Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Использование психодиагностических процедур




 

На результаты психодиагностических исследований существенное влияние оказывают условия их практического использования. Прежде всего форма проведения психодиагностических испытаний: групповая или индивидуальная. Групповое тестирование вносит существенные отличия в сравнении с индивидуальной формой работы.

Возраст испытуемых. Следует знать, что тесты требуют от тестируемых сложившихся навыков самостоятельной работы. Многие вербальные тесты-опросники, построенные на самооценке и саморефлесксии, изначально ориентированы на детей старше 11–12 лет и имеют существенные ограничения, связанные с групповой формой использования. Классические батареи для обследования умственного развития, такие как тесты Стэнфорд–Бине и Векс-ориентированы на индивидуальную форму проведения.

Состояние испытуемых. При индивидуальном обследовании тогда, как правило, видит, в каком состоянии находится испытуемый, и может, учитывая, например, что в этот день он не совсем здоров, отложить обследование. При групповом обследовании психолог должен спросить, кто из собравшихся в аудитории чувствует себя не совсем хорошо. При этом могут выясниться, например, такие «мелочи», что кому-то только что закапали лекарство в глаза и он ничего не видит, и т.п.

Форма предъявления тестовых заданий. Наиболее типичная форма предъявления тестовых заданий и инструкций – письменная. Но вполне допустимо (и в некоторых случаях более эффективно) предъявление тестовых заданий на слух. Это облегчает управление «трудными» детьми (младшего возраста), хотя и вносит элемент отклонения от стандартизации, ведь работает «живой диктор», который волей-неволей варьирует интонации, задавая те или иные вопросы. Например, одним из основных назначений первых мультимедийных компьютеров (Apple Mac) было предъявление стандартизованных речевых формулировок на слух с последующим введением ответов с клавиатуры. Оказалось, что армейское тестирование новобранцев в США, как правило, проводится с помощью устного предъявления заданий, так как чуть ли не половина новобранцев в США просто неграмотны и не могут прочесть тестовых заданий. Предъявление теста в устной форме имеет не только преимущества (контроль за вниманием аудитории), но и недостатки. В этом случае приходится ориентироваться на темп, доступный более медлительным испытуемым, а самые быстрые начинают скучать, отвлекаться, и из-за этого внимание их рассеивается, они могут допустить ошибки.

Время проведения тестирования. Если тестирование проводится после уроков, то весьма вероятно, что запас эмоционально-волевых ресурсов, необходимых детям для сосредоточенной и серьезной работы, к этому времени уже просто растрачен. Они будут вести себя расторможенно и дурашливо просто потому, что не могут вести себя иначе – уже устали. Конечно, это в меньшей степени относится к людям более зрелым. Однако общая рекомендация для всех возрастных групп – психодиагностические процедуры вообще и групповые тесты в частности лучше проводить в первой половине дня.

Предотвращение списывания. Всем известно, что ученики подсказывают друг другу и списывают на контрольных работах, поэтому, как правило, соседям по парте предлагают разные варианты. То же самое следует делать и в случае с групповыми тестами. Особенно если тестируются дети из одного класса, которые уже заранее знают, как «правильно» сесть.

Для исключения списывания надо иметь так называемые параллельные формы одного и того же теста. Их следует подыскивать при комплектовании «тестологического портфеля». К сожалению, отечественная практическая психология не имеет корректных паралельных форм (таких, которые ставят всех в равные условия по трудности и по смыслу заданий). В силу этого надо обязательно рассаживать детей по одному за парту (стол) и лучше даже через стол. То есть тестировать надо одновременно фактически лишь четверть класса (если численность класса равна числу мест в аудитории ). Такая необычная рассадка детей в классе сразу же произведет на них дополнительное впечатление и внушит более серьезное отношение к этой процедуре.

Разный темп работы. Индивидуальные различия в темпе выполния тестов объясняются не только уровнем подготовки, но и просто стилевыми особенностями темперамента. Эти отличия могут быть разительными: один и тот же тест в одном и том же некоторые дети выполняют в 2–3 раза быстрее других! К этому надо быть готовым, и это надо предвидеть.

Если тест проводится в письменной форме, то следует заранее объявить, что должны делать те, кто завершит работу досрочно заполненный бланк и выйти из помещения или несколько вверить свою работу). Какой вариант выбрать, зависит от теста от обстановки в группе (что приведет к меньшей дезоргазации). Но лучше применять такие тесты, которые не могут быть выполнены досрочно вообще никем. В этом случае надо позаботиться о другом – предупредить, что многие просто не успеют завершить работу в срок, что это нормально, что так и задумано.

Один из способов устранения проблемы разного темпа – применение двухстадийной схемы тестирования. В этом случае всем испытуемым предъявляется вначале краткий предварительный тест. Затем его результаты обрабатываются и испытуемые разбиваются на три группы: первой предъявляется легкий тест, второй – средний трудности, третьей – повышенной трудности. В последнее время такого рода «индивидуальную настройку» уровня трудности все чаще производят с помощью компьютерного адаптивного тестирования.

Уровень знакомства в группе. Очевидно, что обстановкой в аудитории труднее управлять, если испытуемые хорошо знают друг друга. Вот почему серьезное аттестационное тестирование в зарубежных странах проводится не в стенах школы, а в специализированных внешкольных центрах тестирования, куда учащиеся приходят предварительной записи и где они оказываются в одной аудитории с незнакомыми людьми.

Со ревновательная мотивация. Ситуация группового тестирования и провоцирует соревновательную мотивацию. Это может простимулировать их на более усердную работу. Но следует избегать и избытка соревновательной мотивации. Это приводит к ухудшению результатов у тех, кто чувствует себя не совсем уверенно, кто привык не выигрывать, а проигрывать.

Настройка лидеров. Большое значение имеет отношение неформальных лидеров к процедуре тестирования. Особенно это проявляется при тестировании учащихся одного класса, но подобный эффект может возникнуть и в группе незнакомых подростков (ведь дети быстро интуитивно выделяют лидеров даже в незнакомом окружении – по самоуверенной манере поведения, по модному «прикиду», просто по росту и т.п.). Например, в одном случае один два лидера (на которых равняются остальные члены группы) серьезно выслушивают инструкцию, с озабоченными лицами деловито берутся за выполнение теста, не отвлекаясь на болтовню. Можно не сомневаться, что в этом случае их примеру последуют остальные. В другом случае лидеры бросают ехидные замечания и шуточки по поводу предстоящей процедуры или выражают свое пренебрежительное отношение к ней. Поэтому весьма важно предвосхитить поведение лидеров. Еще лучше повлиять на него заранее. Если вы знаете, кто в классе «ходит в лидерах», то следует поговорить с ними предварительно. В индивидуальной беседе легче настроить лидеров на сотрудничество.

Исправление ответов. Понятно, что основная задача диагноста – довести стандартную инструкцию к тесту до ее понимания каждым испытуемым, присутствующим в аудитории. Но многие стандартные инструкции ничего не говорят о том, как следует вносить исправления в бланк. Если об этом ничего не сказать, топри обработке бланков вы столкнетесь с путаницей и неоднозначными ситуациями. Поэтому лучше всего изобразить фрагмент бланка на доске и показать, как именно надо вносить исправления. А лучше всего вооружить испытуемых карандашами и ластиками. Тогда можно просто стереть ластиком штриховку, нанесенную в ошибочную позицию на бланка (пустую клеточку или кружочек). Такой способ работы принят за рубежом при выполнении самых ответственных аттестационных тестов (например, тестов SAT или GRE в США). При этом возникает меньше ошибок и при автоматическом вводе в компьютер (с помощью сканера).

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 779; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.