Объект судебной экспертизы обстоятельств ДТП - данные, содержащиеся в материалах уголовного дела, не требующие правовой оценки.
Объект судебной экспертизы технического состояния транспортного средства - автомототранспорт, городской электротранспорт, тракторы и самоходные механизмы, участвовавшие в ДТП, их агрегаты, детали, фрагменты транспортного средства и следы на них. Различают следующие виды транспортных средств: велосипеды;
мотоциклы; мотороллеры грузовые и пассажирские; автомобили отечественного и зарубежного производства (выпускаемые как в настоящее время, так и ранее, начиная с конца XIX века: грузовые, легковые, внедорожные, спортивные, кроссовые, рекордные, индивидуального изготовления и самодельные); трамваи и троллейбусы;
тракторы (гусеничные и колесные); дорожные машины;
сельскохозяйственные машины; аэросани; снегоходы; вездеходы и т.д.
Не являются объектами исследования судебной автотехнической экспертизы транспортные средства, относящиеся к речному, морскому, воздушному, железнодорожному и трубопроводному видам транспорта.
Объект судебной экспертизы следов на транспортном средстве и на месте ДТП - следы на транспортном средстве, проезжей части,
вещная обстановка или фрагменты места происшествия, иные сведения, содержащиеся в различных материалах дела.
По всем делам, связанным с расследованием ДТП в распоряжение эксперта необходимо представлять следующие данные:
1. Фабула дорожно-транспортного происшествия с подробным описанием дорожно-транспортной ситуации.
2. Дорожные условия, а именно:
- тип дорожного покрытия (асфальтобетон, цементобетон, брусчатка, булыжное, щебеночное, гравийное, песчаное, дерновое, глинистое и т.п.);
- состояние проезжей части (сухая, мокрая, покрытая песком либо жидкой грязью, мокрым, укатанным или раскатанным снегом с россыпью песка либо подверженное другой обработке, гололедица и т.п.). Во всех случаях необходимо указать, равномерна или нет по состоянию проезжая часть. Если неравномерна, то указать, в чем заключается неравномерность, а также по возможности представить координаты границ изменения состояния проезжей части;
состояние поверхности проезжей части (наличие повреждений:
ямы, выбоины, просадки, нарушение уровня, другие дефекты, размеры этих повреждений, навалы кирпича, строительного материала, мусора, снега, песка и пр.), наличие отдельных предметов, затрудняющих движение транспортного средства, координаты расположения повреждений и отдельных предметов относительно места ДТП;
\^ <*
- размеры проезжей части и прилегающих к ней элементов (обочины, откосы, ширина проезжей части, тротуаров и т.д.);
- продольный и поперечный профили проезжей части в градусах или процентах (спуск, подъем в направлении движения транспортного средства либо горизонтальный);
- наличие разметки проезжей части, дорожных знаков, пешеходных переходов, светофорных объектов и т.д.;
- установленный порядок движения на данном участке проезжей части (одностороннее, двухстороннее, круговое, число полос для движения, их ширина, одностороннее с полосой для встречного общественного транспорта, наличие остановок общественного транспорта, пешеходных переходов и дорожек и т.д.);
- дата и время ДТП;
- место расположения ДТП (населенный пункт и т.д.);
- дальность видимости проезжей части, наличие искусственного или естественного освещения;
- водительский стаж водителей транспортных средств, участвовавших в ДТП.
