КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Оценка атласов
Поскольку атласы служат для изучения территории любой протяженности, для познания географической среды и общества в их взаимосвязи, они сами могут становиться объектом исследования. Хотя в идеале они и концентрируют в себе согласованную между собой и упорядоченную в определенном направлении информацию, но всегда остаются моделями действительности определенного уровня. Адекватность этих моделей подается оценке. Оценка атласов выполняется целенаправленно с учетом предполагаемого научного и практического использования. Устанавливается возможность изучения местности с определенных позиций в целом, а также информационная насыщенность атласа конкретными сведениями об отдельных объектах и явлениях. Для оценки атласов осуществляют их анализ. Анализ атласов — достаточно сложный процесс, требующий соответствующих знаний и навыков. Анализу старинных, современных и даже готовящихся к изданию атласов посвящена обширная периодическая литература. Ее главная задача — установить целесообразность, возможность, допустимость (или недопустимость) использования данного атласа в конкретных целях. Сколько-нибудь четких рецептов для изучения атласов нет. Это всегда творческая работа, учитывающая необходимость получения сведений о местности определенного содержания, определенного уровня и картографического вида. Одно и то же произведение при рассмотрении с различных позиций может быть оценено неоднозначно. Глубина проведенного анализа атласа может варьировать в значительных пределах — от достаточно общей характеристики его содержания и внешнего вида до рекомендаций по использованию карт атласа для установления природных или экономических закономерностей. Или для оценки ресурсов разного направления и даже построения прогнозов развития различных явлений. В общую схему анализа атласа входит: ♦ установление классификационных параметров: назначение — круг потребителей; содержание — набор карт и соотношение разных разделов; тип атласа — собрание карт, включение аэрокосмических материалов, роль текста; характер воспроизводства атласа — в бумажном варианте или электронном виде; ♦ оценка метрических и математических особенностей произведения (размер, объем, особенности компоновки, масштабы карт, проекции, градусные сетки и др.). При этом наиболее часто отмечаются два основных момента: удобство атласа при использовании и возможность измерений по картам. Удобство в использовании учитывает особенности работы в классе, на лабораторных занятиях, в библиотеке и т.д., наличие клапанов карт, порядок размещения карт, возможности «полного разворота атласа» и т.д. Оценка математической основы включает возможности производить измерения определенной точности, т. е. с учетом предельных точностей масштабов карт (0,1 мм). Оцениваются размеры и характер размещения на картах линейных, угловых и площадных искажений; ♦ анализ содержания атласа в соответствии с его назначением и тематикой. Обычно оценивается полнота атласа, последовательность размещения материала; удачная компоновка разворотов и оборотов листов атласа, включающая карты одного (или легкосопоставимых) масштаба и взаимосвязанной тематики. Анализ содержания общегеографических атласов включает рассмотрение многоуровенности построения атласа (карты мира, материков и океанов, физико-географических или экономических районов, государств и их частей). Особо отмечается наличие раздела «своя страна». Но весь анализ проводится под углом зрения назначения атласа. В научно-справочных общегеографических атласах анализируется детальность отражения каждого элемента: точность нанесения отдельных объектов, информативность шкал карт разных масштабов. Часто анализ сопровождается соответствующими количественными оценками по различным элементам (длины рек, подробность речной сети, озерность, нормативы для нанесения населенных пунктов, способ изображения рельефа и ведущие горизонтали и т.д.). Карты чрезвычайно насыщены информацией, и поэтому отдельно оценивается их читаемость. В общегеографических атласах широкого назначения основное внимание направлено на отбор элементов, интересных для массового читателя. Важны не всеобъемлемость информации, а ее сопоставимость с другими видами связи (газеты, радио, телевидение), так как читатель часто обращается к атласу для уточнения сведений, для дополнительной справки и т.д. При анализе повышенное внимание уделяется легкости прочтения содержания карт, доступности и наглядности построения легенд, удачному оформлению отдельных карт и атласа в целом. Содержание общегеографических учебных атласов анализируется сопряженно с соответствующей литературой. Все конкретные упоминания о географических объектах в учебнике должны найти подтверждение в атласе. Однако атлас не служит просто иллюстрацией к учебнику, это самостоятельное произведение. Его содержание должно быть более широким, рассчитанным на самостоятельную работу школьников, их любознательность, а также включать географические сведения, соответствующие возрастной художественной литературе. Для учебных атласов на первый план выходят требования хорошей читаемости и наглядности. Это определяет штриховое, цветовое, шрифтовое оформление карт. Анализ тематических (комплексных) атласов состоит из оценки трех моментов — методологического, методического и картографического. Методология особенно важна для тематических атласов научно-справочного характера. Причем нередко недостаточно просто взять эти сведения из текстовой части атласа. Целесообразно, а в отдельных случаях даже необходимо проследить следование основным методологическим установкам по картам взаимосвязанной тематики. Ответ можно получить из сравнения легенд отраслевых карт, а также сопоставления легенд отраслевых карт с картой син- тетической (районирования). На картах природы дополнительно сопоставляют контурную нагрузку, выявляют моменты согласования и рассогласования контуров и находят объяснение этому. На картах социально-экономической тематики основное внимание обращается на выбор показателей и построение количественных шкал. Методику построения каждой карты в отдельности без соответствующих сведений в тексте выявить трудно. Иногда приходится обращаться к научным работам авторов карт, чтобы выявить методы построения качественного и количественного изображения. Методика построения очень сильно связана с выбором картографических способов изображения явлений, т. е. методические и картографические аспекты анализируются совместно. Для тематического научно-справочного атласа важно установить, в какой мере свойства геосистемы в целом и отдельных ее частей находят отражение (моделируются) в системе карт. Исследование может быть достаточно трудоемким. Его цель — установить возможности использования произведения. Например, по картам атласа можно установить зависимость явлений визуальным способом с помощью элементарных измерений, построить сопряженные профили по набору карт или использовать различные приемы математического анализа (определение коэффициентов вариации, показателей тесноты связи и т.д.). Для тематических атласов широкого пользования вопросы методологии и методики построения карт обычно малосущественны. Здесь главным являются картографические приемы: способы изображения и наглядность условных обозначений, простота и логичность построения легенд. Учебные тематические (комплексные) атласы достаточно жестко привязаны к объему и методу интерпретации тематических данных. Здесь согласованность материала учебника и содержания карт обязательна. Сохраняются и требования к выразительности, красочности оформления атласа. Умение анализировать атласы входит в подготовку географов и специалистов других направлений наук о Земле и обществе. Глава 2
Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 2546; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |