением противника.

5. «Салями» — медленное, послойное приоткрывание собственной позиции.

6. «Пакетирование» — увязывание не связанных между собой вопросов в еди­ный пакет и требование рассматривать их только в комплексе.

7. «Выдвижение требований в последнюю минуту» — выдвижение главного, неприятного для противника требования в тот момент, когда казалось бы все вопросы решены, согласие достигнуто.

8. «Завышение требований» — состоит во включении в круг обсуждения явно сложных вопросов, от которых можно впоследствии отказаться «из-за ува­жения», «из-за доверия» и т. д.

9. «Расстановка ложных акцентов» — ложная демонстрация заинтересованно­стью теми проблемами, которые на самом деле не представляют ценности. Впоследствии эти «важнейшие» вопросы можно снять в обмен на снятие вопросов, важных для противника.

 

10. «Блеф» — сообщение заведомо ложной информации о своих возможностях.

11. «Указание на слабые позиции противника» — указание на недостаточность полномочий, возбужденность, нервозность, противоречивость высказыва­ний и т. д.

12. «Упреждающая аргументация» — постановка вопроса, ответ на который об­нажит несостоятельность противника.

13. «Искажение позиции противника» — неправильная трактовка позиции про­тивника, выставляющая его в невыгодном свете.

14. Угрозы и давление [14].

Структура Переговоров, по оценкам специалистов, включает два периода, от­личающихся содержанием, положением сторон, эмоциональной окраской [59].

Первый период — «Эмоциональный». Начало переговоров нередко проходит в условиях внезапности действий преступников, их стремления подавить волю противной стороны, создать благоприятные для себя условия переговоров путем: оскорблений, навешивания ярлыков на участников переговоров; ультиматумов; угроз, шантажа; запрашивания больше того, чего хотят достичь, пакетирования условий; ухода от конкретных предложений, отказа от согласованных позиций; блефа и т. д.

Органы пресечения террористического акта в этот период осуществляют: обоб­щение первоначальной информации о ситуации, принятие решения о ведении переговоров, выделение переговорщиков, определение тактики ведения перего-


Глава 14. Психология ведения переговоров с террористами



воров, установление контактов с преступниками, достижение стабилизации об­становки.

Наиболее эффективной тактикой противодействия психологическому давле­нию террористов является:

• снятие эмоционального напряжения, «митингового характера» общения при установлении контактов с преступниками, завоевание у них доверия (крат­кая и убедительная информация о ведущем переговоры, его компетентно­сти, моральном облике, жизненном опыте, благожелательность, прямота, честность, демонстрация стремления помочь преступнику);

• снижение неприязни к преступникам, сострадания к потерпевшим;

• демонстрация психической устойчивости;

• затягивание переговоров в целях выигрыша времени, необходимого на уточ­нение ситуации (личностей преступников, их количества, вооружения,, ин­дивидуально-психологических особенностей, истинных намерений) путем убеждения их, что требуется время на согласование вопросов с руковод­ством, властями, глубоко разобраться в требованиях преступников, проце­дура их выполнения сложна, отсутствие транспорта, денег и др.), назначение времени для обдумывания ответов;

• выявление числа пострадавших, их физического и психического состояния, настроя, готовности к сотрудничеству с одной из сторон;

• рекогносцировка местности с целью выяснения лучших позиций для разме­щения штаба, технических средств ведения переговоров, лучшего способа ведения переговоров (непосредственно, через звуковещательные установки, письменно, через посредников или переводчиков и др.);

• принятие решения о задействовании специальных сил и средств, о силовом или несиловом решении конфликта;

• демонстрация силы и решительных действий с целью психологического дав­ления на преступников;

• предложение перенести на конец переговоров наиболее сложные вопросы (метод последовательного приближения);

• шутки и др.

Стиль переговоров, характерный для этого периода, — диалог, рассчитанный на длительный период, не допускающий торопливости, нетерпения, суеты. Главная цель периода — снять эффект внезапности, вырвать инициативу из рук преступ­ников.

Второй период переговоров — «Логический». В нем выделяют несколько са­мостоятельных этапов.

Первый этап— «Захват позиций» — нацеливается на обеспечение обще­ственной безопасности, развертывание сил, способных решить проблему силой, психологическое давление на преступников. Это достигается за счет:

• создания пауз, перерывов в контактах;

• постоянного проведения мысли, что диалог имеет смысл лишь в том случае, если преступники гарантируют безопасность заложников;


372 ______________________ Раздел II. Психологическая работа в ходе ведения боевых действий

• принятия мер по всяческому уменьшению числа заложников, в первую оче­редь женщин и детей, больных и пожилых людей (каждый освобожденный — успех переговорщиков);

• использования воровского закона, презирающего насильников над женщи­нами и детьми;

• привлечения к диалогу родственников, близких, друзей, авторитетных лиц, священников, учителей и др.

Второй этап— «Инициатива» — сводится к выдвижению условий и об­суждению их приемлемости, нахождению взаимоприемлемых решений, торгу, психологической борьбе; рассмотрению конкретных условий преступников, вне­сению логических элементов в переговоры; предложению выделить для контак­тов одного из преступников, с тем чтобы в более спокойной обстановке обсудить их требования (замечено, что это снижает напряженность).

Третий этап— «Соглашение» — состоит в достижении полного или час­тичного соглашения, определении путей его реализации, анализе результатов проведенной работы.

Содержание работы психолога определяется конкретным видом переговоров. Существуют многочисленные классификации переговоров. В частности, перего­воры градируют по следующим основаниям:

• по количеству участников: двусторонние и многосторонние;

• по продолжительности: кратковременные и продолжительные;

• по характеру общения с преступниками: непосредственные и опосредство­ванные (письма, технические средства связи, посредники и др.);

• по локусу инициативы: активные и реагирующие и др.;

• по месту ведения: в обычных условиях и в боевой обстановке;

• по преследуемой цели выделяют переговоры истинные, переговоры для при­крытия и переговоры-имитации.

Все, что рассмотрено выше, — относится ко всем видам переговоров, но в пер­вую очередь к переговорам истинным.

Переговоры «для прикрытия» (оперативная игра) — это ведение диалога с преступниками в целях создания ситуации, благоприятной для эффективного и безопасного силового пресечения преступных действий.

Их главная задача — так «убаюкать» преступников, чтобы контраст с последу­ющими силовыми действиями был шокирующим.

Такие переговоры ведутся в условиях, когда ведение конструктивного диалога с преступниками невозможно, имеет место выдвижение ими неприемлемых тре­бований; преступниками уже осуществлен ряд преступных действий (убийства, истязания и др.); преступники вооружены, наличествует угроза взрывов, массо­вых отравлений и заражений; место нахождения преступников неизвестно.

Переговоры-имитации «показаны» при ведении «диалога» с психически боль­ными людьми, когда одна из сторон переговоров, способная к логическому анали­зу ситуации, практически отсутствует. Это по существу психотерапевтическое прикрытие насильственных мер, которые придется применить.

Тактика их ведения состоит в том, чтобы делать следующее:


Глава 14. Психология ведения переговоров с террористами



• соглашаться с самыми несуразными требованиями преступника, конкрети­зируя и «технологизируя» их;

• всячески отвлекать от навязчивых установок, мотивов, идей (вопросы о личности, родственниках, окружении); переход к темам, интересующим боль­ного;

• давать любые обещания, блефовать.

Опыт ведения переговоров свидетельствует о том, что наиболее целесообраз­ным соотношением логического компонента к эмоциональному в психологиче­ском воздействии на них 1: 2.

Логический компонент включает:

• доводы о возможности использования поощрительных норм уголовного пра­ва (избежание или снижение наказания);

• логический анализ выдвигаемых требований;

• логическое воздействие на «посредников»;

• проведение мысли о неотвратимости наказания.
Эмоциональный компонент предполагает:

• использование альтруистических эмоций (потребность в содействии, помо­щи, покровительстве другим, чувства участия и жалости), естественной при­вязанности к родителям, детям, друзьям, близким, ответственность перед женщинами;

• глорические эмоции (потребности в самоутверждении, личной ценности), поощрение отдельных черт личности и действий преступников, указания на молодость, неопытность, вину подстрекателей и окружения, поддержка мужских эталонов чести и достоинства, верности данному слову;

• страх;

• учет национальных, социальных, демографических, половых, профессио­нальных, религиозных особенностей преступников.

