КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Дыхание
Коррекция и абилитация нейропсихосоматического статуса Прежде чем перейти к изложению ряда упражнений, входящих в данный раздел, поясним значение слова «нейропсихосоматический». Любой человек является иерархически организованной, саморегулирующейся системой, включающей три пересекающихся и не существующих друг без друга плоскости. «Нейро-» — связанная с деятельностью его нервной системы, главным организатором которой является его мозг. «Психо-» — отражающая его психическую деятельность. «Соматическая» — телесная, включающая само его существование и реализацию через совокупность внутренних и внешних органов и процессов. Подчеркнем еще раз инвариантное единство этих трех плоскостей: одно без другого просто не существует в природе. Поэтому мы и ставим ударение на слове «единовременное». Сбой, задержки, искажения или опережение в развитии каждой из перечисленных граней влекут за собой дезинтеграцию и/или перестройку всей системы, подчас в самом неприятном, препатологическом или патологическом варианте. В связи с этим нейропсихологическое сопровождение и включает в данном разделе многие подходы (прежде всего — восточные), основным принципом которых является холистический, целостный взгляд на природу человека. Итак, переходим к рассмотрению наиболее важных и крупных блоков нейропсихологического сопровождения, обеспечивающего ребенку коррекцию, абилитацию и оптимизацию нейропсихосоматического статуса. Выработке правильного дыхания необходимо уделить большое внимание не только потому, что это оптимизирует газообмен и кровообращение; обеспечивает вентиляцию всех участков легких, массаж органов брюшной полости; способствует общему оздоровлению и улучшению самочувствия. Правильное дыхание успокаивает и способствует концентрации внимания, создавая основу для формирования базовых составляющих произвольной саморегуляции. Ведь ритм дыхания — единственный из всех телесных ритмов, подвластный спонтанной, сознательной и активной регуляции со стороны человека. Наконец, и это принципиально, именно наше дыхание играет первую скрипку в актуализации нашего речевого потенциала: мы говорим на выдохе! Дыхательные упражнения должны включаться в процесс занятий как можно раньше, в идеале — предшествовать самомассажу и другим заданиям. Основным является полное дыхание, то есть сочетание грудного и брюшного дыхания, выполняемое сначала лежа, потом сидя и, наконец, стоя. Пока ребенок не научится дышать правильно, рекомендуется положить одну его руку на грудь, другую на живот (сверху зафиксировать их руками взрослого) для контроля за полнотой дыхательных движений. Вначале взрослый должен также вслух отсчитывать указанные ниже временные интервалы; постепенно происходит переход к самостоятельному контролю за правильным выполнением упражнений со стороны ребенка. Очень эффективно привлечение его собственной фантазии: вдыхая, например, он представляет, как в животе (груди) надувается красивый оранжевый шарик. ` Универсальным приемом является обучение четырехфазным дыхательным упражнениям, содержащим равные по времени этапы: «вдох — задержка — выдох — задержка», как это отражено на рис. 3. Вначале каждый из них может составлять 2—3 секунды с постепенным увеличением до 7 секунд. Правильное дыхание — это медленное, глубокое, диафрагмальное дыхание (максимально заполняющее и освобождающее легкие), состоящее из указанных четырех этапов. Образцы дыхательных упражнений можно найти во многих пособиях; мы же остановимся на тех, которые традиционно применяются в нейропсихологии. Рис. 3. Этапы дыхательного акта Естественно, что приводится не весь их арсенал, а лишь необходимый минимум. Каждое упражнение выполняется 4—6 раз. Начинать лучше всего с выдоха, после чего, выждав естественную паузу и дождавшись момента, когда появится желание вдохнуть, сделать приятный, глубокий, без напряжения вдох. При выполнении упражнения важно, чтобы все тело, кроме диафрагмы и живота, было неподвижным, а в положении сидя или стоя не нагибаться вперед. ` Лежа (затем — сидя и стоя), абсолютно расслабившись, на спине, ребенок медленно, по счету: - глубоко вдыхает через нос, втягивая живот; пауза (задерживает дыхание); делает по счету выдох через широко открытый рот, надувая живот; пауза; - глубоко вдыхает, надувая живот; пауза; выдыхает, втягивая живот; пауза. А в этом же упражнении после паузы перед выдохом: - растянуть губы, чтобы получилась узкая щель; выдыхать медленно, ощущая, будто струя воздуха является продолжением воздушного потока, идущего из глубины; - вытянуть губы вперед и «дуть» на свечу (перышко, воздушный шарик), которая стоит перед ребенком или только воображается; голову вперед не тянуть. Пламя должно плавно отклониться по ходу воздушной струи. Затем немного отодвинуть свечу и повторить упражнение; еще больше увеличить расстояние и т.д.; - вокализировать на выдохе, пропевая отдельные звуки («А», «О», «У», «Ш», «X») и их сочетания («З» переходит в «С», «О» в «У», «Ш» в «Щ», «ХИ» и т.п.); - пальцем или всей ладонью прерывать воздушную струю так, чтобы получился звук ветра, клич индейца, свист птицы. После усвоения ребенком этих навыков можно переходить к упражнениям, в которых дыхание согласуется с движением. Поскольку у многих детей не сформированы устойчивые впечатления о том, где у них правая-левая рука (нога), обязательно надо промаркировать левую руку (например, красной тряпочкой, браслетом и т.п.). Таким образом в памяти у ребенка остается образ: «Левая сторона — это там, где...», что очень облегчает его жизнь. Движения осуществляются на фазе вдоха и выдоха, во время пауз происходит удержание позы. `Лежа на спине, по инструкции взрослого ребенок медленно поднимает на вдохе: - одну руку (правую, затем левую), - одну ногу (правую, затем левую), - две руки одновременно, - две ноги одновременно, - одноименные руку и ногу, - разноименные руку и ногу. Удерживает их соответственно заданию в поднятом положении во время паузы; медленно опускает на выдохе; расслабляется во время паузы. Полезно аналогичное упражнение, где подъем рук и ног производится на выдохе, после паузы они опускаются на вдохе. ` Сесть на пятки (вариант — по-турецки, стоя на коленях), затем стоя, все с прямой спиной (!): - поднимать руки вверх над головой со вдохом и опускать вниз, на пол перед собой с выдохом. Это упражнение хорошо тем, что оно автоматически заставляет ребенка дышать правильно, у него просто нет другой возможности; - прямые руки расставлены в стороны (вперед). Кисти сжаты в кулаки, кроме больших пальцев. Со вдохом руки поворачиваются большими пальцами вверх; с выдохом — вниз (и наоборот: вдох — вниз и т.д.). Вариант: руки и большие пальцы поворачиваются в такт дыханию налево и направо; - прямые руки вытянуты вперед (в стороны), ладони смотрят вниз (вверх). Со вдохом — обе кисти вверх (вниз); с выдохом — обе кисти вниз (вверх). На следующем этапе: на вдохе правая кисть — вверх, одновременно левая — вниз; с выдохом — левая кисть вверх, правая вниз. ` Стоя с опущенными руками и головой, на вдохе медленно поднять расслабленные руки и голову вверх, постепенно «растягивая» все тело (не отрывать пятки от пола); задержать дыхание. На выдохе — постепенно расслабляя тело, опустить руки и голову, согнуться в пояснице; задержать дыхание. Вариант: на вдохе все тело и голова не только вытягиваются, но и прогибаются назад (представьте, что вы только что проснулись и сладко потягиваетесь), одновременно надо подняться на мысочки; в паузе зафиксировать эту позу, застыть, затем на выдохе медленно вернуться в исходное положение. В дальнейшем отработанные и закрепленные (автоматизированные) дыхательные упражнения не только сочетаются с любым из описываемых ниже заданий, но значительно повышают их эффективность.
Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 469; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |