КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Направления психотерапевтической работы 2 страница
Маркова А. К., Лидере А. Г., Яковлева Е. Л. Диагностика и коррекция умственного развития в школьном и дошкольном возрасте. Петрозаводск, 1992. Маховер К. Проективный рисунок человека. М., 1996. Мельников В. М., Ямпольский Л. Т. Введение в экспериментальную психологию личности. М.,1985. Мэй Р. Искусство психологического консультирования. М., 1994. Нормативные предписания к разработчикам и пользователям психодиагностических методики //Вопросы психологии.1987. № 5. Общая психодиагностика/Под ред. А. А. Бодалева, В. В. Столина. М., 1987. Осипова А. А. Общая психокоррекция.М., 2000. Особенности психического развития детей 6–7-летнего возраста/Под ред. Д. Б. Эльконина, А. Л. Венгера. М., 1988. Панфилова М. А. Игротерапия общения. Методическое пособие для воспитателей и методистов дошкольных учреждений. М., 1995. Петев Г. Массовое общение и личность. София, 1984. Петровская Л. А. Развитие компетентного общения как одно из направлений оказания психологической помощи//Введение в практическую социальную психологию. М., 1994. Петрушин В. И. Музыкальная психотерапия: теория и практика. М., 1999. Поляков Ю. Ф., Спиваковская А. С. Психологическая коррекция: ее роль и место в профилактике заболеваний//Современные формы и методы организации психологической и психопрофилактической работы. Л., 1985. Практикум по патопсихологии/Под ред. Б. В. Зейгарник, В. В. Николаевой, В. В. Лебединского. М., 1987. Практическая психология образования/Под ред. И. В. Дубровиной. М., 1997. Пряжников Н. С. Профессиональное и личностное самоопределение. М.; Воронеж, 1996. Психодиагностика: теория и практика. М., 1986. Психологическая диагностика: проблемы и исследования/Под ред. К.М. Гуревича. М., 1981. Психологическая служба вСССР: ее задачи и организация//Вопросы психологии. 1979, № 2-3. Психологическая служба в школе/Под ред. И. В. Дубровиной. М., 1984. Психологические и психофизиологические особенности студентов/Под ред. Н. М. Пейсахова. Казань, 1973. Рабочая книга школьного психолога/Под ред. И. В. Дубровиной.М., 1991. Реан А. А., Коломинский Я. Л. Социальная педагогическая психология СПб.,1999. Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. М. 1994. Роджерс К. Клиснто-центрированная терапия. М., 1997. Роджерс К. Консультирование и психотерапия. Новейшие подходы в области практической работы. М., 2000. Руководство к применению теста структуры интеллекта Рудольфа Амтхауэра. Обнинск, 1993. Руководство практического психолога/Под ред. И. В. Дубровиной. М. 1995. Соколова Е. Т. Проективные методы исследования личности. М. 1980. Спиваковская А. С. Как быть родителями. М., 1986. Спиваковская А. С. Профилактика детских неврозов. М., 1988. Сталин В. В. Самосознание личности. М., 1983. Сталин В. В. Познание себя и отношение к себе в структуре самосознания личности: Дисс. докт. психод. наук. М., 1985. Сталин В. В. Психологические основы семейной терапии//Вопросы психологии. 1987. № 6. Сыэрд Ю. Проблемы психологической диагностики подготовленности к школе//Формирование школьной зрелости ребенка. Таллин, 1982. Тобиас Л. Психологическое консультирование и менеджмент: взгляд клинициста. М., 1999. Управление персоналом/Под ред. Т. Ю. Базарова, Б. Л. Еремина. М., 1998. Филиппов А. В. Работа с кадрами: психологический аспект. М. 1990. Черепанова Е. М. Саморегуляция и самопомощь при работе в экстремальных условиях. М.,1995. Чистякова М. И. Психогимнастика. М., 1995. Шкала Марлоу–Крауна для исследования мотивации одобрения: Методическое письмо. Л., 1976. Школьный тест умственного развития (ШТУР): Методические рекомендации по работе с тестом (для школьного психолога). М. 1987. Шмелев А. Г. Введение в экспериментальную психосемантику. М., 1983. Шмелев А. Г., Похилько В. И. Анализ пунктов при конструировании и применении тест-опросников//Вопросы психологии. 1985. № 4. Шмелев А. Г. Что считать измерением?//Школьный психолог. 1999 № 47. Шмелев А. Г. Откуда берутся ключи к тесту?//Школьный психолог 1999 № 48. Шмелев А. Г. Почему тесты ничего не предсказывают или что такое валидность?//Школьный психолог. 2000. № 1. Штроо В. А. Позиции и стратегии работы психолога в организации//Журнал практического психолога. 2000. № 5-6. Эмоциональные нарушения в детском возрасте и их коррекция//Под ред. В. В. Лебединского. М., 1990. Abrams D., Hogg М. (eds.). Social Identity and Social Cognition. Oxford 1999. Adapted from Greenberg J. Managing Behaviour in Organizations. N.Y. 1996. American Psychological Association. Ethical Principlesof Psychologists// American Psychologist. 1990. Vol. 45. Bandura A. Principles of Behavior Modification.N.Y.,1969. Basic Organizational Behavior. N.Y., 1995.
Brickenkamp R. Handbuch Psychologischer und Padagogischer Tests. Gottingen, 1975. Bower В. Emotional aid delivers labor-saving results. Science News, 139, 1991. Bower G. How to remcmber?//Psychology Today. 62-70. 1973. ByrnesJ. F. The Political Behavior Inventory. N.Y., 1991. CattelR. В., Dreger P. М. Handbook of Modern Personality Theory. N.Y., 1974. Cinirella М. The Concept of Possible Social Identities//European Journal of Social Psychology. 1998, 28. Comeili G. Fuhrung durch Motivation. Mtinchen, 1995, В. 11. Denmark F.Styles of Leadershi p//Psychology of Women Quarterly. Vol.2, 1997. Eagly A. H., Jonson B. Gender and Leadership Style: A Metaanalisis// Psychological Bulletin. Vol. 108, 1990. Gluck W. F. Personnel: A Diagnostic Approach. Rev. ed.//Dallas, 1978. Graham J. R. The MMPI: A Practical Guide. N.Y., 1977. Hentze J., Kammel A. Personalfuhrungs Lehre: Grundlagen, Funktionen und Modelle. Bern. Stuttgart. Wien, 1997. Yuhl G. Leadership in Organizations. Engelwood Clifts. N.Y., 1994. Kelly G. A. Theory of Personality. The Psychology of Personal Constructs. N.Y., 1963. KieserA., Reber G., Wanderer R. (Hrsg.). Handworterbuch der Fuhrung. Stuttgart, 1995. Klein М. Narrative of a Child Analysis. N.Y., 1960. Kramer Е. Art as Therapy with Children. N.Y., 1975. Kummerow Е., Innex J. Social Representations in the Organizational Context// Social Science Inf. Vol. 33 (2), 1994. Lussier R. Human Relations in Organizations: A Skill Building Approach//Homewood, Irwin, 1993. MaslowA. H. Motivation and Personality. N.Y., 1970. Matlin М. М. The Psychology of Women. N.Y., 1987. Neuberger 0. Mikropolitik//Fohrung von Mitarbeitem. Stuttgart, 1991. Personlichkeitsdiagnostick. Berlin, 1970. Personalmanagement in Praxis. Koln, 1995. Psychodiagnostick in Theorie und Praxis. Bern, 1981. Richler М. Personalfuhrung: Grundlagen und betribliche Praxis. Stuttgart, 1994. Rabbins S. Essentials of Organizational Bechavior. Cliffs. N.Y., 1994. Rosenstiel L. Motivation in Betrieb. Miinchen, 1972. Ross L., Nisbett R. The Person and the Situation. Me. Graw Hill Publ. Company, 1991. Scheltgen P. Fuhrungspsychologie im Wandel. Wiesbaden,1991. Triandis H. Culture and Social Behavior. N.Y., 1994. Wanderer R., Grundwald W. Fuhrungslehre. Grundlagen der Fohrung. Berlin, 1980.
СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ И ПОНЯТИЙ
Авторитарный (императивный) стиль — жесткий стиль руководства с опорой на приказ, распоряжение, принуждение, подавление инициативы, наказание, отчуждение. Агрессия — мотивированное деструктивное поведение, наносящее моральный и/или физический ущерб окружающим, вызывающее психологический дискомфорт. Адаптация — приспособление, привыкание организма к новым условиям. Изменение чувствительности анализаторов. Адаптация психодиагностических, тестовых методик — комплекс мероприятий, обеспечивающий адекватность теста в новых условиях его применения. Особое внимание к адаптации зарубежных тестов. Акцентуации характера — крайние варианты нормы, при которых отдельные черты характера чрезмерно усилены. Артефакт — феномен или эффект, привнесенный в эксперимент исследователем. Арттерапия — специализированная форма психотерапии, основанная на искусстве, в первую очередь изобразительном, и творческой деятельности. Ассертивность — способность человека отстаивать свои права, принимая во внимание права других. Аутентичность — понятие, введенное М. Хайдеггером в связи с проблемой превращения неподлинного человеческого бытия в подлинное. Аутогенная тренировка — психотерапевтический метод широкого профиля, основанный на использовании приемов самовнушения, элементов восточных техник медитации и погружения в релаксационное состояние. Аффекты — сильные и относительно кратковременные эмоциональные переживания, сопровождаемые резко выраженными двигательными и висцеральными проявлениями. Аффилиация — потребность в общении, эмоциональных контактах, дружбе, любви, потребность быть принятым другими. Проявляется в стремлении оказывать кому-либо поддержку, помощь и принимать их от него; в деятельности проявляется как ориентация на позитивную оценку со стороны окружающих. Безусловное принятие — термин К. Роджерса, описывающий принятие другими людьми человека в целом, без всяких условий. Одно из трех условий, имеющих существенное значение для личностного роста и успешности терапии (эмпатия, конгруэнтность, безусловное принятие). Бессознательное — совокупность психических явлений, не осознаваемых субъектом, но оказывающих влияние на его поведение. Библиотерапия — форма психотерапевтического воздействия с использованием чтения специально подобранной литературы. Бихевиоральная терапия — вид терапии, базирующийся на использовании принципов научения, изменения поведения. Бихевиоризм — направление в психологии, в центре которого изучение наблюдаемого поведения человека. Единицей анализа поведения объявляется конкретная связь стимула и реакции. Бланк обследования — специальная форма фиксации результатов психодиагностического исследования. Они обязательны для проведения большинства тестов интеллекта, проективных методик, личностных опросников. Валидизации критерий — непосредственная и независимая от валидизи-руемого теста мера психического свойства, на исследование которого направлена психодиагностическая методика. Валидность — адекватность и действенность теста, критерий его доброкачественности, характеризующий точность измерения исследуемого свойства и репрезентативность диагностической процедуры. Валидность конструктная — отражает степень репрезентации исследуемого психологического конструкта в результатах теста. В качестве конструкта могут выступать практический или вербальный интеллект, эмоциональная неустойчивость, интроверсия и т. д. Валидность критериальная — комплекс характеристик, отражающий соответствие диагноза и прогноза определенному критерию измеряемой способности. Валидность очевидная — представление о тесте, сфере его применения, результативности и прогностической ценности, которое возникает у испытуемого или другого лица, не располагающего специальными сведениями и побуждающего испытуемых к обследованию. Валидность прогностическая — информация о методике (тесте), характеризующая степень точности и обоснованности суждения о диагностируемом психологическом качестве по его результату спустя определенное время после его измерения. Валидность содержательная — характеризует степень репрезентативности содержания заданий теста измеряемой области психических свойств. Валидность текущая — отражает способность теста различать испытуемых на основании диагностического признака, являющегося объектом исследования в данный момент. Валидность эмпирическая — совокупность характеристик валидности теста, полученных сравнительным статистическим способом оценивания. Ведущая деятельность — деятельность, выполнение которой определяет возникновение и формирование основных психологических новообразований человека на данной ступени развития его личности. Внутренняя согласованность (консистентность) — характеристика теста, указывающая на степень однородности состава заданий. Выборка — группа испытуемых, представляющих определенную популяцию и отобранных для эксперимента или исследования. Выборка статистическая — множество значений изучаемой переменной, зарегистрированное в эксперименте. Выборки объем — число элементов, включенное в выборочную совокупность. Вытеснение — забывание, вызванное бессознательной блокировкой пугающих или угрожающих мыслей или событий. Генезис — происхождение, возникновение; история закономерного развития. Гештальтпсихология — направление в психологии, изучающее целостные структуры сознания (гештальты) и поведения на всех ступенях психического развития; целостный подход к изучению психики и сознания. Гештальттерапия — один из видов гуманистической психотерапии, в основе которого связь между поведением и внутренними переживаниями индивида, фактическое отрицание прошлого опыта в процессе образования гештальтов. Гипноз — техника воздействия на человека путем фокализации его внимания с целью сузить поле сознания и подчинить его контролю внешнего агента (гипнотезера), внушения которого он будет выполнять. Гипотеза — предположение, которое выдвигается как временное на основе имеющихся наблюдений и уточняемое в последующем эксперименте. Глубинная психология — ряд направлений в психологии и психиатрии, в основе которых лежит положение о ведущей роли бессознательных, иррациональных, аффективно-эмоциональных и интуитивных процессов, побуждений и мотивов в психической жизни и деятельности человека, в формировании его личности. Гомеостаз — относительное динамическое постоянство внутренней среды организма в физиологически допустимых пределах. Госпитализм — глубокая психическая и физическая отсталость, возникающая в первые годы жизни ребенка вследствие дефицита общения со взрослыми; как результат полной или частичной сепарации ребенка от матери. Групповая психотерапия — совместное обсуждение и решение проблем, основанное на феномене общения. Гуманистическая психология — направление в современной западной психологии, предметом изучения которого служит целостный человек в его высших, специфических только для человека проявлениях. Гуманистическая психотерапия — метод психотерапии, целью которого является повышение самооценки человека и стимулирование его личностного роста. Дебрифинг психологический — форма психологической интервенции, особым образом организованное обсуждение, которое проводится в группах людей, совместно переживших стрессогенное или трагическое событие. Общая цель группового обсуждения — минимизация психологических страданий. Девиантное поведение — действия, не соответствующие официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе (социальной группе) нормам и ожиданиям. Деловой лидер — лидер, побуждающий группу работать ради достижения цели. Депрессия — совокупность отдельных симптомов нарушения психической деятельности. Подавленное печальное настроение, сопровождаемое сознанием собственной неполноценности, пессимизмом. Десенсибилизация — психотерапевтический метод снятия страхов, основанный на классическом обуславливании; проводится поэтапно с постепенным нарастанием интенсивности стимульного воздействия. Диагноз психологический — результат деятельности психолога, направленный на описание и выяснение сущности индивидуально-психологических особенностей личности с целью оценки их актуального состояния, прогноза дальнейшего развития и разработки рекомендаций, определяемых задачей психодиагностического обследования. Диагностика психического развития — обследование человека в целях определения индивидуальных особенностей развития его психики: способностей, личностных черт, мотиваций, отклонений от психической «нормы» и т.д. Дискриминативность заданий теста — способность отдельных пунктов (заданий) теста дифференцировать обследуемых относительно «максимального» или «минимального» результата теста. Достоверность различия (сходства) — аналитико-синтетическая процедура установления уровня значимости различий или сходств между выборками по изучаемым показателям (переменным). Задачи открытого типа — тип тестовых задач, предусматривающих свободные ответы испытуемых по сути задания без предлагаемых вариантов ответов. Задачи закрытого типа — тип тестовых заданий, предусматривающий различные варианты ответа на поставленный вопрос. Из ряда предлагаемых испытуемым выбирается один или несколько правильных ответов. Зона ближайшего развития — понятие, объясняющее связь обучения и психического развития ребенка и их зависимость от ведущей роли взрослого. Зона ближайшего развития определяется теми возможностями ребенка, которые он реализовать самостоятельно без помощи взрослого в настоящий период еще не может, но которые благодаря сотрудничеству со взрослым будут его собственным достоянием в ближайшее время. Игровая терапия — метод психотерапевтического воздействия на детей и взрослых с использованием игр. Идентификация — переживание своей идентичности, тождественности с другим человеком или с любым объектом действительности. Уподобление себя (как правило, неосознанное) значимому другому как образцу. Иерархия мотивов — система побудительных сил поведения, в которой менее значимые побуждения подчинены более значимым. Имаготерапия — психотерапевтический метод тренировки клиента в воспроизведении определенного комплекса характерных образов с терапевтической целью. Импульсивность — особенность поведения человека, заключающаяся в склонности действовать по первому побуждению, под влиянием внешних обстоятельств или эмоций. Индивидуальность — неповторимость, уникальность свойств человека. Инсайт — новое решение проблемы, проявляющееся внезапно после того, как субъект интегрирует информацию, имеющуюся в памяти и поступающую из окружающей среды. Интеллект — общая способность к познанию и решению проблем, определяющая успешность любой деятельности и лежащая в основе других способностей. Интеллекта коэффициент — количественный показатель уровня интеллектуального развития, измеряемого с помощью тестов интеллекта. Интенция — имманентная направленность сознания на свой предмет безотносительно к тому, является ли он реальным или только воображаемым. Иррациональное мышление — мышление, опирающееся не на логику, а на эмоции. Карьера — результат осознанной позиции и поведения человека в области трудовой деятельности, связанный с должностным или профессиональным ростом. Катексис — направленность психической энергии на объект, идею или поведение. Клиенто-центрированная терапия — направление гуманистической терапии, разработанное К. Роджерсом, основанное на принятии и безусловном внимании к клиенту. Особые отношения между психотерапевтом и клиентом как средство достижения личностных изменений. Когнитивная психология — направление в западной психологии, рассматривающее все психические процессы как опосредованные познавательными когнитивными факторами. Когнитивная терапия — метод психотерапии, принимающий за основу лечения коррекцию нерациональности мышления. Компульсия — действия, движения, возникающие вопреки желанию и воле, осознаваемые как чуждые и отличающиеся выраженным упорством. Конгруэнтность — понятие, введенное К. Роджерсом и выражающее отсутствие конфликта между восприятием себя и реальным субъективным опытом. Одно из трех условий, существенных для личностного роста и успешной терапии (эмпатия, безусловное принятие, конгруэнтность). Коннотация — чувства, эмоции и ассоциации, вызванные тем или иным словом. Контрольная группа — группа испытуемых, выделенная из участвующих в эксперименте, для контрольного исследования. Конфликт возможностей — возникает из-за необходимости принятия не только положительных, но и отрицательных сторон одной и той же перспективы. Конформность — внутреннее и внешнее согласие с воздействующей на индивида группой; внешнее согласие с группой вопреки внутренней позиции индивида. Корреляционный анализ — комплекс методов статистического исследования взаимозависимости между переменными, связанными корреляционными отношениями. Один из основных методов статистической обработки эмпирического материала в прикладных психодиагностических исследованиях. Корреляция ранговая — метод корреляционного анализа, отражающий отношения переменных, упорядоченных по возрастанию их значения. Креативность — характеристика полноценно функционирующего человека, способного продуцировать уникальные идеи, результаты и оригинальные способы решения проблем. Творческость мышления. Кривая нормального распределения — колоколообразная кривая, обладающая симметрией относительно средней и характерная для популяции, подчиняющейся закону нормального распределения. Куклотерапия — частный метод арттерапии, основанный на процессах идентификации ребенка с любимым героем мультфильма, сказки и с любимой игрушкой. Личностное пространство — буферное пространство, которое человек предпочитает сохранять вокруг себя. Размер этого пространства субъективен и зависит от степени близости с лицом, находящимся рядом. Личностные опросники — разновидность опросников, разработанных в рамках субъективного диагностического подхода и направленных на измерение различных особенностей личности. Логотерапия — направление психотерапии, основанное В. Франклом, основной задачей которого выступает помощь человеку в обретении смысла жизни. Локус контроля — способность приписывать ответственность за все события своей жизни внешним факторам (экстернальный локус) или внутренним факторам (интернальный локус). Медиана — одна из количественных характеристик центральной тенденции. Метод семантического дифференциала — один из методов построения субъективных семантических пространств для исследований восприятия и поведения человека, анализа социальных установок и личностных смыслов. Механизмы психологической защиты — неосознаваемые индивидом способы избегания ситуаций, которые могут вызвать тревогу или привести к снижению самооценки. Мода — мера центральной тенденции, соответствующая значению, встречающемуся в распределении чаще других, или классу с самой высокой частотой. «Мозговой штурм» — метод генерации новых творческих идей без опасения критики со стороны. Морита-терапия — метод психотерапевтического воздействия, направленный на выработку у клиента нового отношения к болезненным симптомам и реалистического понимания жизни, создание нового «Я» человека, основанного на фактическом опыте. Мотивация — побуждение к деятельности, связанное с удовлетворением определенных потребностей. Музыкотерапия — психотерапевтический метод, использующий музыку в качестве терапевтического средства воздействия. Мышление визуальное — способ решения интеллектуальных задач с опорой на внутренние визуальные образы. Надежность — характеристика методики, отражающая точность психодиагностических измерений, а также устойчивость результатов теста к действию посторонних случайных факторов. Надежность параллельных форм — характеристика надежности психодиагностических методик с помощью взаимозаменяемых форм теста. Надежность ретестовая — характеристика надежности психодиагностической методики путем повторного обследования испытуемых с помощью одного и того же теста. Неонатальный период — период жизни новорожденного ребенкаот момента рождения до двух недель. Область применения теста — характеристика методики, теста, указывающая на особенности контингента испытуемых, для которого предназначен тест. Обсессии — навязчивые и возникающие против воли человека мысли, воспоминания, сомнения, страхи, требующие психотерапевтического воздействия. Обучаемость — эмпирическая характеристика индивидуальных возможностей учащихся к усвоению учебной информации, к выполнению учебной деятельности. Окно Джогари — система секторов, которая используется для проверки искренности высказываний, отчетов испытуемых. Онтогенез — развитие индивида от рождения до конца жизни человека. В психологии употребляется для обозначения изменений психики ребенка в условиях воспитания и обучения. Опросники типологические — группа опросников, разработанных на основе выделения типов личности как целостных образований, не сводимых к набору черт или факторов. Опросники ценностей — группа опросников, предназначенных для измерения ценностей и ценностных ориентации личности. Организация — а) строение чего-либо; б) совокупность людей, групп, объединенных для решения какой-либо задачи, или социальный институт; в) деятельность по налаживанию, устройству, упорядочиванию, оптимизации работы других. Оценки шкальные — способ оценки результатов теста путем установления его места на специальной шкале, которая содержит данные о внутри-групповых нормах выполнения данной методики в выборке стандартизации. Параметр — измеряемый показатель, в определенном отношении характеризующий некоторую совокупность количественных данных (например, среднее арифметическое, медиана или стандартное отклонение). Педология — течение в психологии и педагогике, возникшее на рубеже XIX—XX вв., обусловленное проникновением эволюционных идей в педагогику и психологию и развитием прикладных отраслей в психологии и экспериментальной педагогике. Запрещено в 30-е годы постановлением ЦК ВКП(б). Перенос — механизм психологической защиты в виде перенесения чувств, настроений, переживаний на замещающий объект, предмет или человека. Пилотажное исследование — пробное исследование, предшествующее основному и предпринимаемое в целях проверки качества подготовки основного исследования. Плацебо — индифферентный для организма препарат, имитирующий лекарственное вещество, применяемое для контроля при клинических исследованиях действия новых препаратов. Дает возможность установить долю участия внушения в действии препарата и его психотерапевтический эффект. Популяция — совокупность всех элементов реальной или теоретической группы лиц, предметов и т.п. Посттравматический стресс — комплекс реакций человека на травму, которая определяется как переживание, потрясение, беспомощность, когда человек сам пережил угрозу собственной жизни или серьезную физическую и психическую травму. Длительность стрессовой ситуации составляет основу психологической травмы и определяет стратегию психологической помощи. Поэтапное научение — последовательное поощрение действий и поступков с целью достижения определенного поведения.
Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 483; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |