Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Оценка атласов




Поскольку атласы служат для изучения территории любой про­тяженности, для познания географической среды и общества в их взаимосвязи, они сами могут становиться объектом исследования. Хотя в идеале они и концентрируют в себе согласованную между собой и упорядоченную в определенном направлении информа­цию, но всегда остаются моделями действительности определен­ного уровня. Адекватность этих моделей подается оценке.

Оценка атласов выполняется целенаправленно с учетом пред­полагаемого научного и практического использования. Устанавли­вается возможность изучения местности с определенных позиций в целом, а также информационная насыщенность атласа конкрет­ными сведениями об отдельных объектах и явлениях. Для оценки атласов осуществляют их анализ.

Анализ атласов — достаточно сложный процесс, требующий со­ответствующих знаний и навыков. Анализу старинных, современ­ных и даже готовящихся к изданию атласов посвящена обширная


периодическая литература. Ее главная задача — установить целесо­образность, возможность, допустимость (или недопустимость) использования данного атласа в конкретных целях. Сколько-ни­будь четких рецептов для изучения атласов нет. Это всегда творчес­кая работа, учитывающая необходимость получения сведений о местности определенного содержания, определенного уровня и картографического вида. Одно и то же произведение при рассмот­рении с различных позиций может быть оценено неоднозначно.

Глубина проведенного анализа атласа может варьировать в зна­чительных пределах — от достаточно общей характеристики его содержания и внешнего вида до рекомендаций по использованию карт атласа для установления природных или экономических зако­номерностей. Или для оценки ресурсов разного направления и даже построения прогнозов развития различных явлений.

В общую схему анализа атласа входит:

♦ установление классификационных параметров: назначение — круг потребителей; содержание — набор карт и соотношение разных разделов; тип атласа — собрание карт, включение аэро­космических материалов, роль текста; характер воспроизвод­ства атласа — в бумажном варианте или электронном виде;

♦ оценка метрических и математических особенностей произ­ведения (размер, объем, особенности компоновки, масшта­бы карт, проекции, градусные сетки и др.). При этом наибо­лее часто отмечаются два основных момента: удобство атласа при использовании и возможность измерений по картам. Удоб­ство в использовании учитывает особенности работы в клас­се, на лабораторных занятиях, в библиотеке и т.д., наличие клапанов карт, порядок размещения карт, возможности «пол­ного разворота атласа» и т.д. Оценка математической основы включает возможности производить измерения определенной точности, т. е. с учетом предельных точностей масштабов карт (0,1 мм). Оцениваются размеры и характер размещения на картах линейных, угловых и площадных искажений;

♦ анализ содержания атласа в соответствии с его назначением и тематикой. Обычно оценивается полнота атласа, последо­вательность размещения материала; удачная компоновка раз­воротов и оборотов листов атласа, включающая карты одно­го (или легкосопоставимых) масштаба и взаимосвязанной тематики.

Анализ содержания общегеографических атласов включает рас­смотрение многоуровенности построения атласа (карты мира, ма­териков и океанов, физико-географических или экономических


районов, государств и их частей). Особо отмечается наличие разде­ла «своя страна». Но весь анализ проводится под углом зрения на­значения атласа.

В научно-справочных общегеографических атласах анализиру­ется детальность отражения каждого элемента: точность нанесе­ния отдельных объектов, информативность шкал карт разных мас­штабов. Часто анализ сопровождается соответствующими количе­ственными оценками по различным элементам (длины рек, подробность речной сети, озерность, нормативы для нанесения населенных пунктов, способ изображения рельефа и ведущие го­ризонтали и т.д.). Карты чрезвычайно насыщены информацией, и поэтому отдельно оценивается их читаемость.

В общегеографических атласах широкого назначения основное внимание направлено на отбор элементов, интересных для массо­вого читателя. Важны не всеобъемлемость информации, а ее сопо­ставимость с другими видами связи (газеты, радио, телевидение), так как читатель часто обращается к атласу для уточнения сведе­ний, для дополнительной справки и т.д. При анализе повышенное внимание уделяется легкости прочтения содержания карт, дос­тупности и наглядности построения легенд, удачному оформле­нию отдельных карт и атласа в целом.

Содержание общегеографических учебных атласов анализиру­ется сопряженно с соответствующей литературой. Все конкретные упоминания о географических объектах в учебнике должны найти подтверждение в атласе. Однако атлас не служит просто иллюстра­цией к учебнику, это самостоятельное произведение. Его содержа­ние должно быть более широким, рассчитанным на самостоятель­ную работу школьников, их любознательность, а также включать географические сведения, соответствующие возрастной художе­ственной литературе. Для учебных атласов на первый план выходят требования хорошей читаемости и наглядности. Это определяет штриховое, цветовое, шрифтовое оформление карт.

Анализ тематических (комплексных) атласов состоит из оценки трех моментов — методологического, методического и картогра­фического.

Методология особенно важна для тематических атласов науч­но-справочного характера. Причем нередко недостаточно просто взять эти сведения из текстовой части атласа. Целесообразно, а в отдельных случаях даже необходимо проследить следование основ­ным методологическим установкам по картам взаимосвязанной тематики. Ответ можно получить из сравнения легенд отраслевых карт, а также сопоставления легенд отраслевых карт с картой син-


тетической (районирования). На картах природы дополнительно сопоставляют контурную нагрузку, выявляют моменты согласова­ния и рассогласования контуров и находят объяснение этому. На картах социально-экономической тематики основное внимание обращается на выбор показателей и построение количественных шкал.

Методику построения каждой карты в отдельности без соот­ветствующих сведений в тексте выявить трудно. Иногда приходит­ся обращаться к научным работам авторов карт, чтобы выявить методы построения качественного и количественного изображе­ния. Методика построения очень сильно связана с выбором кар­тографических способов изображения явлений, т. е. методические и картографические аспекты анализируются совместно.

Для тематического научно-справочного атласа важно устано­вить, в какой мере свойства геосистемы в целом и отдельных ее частей находят отражение (моделируются) в системе карт. Иссле­дование может быть достаточно трудоемким. Его цель — устано­вить возможности использования произведения. Например, по кар­там атласа можно установить зависимость явлений визуальным способом с помощью элементарных измерений, построить сопря­женные профили по набору карт или использовать различные при­емы математического анализа (определение коэффициентов вари­ации, показателей тесноты связи и т.д.).

Для тематических атласов широкого пользования вопросы ме­тодологии и методики построения карт обычно малосущественны. Здесь главным являются картографические приемы: способы изоб­ражения и наглядность условных обозначений, простота и логич­ность построения легенд.

Учебные тематические (комплексные) атласы достаточно жест­ко привязаны к объему и методу интерпретации тематических дан­ных. Здесь согласованность материала учебника и содержания карт обязательна. Сохраняются и требования к выразительности, кра­сочности оформления атласа.

Умение анализировать атласы входит в подготовку географов и специалистов других направлений наук о Земле и обществе.


Глава 2




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 2490; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.