КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Номинативная сторона речи
` Для оптимизации словарного запаса, функций называния существуют традиционные детские игры, прекрасно развивающие эту сферу психической деятельности: лото; «Я знаю пять...», в ходе которой ребенок одновременно с ударом по мячу называет имена, растения, предметы красного цвета, месяцы, животных и т.д. О них мы уже говорили выше (см. с. 194), но здесь упоминаем еще раз несколько в ином ракурсе. В данном случае вы делаете акцент именно на различных группах, классах различных предметов, явлений природы, названий городов и т.п. ` Полезно по описанию попросить ребенка узнать тот или иной предмет (ситуацию, явление природы, еду и т.п.), назвать его, рассказать, какой он еще может быть и что с ним можно делать. Предложить ему закончить словосочетания и дополнить их собственными эпитетами, например: «спелое, сладкое...»; «сладкий, желтый...»; «колючий, круглый...»; «колючая, зеленая...» и т.д. В другом варианте: «Дерево, которое зимой зеленое, —...», «Мяукает —...», «Иней на деревьях —...». Или «Хитрый, как...», «Страшный, как...». - Предложите ребенку узнать по вашему описанию, а затем описать самому (чтобы вы угадали загаданное слово) какой-либо знакомый предмет или явление: подушка, лед, собака, апельсин, град и т.д. — по следующей схеме: • Какого он цвета, запаха, вкуса? Какого цвета и т.д. еще может быть? • Какого он размера, формы? Каким еще может быть? • Из какого материала сделан, каков он на ощупь? Каким еще может быть? • На что похож? От чего отличается? Где встречается? • Для чего его можно использовать? • К какой группе относится (животные, мебель, планеты и т.д.)? Сначала ребенок загадывает хорошо знакомые ему предметы, а затем — плохо знакомые. Ясно, что во все эти игры, как и в те, что были описаны выше, гораздо эффективнее играть по правилу «кто больше (быстрее) придумает», с непременным призом (материализованным выигрышем) в финале. И наконец, научитесь вместе с ребенком четко выговаривать сложные слова и скороговорки! Докажите ему, что красиво говорить — это величайшее достоинство, не меньшее, чем столь драгоценные для него «наклейки». Важно, чтобы он как можно больше слышал красивую, правильную речь. Можно и нужно использовать записи актеров, читающих художественные произведения, с одновременным прослеживанием данного произведения по напечатанному тексту. Подчеркнем еще раз эффективность работы с магнитофоном — ведь таким образом ребенок начинает слушать и слышать себя, у него формируется то, что является самым ценным в самоосознании человека, — обратная связь (то самое «зеркало»). Прослушивания собственной речи прекрасно оптимизируют процессы обучения любому предмету: прослушивание собственного чтения с одновременным прослеживанием в тексте, запись текста (диктант) под собственный голос с кассеты. Очень полезно четкое проговаривание, повторение заученного стихотворения или любого учебного текста перед зеркалом с четкой артикуляцией (хорошо бы и с жестомимическим сопровождением) произносимых слов. Предлагайте такие игры, которые вынуждали бы ребенка подбирать однозначно нужные слова. Не забывайте, что для расширения своих речевых возможностей у него есть три источника: 1) постоянное общение с вами, в котором вы выступаете в роли акына, говоруна, не умолкающего ни на минуту; 2)закрепление образа слова через комплекс разнообразных ощущений (зрительных, слуховых, вкусовых, обонятельных и т.д.) и манипуляций с ним; 3) как это ни консервативно звучит — бесконечное приобщение к литературе. Вы должны обсуждать с ним в жанре диалога все, что вы видите, гуляя на улице, смотря телевизор, готовя обед, отдыхая на море и т.д. Сразу хочу оговориться, что хорошая речь — это классическая речь, а не современные комиксы и мультфильмы, где все разговаривают с «кашей во рту» и только междометиями. Ребенок, осваивающий речь и поведение в целом, — это маленький магнитофон, и вы получите ровно то, что на нем записали. Поэтому не сетуйте на него, если ребенок «позорит» вас на людях. Вспомните лучше, кто и когда в семье вел себя именно так, как он, негодный, сейчас. Иногда это доходит до курьезов. Ко мне обратилась бабушка совершенно очаровательного мальчика, который, помимо целого ряда сугубо «левшеских» проблем, стал пугать ее (не маму, обратим внимание, а бабушку!) своими ночными страхами и другими странностями поведения. Как показало нейропсихологическое обследование, больше походившее на детективное расследование, бабушка — очень культурный и образованный человек, бывает у внука в гостях. И в очередной свой приход она вдруг обратила внимание на то, что у любимой дочери (то есть мамы ребенка) на книжных полках стоят исключительно дамские романы и «фэнтэзи». Ребенок же (в его 5 лет) на ночь слушает «Гарри Поттера» и под фильм о нем же пытается заснуть. По свидетельству дочери, ребенок стал существенно спокойнее и не так тревожен во сне после двухнедельного проживания (ввиду ее отпуска) у бабушки. Где, как легко понять, ему читались сказки Пушкина и Андерсена, показывался «Винни-Пух», с ним играли в лото и шашки. Оказалось, что после этого она (дочь) смогла даже отказаться от услуг детского психоаналитика! Что побудило ее обратиться ко мне повторно с искренними поклонами и благодарностями по поводу стабилизации состояния ребенка и семейной жизни! И этот анекдот не такая уж редкость в наше время.
Не так давно рядом со мной в автобусе ехала мама с ребенком, который комментировал все, что он видел, и постоянно задавал маме уточняющие вопросы. Надо сказать, что вопросы были потрясающими по своей глубине и степени схватывания ребенком оцениваемой ситуации. Ответом было молчание, а потом раздраженное: «Да замолчишь ты наконец?!» Мне очень хотелось ей ответить: «Да, замолчит и очень скоро, только вряд ли вы этому обрадуетесь. Он замолчит рядом с вами, а говорить будет с совсем другими людьми, которые удовлетворят его интерес к происходящему вокруг. И пожинать вы будете плоды их общения с вашим ребенком. Хорошо бы судьба послала ему достойного учителя. Уж больно парень талантлив, если вы, конечно, способны это заметить». Вообще желательно, чтобы, разговаривая с ребенком-левшой, вы перестали понимать его с полуслова. Он должен рассказывать вам то, что хочет, без «мам, ну ты поняла?..». Задавайте ему массу вопросов, станьте крайне непонятливыми. Если во время приготовления обеда он рядом, расскажите (покажите) ему: «Для того чтобы сварить макароны, мы должны.... первое... второе... третье... и т.д. А если мы положим макароны в холодную воду...» — здесь можно провести наглядный эксперимент. Надеюсь, что каждый педагог иди родитель из имеющихся под руками средств сможет сам придумать массу аналогичных упражнений, которые существенно облегчат будущую адаптацию маленькому левше. Глава 7. Мое тело, способное к передвижению, ведет учет видимого мира, причастно ему... «Видеть» — значит обладать на расстоянии. М. Мерло-Понти Впереди, позади, внутри, вовне нас лежат подвижные границы жизни, способные набираться сил, расширяться, раздвигаться... И мы говорим, иначе нас разорвет на части. Мы говорим, пытаясь сбавить это напряжение. Говорить — значит объединять, упрощать, интегрировать жизнь. Не будь этого усилия, нас разорвало бы на части либо от чрезмерного внутреннего, невыраженного желания, либо от обилия впечатлений, полученных из окружающей среды. О. Розеншток-Хюсси
В этих двух репликах содержатся, по существу, крайние точки, границы того, что мы называем нашей единой и неразделимой, интегративной психической деятельностью, разворачивающейся во времени и пространстве. Внизу этой иерархической лестницы — наше собственное тело, обладающее собственным временем, пространством и языком. Вверху — наша речь со своим особым телесным статусом, пространством и временем. Всем известно, что говорить ребенок начинает в достаточно «зрелом» возрасте. Что же происходит в этот период от момента его рождения до начала активной речевой деятельности? В самом общем виде можно сказать, что происходит развитие всех форм и уровней его сенсомоторных актуализаций (неразрывно связанных с эмоциональными процессами и памятью), позволяющих ему адаптироваться к требованиям внешнего мира. А последний тоже обладает, по сути, двумя главными характеристиками — пространственной и временной. Самое сильное впечатление от контакта с ребенком-левшой — отсутствие у него каких бы то ни было общепринятых пространственных навыков: их нет ни во внешнем, ни во внутреннем, планах. Сделаем акцент на слове «общепринятых». Левши просто выстраивают свои собственные пространственные схемы и модели. А поскольку пространства без времени не существует, представления о времени у левшат также своеобычны. Принципиально их точку зрения на правшей сформулировал один из великих левшей, Л. Кэрролл.
- Не понимаю, — сказала Алиса. — У меня все в голове перепуталось. - Когда живешь не в ту сторону, это бывает, — сочувственно сказала Королева. — Сначала обычно немножко кружится голова, но зато... - Как это — жить не в ту сторону?! — ошеломленно повторила Алиса... -...но зато в этом есть и свое преимущество — начинаешь помнить и то, что уже было, и то, чего еще не было. - Яне могу помнить то, чего еще не было, — сказала Алиса. — Я помню только то, что уже было. - Довольно убогая память, — заметила Королева. «Алиса в Зазеркалье»
Начиная разговор о необходимости применения специальных методов коррекции и абилитации пространственных представлений у левшей, я нисколько не желаю лишить их этой уникальной способности — «жить не в ту сторону». Тем более что ничего из этого не получится: это качество — их природный, отточенный эволюцией механизм, и вряд ли он изменится в угоду любому из нас. Я просто предлагаю дать им в руки и те средства манипуляции с пространством, которыми обладают правши. То есть расширить их степени свободы, что гораздо, на мой взгляд, более адаптивно, чем учить их писать «ручкой для левшей». Мне почему-то кажется, что развивать психические функции целесообразнее изнутри, а не с помощью различного рода «внешних костылей». Хотя бы потому, что таковые в самый неподходящий момент могут оказаться вне зоны досягаемости. А собственная голова, как верно заметил барон Мюнхгаузен, всегда под рукой. У левшат нет стойких представлений не просто о том, где, например, правая и левая рука. В их мире прочитать и написать (скопировать) букву, цифру или слово можно равновероятно в любом направлении. Сравните инструкции и результаты работы детей (рис. 11). Рис. 11. Письмо леворуких детей (В.О., 7 лет и К.Г., 8 лет)
Соответственно это распространяется и на более сложные действия: читать, писать, считать, вспоминать, интерпретировать сюжетную картинку можно начать с любой стороны (в том числе и снизу вверх). На рис. 12, 13 представлены образцы выполнения задания на копирование образца и запоминание зрительного материала. На рисунках вверху изображен образец; внизу — выполнение задания ребенком. Как видно на обоих рисунках, при выполнении — масса зеркальных (верхне-нижних и лево-правых) ошибок, как частных, так и в отношении самой стратегии выполнения; несостоятельность метрических и структурно-топологических звеньев (распад целого и фрагментов) и т. д.
Рис. 12. Копирование образца Рис. 13. Копирование и воспроизведение образца
Поскольку левшам абсолютно все равно, с какого места начинать рассматривать тот или иной сюжет, изображенный в книге, его интерпретация закономерно строится на той последовательности, которую они для себя выбрали. В качестве примера можно привести одну из «сказок в картинках» Н. Радлова (рис. 14) и ее изложение семилетним М.Ч. Рис. 14. Сказка в картинках (Н. Радлов)
«В пруду плавали утки. Они играли с лягушками. Волк (!) нырнул в воду, чтобы поймать уток. Но они удрали от него. Потом они плыли-плыли и увидели на берегу зайца. Он, наверное, прятался в лесу от волка. Заяц их попросил перевезти его на другой берег. Они его перевезли, и он им сказал: "Спасибо. Вы меня спасли от волка. А ему так и надо"». «Этот отрывок приведен специально, чтобы подчеркнуть факт не просто несформированного пространственного восприятия. Как видно, «перевернутое» восприятие предложенного материала абсолютно не мешает левшатам построить свою версию происходящего. Согласитесь, что, несмотря ни на что, получилось вполне правдоподобно. Для нас это обстоятельство является принципиальным. Он все объяснил, построил свою картину мира. И ему абсолютно непонятны ваши претензии и требования сохранять нужную последовательность и направление. Ведь сказка-то получилась! Счет одного из таких детей (11 лет) произвел на психолога такое впечатление, что мальчика попросили досконально объяснить, что же он делал. Итак: 31–15 = 46 (Как ты считал?) «Неужели непонятно? 46, это мы вычитаем десяток, а там 5... и 1... нет, 34!»; 21–5 =15 (Как ты считал?) «От 5 отнять 1 будет 4, правильно? От 20 отнять 5... нет, 4, будет 15, нет, нет, неправильно, все неправильно! Будет 26». Причем в столбик — то же. Когда необходимо рассматривание (сканирование) большого поля, на пространственную недостаточность накладывается хаотичность и фрагментарность, то есть выхватывание отдельных элементов целостного изображения. Ребенок не в состоянии адекватно распределить пространство лежащего перед ним листа бумаги, вследствие чего рисунки его наползают друг на друга, хотя рядом достаточно свободного места. Нельзя не отметить, что маленький левша весьма настроен на приближение пространственного мира к своему уровню: нигде больше вы не увидите таких отчаянных попыток самокоррекции, как у него. Правда, иногда это кончается плачевно. Постоянно разворачивая так и эдак образец для копирования и собственный экспериментальный лист, что очень специфично для левшат, ребенок, не умея еще охватить сложную многокомпонентную фигуру целиком, в результате многочисленных манипуляций деформирует ее так, что сам в конце концов не понимает, что же у него получилось и как ему это удалось (рис. 15). Обратите внимание на то, что (ко всему прочему) актуализация рисунка правой и левой руками может быть различна. То есть в мозге левшат наличествует не единый образ, а как бы два «информационных файла», две картины мира, содержащихся соответственно в левом и правом полушариях. Как им удается «договориться» между собой?! Как показывает практика, с трудом, что мы и наблюдаем у левшат, анализируя их трудности в учебе и быту. И это неудивительно. Ведь приведенный экспериментальный материал — лишь модель мозговой организации восприятия и манипуляций с образами внешнего мира вообще. Согласитесь, 15. Копирование образца левой и правой рукой не каждому из нас удалось бы навести порядок в этом удвоенном (право-левополушарном) хаосе. Надо сказать, что у правшей становление тех или иных звеньев, параметров психической деятельности имеет определенную упорядоченность. Улевшей этот процесс может быть трансформирован до неузнаваемости. Причем именно те звенья, которые у правшей обычно развиваются быстрее, у левшей могут быть не сформированы длительное время. И наоборот, есть определенные параметры психической деятельности, которые у правшей формируются поздно, а зачастую, в силу разных причин (в первую очередь системы школьного обучения), остаются невостребованными, недоразвитыми, что мало сказывается на успешности их обучения и адаптации. У левшей же последние не только развиваются с опережением, но и могут стать базисом для формирования более сложных функций. И если ориентироваться на правила онтогенеза правшей, возникает впечатление, что у левши «определенная функция происходит «ниоткуда», поскольку традиционный для нее базис практически отсутствует.
Так, у А.К. (6 лет) выявлена полная несформированность пространственных (координатных, метрических, структурно-топологических) и квазипространственных (то есть отраженных в речи: «над—под», «перед—после» и т.п.) синтезов. В онтогенезе правшей именно на них опирается формирование счетных операций. Мальчик же и без них с легкостью владел математическими приемами 2—3-го классов, решал сложнейшие головоломки. Как он объяснил, сочетания цифр, уравнений и головоломки кажутся ему необычайно красивыми, поэтому ему приятно ими заниматься. Таким образом, математика для этого маленького левши не производна от традиционных базисных звеньев; цифры, счет, числовое и пространственное поле, которыми он манипулирует, подчиняются для него законам «золотого сечения», канонам красоты, структуры, интуиции, эмоционально-чувственным процессам.
Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 620; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |