Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Направления психотерапевтической работы 2 страница




Маркова А. К., Лидере А. Г., Яковлева Е. Л. Диагностика и коррекция умственного развития в школьном и дошкольном возрасте. Петрозаводск, 1992.

Маховер К. Проективный рисунок человека. М., 1996.

Мельников В. М., Ямпольский Л. Т. Введение в экспериментальную психологию личности. М.,1985.

Мэй Р. Искусство психологического консультирования. М., 1994.

Нормативные предписания к разработчикам и пользователям психодиагностических методики //Вопросы психологии.1987. № 5.

Общая психодиагностика/Под ред. А. А. Бодалева, В. В. Столина. М., 1987.

Осипова А. А. Общая психокоррекция.М., 2000.

Особенности психического развития детей 6–7-летнего возраста/Под ред. Д. Б. Эльконина, А. Л. Венгера. М., 1988.

Панфилова М. А. Игротерапия общения. Методическое пособие для воспитателей и методистов дошкольных учреждений. М., 1995.

Петев Г. Массовое общение и личность. София, 1984.

Петровская Л. А. Развитие компетентного общения как одно из направлений оказания психологической помощи//Введение в практическую социальную психологию. М., 1994.

Петрушин В. И. Музыкальная психотерапия: теория и практика. М., 1999.

Поляков Ю. Ф., Спиваковская А. С. Психологическая коррекция: ее роль и место в профилактике заболеваний//Современные формы и методы организации психологической и психопрофилактической работы. Л., 1985.

Практикум по патопсихологии/Под ред. Б. В. Зейгарник, В. В. Николаевой, В. В. Лебединского. М., 1987.

Практическая психология образования/Под ред. И. В. Дубровиной. М., 1997.

Пряжников Н. С. Профессиональное и личностное самоопределение. М.;

Воронеж, 1996.

Психодиагностика: теория и практика. М., 1986.

Психологическая диагностика: проблемы и исследования/Под ред. К.М. Гуревича. М., 1981.

Психологическая служба вСССР: ее задачи и организация//Вопросы психологии. 1979, № 2-3.

Психологическая служба в школе/Под ред. И. В. Дубровиной. М., 1984.

Психологические и психофизиологические особенности студентов/Под ред. Н. М. Пейсахова. Казань, 1973.

Рабочая книга школьного психолога/Под ред. И. В. Дубровиной.М., 1991.

Реан А. А., Коломинский Я. Л. Социальная педагогическая психология СПб.,1999.

Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. М. 1994.

Роджерс К. Клиснто-центрированная терапия. М., 1997.

Роджерс К. Консультирование и психотерапия. Новейшие подходы в области практической работы. М., 2000. Руководство к применению теста структуры интеллекта Рудольфа Амтхауэра. Обнинск, 1993.

Руководство практического психолога/Под ред. И. В. Дубровиной. М. 1995.

Соколова Е. Т. Проективные методы исследования личности. М. 1980.

Спиваковская А. С. Как быть родителями. М., 1986.

Спиваковская А. С. Профилактика детских неврозов. М., 1988.

Сталин В. В. Самосознание личности. М., 1983.

Сталин В. В. Познание себя и отношение к себе в структуре самосознания личности: Дисс. докт. психод. наук. М., 1985.

Сталин В. В. Психологические основы семейной терапии//Вопросы психологии. 1987. № 6.

Сыэрд Ю. Проблемы психологической диагностики подготовленности к школе//Формирование школьной зрелости ребенка. Таллин, 1982.

Тобиас Л. Психологическое консультирование и менеджмент: взгляд клинициста. М., 1999.

Управление персоналом/Под ред. Т. Ю. Базарова, Б. Л. Еремина. М., 1998.

Филиппов А. В. Работа с кадрами: психологический аспект. М. 1990.

Черепанова Е. М. Саморегуляция и самопомощь при работе в экстремальных условиях. М.,1995.

Чистякова М. И. Психогимнастика. М., 1995.

Шкала Марлоу–Крауна для исследования мотивации одобрения: Методическое письмо. Л., 1976.

Школьный тест умственного развития (ШТУР): Методические рекомендации по работе с тестом (для школьного психолога). М. 1987.

Шмелев А. Г. Введение в экспериментальную психосемантику. М., 1983.

Шмелев А. Г., Похилько В. И. Анализ пунктов при конструировании и применении тест-опросников//Вопросы психологии. 1985. № 4.

Шмелев А. Г. Что считать измерением?//Школьный психолог. 1999 № 47.

Шмелев А. Г. Откуда берутся ключи к тесту?//Школьный психолог 1999 № 48.

Шмелев А. Г. Почему тесты ничего не предсказывают или что такое валидность?//Школьный психолог. 2000. № 1.

Штроо В. А. Позиции и стратегии работы психолога в организации//Журнал практического психолога. 2000. № 5-6.

Эмоциональные нарушения в детском возрасте и их коррекция//Под ред. В. В. Лебединского. М., 1990.

Abrams D., Hogg М. (eds.). Social Identity and Social Cognition. Oxford 1999.

Adapted from Greenberg J. Managing Behaviour in Organizations. N.Y. 1996.

American Psychological Association. Ethical Principlesof Psychologists// American Psychologist. 1990. Vol. 45.

Bandura A. Principles of Behavior Modification.N.Y.,1969.

Basic Organizational Behavior. N.Y., 1995.

 

Brickenkamp R. Handbuch Psychologischer und Padagogischer Tests. Gottingen, 1975.

Bower В. Emotional aid delivers labor-saving results. Science News, 139, 1991.

Bower G. How to remcmber?//Psychology Today. 62-70. 1973.

ByrnesJ. F. The Political Behavior Inventory. N.Y., 1991.

CattelR. В., Dreger P. М. Handbook of Modern Personality Theory. N.Y., 1974.

Cinirella М. The Concept of Possible Social Identities//European Journal of Social Psychology. 1998, 28.

Comeili G. Fuhrung durch Motivation. Mtinchen, 1995, В. 11.

Denmark F.Styles of Leadershi p//Psychology of Women Quarterly. Vol.2, 1997.

Eagly A. H., Jonson B. Gender and Leadership Style: A Metaanalisis// Psychological Bulletin. Vol. 108, 1990. Gluck W. F. Personnel: A Diagnostic Approach. Rev. ed.//Dallas, 1978.

Graham J. R. The MMPI: A Practical Guide. N.Y., 1977.

Hentze J., Kammel A. Personalfuhrungs Lehre: Grundlagen, Funktionen und Modelle. Bern. Stuttgart. Wien, 1997.

Yuhl G. Leadership in Organizations. Engelwood Clifts. N.Y., 1994.

Kelly G. A. Theory of Personality. The Psychology of Personal Constructs. N.Y., 1963.

KieserA., Reber G., Wanderer R. (Hrsg.). Handworterbuch der Fuhrung. Stuttgart, 1995.

Klein М. Narrative of a Child Analysis. N.Y., 1960.

Kramer Е. Art as Therapy with Children. N.Y., 1975.

Kummerow Е., Innex J. Social Representations in the Organizational Context// Social Science Inf. Vol. 33 (2), 1994.

Lussier R. Human Relations in Organizations: A Skill Building Approach//Homewood, Irwin, 1993.

MaslowA. H. Motivation and Personality. N.Y., 1970.

Matlin М. М. The Psychology of Women. N.Y., 1987.

Neuberger 0. Mikropolitik//Fohrung von Mitarbeitem. Stuttgart, 1991.

Personlichkeitsdiagnostick. Berlin, 1970.

Personalmanagement in Praxis. Koln, 1995.

Psychodiagnostick in Theorie und Praxis. Bern, 1981.

Richler М. Personalfuhrung: Grundlagen und betribliche Praxis. Stuttgart, 1994.

Rabbins S. Essentials of Organizational Bechavior. Cliffs. N.Y., 1994.

Rosenstiel L. Motivation in Betrieb. Miinchen, 1972.

Ross L., Nisbett R. The Person and the Situation. Me. Graw Hill Publ. Company, 1991.

Scheltgen P. Fuhrungspsychologie im Wandel. Wiesbaden,1991.

Triandis H. Culture and Social Behavior. N.Y., 1994.

Wanderer R., Grundwald W. Fuhrungslehre. Grundlagen der Fohrung. Berlin, 1980.

 

СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ И ПОНЯТИЙ

 

Авторитарный (императивный) стиль — жесткий стиль руководства с опо­рой на приказ, распоряжение, принуждение, подавление инициати­вы, наказание, отчуждение.

Агрессия — мотивированное деструктивное поведение, наносящее мо­ральный и/или физический ущерб окружающим, вызывающее психо­логический дискомфорт.

Адаптация — приспособление, привыкание организма к новым условиям. Изменение чувствительности анализаторов.

Адаптация психодиагностических, тестовых методик — комплекс меро­приятий, обеспечивающий адекватность теста в новых условиях его при­менения. Особое внимание к адаптации зарубежных тестов.

Акцентуации характера — крайние варианты нормы, при которых отдель­ные черты характера чрезмерно усилены.

Артефакт — феномен или эффект, привнесенный в эксперимент иссле­дователем.

Арттерапия — специализированная форма психотерапии, основанная на искусстве, в первую очередь изобразительном, и творческой деятель­ности.

Ассертивность — способность человека отстаивать свои права, принимая во внимание права других.

Аутентичность — понятие, введенное М. Хайдеггером в связи с пробле­мой превращения неподлинного человеческого бытия в подлинное.

Аутогенная тренировка — психотерапевтический метод широкого профи­ля, основанный на использовании приемов самовнушения, элементов восточных техник медитации и погружения в релаксационное состоя­ние.

Аффекты — сильные и относительно кратковременные эмоциональные переживания, сопровождаемые резко выраженными двигательными и висцеральными проявлениями.

Аффилиация — потребность в общении, эмоциональных контактах, друж­бе, любви, потребность быть принятым другими. Проявляется в стрем­лении оказывать кому-либо поддержку, помощь и принимать их от него; в деятельности проявляется как ориентация на позитивную оценку со стороны окружающих.

Безусловное принятие — термин К. Роджерса, описывающий принятие другими людьми человека в целом, без всяких условий. Одно из трех условий, имеющих существенное значение для личностного роста и успешности терапии (эмпатия, конгруэнтность, безусловное приня­тие).

Бессознательное — совокупность психических явлений, не осознаваемых субъектом, но оказывающих влияние на его поведение.

Библиотерапия — форма психотерапевтического воздействия с использо­ванием чтения специально подобранной литературы.

Бихевиоральная терапия — вид терапии, базирующийся на использова­нии принципов научения, изменения поведения.

Бихевиоризм — направление в психологии, в центре которого изучение наблюдаемого поведения человека. Единицей анализа поведения объяв­ляется конкретная связь стимула и реакции.

Бланк обследования — специальная форма фиксации результатов психо­диагностического исследования. Они обязательны для проведения боль­шинства тестов интеллекта, проективных методик, личностных опрос­ников.

Валидизации критерий — непосредственная и независимая от валидизи-руемого теста мера психического свойства, на исследование которого направлена психодиагностическая методика.

Валидность — адекватность и действенность теста, критерий его доброка­чественности, характеризующий точность измерения исследуемого свой­ства и репрезентативность диагностической процедуры.

Валидность конструктная — отражает степень репрезентации исследуемого психологического конструкта в результатах теста. В качестве конст­рукта могут выступать практический или вербальный интеллект, эмо­циональная неустойчивость, интроверсия и т. д.

Валидность критериальная — комплекс характеристик, отражающий со­ответствие диагноза и прогноза определенному критерию измеряемой способности.

Валидность очевидная — представление о тесте, сфере его применения, результативности и прогностической ценности, которое возникает у испытуемого или другого лица, не располагающего специальными све­дениями и побуждающего испытуемых к обследованию.

Валидность прогностическая — информация о методике (тесте), характе­ризующая степень точности и обоснованности суждения о диагности­руемом психологическом качестве по его результату спустя определен­ное время после его измерения.

Валидность содержательная — характеризует степень репрезентативности содержания заданий теста измеряемой области психических свойств.

Валидность текущая — отражает способность теста различать испытуемых на основании диагностического признака, являющегося объектом ис­следования в данный момент.

Валидность эмпирическая — совокупность характеристик валидности тес­та, полученных сравнительным статистическим способом оценивания.

Ведущая деятельность — деятельность, выполнение которой определяет возникновение и формирование основных психологических новообра­зований человека на данной ступени развития его личности.

Внутренняя согласованность (консистентность) — характеристика теста, указывающая на степень однородности состава заданий.

Выборка — группа испытуемых, представляющих определенную популя­цию и отобранных для эксперимента или исследования.

Выборка статистическая — множество значений изучаемой переменной, зарегистрированное в эксперименте.

Выборки объем — число элементов, включенное в выборочную совокуп­ность.

Вытеснение — забывание, вызванное бессознательной блокировкой пуга­ющих или угрожающих мыслей или событий.

Генезис — происхождение, возникновение; история закономерного раз­вития.

Гештальтпсихология — направление в психологии, изучающее целостные структуры сознания (гештальты) и поведения на всех ступенях психи­ческого развития; целостный подход к изучению психики и сознания.

Гештальттерапия — один из видов гуманистической психотерапии, в ос­нове которого связь между поведением и внутренними переживаниями индивида, фактическое отрицание прошлого опыта в процессе образо­вания гештальтов.

Гипноз — техника воздействия на человека путем фокализации его вни­мания с целью сузить поле сознания и подчинить его контролю внеш­него агента (гипнотезера), внушения которого он будет выполнять.

Гипотеза — предположение, которое выдвигается как временное на основе имеющихся наблюдений и уточняемое в последующем эксперименте.

Глубинная психология — ряд направлений в психологии и психиатрии, в основе которых лежит положение о ведущей роли бессознательных, иррациональных, аффективно-эмоциональных и интуитивных процес­сов, побуждений и мотивов в психической жизни и деятельности чело­века, в формировании его личности.

Гомеостаз — относительное динамическое постоянство внутренней среды организма в физиологически допустимых пределах.

Госпитализм — глубокая психическая и физическая отсталость, возника­ющая в первые годы жизни ребенка вследствие дефицита общения со взрослыми; как результат полной или частичной сепарации ребенка от матери.

Групповая психотерапия — совместное обсуждение и решение проблем, основанное на феномене общения.

Гуманистическая психология — направление в современной западной пси­хологии, предметом изучения которого служит целостный человек в его высших, специфических только для человека проявлениях.

Гуманистическая психотерапия — метод психотерапии, целью которого является повышение самооценки человека и стимулирование его лич­ностного роста.

Дебрифинг психологический — форма психологической интервенции, осо­бым образом организованное обсуждение, которое проводится в груп­пах людей, совместно переживших стрессогенное или трагическое со­бытие. Общая цель группового обсуждения — минимизация психологи­ческих страданий.

Девиантное поведение — действия, не соответствующие официально ус­тановленным или фактически сложившимся в данном обществе (соци­альной группе) нормам и ожиданиям.

Деловой лидер — лидер, побуждающий группу работать ради достижения цели.

Депрессия — совокупность отдельных симптомов нарушения психичес­кой деятельности. Подавленное печальное настроение, сопровождае­мое сознанием собственной неполноценности, пессимизмом.

Десенсибилизация — психотерапевтический метод снятия страхов, основанный на классическом обуславливании; проводится поэтапно с по­степенным нарастанием интенсивности стимульного воздействия.

Диагноз психологический — результат деятельности психолога, направ­ленный на описание и выяснение сущности индивидуально-психоло­гических особенностей личности с целью оценки их актуального со­стояния, прогноза дальнейшего развития и разработки рекомендаций, определяемых задачей психодиагностического обследования.

Диагностика психического развития — обследование человека в целях оп­ределения индивидуальных особенностей развития его психики: спо­собностей, личностных черт, мотиваций, отклонений от психической «нормы» и т.д.

Дискриминативность заданий теста — способность отдельных пунктов (за­даний) теста дифференцировать обследуемых относительно «максималь­ного» или «минимального» результата теста.

Достоверность различия (сходства) — аналитико-синтетическая процеду­ра установления уровня значимости различий или сходств между вы­борками по изучаемым показателям (переменным).

Задачи открытого типа — тип тестовых задач, предусматривающих сво­бодные ответы испытуемых по сути задания без предлагаемых вариан­тов ответов.

Задачи закрытого типа — тип тестовых заданий, предусматривающий раз­личные варианты ответа на поставленный вопрос. Из ряда предлагае­мых испытуемым выбирается один или несколько правильных ответов.

Зона ближайшего развития — понятие, объясняющее связь обучения и психического развития ребенка и их зависимость от ведущей роли взрос­лого. Зона ближайшего развития определяется теми возможностями ре­бенка, которые он реализовать самостоятельно без помощи взрослого в настоящий период еще не может, но которые благодаря сотрудничеству со взрослым будут его собственным достоянием в ближайшее время.

Игровая терапия — метод психотерапевтического воздействия на детей и взрослых с использованием игр.

Идентификация — переживание своей идентичности, тождественности с другим человеком или с любым объектом действительности. Упо­добление себя (как правило, неосознанное) значимому другому как образцу.

Иерархия мотивов — система побудительных сил поведения, в которой менее значимые побуждения подчинены более значимым.

Имаготерапия — психотерапевтический метод тренировки клиента в вос­произведении определенного комплекса характерных образов с терапев­тической целью.

Импульсивность — особенность поведения человека, заключающаяся в склонности действовать по первому побуждению, под влиянием вне­шних обстоятельств или эмоций.

Индивидуальность — неповторимость, уникальность свойств человека.

Инсайт — новое решение проблемы, проявляющееся внезапно после того, как субъект интегрирует информацию, имеющуюся в памяти и посту­пающую из окружающей среды.

Интеллект — общая способность к познанию и решению проблем, опре­деляющая успешность любой деятельности и лежащая в основе других способностей.

Интеллекта коэффициент — количественный показатель уровня интел­лектуального развития, измеряемого с помощью тестов интеллекта.

Интенция — имманентная направленность сознания на свой предмет без­относительно к тому, является ли он реальным или только воображае­мым.

Иррациональное мышление — мышление, опирающееся не на логику, а на эмоции.

Карьера — результат осознанной позиции и поведения человека в области трудовой деятельности, связанный с должностным или профессиональ­ным ростом.

Катексис — направленность психической энергии на объект, идею или поведение.

Клиенто-центрированная терапия — направление гуманистической тера­пии, разработанное К. Роджерсом, основанное на принятии и безус­ловном внимании к клиенту. Особые отношения между психотерапев­том и клиентом как средство достижения личностных изменений.

Когнитивная психология — направление в западной психологии, рассмат­ривающее все психические процессы как опосредованные познаватель­ными когнитивными факторами.

Когнитивная терапия — метод психотерапии, принимающий за основу лечения коррекцию нерациональности мышления.

Компульсия — действия, движения, возникающие вопреки желанию и воле, осознаваемые как чуждые и отличающиеся выраженным упорством.

Конгруэнтность — понятие, введенное К. Роджерсом и выражающее от­сутствие конфликта между восприятием себя и реальным субъектив­ным опытом. Одно из трех условий, существенных для личностного роста и успешной терапии (эмпатия, безусловное принятие, конгру­энтность).

Коннотация — чувства, эмоции и ассоциации, вызванные тем или иным словом.

Контрольная группа — группа испытуемых, выделенная из участвующих в эксперименте, для контрольного исследования.

Конфликт возможностей — возникает из-за необходимости принятия не только положительных, но и отрицательных сторон одной и той же перспективы.

Конформность — внутреннее и внешнее согласие с воздействующей на индивида группой; внешнее согласие с группой вопреки внутренней позиции индивида.

Корреляционный анализ — комплекс методов статистического исследова­ния взаимозависимости между переменными, связанными корреляци­онными отношениями. Один из основных методов статистической об­работки эмпирического материала в прикладных психодиагностичес­ких исследованиях.

Корреляция ранговая — метод корреляционного анализа, отражающий от­ношения переменных, упорядоченных по возрастанию их значения.

Креативность — характеристика полноценно функционирующего челове­ка, способного продуцировать уникальные идеи, результаты и ориги­нальные способы решения проблем. Творческость мышления.

Кривая нормального распределения — колоколообразная кривая, облада­ющая симметрией относительно средней и характерная для популя­ции, подчиняющейся закону нормального распределения.

Куклотерапия — частный метод арттерапии, основанный на процессах идентификации ребенка с любимым героем мультфильма, сказки и с любимой игрушкой.

Личностное пространство — буферное пространство, которое человек пред­почитает сохранять вокруг себя. Размер этого пространства субъективен и зависит от степени близости с лицом, находящимся рядом.

Личностные опросники — разновидность опросников, разработанных в рам­ках субъективного диагностического подхода и направленных на изме­рение различных особенностей личности.

Логотерапия — направление психотерапии, основанное В. Франклом, ос­новной задачей которого выступает помощь человеку в обретении смысла жизни.

Локус контроля — способность приписывать ответственность за все собы­тия своей жизни внешним факторам (экстернальный локус) или внут­ренним факторам (интернальный локус).

Медиана — одна из количественных характеристик центральной тенден­ции.

Метод семантического дифференциала — один из методов построения субъективных семантических пространств для исследований восприя­тия и поведения человека, анализа социальных установок и личност­ных смыслов.

Механизмы психологической защиты — неосознаваемые индивидом спо­собы избегания ситуаций, которые могут вызвать тревогу или привести к снижению самооценки.

Мода — мера центральной тенденции, соответствующая значению, встре­чающемуся в распределении чаще других, или классу с самой высокой частотой.

«Мозговой штурм» — метод генерации новых творческих идей без опасе­ния критики со стороны.

Морита-терапия — метод психотерапевтического воздействия, направ­ленный на выработку у клиента нового отношения к болезненным сим­птомам и реалистического понимания жизни, создание нового «Я» че­ловека, основанного на фактическом опыте.

Мотивация — побуждение к деятельности, связанное с удовлетворением определенных потребностей.

Музыкотерапия — психотерапевтический метод, использующий музыку в качестве терапевтического средства воздействия.

Мышление визуальное — способ решения интеллектуальных задач с опо­рой на внутренние визуальные образы.

Надежность — характеристика методики, отражающая точность психоди­агностических измерений, а также устойчивость результатов теста к действию посторонних случайных факторов.

Надежность параллельных форм — характеристика надежности психоди­агностических методик с помощью взаимозаменяемых форм теста.

Надежность ретестовая — характеристика надежности психодиагности­ческой методики путем повторного обследования испытуемых с помо­щью одного и того же теста.

Неонатальный период — период жизни новорожденного ребенкаот мо­мента рождения до двух недель.

Область применения теста — характеристика методики, теста, указываю­щая на особенности контингента испытуемых, для которого предназ­начен тест.

Обсессии — навязчивые и возникающие против воли человека мысли, воспоминания, сомнения, страхи, требующие психотерапевтического воздействия.

Обучаемость — эмпирическая характеристика индивидуальных возможнос­тей учащихся к усвоению учебной информации, к выполнению учебной деятельности.

Окно Джогари — система секторов, которая используется для проверки искренности высказываний, отчетов испытуемых.

Онтогенез — развитие индивида от рождения до конца жизни человека. В психологии употребляется для обозначения изменений психики ре­бенка в условиях воспитания и обучения.

Опросники типологические — группа опросников, разработанных на ос­нове выделения типов личности как целостных образований, не своди­мых к набору черт или факторов.

Опросники ценностей — группа опросников, предназначенных для изме­рения ценностей и ценностных ориентации личности.

Организация — а) строение чего-либо; б) совокупность людей, групп, объединенных для решения какой-либо задачи, или социальный ин­ститут; в) деятельность по налаживанию, устройству, упорядочиванию, оптимизации работы других.

Оценки шкальные — способ оценки результатов теста путем установления его места на специальной шкале, которая содержит данные о внутри-групповых нормах выполнения данной методики в выборке стандарти­зации.

Параметр — измеряемый показатель, в определенном отношении харак­теризующий некоторую совокупность количественных данных (напри­мер, среднее арифметическое, медиана или стандартное отклонение).

Педология — течение в психологии и педагогике, возникшее на рубеже XIX—XX вв., обусловленное проникновением эволюционных идей в педагогику и психологию и развитием прикладных отраслей в психоло­гии и экспериментальной педагогике. Запрещено в 30-е годы постанов­лением ЦК ВКП(б).

Перенос — механизм психологической защиты в виде перенесения чувств, настроений, переживаний на замещающий объект, предмет или чело­века.

Пилотажное исследование — пробное исследование, предшествующее ос­новному и предпринимаемое в целях проверки качества подготовки основного исследования.

Плацебо — индифферентный для организма препарат, имитирующий ле­карственное вещество, применяемое для контроля при клинических исследованиях действия новых препаратов. Дает возможность устано­вить долю участия внушения в действии препарата и его психотерапев­тический эффект.

Популяция — совокупность всех элементов реальной или теоретической группы лиц, предметов и т.п.

Посттравматический стресс — комплекс реакций человека на травму, ко­торая определяется как переживание, потрясение, беспомощность, когда человек сам пережил угрозу собственной жизни или серьезную физическую и психическую травму. Длительность стрессовой ситуации составляет основу психологической травмы и определяет стратегию пси­хологической помощи.

Поэтапное научение — последовательное поощрение действий и поступ­ков с целью достижения определенного поведения.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 440; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.