Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Издательство




Учебное пособие

Этнография русского народа

В.С.Бузин

Рэндалл Коллинз

Р. Парк, Э. Берджесс, Р. Макензи

Карл Шмитт

Валерий Лейбин

Анналы

Избранное в 2-х тт.

Постклассический психоанализ. Энциклопедия. В 2-х тт.


Серия «Социология. Политология*

Избранные сочинения

Город как социологическая лаборатория

Четыре социологических традиции. Oxford University Press, 1994


Валерий Лейбин

Постклассический психоанализ Энциклопедия

Том 2

Редактор А. Заиченко

Оформление серии В. Коршунов

Верстка С. Зиновьев

Формат 70 х 100 Vi6. Бумага офсетная. Печать офсетная

Усл. печ. л. 45,4. Уч.-изд. л. 36,8 Тираж 1300 экз. Заказ № 3550

Издательский дом «Территория будущего» 125009, Москва, ул. Б.Дмитровка, 7/5

Отпечатано в ГУП ППП «Типография "Наука"» 121099 Москва, Шубинский пер., 6

 

С.-Петербургского университета

Учебное пособие подготовлено по курсу русской этнографии и посвящено одному из крупнейших в мире и самому многочисленному этносу Российской Федерации – русскому. В нем представлено традиционное системное описание этноса: современное положение (численность, расселение, антропологическая характеристика, конфессиональная принадлежность), этногенез и этническая история, традиционная культура: хозяйство, материальная культура (поселения и жилища, одежда, пища), общественные отношения (семья, община), духовная культура (обрядность жизненного цикла, календарная обрядность, дохристианские верования и представления).

Предназначается для студентов, в первую очередь тех, кто изучает этнографию как свою будущую специальность. Может быть полезно специалистам в качестве справочного издания, а также всем интересующимся историей русского народа и его традиционной культурой.

 

 

 

 

 


ОТ АВТОРА

«Стихия народной жизни необъятна и ни с чем не сравнима. Постичь ее до конца никому не удавалось и, будем надеяться, никогда не удастся» (В.И.Белов). Два десятилетия тому назад, начиная чтение лекций по русской этнографии, автор этой книги планировал создание такого лекционного курса, который давал бы представление об этнографии русского народа во всей ее ширине и глубине. Практика очень скоро показала смехотворность такого рода намерений. Русская народная, или традиционная (хотя эти понятия не совсем совпадают) культура, как и культура любого народа, представляет собой необъятный океан, если говорить только о ее внешних проявлениях, будь это хозяйственная или обрядовая деятельность, семейные или общинные отношения. Берега этого океана призрачны, при приближении отодвигаются от нас с все дальше и дальше. Сколько уже говорилось (и справедливо!), что русская народная культура стремительно и безвозвратно уходит и «этнографы находятся на тающей льдине» (Б.А.Рыбаков). И все-таки, несмотря на то, что целенаправленное изучение ее длится почти два с половиной века, до сих пор сбор материала по русской этнографии и в наши дни приносит значительное количество новых ценнейших для науки фактов. Но если океан народной культуры безбрежен, то что говорить о его глубине, т. е. сущности народного бытия, объяснить которое и призвана этнография, как, пожалуй, главная из наук, изучающих народную культуру.

Но для чего и почему изучающая? Наверное, для того и потому, что постижение себя для человека не менее важно, чем постижение окружающего мира. А коль скоро каждый человек принадлежит к тому или иному народу и несет на себе его печать (исключения немногочисленны), то постижение своего народа, приобщение к нему, восприятие и сохранение его ценностей, не есть ли обязанность каждого из соплеменников? Осознание этой имманентной, не навязываемой извне обязанности, проявляется в том числе и в стремлении сделать изучение своего народа делом всей своей жизни. Каждый год, пусть и небольшое число студентов-неофитов, но выбирает этнографию, как стезю своей научной деятельности, в том числе и русскую этнографию. Это не обязательно русские студенты, ведь приверженность ценностям своего народа не только не означает неприязни к народам другим, но и вызывает интерес к ним («А как у них?»).

При всей массе существующей литературы по этнографии русского народа создание соответствующего учебного пособия представляет собой насущную задачу.

Студент, прежде всего будущий этнограф, должен иметь под рукой достаточно компактное пособие, строго выдерживающее структуру описания этноса, традиционного для этнографической науки, с изложением таких основных характеристик, как современное состояние этнической общности (численность, расселение, особенности языка, внешнего облика, конфессиональная принадлежность), его этногенез, этническая история и основные черты традиционной культуры – хозяйства, материальной культуры (жилищно-поселенческие комплексы, одежда, пища), семейные и общественные отношения и духовная культура (обрядность жизненного цикла, календарная обрядность, дохристианские верования и представления). Безусловно, в предлагаемом пособии затронуты не все темы русской этнографии, нет в нем, в частности, таких сюжетов, как народная медицина, малые формы социальной организации, национальный менталитет и ряд других, возможно, необходимых, но не раскрытых по тем или иным причинам.

Степень полноты изложения материала определяется позицией автора по тому или иному вопросу. В частности, автор счел нужным довольно подробно остановиться на проблеме этногенеза русского народа, предварив эту тему специальной (по необходимости краткой) главкой, посвященной методике этногенетических исследований. При раскрытии тем курса автор посчитал необходимым не ограничиваться простым изложением этнографического материала, но также дать объяснение приводимым фактам, какие были в свое время предложены исследователями. При дискуссионности проблемы он старался не становиться на ту или иную точку зрения, например, в вопросах этногенетических построений.

Библиография, завершающая пособие, состоит из двух частей. В первой приведена так называемая основная литература, ознакомление с которой обязательно при подготовке к выполнению проверочной работы на знание материала. Вторая часть должна помочь студенту-этнографу, обращающемуся к этнографии русского народа, составить представление о минимуме литературы, существующей по той или иной тематике. Вторая часть библиографии включает наиболее значимые работы и структурно отражает порядок изложения материала в учебном пособии и значимости работ. Некоторые из приведенных в библиографии работ затрагивают очень широкие темы русской этнографии, автор не счел необходимым повторять их многократно. Они упоминаются в списке только один раз.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 631; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.