Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Atlante Geografico Universale. Milano, 1966




Atlante Internazionale de Touring Club Italiano. Milano, 1968.

Der Drosse Bertelsmann Weltatlas. Giitersloh. 1963.

HaackWeltatlas. Leipzig, 1972.

Encyclopedia Britannica World Atlas. L., 1944.

Gran Atlas Aduilar. Madrid, 1969-1970.

ФГАМ, 1964.

Атлас мира, 1967.

Атлас мира, 1954.

В таблицах 1—6 приведены шкалы сечения рельефа на гипсо­метрических картах материков

Таблица 1 Шкалы сечения рельефа на гипсометрических картах Азии


Таблица 2 Шкалы сечения рельефа на гипсометрических картах Европы

Примечание. Атлас за номером «7» не исследовался.

Таблица 3 Шкалы сечения рельефа на гипсометрических картах Северной Америки


 




Таблица 4 Шкалы сечения рельефа на гипсометрических картах Южной Америки


Таблица 6 Шкалы сечения рельефа на гипсометрических картах Африки


 


Таблица 5 Шкалы сечения рельефа на гипсометрических картах Австралии

Примечание. Атлас за номером «5» не исследовался. 74


Условные обозначения:

—————— изогипса — граница раскраски;

ssssssssss изогипса, граница зеленых и желто-оранжевых цве­тов; — — — изогипса, не является границей цвета Атласы пронумерованы согласно списку.

Сравнение шкал показывает, что существует традиция: низмен­ности отделять горизонталью 200 м; возвышенности — 500 м; гор­ные области — 1000 м; для высокогорий постоянное сечение в 1000 м.

Поскольку в анализе «всемирных атласов» использовались и отечественные атласы — Атлас мира и БСАМ — можно говорить, что в значительной мере обобщены международные установки по созданию общегеографических атласов научно-справочного типа. Естественно, они уточнялись и получали определенность при даль­нейшей работе над атласами, в частности при переиздании отече­ственных атласов мира. Но последовательного освещения эта рабо­та в литературе не получила.

Исследования по общегеографическому атласному картографи­рованию продолжили военные картографы [5]. Эта работа носит методический характер и написана применительно к общегеогра­фическим атласам специального назначения — Атласам Офицера. Однако она позволяет сделать и общетеоретические выводы, а также изложить некоторые практические приемы, способствующие со­гласованию карт в атласах.


1. Военные картографы предложили новый тип общегеографи­ческого атласа: серия общегеографических карт (около 90% объе­ма атласа) открывается ограниченным набором тематических карт, целесообразным для высшего командного состава при изучении местности. Кроме того, атлас завершается дополнительным пол­новесным разделом военно-исторических работ. Можно говорить о том, что такой атлас является переходным от общегеографическо­го к тематическому. В гражданской практике такой тип атласа так­же оказался востребованным. Поэтому был издан целый ряд атла­сов, включающих общегеографические и тематические разделы в разных пропорциях (например, Атлас СССР и др.).

Причем военные картографы в изданных атласах сохраняют главные черты «всемирных атласов»:

♦ последовательное размещение материала от общего к част­ному;

♦ научно-справочное содержание карт атласа;

♦ сохранение на картах условных знаков топографических карт.

2. Существенный вклад военные картографы внесли в обосно­
вание целесообразности нагрузки общегеографических карт. Со­
храняя преемственность от научных и практических выводов ЦНИ-
ИГАиКа [11], они развили многие положения и придали им чет­
кий, почти инструктивный вид.

Здесь особенно надо отметить географический подход к опре­делению норм генерализации для всех элементов карт. Например, был предложен отбор рек с учетом общей обводненности терри­тории; замкнутых водоемов с учетом их ландшафтообразующей роли; населенных пунктов — в зависимости от плотности населе­ния местности; дорог — в соответствии со степенью развитости транспортных связей и значения конкретных путей сообщения для жизни регионов.

3. Учет географических факторов генерализации имеет большое теоретическое значение. Он позволяет перейти от чисто механи­ческих приемов генерализации (общие нормы генерализации не­зависимо от особенности конкретной местности) к смысловой генерализации. При этом сохраняется и числовая определенность генерализации: разработаны количественные показатели норм от­бора для территорий с разной плотностью населения, оговорены случаи изменения норм отбора других элементов карт в зависимо­сти от особенностей местности.

4. Очень важны исследования военных картографов по общей нагрузке общегеографических карт, включая шрифтовую нагрузку. Ими установлено, что возможно нанесение до 300 элементов на


дм2 карты. При использовании шрифтов разных цветов для разных объектов (населенные пункты, реки и т.д.) и соблюдении опреде­ленных правил размещения подписей читаемость общегеографи­ческих карт сохраняется. Многие положения по генерализации на общегеографических картах стали классическими и широко исполь­зуются при создании атласов.

В практике создания общегеографических атласов сложилась целесообразная организация труда, направленная на согласование содержания отдельных карт и придание атласам единства. После­довательно изложена она именно военными картографами [5] (рис. 3.2).

Выделяется три этапа создания атласов:

подготовительный (разработка Программы атласа, создание вариантов компоновок листов атласа и подготовка Макета атласа в целом; сбор источников);

составительский (составление и редактирование оригина­лов карт, корректура и утверждение оригиналов карт Ре­дакционным Советом);

издательский (создание и техническое редактирование из­дательских оригиналов карт, подготовка издательских форм, проверка качества тиражных оттисков).

Для согласования содержания карт атласа при достаточно дли­тельной работе над произведением военные картографы, помимо сквозного редактирования, предлагают приемы «оперативного де­журства». Оно касается источников, включает их анализ и ведение регистрационных материалов:

♦ составление списков всех географических объектов с по­меткой, на картах каких масштабов объекты нанесены;

♦ составление «сборных схем» картографических источников на конкретные территории (по согласованию со списком карт атласа) с оперативными отметками по использова­нию источников в составительских работах;

♦ табличная систематизация литературно-справочных источ­ников с отметкой об их использовании;

♦ схемы железнодорожных, автомобильных и водных путей
сообщения с отметками о нанесении их на карты опреде­
ленных масштабов.

Очень детально военные картографы освещают издательский этап работы над атласом. Рассматривают вопросы особенностей организации труда на последней стадии подготовки атласов, дета­ли технических операций, подробно излагают требования к штри-





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 903; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.