Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Виды опросников, формы вопросов и представления результатов




Читайте также:
  1. B) ЕВРЕЙСКИЙ ВОПРОС, № 1. ПОСТАНОВКА ВОПРОСОВ
  2. I. Основные формы нарушения кислотно-основного состояния
  3. I. Процессуальные формы и субъекты крим. идентификации.
  4. I. Процессуальные формы и субъекты крим. идентификации.
  5. I. Различия формы
  6. II. НАСЛЕДСТВЕННЫЕ ФОРМЫ ПАТОЛОГИИ
  7. III. Конфиденциальность результатов.
  8. III. Перечень контрольных вопросов и
  9. V. Перечень вопросов к зачету (экзамену) по всему курсу
  10. Адекватные формы передачи информации
  11. Активные формы кислорода
  12. Алгоритм создания представления

Личностные опросники внешне представляют собой разной величины перечни вопросов или утверждений2, на которые обследуемый должен отвечать в соответ­ствии с предложенной ему инструкцией. Количество вопросов (утверждений) зна­чительно варьирует. В некоторых опросниках до 20 заданий, в других — несколько

1 Левитов Н. Д. Психология личности. — М: Педагогика, 1956. — С. 169.

2 В англоязычной литературе обычно используется обобщающее понятие — item, которое у нас пере­
водится как пункт, вопрос, утверждение или задание.


сотен (например, MMPI состоит из 550 утверждений). Множество личностных опросников, разработанных к настоящему времени, по диагностической направ­ленности можно подразделить на:

♦ опросники черт личности (например, опросники Р. Кеттелла);

♦ опросники типологические (например, опросники Г. Айзенка);

♦ опросники мотивов (например, опросник А. Эдвардса);

♦ опросники интересов (например, опросники Г. Кюдера);

♦ опросники ценностей (например, опросник Д. Супера);

♦ опросники установок (например, шкала Л. Терстоуна)

В соответствии с принципом, положенным в основу конструирования, следу­ет различать:

♦ опросники факторные, для конструирования которых используется фак­
торный анализ (например, опросники Р. Кеттелла);

♦ опросники эмпирические, которые создаются на основе критериально-клю­
чевого принципа1 (например, ММРГ).

Наконец, все личностные опросники могут быть разделены на те, которые предназначены для измерения какого-либо одного качества (свойства) или не­скольких. Обозначим их как одномерныеи многомерные.Фактически все опрос­ники могут быть использованы не только для индивидуального, но и при группо­вомобследовании. В последнее время достаточно широко распространено предъ­явление заданий опросников с помощью компьютеров, однако при этом нужно, как уже говорилось, помнить о необходимости их рестандартизации.

В личностных опросниках наиболее распространенные следующие формы во­просов (утверждений).

1. Вопросы, предусматривающие ответы типа «да—нет». Такие вопросы лег­
ко формулируются, обычно понятны, ответы на них не затрудняют обсле­
дуемых. Например: «Вы ходите медленно и неторопливо?» Варианты отве­
тов: «да», «нет».

2. Вопросы, предусматривающие ответы типа: «да», «нечто среднее», «нет».
Добавляется неопределенный ответ. Как правило, неопределенные отве­
ты неинформативны, а в опросниках со средней категорией ответов может
актуализироваться соответствующая установка, искажающая получаемую
информацию (см. об этом далее). Использование такой формы вопросов
связано с тем, что у некоторых испытуемых возникает раздражительность,
отказ от работы в том случае, когда их заставляют отвечать только утверди­
тельно или отрицательно. Например: «Я всегда в состоянии строго контро­
лировать проявление своих чувств». Варианты ответов: «да», «нечто сред­
нее», «нет».



1 Принцип конструирования тестов на основе эмпирического обнаружения некоторых психологиче­ских признаков, позволяющих дифференцировать релевантные критериальные группы от контроль­ных. Подробнее см.: Бурлачук Л. Ф., Морозов С. М. Словарь-справочник по психодиагностике. — СПб.: Питер, 1999.


Рис. 5.1. Профиль личности

3. Вопросы, предусматривающие ответы типа «правда—ложь», или так назы­
ваемые альтернативные задания. По существу они мало отличаются от ди­
хотомических («да—нет»). Например: «Я ненавижу втискиваться в пере­
полненный автобус». Варианты ответов: «правда», «ложь».

4. Вопросы, предусматривающие ответы типа «нравится—не нравится» (одно
слово или фраза). Редко используемая форма вопросов. Например, «1) фо­
нарщики; 2) воротники из бобрового меха; 3) бас-барабан». Варианты отве­
тов: «нравится», «не нравится».

5. Вопросы, предусматривающие ответы по рейтинговым шкалам. К вопросам
прилагаются шкалы: скажем, 7-балльная с крайними значениями «всегда»
и «никогда». Основные проблемы, возникающие при такой форме вопро­
сов, связаны с разным пониманием обследуемыми терминов, указывающих
на частоту, и возможностью появления установки на «крайние» ответы.
Например, «В присутствии подчиненных я стараюсь показать свое превос­
ходство». Варианты ответов: «всегда», «очень часто», «часто», «от случая
к случаю», «редко», «очень редко», «никогда».

6. Вопросы, предусматривающие ответы, являющиеся вариантами «да—за­
трудняюсь ответить—нет». Это могут быть такие ответы, как «обычно-
иногда—никогда», «согласен—не уверен—не согласен» и т. п. Подбор того
или иного варианта обусловливается смысловыми особенностями вопроса
(утверждения). Например, «Бывают периоды, когда мне трудно удержаться
от жалости к самому себе». Варианты ответов: «часто», «иногда», «никогда».

7. Вопросы, предусматривающие ответы на основе выбора из нескольких
предложенных обследуемому развернутых высказываний. Обычно это за­
вершающие предложение фразы, одну из которых и необходимо избрать.
Используются два, три и более вариантов выбора. Например, «Когда мне


Рис. 5.2. Дискограмма

нечего делать, я могу...». Варианты ответов: а) позвонить другу (подруге), чтобы поболтать; б) заняться разгадыванием кроссвордов или чтением; в) пойти на джазовый концерт.

Получаемые с помощью личностных опросников данные приводятся в виде ко­личественных оценок, которые в многомерных шкалах, как правило, преобразу­ются в разного типа стандартизированные показатели. Результаты для нагляд­ности могут быть представлены, например, в виде «профиля личности» (рис. 5.1) или «дискограммы» (рис. 5.2).





Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 304; Нарушение авторских прав?;


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:


Рекомендуемые страницы:

Читайте также:



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2018) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление ip: 54.162.118.107
Генерация страницы за: 0.002 сек.