Психологическая траектория сложных переговоров, по мнению Л. Б. Филоно­ва, включает:

• накопление согласия;

• поиск совпадающих интересов;

• принятие принципов и свойств личности;

• выявление характеристик, опасных для общения;

• индивидуальное воздействие и регуляция поведения;

• выработка общих правил и взаимодействие.

Таким образом, хотя переговоры с преступниками — не панацея от всех бед преступности, однако это одно из наиболее эффективных и, порой, незаменимых средств разрешения конфликтных ситуаций, дополняющее предусмотренные за­коном меры предупреждения, пресечения преступлений и перевоспитания право­нарушителей. Эффективность переговоров определяется соблюдением определен­ной последовательности, этапности действий, применения и целесообразного сочетания методов логического и эмоционального воздействия на преступни­ков.



Раздел II. Психологическая работа входе ведения боевых действий


Вопросы для самоконтроля

1. Что является целью переговоров с террористами?

2. Какие задачи решаются в ходе переговоров с террористами?

3. Каковы основные особенности переговоров с террористами?

4. Каковы основные ситуации, предполагающие участие военных психологов в переговорах с преступниками и террористами?

5. Каковы основные психологические условия эффективного ведения перего­воров с террористами?

Дополнительная литература для самостоятельной работы по теме

1. Андреев Н. В. Психологическое обеспечение переговорной деятельности со­трудников ОВД в экстремальных условиях. — М., 1997.

2. Андреева Г. М. Социальная психология. — М., 2001.

3. Анцупов А. Я., Шипилов А. И. Конфликтология. — М., 2001.

4. Буданов А. В. Практические рекомендации по ведению переговоров в ситуа­ции захвата заложников (по материалам опыта правоохранительных орга­нов США). - М., 1995.

5. Илларионов В. П. Переговоры с преступниками. — М., 1993.

6. Лебедева М. М. Вам предстоят переговоры. — М., 1993.

7. Нергеш Я. Поле битвы — стол переговоров. — М., 1989.

8. Ольшанский Д. В. Психология террора. — М., 2002.

9. Свирская И. В., Андреев Н. В. Переговоры: психологическая характеристика и методы отбора инструктора по переговорной деятельности. — М., 1995.

 

10. Старков В. И., Горшкова Н. К. Захват заложников и их освобождение. — М., 1987.

11. Столяренко А. М. Экстремальная психопедагогика. — М, 2002.

12. Фишер Р., Юри У. Путь к согласию. — М., 1990.


Глава 15. ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ НА ВОЙНЕ

Вопрос о девиантном (отклоняющемся) поведении на войне не однозначен, сло­жен для точного психологического, нравственного и правового анализа и непо­пулярен как предмет психологического исследования. Это обусловлено общими причинами, сдерживавшими развитие отечественной психологии войны, но осо­бенно идеологическими догмами и стереотипами. На протяжении многих лет пос­ле 1917 г. считалось, что советский солдат не допускает отклонений в поведении на войне. А если они и имеют место, то только как исключения и, следовательно, не составляют актуальную проблему научного исследования. Необходимо уточ­нить, что каких-то официальных запретов на изыскания в этой области не было, однако существовало явление, которое немецкие психологи называют «духом вре­мени». Исследовательская активность в данной области могла быть воспринята как диссидентство.

Однако постановка вопроса об отклонениях на войне вполне оправдана, по­скольку от некоторых девиантных поступков нередко зависит жизнь многих воен­нослужащих и успех боевых операций (например, от предательства). Другие от­клонения оказывают угнетающее (например, самоубийства) или разлагающее (например, мародерство) воздействие на участников боевых действий. Третьи разрушают психическое здоровье воинов, дезорганизуют их взаимодействие (пьянство, наркотизм), вследствие чего значительно возрастает боевая нагрузка на добросовестных участников боевых действий (дезертирство, симуляция и т. п.), и т. д.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 723; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.