Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Оптимизация речевых процессов во взаимодействии с другими психическими процессами




Стоя

` «Перекрестные и односторонние движения». На первом этапе ребенок медленно шагает, попеременно касаясь то правой, то левой рукой противоположного колена (перекрестные движения). Вы на этапе освоения упражнения отсчитываете (хлопаете в ладоши) 12 раз в медленном темпе.

На втором этапе он так же медленно 12 раз шагает под ваш «аккомпанемент», но уже касаясь одноименного колена (односторонние движения). На третьем и пятом этапах — перекрестные движения, на четвертом — односторонние. Таким образом, первый, третий и пятый (соответственно второй и четвертый) этапы — одинаковые. Обязательное условие — начинать и

 
 

заканчивать упражнение перекрестными движениями.

Рис. 7. Схема выполнения упражнения с лентой

После того как ребенок освоил данное упражнение под внешний счет, можно предложить выполнить его самостоятельно — самому считать и контролировать последовательность и переключение с движения на движение. Более сложный вариант этого упражнения — нагрузка зрительного анализатора, когда ребенок следит глазами за предметом, который перемещает педагог, или ребенок переводит глаза по словесной инструкции.

` Прыжки и бег на месте на двух ногах. Чередование прыжков: ноги врозь (в стороны, вперед—назад) — ноги вместе, ноги врозь и ноги скрестно; то же, но с аналогичным движением рук, вытянутых прямо перед собой; бег скрестным шагом прямо и в стороны.

` «Ладушки». Напомним всем известную игру. Каждый из играющих выполняет хлопок; затем прямой (перекрестный) хлопок о ладони партнера; «собственный» хлопок; затем хлопок правыми ладонями партнеров; «собственный» хлопок; затем хлопок левыми ладонями партнеров. Повторять цикл из шести хлопков, постепенно увеличивая темп, пока кто-либо из партнеров не перепутает последовательность.

В более сложном варианте здесь могут использоваться дополнительно хлопки: ступня о ступню, колено о колено, локоть о локоть.

` «Цыганочка». Имитация всем известного танца. Дотронуться правой рукой до левого колена (согнутая в колене левая нога поднимается вперед и вверх); затем сзади дотронуться левой рукой до правой пятки (согнутая в колене правая нога отводится назад). Повторить соответственно для левой руки и правого колена и правой руки и левой пятки. Выполнить весь цикл 3 раза.

 

Рассмотрев базовые нейропсихологические технологии формирования и коррекции интегративного сенсомоторного репертуара ребенка, отметим в заключение обязательность включения в психолого-педагогическое сопровождение специальных, широко известных способов расслабления, релаксации. Имея в виду огромное количество литературы по этому вопросу, не будем останавливаться на этих приемах. Можно использовать те из них, которые наиболее эффективно действуют на данного ребенка.

« В любом случае необходимо обратиться к его личному опыту, попросив его (лежа с закрытыми глазами) представить себе берег моря, где ласково светит солнышко и тихо плещется прибой, солнечную поляну или гамак на даче, где он предавался своим мечтам. Можно также использовать фантазии ребенка, предложив ему вообразить себя лежащим на облаке, ковре-самолете и т.п.

Хотелось бы только подчеркнуть необходимость учета влияния музыки, цвета и запахов на соматическое и психическое состояние человека. Известно, что сочетание перечисленных выше факторов может оказывать различное воздействие — тонизирующее, стимулирующее, укрепляющее, восстанавливающее, успокаивающее, расслабляющее и т.д. Поэтому продуманное применение музыки, цвета и запахов может повысить эффективность выполняемых упражнений, создавая дополнительный потенциал для развития ребенка.

Так, ритмичная, быстрая, громкая музыка оказывает стимулирующее и тонизирующее действие, аналогичное влиянию красного, оранжевого, желтого цветов. Напротив, медленная, плавная, негромкая музыка оказывает успокаивающее и расслабляющее действие, как и зеленый, голубой, синий цвета. Очень важно разнообразить свою фонотеку подборкой записей природных звуков, которые в изобилии имеются сегодня в магазинах.

Релаксация может проводиться как в начале или середине занятия, так и в конце — с целью интеграции приобретенного в ходе игры-урока опыта. Выбранные вами приемы можно применять в любой момент, когда вы видите необходимость в расслаблении ребенка, а иногда и торможении его неуемной энергии.

Глава 6.
Не торопите левшу!