3. Наличие следов транспортного средства на проезжей части, их характер, расположение по ширине проезжей части, протяженность. При наличии следов торможения необходимо указать, от каких следов оставлены следы торможения и до каких колес (передних или задних) измерен след. В случае, если транспортное средство в процессе торможения разворачивалось, указать, на какой угол и протяженность участка разворота. В случае если транспортное средство в процессе движения в заторможенном состоянии либо накатом преодолело участки с различным типом дорожного покрытия (асфальт, гравийное покрытие и т.д.) или с различным состоянием проезжей части (мокрая, сухая, обледенелая и т.д.), необходимо привести последовательность и протяженность каждого участка; при пересечении под углом, отличающимся от прямого, указать угол пересечения в градусах либо в относительных величинах (подобная ситуация может наблюдаться при съезде транспортного средства с проезжей части на обочину). В случае если транспортное средство в процессе движения в заторможенном состоянии или накатом преодолело какое-либо препятствие, находящееся по уровню выше (ниже) проезжей части (например, бордюрный камень), указать высоту (глубину) этого препятствия (препятствий). В случае, если у транспортного средства затормаживались только колеса одной оси (стороны), указать какой (либо какое, если это одно колесо), а также причину незатормаживания. Кроме того, указать другие индивидуальные черты, касающиеся процесса торможения.
4. Скорость движения транспортного средства, пешеходов, животных (определяется для последних экспериментально) и т.д.
5. Освещенность проезжей части и прилегающих к ней элементов (тротуаров, обочин, кюветов, откосов и т.д.).
6. Дальность видимости проезжей части с рабочего места водителя (определяется в ходе следственного эксперимента).
7. Координаты места наезда (столкновения, опрокидывания и т.д.) относительно обочин дороги или других элементов.
8. Техническое состояние транспортного средства до ДТП.
9. Тип, модель технического средства.
10. Принадлежность транспортного средства учреждению или индивидуальному владельцу.
11. Наличие предупредительных знаков, установленных на транспортном средстве (ограничение скорости, ручное управление, слабослышащий водитель и т.д.).
12. Степень загруженности транспортного средства (вид груза и его масса, число пассажиров). В случае, если груз не габаритный,
указать его габариты относительно транспортного средства, а также условия его закрепления.
13. В случае, если при расследовании установлены факторы, способствовавшие совершению ДТП, обязательно указать их (например, вмешательство пассажира в управление транспортного средства).
Дополнительные исходные данные для случаев наезда на пешеходов (велосипедистов):
1. Момент возникновения опасности для движения либо препятствие, т.е. момент, в который водитель транспортного средства должен принять меры для предотвращения наезда.
2. Направление движения пешеходов, (в дальнейшем под пешеходами подразумеваются и велосипедисты) для случаев, когда пешеход перед наездом двигался в попутном направлении (параллельно его траектории движения) либо под углом к транспортному средству; в этом случае необходимо указать угол сближения транспортного средства и пешехода, а также с какой - левой или правой стороны от транспортного средства происходило это сближение;
- то же самое для встречном для транспортного средства направлении;
- в случае движения в перпендикулярном направлении указать “слева направо”, “справа налево”.
3. Расстояние, которое преодолел пешеход с момента возникновения опасности для движения или препятствия до момента наезда. В случае, если пешеход менял темп движения, указать протяженность каждого участка и скорость движения на каждом участке; если пешеход останавливался - время остановки. Для велосипедиста в случае, если велосипедист затормаживался перед наездом, указать расстояние, преодоленное в заторможенном состоянии до наезда, и какими тормозами (ручным, ножным, на переднее, заднее колесо) производилось торможение.
4. Какой частью транспортного средства был произведен контакт с пешеходом при наезде.
5. Указать, применял или не применял водитель транспортного средства торможение перед наездом; если применял, то обозначить координаты места наезда относительно следа торможения либо на какое расстояние продвинулось транспортное средство в заторможенном состоянии до или после
наезда.
6. В случае наезда на пешехода, появившегося из-за препятствия, необходимо указать:
- интервал между транспортным средством и препятствием, ограничивающим обзорность;
- скорость движения транспортного средства, ограничивающего обзорность;
- при одинаковых скоростях транспортных средств и попутном движении - дистанцию;
- при различных скоростях транспортных средств при попутном движении, а также при любых скоростях во встречном движении - расстояние от транспортного средства, ограничивающего обзорность, до линии движения пешехода в момент его выхода из- за габарита транспортного средства, ограничивающего обзорность. Для случаев движения пешехода по направлениям, перпендикулярным к направлению движения транспортного средства, все расстояния указываются от места наезда;
затормаживалось или нет транспортное средство, ограничивающее обзорность, до линии движения (места наезда) на пешехода, и если да, то координаты следов торможения относительно места наезда. 7. Для всех случаев наезда при ограниченной видимости (ночь, туман, дождь, снегопад и т.п.) надлежит указывать дальность видимости препятствия, которое в большинстве случаев отличается от дальности видимости дороги; совпадение этих расстояний крайне редко и маловероятно. Определяются обе величины экспериментальным путем (желательно на месте совершения ДТП). Дальность видимости как проезжей части, так и препятствия зависит от множества факторов:
конструктивных, атмосферных, технических, субъективных, экологических и т.д. Поэтому в каждом отдельном случае эти величины определяются индивидуально, независимо от среднестатистических данных.
Дополнительные исходные данные для случаев столкновения транспортных средств:
1. На перекрестках:
- обустройство перекрестка, его топографо-планировочная схема (расположение домов, деревьев и других препятствий, ограничивающих обзорность; наличие за светофорными объектами рекламных люминесцентных витрин, совпадающих по своему цвету с цветовыми сигналами светофора и т.д.);
- порядок организации движения транспортных средств на перекрестке и образующих его улицах (дорогах);
- наличие разметки, ее расположение, возможность видеть для водителей из-за снежного или другого покрытия;
- наличие светофорных объектов, расположение на перекрестке, режим и характер их работы;
- расположение места столкновения, следов транспортных средств относительно границ перекрестка;
- применяли или не применяли водители перед столкновением торможение; если да, то на каком расстоянии от начала следов торможения произошло столкновение;
- расположение транспортных средств по ширине проезжей части перед выездом на перекресток;
- техническое состояние и загруженность транспортных средств,
какими частями произошло их столкновение, наличие факторов,
способствующих возникновению ДТП. 2. Дорога вне населенных пунктов:
- попутное или встречное столкновение;
применялось или не применялось торможение перед столкновением; если да, то на какое расстояние продвинулось в заторможенном состоянии транспортное средство до столкновения, а после столкновения - до остановки;
- момент возникновения опасности для движения, а также время либо расстояние и скорость движения с момента возникновения опасности (препятствия) для движения до столкновения;
- какими частями столкнулись транспортные средства, их загруженность, техническое состояние и скорость движения;
- если столкновение произошло после выезда одного из транспортных средств на встречную полосу движения либо в соседний ряд, необходимо указать, какое расстояние преодолело транспортное средство с этого момента до столкновения;
- расположение следов транспортного средства, оставленных на проезжей части, относительно оси проезжей части и ее границ;
- расположение места столкновения транспортных средств относительно оси проезжей части и ее границ;
- если столкновение произошло с неподвижным транспортным средством, то указать расположение неподвижного транспортного средства относительно границ и оси проезжей части;
- при столкновении в темное время суток необходимо кроме видимости дороги указать расстояние, с которого у водителя была реальная возможность различить неподвижное препятствие (определяется экспериментальным путем).
Дополнительные исходные данные для случаев потери устойчивости транспортного средства.
1. Характеристика следов, оставленных на проезжей части (являются ли они следами торможения, бокового скольжения, заноса или торможения с заносом и разворотом транспортного средства; при этом, как правило, следы левой и правой стороны раздваиваются
из-за того, что передние и задние колеса транспортного средства двигаются по различным траекториям). 2. Величина радиуса и угла закругления (поворота) дороги. Приведенный перечень исходных данных, использующихся в судебной автотехнической экспертизе, безусловно, не является исчерпывающим.
§ 3. Примерный перечень вопросов
1. Какова непосредственная причина происшествия (столкновения, опрокидывания, заноса и т.д.)?
2. Не является ли непосредственной причиной происшествия данная неисправность автомашины (неукрепленные рулевые колонки, картер, рулевой механизм, штурвал, наличие люфта в соединении рулевых тяг, погнутость оси, люфт колес, неотрегулированные тормоза, течь бензина из бака или бензопровода, течь масла из картера, отсутствие или неисправность глушителя, отсутствие освещения, стоп-сигнала, зеркала заднего вида и пр.)?
3. Чем объяснить, что автомашина двигалась таким-то образом (например, при движении в заторможенном состоянии передняя часть отклонилась влево, а заднюю часть занесло вправо и т.д.)?
4. Какое значение для происшествия имела данная неисправность автомашины?
5. Какое значение для происшествия имело превышение скорости движения автомашины?
6. Какое значение для происшествия имела перегрузка автомобиля?
7. Какое значение для происшествия имели допущенные нарушения правил дорожного движения?
8. Какое значение для происшествия имело неудовлетворительное техническое состояние дороги (или дорожных сооружений, в том числе дорожных знаков)?
9. Какое значение для происшествия имело ненадлежащее исполнение своих служебных обязанностей лицом инженерно- технического или административного персонала?
10. Каково техническое состояние автомашины?
11. Исправна ли автомашина или ее определенная часть (например, тормоза)? Если нет, то в чем состоит неисправность?
12. Возникла ли неисправность автомобиля в результате происшествия или она существовала до него?
13. Не имеет ли руль автомашины люфт, превышающий допустимый предел?
14.Является ли давление воздуха в шинах автомашины нормальным?
15. Какие повреждения получил автомобиль в результате происшествия?
16.Исключает ли данная неисправность автомашины возможность ее эксплуатации в соответствии с требованиями безопасного движения?
17.Можно ли было обнаружить неисправность (например, поперечной тяги) путем наружного осмотра или при движении автомашины?
18.Можно ли было обнаружить неисправность тормозов при торможении или это возможно только при разборке машины?
19. Находится ли такой-то участок дороги в технически исправном состоянии? Если нет, то в чем неисправность выражается?
20. Пригоден ли для движения определенный участок дороги?
21. Находится ли данное дорожное сооружение (мост, ограждение, дорожный знак и пр.) в исправном состоянии? Если нет, то в чем состоит неисправность?
22. Имеется ли причинная связь между неисправностью автомобиля (дороги или дорожного сооружения) и происшествием?
23. Какова была скорость движения автомашины перед началом торможения?
24.Какова была скорость автомашины, которая в результате применения ножного тормоза оставила след такой-то длины, а при последующем включении ручного тормоза (ввиду отказа ножного) оставила такой-то по длине след?
2 5. На каком расстоянии от места наезда находилась автомашина, двигавшаяся с такой-то скоростью, в момент, когда пешеход находился на расстоянии стольких-то метров от места наезда, при условии, если пешеход двигался таким-то шагом (медленным, средним, ускоренным)?
26.Какова длина тормозного пути автомашины при данных условиях?
2 7. Чем объяснить такую-то особенность следов торможения (различие в длине следов правых и левых колес, прерывистость)?
28.На каком расстоянии от пешехода водитель должен был включить тормоз при таких-то условиях (скорость движения автомашины, пешехода, место нахождения пешехода, его удаление от тротуара)?
29. Сколько времени прошло с момента принятия мер к остановке автомашины до момента наезда при условии, если наезд совершен на таком-то метре тормозного пути, а весь тормозной путь имеет такую-то длину?
30. Какими частями данные автомашины ударились друг о друга при столкновении (или автомашина ударилась о какое-либо препятствие)?
31. Возможно ли было при определенной скорости движения, определенном состоянии дороги и расстоянии до препятствия предотвратить происшествие, остановив машину путем торможения?
32. Можно ли было провести автомобиль на таком-то участке дороги с определенной пониженной скоростью при наличии исправных тормозов?
33. Можно ли было предотвратить происшествие при данных условиях? Если да, то каким образом?
34.На каком расстоянии от места столкновения автомашина начала поворачивать, если водитель этой автомашины произвел резкий поворот руля и автомашина к моменту столкновения оказалась повернутой на такой-то угол?
35. Кто из водителей имел право преимущественного проезда на нерегулируемом перекрестке?
36.Имелась ли техническая возможность избежать наезда путем торможения, если расстояние от автомашины до пешехода столько- то метров?
37.Какова была минимальная скорость движения автомашины перед опрокидыванием (или заносом) в данной дорожной обстановке (радиус поворота, угол поперечного уклона дороги)?
38. Можно ли было избежать опрокидывания автомашины такой-то марки при такой-то скорости и определенном радиусе поворота?
39.Какова предельно допустимая скорость движения для данной автомашины (порожней или с таким-то грузом), позволяющая избежать опрокидывания на повороте с определенным радиусом?
40. Как с технической точки зрения должен был действовать водитель в данной обстановке, чтобы обеспечить безопасность движения?
41. Какими требованиями правил дорожного движения должен был руководствоваться водитель (пешеход) в данной дорожной
обстановке?
42. Какой ремонт должен быть произведен для восстановления
поврежденной машины?
43. Каково качество произведенного ремонта автомобиля?
44. Соответствует ли правилам дорожного движения данное действие водителя (поворот, разворот, движение задним ходом, обгон, пользование сигналом или светом фар, расположение автомашины на дороге и пр.)?
45. Отвечает ли требованиям безопасной перевозки такой-то способ погрузки грузов на автомашину?
46. Соответствует ли крутизна наклона дороги на данном участке требованиям безопасности движения?
47. Допустима ли эксплуатация автомобиля при данном состоянии покрышек?
48. Какова допустимая предельная скорость движения на определенном участке дороги или при данных условиях (ночью, в тумане, на повороте, при развороте, при движении во дворе и т.д.)?
49. Чему равна безопасная дистанция при известной скорости движения и определенном состоянии дороги?
50. Допустим ли обгон автомашин при таких-то условиях с технической точки зрения (например, при определенной пониженной видимости, при движении обгоняемой автомашины с определенной скоростью, при наличии встречной машины и т.д.)?
51. Возможны ли в данных условиях с технической точки зрения действия, о которых показало такое-то лицо?
5.2. Примерный перечень вопросов комплексной криминалистической и автотехнической экспертизы
1. Каков тип (вид, марка) автомашины, совершившей наезд, судя по следам шин (или отпечаткам определенных частей машины, осколкам фарного рассеивателя, пружинам крепления стекла фары)?
2. Не причинено ли повреждение данным транспортным средством (автомашиной, мотоциклом)?
3. Какое из двух столкнувшихся транспортных средств совершало обгон, судя по следам одного на одном из них (или на обоих), являющимся результатом столкновения?
4. Каково было взаимное положение автомобилей в момент столкновения, судя по имеющимся повреждениям на автомашинах и следам на месте происшествия?
Глава У 111 Судебно-портретная экспертиза § 1. Общие положения и объекты экспертизы
Предметом судебно-портретной экспертизы является отождествление
личности.
Идентифицируемым (отождествляемым) объектом всегда является
человек, его личность как определенная материальная субстанция. 13 Идентифицирующими (отождествляющими) объектами могут быть:
фотоснимки, кинокадры, видеозапись, фотоизображение трупа, посмертные маски, череп, рентгенограммы головы, медицинские данные о состоянии зубного аппарата, аномалиях лица (головы), о перенесенных операциях на лице (голове) и т.п.
Научным базисом судебно-портретной экспертизы являются данные антропологии, общей анатомии, топографической анатомии и разработанные на этой основе положения криминалистики о возможности отождествления человека по признакам внешности, в том числе по признакам лица (головы). Большая часть мягких тканей лица (головы) покоится непосредственно на костно-хрящевой основе - черепе, повторяя размеры и конфигурацию соответствующих его частей. Отсюда устойчивость и относительная неизменяемость большинства признаков внешности, определяющих принципиальную возможность идентификации личности даже в тех случаях, когда фотоснимки с изображением человека были изготовлены со значительным временным интервалом.
Не могут быть объектами судебно-портретной экспертизы композиционные портреты (скомпонованные из схематических рисунков частей лица либо фотоизображений различных лиц);
скульптурные портреты, выполненные способом пластической реконструкции лица по черепу (методом проф. ММ Герасимова);
графические, художественные портреты. Для всех перечисленных изображений характерен субъективизм восприятия и фиксации признаков лица. Поэтому данные объекты могут быть использованы в качестве
13 г”
0 широком смысле в определение понятия личности включается не только приведенная трактовка, но и нравственные, психофизиологические свойства человека, его социальный статус, положение в обществе и т.п.
относительно достоверной информации, необходимой в ходе выполнения оперативно-розыскных мероприятий.
Наиболее часто в качестве объектов судебно-портретной экспертизы фигурируют фотоснимки живых лиц и трупов. Применительно к живым лицам фотоснимки могут быть трех видов: специальные, документальные, художественные.
К специальным относятся фотоснимки, выполненные по методу опознавательной (сигналетической) фотографии. Это изображение лица в фас и в правый профиль., в 1/4 натуральной величины. Освещение при фотографировании должно обеспечивать четкое отображение всех признаков внешности, видимых на фотоснимке. Волосы не должны закрывать ушные раковины, очки (если их носит фотографируемый) должны быть сняты. Кроме указанных фотоснимков изготавливают снимок в 3/4 поворота головы вправо. На таком фотоснимке лицо должно быть изображено в своем обычном виде (прическа, очки и пр.). Опознавательные фотоснимки не должны подвергаться ретуши. Они могут быть изготовлены как самим следователем, так и по его поручению специалистом. Если лицо подвергалось уголовной регистрации, то опознавательные фотоснимки могут быть получены из криминалистических учетов.
Документальные фотоснимки предназначены для личных документов (паспортов, удостоверений личности, военных билетов, водительских прав и т.п.).Эти снимки обычно изготавливают фотографы- профессионалы по определенным правилам. На них также недопустима ретушь, хотя ее иногда и осуществляют, удаляя изображение морщин. Документальные фотоснимки могут быть получены в паспортном столе, в отделе кадров и пр.
Художественные фотоснимки могут быть как профессиональными, так и любительскими. Первые отличаются, как правило, особенностями ракурса фотосъемки, характером освещения. И то, и другое призвано подчеркнуть (усилить восприятие) одни детали лица и затушевать другие. Этим же целям служит ретушь, обязательная при художественном фотографировании. Любительские фотоснимки весьма разнообразны по своей природе и исполнению: индивидуальные и групповые, различающиеся по размерам, масштабам изображения, характеру освещения, мимике фотографируемого. При возможности выбирать из большого количества фотоснимков необходимо, в первую очередь, отобрать такие фотоизображения, на которых лицо запечатлено в положениях, обеспечивающих правильное восприятие признаков внешности: в фас, в правый профиль, в У4 поворота головы; без головного убора, голова не наклонена вперед и не запрокинута назад. Желательно отобрать несколько фотоснимков, не контрастных, на которых были бы четко “проработаны” все детали лица. Если имеются изображения
улыбающегося лица, они также должны быть изъяты для экспертизы, поскольку возможно отождествление по изображению зубов.
Целесообразно при отборе образцов для экспертного исследования учитывать ряд моментов:
1. Если предстоит исследовать фотоснимки, выполненные по правилам сигналетической съемки, то необходимо сфотографировать проверяемое лицо по тем же правилам. Как отмечалось выше, такую съемку можно поручить специалисту.
2. При исследовании фотоснимков, выполненных без определенных правил, может быть два варианта: 1) исследуются фотопортреты лиц, которых нет в живых (безвестно отсутствующих), - в этом случае обычно ограничена свобода выбора образцов для сравнения и приходится довольствоваться имеющимися фотографиями; 2) исследуются фотопортреты живых лиц - в данном случае следователь может организовать фотографирование устанавливаемого (проверяемого) лица с соблюдением тех условий съемки, которые наблюдаются на фотоснимках, фигурирующих в качестве вещественных доказательств.
На экспертизу необходимо представлять фотоснимки, напечатанные с негативов, или сами негативы. Следует помнить, что каждое фоторепродуцирование (пересъемка) влечет увеличение контраста и потерю (изменение) деталей, а эксперт обязательно должен будет делать фоторепродукцию с фотоснимков для дальнейшего исследования.
Фотоснимки лица (головы) трупа изготавливают по правилам опознавательной (сигналетической) съемки. Наиболее предпочтительным является изготовление 5 фотоснимков: в фас, в правый и левый профиль, в Ул поворота головы влево и вправо.
Ценность фотоснимков для судебно-портретной экспертизы определяется не столько принадлежностью к одной из перечисленных групп, сколько качеством изображения на них лица, объективностью информации о лице, которую предстоит использовать эксперту для его отождествления. Важное значение имеет четкость и полнота отображения признаков внешности на фотоснимке, сопоставимость сравниваемых снимков по ракурсному положению головы. Чрезвычайно важно, не искажены ли форма и величина деталей лица за счет неправильного освещения, влияния оптики фотоаппарата, положения головы в пространстве и т.п.
Киноленты (кинокадры), видеоленты выполняют ту же роль, что и фотоснимки. Для судебно-портретной экспертизы используют отдельные кадры в качестве статического материала, несущего информацию о внешних признаках лица. С кинонегатива изготавливают непосредственно фотоотпечаток, а с кинопозитива - сначала негатив, а затем позитивный
•
фотоотпечаток. Фотопечать осуществляют через фотоувеличитель, изготавливая фотоснимок, размер которого близок к размеру фотоснимка - вещественного доказательства. При наличии видеозаписи фотоснимок делают с экрана телевизора или направляют видеозапись в распоряжение эксперта с указанием, где, в каком кадре изображено отождествляемое (проверяемое) лицо.
Среди объектов судебно-портретной экспертизы большое значение отводится черепу. По нему устанавливают расу, пол, возраст неизвестного лица; составляют характеристику внешних признаков лица по методу словесного портрета; изучают зубной аппарат, что позволяет диагностировать его особенности и сопоставлять признаки зубного аппарата с соответствующими записями в медицинских документах. Если имеется прижизненная рентгенограмма головы, проводят сравнительное исследование ее и черепа; при этом сопоставляются следы хирургического вмешательства, прижизненные повреждения костей лица (головы), врожденные аномалии, признаки челюстно-зубного аппарата.
Если в момент обнаружения трупа (черепа) на его голове (лице) имелись остатки мягких тканей, то желательно череп представить в том виде, в каком он был обнаружен. Особенно важное значение для целей идентификации имеет сохранившаяся ушная раковина. Для транспортировки череп должен быть помещен в емкость с раствором формалина, который бы полностью его покрывал.
В случаях наличия черепа и прижизненных фотоизображений проверяемых лиц проводится отождествление личности по черепу методом фотосовмещения фотоизображений.
Посмертные маски, также фигурирующие в качестве объектов судебно-портретной экспертизы, представляют собой объемные гипсовые слепки - негативные копии лица, выполненные в натуральную величину. Маску изготавливают наряду с фотоснимками трупа для наиболее полной фиксации признаков внешности лица. Перед изготовлением маски (как и перед фотографированием) должен быть произведен туалет трупа. В процессе производства экспертизы с гипсовой маски получают методом контратипирования позитивное изображение лица - его изоморфный скульптурный портрет, который и используют в целях идентификации личности.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав!Последнее добавление