Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Направления психотерапевтической работы 3 страница




Практический психолог системы образования — специалист в области дет­ской практической психологии, работающий в конкретном образова­тельном учреждении (детском саду, школе, детском доме, интернате, колледже, лицее, УПК, УВК).

Прегнантность — одно из основных понятий гештальтпсихологии, озна­чающее насыщенность, содержательность, завершенность гештальтов.

Проективный тест — тест, который содержит неясные, двусмысленные стимулы, предназначенный для исследования личности.

Проекция — методика конструирования, дополнения, интерпретации нео­пределенного стимульного материала в связи с личностным значени­ем, придаваемым ему испытуемыми. Защитный механизм, состоящий в том, что индивидуум приписывает другим свои неприемлемые жела­ния.

Просоциальное поведение — позитивное, конструктивное, социально по­лезное поведение; противоположность антисоциального поведения.

Профессиональная консультация — метод психологической помощи лю­дям в выборе и перевыборе профессии, а также планировании профес­сиональной карьеры в соответствии с возможностями, которые предо­ставляет личности общество, и ее индивидуальными качествами.

Профессиональная ориентация — система мероприятий по ознакомлению молодежи с миром профессий.

Профессиональный отбор — специализированная процедура изучения и вероятностной оценки пригодности людей к овладению специальнос­тью, достижению требуемого уровня мастерства и успешному выпол­нению профессиональных обязанностей в типовых и специфически за­трудненных условиях.

Психоанализ — психологическое учение, основанное 3. Фрейдом, в цен­тре которого находятся бессознательные психические процессы и мо­тивация. Также метод психотерапии, основанный на изучении содер­жания бессознательного.

Психогигиена — часть общей гигиены, разрабатывающая мероприятия по сохранению и укреплению нервно-психического здоровья населения.

Психогимнастика — курс специальных групповых занятий, направлен­ных на развитие и коррекцию различных сторон психики человека как познавательной, так и эмоционально-личностной сферы. Занятия состоят из игр и этюдов, в основе которых лежит использование дви­гательной экспрессии в качестве главного средства коммуникации в группе.

Психодиагностика — наука и практика постановки психологического ди­агноза. Разрабатывает методы выявления и изучения индивидуально-психологических особенностей человека.

Психодрама — метод группового психотерапевтического воздействия, в котором используется инструмент драматической импровизации для изучения внутреннего мира клиента.

Психологическая готовность к школьному обучению — единство психи­ческих характеристик субъекта, обеспечивающее успешное начало обу­чения в школе.

Психологическая служба — система практического использования психо­логии для решения комплексных задач психологической экспертизы, диагностики, консультации в сфере производства, медицины, образо­вания, культуры, спорта, правоохранительной деятельности.

Психометрика — область психологии, которая изучает теоретические и методологические проблемы измерений во всех областях психологии. Разрабатывает математические модели для методов психологического измерения.

Распределение — совокупность данных в выборке, сгруппированных и упорядоченных по определенным характеристикам.

Рационально-эмотивная терапия — разновидность психотерапии, разра­ботанная Альбертом Эллисом и направленная на оказание помощи в пересмотре системы убеждений, норм и представлений, а также на освобождение от идеи самообвинения.

Ребефинг — дыхательная методика психологической коррекции, само­исследования и духовной трансформации, разработанная Л. Орром и С. Рэй.

Самоактуализация — высшая потребность человека, согласно иерархии Маслоу. Потребность в развитии и реализации своего потенциала.

Самооценка — оценка человеком самого себя, своих качеств и способно­стей, суждение о собственной ценности.

Самосознание — осознанное отношение человека к своим потребностям, способностям, влечениям, мотивам, переживаниям и мыслям. Выра­жается также и в эмоционально-смысловой оценке своих возможнос­тей.

Сексизм — мировоззрение; в котором женщина рассматриваетсякак «низ­шее существо».

Сказкотерапия — психотерапевтический метод, использующий сказоч­ную форму для интеграции личности, развития творческих способнос­тей, расширения сознания, совершенствования взаимодействий с ок­ружающим миром.

Содержательная валидность — степень соответствия содержания вопросов теста измеряемой области психических свойств.

Социальная желательность — наблюдаемая у некоторых людей тенденция давать социально приемлемые ответы на вопросы теста.

Среднее отклонение — показатель разброса данных, соответствующий сред­ней арифметической абсолютных значений всех отклонений данных выборки от средней арифметической.

Стандартное отклонение — показатель, характеризующий разброс в рас­пределении относительно среднего.

Стресс — состояние психического напряжения, возникающее у человека в процессе деятельности в наиболее сложных, трудных условиях как в повседневной жизни, так и при особых обстоятельствах.

Танцевальная терапия — форма психотерапевтического воздействия, в ос­нове которого лежат танцевальные движения в сочетании с физичес­ким контактом и интенсивным межличностным взаимодействием.

Тест — стандартизированная методика психологического измерения, пред­назначенная для диагностики выраженности у индивида психических свойств или состояний.

Тестовые нормы — установленные стандарты проведения теста (напри­мер, средняя, медиана и процентиль).

Тесты достижений — тесты, предназначенные для измерения качества учебных или профессиональных знаний, умений и навыков.

Тесты интеллекта — психодиагностические методики, предназначенные для определения уровня интеллектуального развития индивида и выяв­ления структуры его интеллекта.

Тесты личности — психодиагностические приемы, направленные на оценку эмоционально-волевых компонентов психической деятельности (отно­шений, мотивации, интересов, эмоций), а также особенностей пове­дения индивида. Тесты личности включают в себя проективные тесты, личностные опросники и тесты ситуационные.

Тесты способностей — методики, диагностирующие уровень развития об­щих и специальных способностей, определяющих успешность обуче­ния, профессиональной деятельности и творчества.

Трансактный анализ — психологическая концепция Э. Берна, согласно которой структура личности характеризуется тремя состояниями: Ро­дитель, Взрослый и Ребенок.

Тревога — переживание эмоционального дискомфорта, связанное с ожи­данием неблагополучия, предчувствием грозящей опасности.

Тревожность — индивидуальная психологическая особенность, проявля­ющаяся в склонности человека к частым и интенсивным переживани­ям состояния тревоги.

Уверенность в себе — переживание человеком своих возможностей, как адекватных тем задачам, которые перед ним стоят в жизни, так и тем, которые он ставит перед самим собой.

Управление персоналом — целенаправленное воздействие на человечес­кую составляющую организации, ориентированное на приведение в соответствие возможностей персонала и целей, стратегий, условий развития организации.


Уровень притязаний личности — стремление к достижению целей той сте­пени сложности, на которую человек считает себя способным.

Фобия — сильное по интенсивности переживание, преувеличенный и необоснованный страх, оказывающий существенное влияние на раз­витие личности и поведение индивида.

Фрустрация — психическое состояние, вызванное неуспехом в удовлет­ворении потребности, желания. Состояние фрустрации сопровождает­ся различными отрицательными переживаниями: раздражением, разо­чарованием, тревогой, отчаянием, агрессией и др.

Холдингтерапия — метод психотерапии, основанный на тесном телесном контакте матери и ребенка, используется в коррекции эмоциональных расстройств, однако первоначально был разработан для терапии де­тей, страдающих ранним детским аутизмом.

Экзистенциальная терапия — форма психотерапевтического воздействия, принимающая за основу лечения свободу воли каждого пациента и помогающая ему обрести смысл жизни.

Эклектизм — направление, согласно которому психолог сам выбирает, какой именно подход применить в конкретной ситуации.

Экспериментальная группа — группа людей, отобранная непосредственно для эксперимента.

Эмпатия — термин К. Роджерса, описывающий субъекта воспринимать опыт, чувства и их значение с точки зрения другого. Одно из трех тера­певтических условий, имеющих существенное значение для успеха те­рапии (эмпатия, конгруэнтность, безусловное принятие).

Я-идеальное — совокупность представлений о том, каким человеку хочет­ся быть или кем, по его мнению, он может быть в силу присущих ему качеств.

Я-коицепция — динамическая система представлений человека о самом себе, включающая: а) осознание своих физических, социальных и пр. свойств; б) самооценку; в) субъективное восприятие влияющих на соб­ственную личность внешних факторов.

Я-реальное — система представлений о самом себе, которая формирует­ся на основе опыта общения человека с другими и их поведения по отношению к нему.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 354; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.025 сек.