Написано: «В начале было Слово» —

И вот уже одно препятствие готово:

Я слово не могу так высоко ценить.

Да, в переводе текст я должен изменить,

Когда мне верно чувство подсказало.

Я напишу, что Мысль — всему начало.

Стой, не спеши, чтоб первая строка

От истины была недалека!

Ведь Мысль творить и действовать не может!

Не Сила ли — начало всех начал?

Пишу — и вновь я колебаться стал,

И вновь сомненье душу мне тревожит.

Но свет блеснул — и выход вижу смело,

Могу писать: «В начале было Дело»!

И.В. Гёте

Вначале было дело, действие, движение. А потом из этого постепенно зародилась и выросла в истории человечества речь. Но это еще не все. Этологами показано, что механизм возникновения речи в эволюции человечества и каждого конкретного, реально существующего человека базируется на комплексе взаимодействующих каналов коммуникаций (обонятельных, тактильных, зрительных, слуховых, вокализационных, позо-жестомимических). И для полноценной речевой актуализации все эти двигательные и сенсорные процессы должны не просто созреть, но и пройти длинный путь взаимных переплетений, взаимодействий, а иногда и острой конкуренции.

Не торопите левшат! Вся совокупность этих сложнейших процессов нуждается в их онтогенезе в более длительном времени, чем это бывает обычно у правшей. Власть детей-левшей над собственным психическим онтогенезом «практически кончается там, где сам ход деятельности требует включения процессуальных, динамических параметров. Это также обусловлено функциональной специфичностью их мозга.

Ясно, что обнаруживает себя это наиболее ярко в движении и речи. Ведь только эти психические процессы «работают» у нас вовне. Недаром они так тесно связаны между собой. Левшатам нелегко дается все, что связано с необходимостью быстрого переключения с одного процесса на другой (или с одного вида манипуляций на другой в рамках одного процесса). А ведь на таких переключениях, равно как и на плавном, упорядоченном разворачивании любого процесса (восприятия окружающего мира или чтения, игры или письма), базируется все наше поведение.

Характерно, что эти дети очень часто демонстрируют специфический «откат» речевого развития в возрасте 2—3 лет. Родители отмечают, что у ребенка речь сначала развивалась хорошо, и вдруг он как будто «оцепенел»: перестал разговаривать, производил впечатление, что стал таким, каким был в младенчестве. То же могло наблюдаться с различными двигательными навыками: хорошо завязывал шнурки (держал ложку, играл в мячик и т.п.), а потом как бы внезапно разучился. Потом эти процессы вроде бы нивелировались. Однако их «след» явно обнаруживает себя при нейропсихологическом обследовании.

Внешне это проявляется в характерных «застреваниях» в начале любого вида деятельности, в том числе речевого высказывания, в постоянных поисках слов в спонтанной речи, тенденцией к замене нужных слов близкими им по значению. У детей-левшей наблюдается сравнительно поздний дебют самостоятельной речи, и в дальнейшем она зачастую носит отчетливую акцентуацию: недостаточно развернута, замедлена, скупа, встречаются моменты неправильного построения предложения, падежных соответствий и т.п.

Вместе с тем ребенок практически всегда полностью сохраняет контроль за собственной речевой продукцией, понимает, что говорит неправильно, стремится исправить ошибки. Даже по выражению его лица очевидно (создавшееся убеждение подтверждается объективными исследованиями), что внутренняя речь его намного богаче и ярче внешней.

Это подтверждается и тем фактом, что у детей-левшей, как правило, очень высокий уровень понятийного мышления; со всеми интеллектуальными заданиями они справляются намного лучше своих сверстников. Только не торопите ребенка, дайте ему время «войти» в задачу, выбрать оптимальный вариант ее решения, а уж затем оценивайте его успехи. Он по типу своей мозговой организации имеет право на некоторую замедленность инициации любого двигательного процесса, в том числе речевого. Его мозгу необходимо некоторое время для запуска любой разворачивающейся во времени и пространстве деятельности.

Итак, мы подошли к одной из главных зон психологической уязвимости левшат. У них очень слабы и по самому их природному, мозговому статусу медленно формируются динамические, кинетические компоненты практически всех психических функций и поведения в целом. Кстати, именно это обстоятельство во многом определяет всем известную их слабость: склонность к заиканию, различные задержки и сбои речевой (и шире — поведенческой) актуализации в любых мало-мальски стрессовых условиях.

Особенно сложны для них ситуации, в которых необходимы быстрые сопряженные действия обеих рук (особенно если эти движения не синхронны). Часто дети жалуются, что им мешают руки и ноги, если приходится выполнять какое-либо сложное гимнастическое упражнение или танец.

Правда, даже здесь они с возрастом находят «обходные» пути, автоматически дублируя, буквально копируя чье-то движение, заучивая его наизусть, а уж потом постепенно вплетая в общую канву, например, танца. Не торопите ребенка, если он не может делать сразу несколько дел, например, что-то рисовать и слушать вас: это ему не под силу по тем самым причинам, которые описаны выше. Он может сосредоточиться лишь на чем-то одном.

Даже взрослые левши иногда жалуются, что чистить картошку и одновременно разговаривать с кем-то для них — сплошная мука, потому что они постоянно сосредоточиваются либо на картошке, либо на разговоре. Стремясь оказать помощь маленьким левшам, старайтесь во время утренней зарядки давать им как можно больше упражнений, в которых были бы задействованы обе руки или ноги — например, имитация плавания кролем или игры на фортепиано. Отработайте с ними вместе каждое движение отдельно и лишь постепенно наращивайте темп.

А самым грамотным и эффективным будет присутствие в вашей совместной жизни нейропсихологического («физкультурно-игрового») комплекса упражнений, который желательно выполнять регулярно. Начинать занятия лучше всего с дыхательных упражнений, массажа, растяжек, которые уже были описаны.

В едином сценарии с этими упражнениями, как уже обсуждалось в предыдущей главе, полезно и необходимо выполнять коррекционный (профилактический, развивающий) нейропсихологический блок, включающий методы, ориентированные на оптимизацию кинетических процессов в различных системах (глаз, языка, рук и т.д.). Идеология их применения связана с направленным формированием у детей-левшей тех двигательных, в широком смысле этого слова, навыков, которые опираются на отлаженные взаимодействия подкорковых и корковых систем, правого и левого полушарий мозга.

В данной главе мы продолжаем обсуждать комплексный нейропсихологический метод «замещающего онтогенеза», акцентируя ту его часть, которая максимально ориентирована на коррекцию и абилитацию речевых процессов в их взаимодействии с другими психическими функциями и системами. Естественно, что описываемый нейропсихологический цикл представлен здесь в целом, как идеология. Он никоим образом не исчерпывается теми методами, которые приведены в предыдущих и данной главе. Каждому, кто стремится к более полноценному изучению этого вопроса, можно порекомендовать обратиться к известным литературным источникам[17], которые (кроме своей научно-прикладной ценности) содержат обширный методический и иллюстративный материал.

Первым шагом на пути интенсификации речевого развития должны стать формирование, коррекция и профилактика его базового уровня, которые невозможны без соответствующей оптимизации движения, восприятия, памяти и элиминации многих неблагоприятных знаков (гипер- и гипотонус, синкинезии, патологические ригидные телесные установки и т.п.). Все перечисленное является у детей в первую очередь следствием одного и того же нейропсихологического радикала: недостаточности подкорковых образований мозга, вторично приводящих к задержке, искажению и/или нарушению онтогенеза межполушарных взаимодействий.

Многие такого рода проблемы вашего ребенка, я надеюсь, уже стали менее острыми: ведь вы осваиваете вместе с ним нейропсихологический комплекс, описанный в предыдущей главе. Продолжим наше обсуждение.

Расширение сенсомоторного репертуара речевого аппарата, которое всегда начинается с массажных упражнений, прекрасно разработано и широко описано в логопедической литературе, поэтому мы перечислим лишь некоторые из соответствующих упражнений. Тем более что далее будет представлена авторская программа логопеда Т.Н. Лениной «Дельфины», в которой интегрированы все необходимые виды нейропсихологических и логопедических воздействий:

• открывание и закрывание рта, удержание губ в улыбке с закрытым ртом и обнаженными зубами; вытягивание губ вперед (влево-вправо) трубочкой; чередование положений губ: в улыбке — трубочкой — спокойное;


разнообразные движения (вперед—назад, вправо—влево, круговые) челюстью и сложенными в «трубочку» губами;

• язык широкий, узкий, «трубочкой», «катушкой»; язык — «жало змеи», «часики», «качели»; чередование всех этих положений и движений языка;

• движения языка по внешней и внутренней поверхности верхних и нижних зубов; в глубь рта — к передним нижним резцам; облизывание губ в разных направлениях; имитация щелканья, шипения и цоканья.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 546; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.