КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Многозначность и иерархия понятий. Обобщающая функция слова
Прекрасной «зарядкой» для мозга здесь является подбор аналогий, метафор, синонимов и антонимов и т.п. Понятно, что вначале такие занятия должны выполняться исключительно в наглядном плане. Мы же рассмотрим более сложные варианты, но идеология от этого не меняется. ` «Закончи предложение». Ребенку предлагается список незаконченных предложений. Инструкция: «Продолжи предложение, выбрав наиболее подходящее слово». - У дерева всегда есть... (листья, цветы, плоды, корень). - У сапога всегда есть... (шнурки, подошва, молния, пряжка). - У платья всегда есть... (подол, карманы, рукава, пуговицы). - У картины всегда есть... (художник, рама, подпись). В младшем возрасте это упражнение, естественно, следует выполнять, стоя перед конкретным деревом или картиной, разглядывая и щупая конкретное платье (кастрюлю, куклу, ананас). ` «Классификация по зрительному образцу». Для данного упражнения можно использовать детское лото. Разложите картинки на столе и предложите ребенку выбрать все картинки, подходящие к заданной. Например, к яблоку ребенок должен будет подобрать все картинки, на которых изображены фрукты (ягоды и овощи — в зависимости от задания). Затем, попросите ребенка назвать каждую картинку; обсудите с ним, почему он сделал такой выбор, чем схожи и чем отличаются эти предметы. Можно выбирать любые картинки с предметами по определенному, заданному общему признаку, например, по форме (цвету, фактуре, температуре, звучанию) или функциональному признаку. ` «Разложи по группам». Ребенку предлагается некоторое количество предметных изображений, которые он должен разложить на обобщенные группы: например, грибы и ягоды, обувь и одежда, животные и цветы. Ребенок должен дать название каждой получившейся группе и перечислить (назвать) все ее составляющие. ` «Найди сходство и различия. Ребенку для анализа предлагаются пары предметов (картинок, слов), в которых он должен отметить общее и разное. Например: соловей—воробей, лето—зима, стул—диван, береза—ель, самолет—автомобиль, заяц—кролик, очки— бинокль, девочка—мальчик и т.д. ` От частного к общему». Объясните ребенку следующее: есть слова, которые обозначают множество похожих предметов, явлений. Эти слова являются общими понятиями. Например, «фрукты». Этим словом можно назвать яблоки, апельсины, груши и т.п. Но есть слова, указывающие на меньшее число похожих предметов, и они являются частными, конкретными. Например, «яблоки». Этим словом называются все яблоки (и большие, и маленькие, зеленые, красные и др.). А теперь попросите ребенка подобрать общие понятия к частному. Можно в помощь ему сделать набор карточек с соответствующими изображениями. Понятно, что небесполезно придумать аналогичные упражнения, но из серии «От общего к частному». ` «Чего больше?» Ребенок должен ответить на вопрос и обосновать свой ответ: «Чего больше: берез или деревьев, земляники или ягод, мух или насекомых, цветов или ландышей, китов или млекопитающих, слов или существительных, квадратов или прямоугольников, пирожных или сладостей?» ` «Подбери общее понятие». Предложите ребенку дополнить ряд и назвать одним словом следующие понятия: яблоко, груша — стул, шкаф — огурец, капуста — ботинок, сапог — кукла, мячик — чашка, тарелка — кошка, слон — нога, рука — цветок, дерево — окунь, щука — роза, одуванчик — март, сентябрь — дуб, береза — фонарь, лампа — дождь, снег — день, ночь — озеро, море — пчела, жук — ` «Классификация предметов по обобщающему слову». По заданному обобщенному понятию (например, посуда, овощи, мебель, предметы, сделанные из железа, и т.д.) ребенок должен выбрать из общего набора картинок (реальных предметов) те, которые будут соответствовать заданному понятию. ` «Лишнее слово». Прочитав слова (рассмотрев набор картинок), ребенок должен ответить на вопросы: «Какое слово — лишнее? Почему?» Тарелка, чашка, стол, чайник. Береза, осина, сосна, дуб. Диван, стол, кресло, дерево. Карандаш, мел, пенал, кукла. Землетрясение, тайфун, гора, смерч. Круг, треугольник, трапеция, квадрат. Запятая, точка, тире, союз. ` «Исключи лишний признак». Ребенку предлагается выделить признак, который не подходит ко всем остальным, и назвать фактор, обобщающий оставшиеся слова. Зимний, летний, осенний, июньский, весенний. Красный, синий, красивый, желтый, серый. Деревянный, стеклянный, железный, ветхий, пластмассовый. Старый, высокий, молодой, пожилой, юный. Сладкий, соленый, горький, кислый, жареный. ` «Многозначность слов». Сыграйте в игру «Посмотри, как интересно!». Назвав любое слово (существительное, прилагательное, глагол), посоревнуйтесь, кто больше придумает ситуаций и предложений, в которых «участвует» это слово. Например: «летать» можно во сне, на самолете и на дельтаплане; как птица (орел и стриж) и как снег (лист); высоко, низко, стремительно и т.д. ` «Омонимы». Вспомните вместе с ребенком и вставьте вместо точек в скобках слово, которое означало бы то же, что и слова, стоящие вне скобок. ТКАНЬ (...) СОСТОЯНИЕ ВЕЩЕСТВА (Ответ: газ) РОДНИК (...) ОТМЫЧКА (Ответ: ключ) РЫБА (...) НАКЛОННАЯ ПОВЕРХНОСТЬ (Ответ: скат) ЖИВОТНОЕ (...) НЕЖНОСТЬ (Ответ: ласка) ЗАЛИВ (...) ЧАСТЬ ЛИЦА (Ответ: губа) СКАМЬЯ (...) МАГАЗИН (Ответ: лавка) Подумайте, как много действий мы с вами осуществляем автоматически. Если уж природа не всегда стабилизирует у левшей этот уровень психической жизни — этим придется заняться вам. Конечно, опора на богатый арсенал внешних, осознанных средств существенно увеличивает у левшей число степеней свободы для достижения той или иной цели. Но тот же феномен свидетельствует о слабости их адаптивных механизмов, изнашиваемости нервной системы в целом — ведь все «пропускается через голову»! Последствия мы и наблюдаем повсеместно у левшей, в том числе и в детском возрасте: частые эмоциональные и психосоматические срывы, склонность к неврозоподобным проявлениям и повышенная истощаемость. Иными словами, их нейропсихологический статус достаточно часто можно описать формулой: «Нос вытащил — хвост увяз...» Глава 5. Власть безграничная природы Нам потому не тяжела, Что чувство видимой свободы Она живущему дала. С.Я. Маршак Нейропсихологически ситуацию, описанием которой завершена предыдущая глава, можно объяснить следующим образом. Любая произвольная, проговоренная (про себя и вслух), развернутая операция чрезвычайно энергоемка. Собственно, упомянутый выше психологический пласт упроченных навыков и автоматизмов формируется в онтогенезе как центральный адаптивный механизм, поддерживающий оптимальный функциональный гомеостаз мозга. Мозг человека — удивительно совершенный и тонкий инструмент, но он располагает в каждом конкретном случае конечным количеством энергии. Она расходуется и на эмоции, и на познавательные процессы, и на модуляцию иммунного, эндокринного статуса; перечень системо-организующих функций мозга можно продолжать бесконечно. Представляется, что в самом общем виде положение таково: чем больше энергии требуется на актуализацию высших психических процессов (движения, восприятия, речи, счета, мышления), тем больше вероятность «обкрадываниям базальных структур психики (соматических, аффективных и прочих). Как раз этот механизм и наблюдается зачастую у левшей. Он отражает отрицательную сторону их специфических подкорково-корковых функциональных отношений. Этот факт в совокупности со всем сказанным выше заставляет еще раз подчеркнуть необходимость тщательного наблюдения за левшами с точки зрения появления у них аллергий, тиков, энуреза, страхов и бессонницы, эндокринных отклонений и особенностей полового созревания. Если любой ребенок требует к себе внимания в этом смысле, то левша — втрое больше. Именно поэтому нельзя пренебрегать такими общепринятыми способами общеукрепляющих мероприятий, как спортивные занятия, подвижные игры, ванны с морской солью и травами, массаж. Очень эффективен в этом плане натуропатический подход, специально подобранные для вашего ребенка диеты; грамотное использование различных трав, пряностей[15] и т.п. Подчеркнем важность (и, к сожалению, неизбежность) всех этих типов сопровождения, поскольку цифры в детской популяции, касающиеся частоты встречаемости только лишь различного рода желудочно-кишечного дефицита (в том числе желчевыводящих путей, поджелудочной железы и т.д.), удручают — 93%! Но определяющим является именно направленное нейропсихологическое сопровождение этих детей. В нейропсихологии детского возраста разработаны и многократно апробированы принципы и методология такого рода комплексного сопровождения, ассимилировавшая в себя наиболее эффективные методы воздействия из идеологически близких дисциплин. Обращаем еще раз внимание на то, что излагаемые в книге блоки упражнений должны применяться единовременно, хотя излагаются они последовательно, что связано с жанром и идеей настоящего издания. Иными словами, на отдельном отрезке занятий надо найти время для упражнений из каждого раздела. Другой вопрос, что решать вопрос об их удельном весе следует исходя из объективного состояния ребенка и степени освоения им той или иной программы. Предлагаемые нейропсихологические технологии не принесут пользы вне постоянного, ежедневного, методичного применения. Время занятий может занимать от 45 минут до 2 часов в день; понятно, что оно может быть разбито на более короткие отрезки в течение дня. Не требует лишних доказательств и то, что оптимальным будет сопровождение ребенка в жанре «игры», поскольку скучный урок может не вызвать в нем никакого энтузиазма, более того — привести к полному отверженною и негативизму. Хотя в ряде случаев именно «учебный процесс» оказывается для детей наиболее захватывающим и интригующим. Здесь нет единого рецепта, поскольку в каждом случае решать вопрос о «драматургии» этого действа и своей роли в нем вам придется исходя из конкретном ситуации. Итак, для того чтобы не мешать левшатам проявлять самой природой данные уникальные способности, а, напротив, создать наиболее благоприятные условия для их реализации, необходимо помочь им. Помочь в том, чтобы приобрести то самое «чувство видимой свободы», о котором говорится в эпиграфе. И не просто видимой, но вполне ощутимой, реальной, базирующейся на эффективном использовании данных всем нам природой психофизиологических ресурсов. Направленно формировать и (если это необходимо) корригировать их развитие необходимо единовременно в трех направлениях. «Первое — профилактика, коррекция и максимальное расширение потенциала наиболее фундаментальных, базовых составляющих их нейропсихосоматического статуса. Второе — профилактика и развитие, направленное формирование большего числа степеней свободы, алгоритмов для реализации их феноменальных данных в сфере произвольной саморегуляции. И третье — профилактика, коррекция и абилитация массы операций, навыков адекватного приема, переработки, хранения и использования той информации, которую они черпают из внешнего мира. Иными словами, доведение до абсолютного автоматизма тех умений и способностей, которые необходимы любому из нас, чтобы наиболее полноценно актуализировать себя в быту, учебе, социальных контактах, поведении вообще. Выше мы коснулись некоторых эффективных приемов для оптимизации у ребенка уровня программирования и контроля за протеканием собственного поведения. Теперь обсудим тот минимум (вполне доступный «домашней» реализации) корригирующих, профилактических и абилитационных нейропсихологических воздействий, который необходим многим маленьким левшам для реализации первого направления: профилактики, коррекции и абилитация нейропсихосоматического статуса ребенка.
Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 814; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |