Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Обрядность жизненного цикла в системе традиционной культуры




Община

Сельская община в истории России. Община в широком понимании этого термина – объединение людей, связанных совместными интересами, поэтому общины могут быть разными: земляческими, этническими, религиозными, профессиональными и др. В историко-этнографическом смысле под общиной принято понимать самоуправляющийся производственный и социально-бытовой коллектив, характерный для первобытного общества и классовых формаций.

Одной из разновидностей этого социального института является крестьянская (сельская, земельная) община – замкнутая, имеющая собственное самоуправление, сословно-общественная и хозяйственная организация крестьянства, объединенная частично общественным характером производства и владения земельной собственностью.

В народной лексике крестьянская община называлась опчество, или мир. Слово «мир» в русском языке многозначно, оно означает и все, что окружает человека - вселенную, космос, и отсутствие ссор, вражды между людьми, и, наконец, объединение людей, т.е. коллектив. Примечательно, что в дореволюционной графике написание слова «мир» различалось в зависимости от его содержания. В названии самого известного романа Л.Н.Толстого оно написано как «мiр», т. е. смысл названия произведения – «война и общество». И все же совпадение этих значений в одном слове не случайно. Для крестьянина, круг интересов которого редко выходил за пределы общины, она и была его миром - космосом, мирозданием, и этом космосе должны были господствовать упорядоченность и спокойствие – мир.

Первые прямые свидетельства о существовании земельной общины у восточных славян относятся ко времени Древней Руси, но можно, безусловно, проецировать ее существование на более ранний догосударственный период. Первоначально, вероятно, она имела родовой характер, т. е. состояла из семей, принадлежащих одному роду. В Древней Руси община носила название верви, поскольку веревкой измерялись участки пахотной земли при ее разделе, а он производился периодически среди семей, входивших в вервь. Древнерусская земледельческая община была, видимо, уже соседского типа - входившие в нее семьи не обязательно были связаны родством.

До XVI века община на Руси была автаркичной, другими словами, в значительной степени самостоятельной организацией. Феодальное государство стремилось превратить ее органы власти в придаток своей администрации, главным образом возложением на них раскладки и сбора податей. Во внутренние дела общины государство в тот период вмешивалось мало. Община была включена в общую политико-правовую систему государства, но сохраняла самоуправление, а члены ее руководствовались нормами обычного права. Она обеспечивала через институт круговой поруки проведение фискальной политики государства. Выборные органы общинного самоуправления фактически представляли собой бесплатное низовое звено государственного аппарата.

После того как крепостное право стало господствующим, положение общины в феодальном владении стало зависеть от степени ее участия в системе управления хозяйством. Характер ее функций определялся волей владельца: допускал ли он выборность мирских управителей, как им определялись границы их прав, насколько он стремился поставить под контроль повседневную жизнь крестьян и т.д.

Здесь были возможны самые разные варианты, В результате община могла быть либо орудием управления феодалом своим хозяйством вплоть до чисто полицейской регламентации всех сторон жизни крестьянства (бывали случаи, когда община фактически прекращала свое существование), либо быть относительно самостоятельной в решении важных вопросов внутренней жизни крестьян при существовании огромного спектра моментов промежуточного характера. Наиболее типичным было положение, когда помещик использовал сельскую общину как компонент управления своим хозяйством, обязывая ее в порядке круговой поруки отвечать за отправление всех феодальных повинностей. Обычно помещик для надзора за общиной назначал особое лицо – «бурмистра». Что касается повинностей государственных, таких как уплата подушной подати, отправление рекрутской, дорожной и прочих обязанностей, то раскладка их обычно возлагалась помещиком на органы крестьянского самоуправления. Особыми государственными законами регулировалась функционирование общины у других категорий крестьян – государственных, экономических, удельных, а также у казачества.

Община обычно охватывала жителей одной деревни, там, где селения были малодворны, например, на Севере община включала жителей близлежащих деревень, при крепостном праве в селении крестьяне каждого помещика образовывали свою общину,

Функции общины. «Община» – от слова «общее», а общего у «мира» было много в хозяйственной, фискальной, бытовой, культовой и других сферах. Во внутренней жизни главной прерогативой общины были вопросы землепользования, владение мирским имуществом, раскладка повинностей, надзор за бытовым укладом внутриобщинной жизни, организация совместных работ и празднеств. Вплоть до начала XX в. отношения в этих сферах осуществлялись на основе норм обычного права и только потом стали подвергаться влиянию государственного законодательства.

Совместное в л а д е н и е у г о д ь я м и было главным фактором, объединяющим членов общины, а остальные определялись им. Общность земельных владений не означала, однако, общую работу на них и затем совместное потребление произведенного продукта. Основной хозяйственной единицей общины была семья, угодья распределялись между семьями, и те распоряжались ими по своему усмотрению. При наделении семей пашенной землей, сенокосами и т.д. исходили из принципа равенства – большие по численности семьи должны были получать и большие наделы.

На практике, однако, этот принцип не всегда выдерживался, порядок распределения земли был разным в различных общинах: по количеству душ, вне зависимости от пола и возраста, в других случаях землей наделялись только мужские души, в третьих – мужские по достижению совершеннолетия или вступления в брак и т.д. Наблюдалась была при этом и определенная гибкость. Так, если в семье рождались одни девочки, а пашня выделялась только на мужчин, мир мог «приговорить» выделить этому хозяйству некоторое количество земли.

Поскольку численность и состав семей менялись, периодически надо было производить переделы общинной земли, частота их зависела от традиций конкретной общины – от нескольких до 18-20 лет, т. е. жизни целого поколения. В некоторых случаях, если за это было большинство членов общины, срок передела изменялся.

Конкретно процесс раздела производился следующим образом. Земля делилась по качеству почвы, по расстоянию до населенного пункта, рельефу и т.д. на три (иногда на две) категории: худшая, средняя и лучшая, каждая, в свою очередь, на соответствующее количество паев по числу участников раздела. В одних общинах паи распределялись по жребию, в других – по соглашению. Если крестьянин хорошо ухаживал за своей землей, обильно унавоживал ее, то этот участок могли оставить за ним при очередном переделе, так же как и землю, остававшуюся без должного ухода – за плохим хозяином. Полученные участки можно было обменивать и передавать в аренду.

Кроме общинной, передельной, у крестьян могла быть собственная земля, владение которой было полным – ее можно было продать, передать по наследству, отдать в приданое дочери и т.п.

Владел мир и д р у г о й с о б с т в е н н о с т ь ю, созданной и поддерживаемой в функциональном состоянии ее членами. Радением мира строились и содержались хозяйственные сооружения - мельницы, кузницы, магазеи, а также пожарные сараи, строения культового назначения – церкви и часовни.

Магазеи строились силами мира и представляли собой общественные амбары. В них ежегодно после сбора урожая ссыпалось по решению схода определенное количество хлеба от каждой семьи. При необходимости – пожаре, неурожае и т.д. – какую-то часть его мог взять член общины на прокорм семьи, чтобы с нового урожая вернуть чуть больше. На мирском содержании были кузницы, пожарные сараи, где находились сани и телеги, бочки с водой, был шанцевый инструмент – пилы, топоры, багры, ведра. В жаркую летнюю пору, если долго не было дождей, здесь дежурила пожарная команда из членов общины в порядке очередности, стояло наготове несколько лошадей, которых в работу в это время не употребляли.

Следующая функция общины – р а с к л а д к а различных п о в и н н о с т е й: государственных, а при крепостном праве - и помещичьих и собственно общинных. Они были разные по форме: денежные, натуральные и трудовые.

Разнообразны были государственные повинности. Главной из них долгое время была плата подушной подати, введенной Петром I и отмененной только в 80-х годах XIX в., а после отмены крепостного права и до 1907 г. – выкупные платежи. На рубеже XIX-XX вв. были другие разнообразные налоги и выплаты: земельный налог, плата за лесной надел, уездный земский сбор, губернский сбор и др.

Рекрутская повинность, т.е. поставка воинов в армию, была введена в петровское время и представляла собой одну из самых тяжелых государственных повинностей. Она определялась по жребию из числа отобранных кандидатов от определенного количества душ мужского пола. Семьи лишались самых ценных, мужских, рабочих рук, молодые парни вырывались из крестьянской жизни практически навсегда, поскольку служба в армии сначала была бессрочной, только в конце XVIII в. срок ее был установлен в 25 лет. Если рекрут и возвращался со службы, то больным или покалеченным, на нищенскую пенсию. Правда, отслуживший свой срок солдат, если перед уходом на службу принадлежал помещику, освобождался от крепостной зависимости. Но многие со службы вовсе не возвращались, недаром с рекрутом прощались как с покойником. Положение существенно изменилось только после введения в 1874 г. всеобщей воинской повинности, когда срок службы стал составлять не более 7 лет.

Дорожная повинность крестьян должна была обеспечить страну сухопутными путями сообщения. Во время строительства или ремонта той или иной дороги по требованию властей община должна была предоставить на определенный период какое-то количество рабочих, транспортных средств и тягловой силы.

Подводная повинность обеспечивала передвижение по казенной надобности чиновников, воинских команд, грузов и т.п., постойная – размещение в домах общинников военнослужащих, следующих на театр военных действий, участвующих в учениях, совершающих передислокацию и т.д., конечно, как правило, нижних чинов, поскольку офицеры обычно размещались в помещичьих имениях.

Характер помещичьих повинностей менялся в зависимости от периода в истории государства и зависел от территории. Помещичьих повинностей, естественно, не могло быть там, где отсутствовало феодальное землевладение, ко времени отмены крепостного права это были территории Европейского Севера, Сибири и Дальнего Востока. Здесь община имела дело непосредственно с органами государственного управления. В имениях феодалов главной повинностью были барщина или оброк, обычно смешанный - денежный и натуральный. Размеры этих повинностей либо устанавливались самим помещиком или его управителем для каждого хозяйства, либо до сведения крестьян доводился их общий объем, а развертывала его по семьям сама община. В 1861 г. крепостное право было отменено, но до 1883 г. сохранялось так называемое временнообязанное состояние крестьян, соответственно которому они должны были нести прежние повинности в пользу своего помещика.

Повинностями внутриобщинного характера были: сбор средств для общинных нужд (натуральный – хлеба для засыпки в магазею; денежный, в том числе плата за содержание волостного правления и суда, а также на взятки чиновникам, на эти деньги посылали так называемых «мироедов» с прошениями и жалобами к высокому начальству); многочисленные трудовые (постройка общественных сооружений, рытье канав для осушения почвы, прокладка дорог, строительство мостов, огораживание полей, помощь недостаточным членам общины, участие в помочах).

Для общины была характерна гибкость при раскладке повинностей, учитывалось принималось во внимание прежде всего количество полноценных работников в семье, причем с учетом их пола. Ровинности могли быть несколько увеличены для состоятельных семей, учитывалось также количество надельной земли, скота у семьи и т.п. Община таким образом поддерживала слабого, не давала слишком подняться сильному. От тех или иных повинностей могли освобождаться определенные семьи, например дорожную повинности не несли те, кто не имел земельных и лесных наделов. Часть повинностей могла выплачиваться из «мирских сумм», т. е. общинных денег – жалованье старосте, духовенству, починка пожарных сараев, мостов и т.п. Образовывались эти суммы, в частности, от сдачи в аренду земли.

Взыскание денежных повинностей осуществляли представители общинной администрации. Так, денежные повинности взыскивал староста два раза в год. В других случаях назначались специальные сборщики податей - «таможенные». Часто ими назначались зажиточные крестьяне, чтобы при необходимости они могли заплатить за недоимщиков. За это недоимщик платил штраф, составлявший примерно 1% суммы в месяц и угощал сборщика податей. Неплательщиков ограничивали в общинных правах, например, не выделяли полагающейся части леса, при злостной неуплате продавали часть имущества задолжника, например, его скот.

Надзор за соблюдением норм б ы т о в о г о р а с п о р я д к а ж и з н и, том числе организации помощи и взаимопомощи, был одной из важнейших функций общины. Мир обязывал детей содержать родителей при потере ими трудоспособности, свекру обеспечивать невестку, если она овдовела и осталась одна с детьми, строил церкви, приглашал причт для молебнов на полях или для крестного хода.

В межличностных и межсемейных отношениях мир руководствовался нормами обычного права. Он сосредотачивал в своих руках функции и следствия, и суда, и наказания за совершенные преступления и проступки. К государственному суду крестьяне старались не обращаться, совершенно справедливо опасаясь волокиты и вымогательств. Примечательно, что по судебной реформе 1874 г. законодательство разрешало использовать при решении определенных вопросов внутриобщинной жизни нормы обычного права. Институт мирского суда играл важную роль в функционировании общины. Государственный суд рассматривал только выступления против власти и наиболее тяжкие уголовные преступления, суд мирской рассматривал жалобы на воровство, побои мужа и т.д. Уменьшало вину, с точки зрения норм народного права, опьянение до потери сознания, притеснения со стороны старших членов семьи.

В крестьянском сознании не существовало четкого разграничения преступлений и проступков, и те и другие определялись понятием «грех», и «грехов», подлежащих наказанию, было значительно больше, чем в законодательстве. Таковыми были работа в праздники, отказ от подачи милостыни, нарушение обещания участвовать в помочи, употребление нецензурных слов, поедание скоромного в пост, отсутствие крестных отца и матери на крестинах и свадьбе, употребление «неблагословенных» плодов, например яблок до яблочного Спаса (6/19 августа), хождение роженицы в церковь в первые шесть недель после родов и многое другое. Осуждалось и преследовалось воровство, хотя оно во многих местах было заурядным явлением. Так, по сообщению корреспондента Владимирской губернии конца XIX в. ни одно село не отличалось честностью – воровали у соседей и даже из церковных кружек. Снисходительным было отношение к мошенничеству при продаже, поскольку «не обманешь – не продашь». Однако такая ментальность была характерна не для всех групп русского населения. В частности, отмеченные выше особенности сознания крестьян Владимирской губернии вполне объяснимы влиянием города, осуществлявшимся через отходников.

К тяжким грехам относились такие преступления, как поджог, который приравнивался к убийству, конокрадство, потому что «без лошади как без рук», конокрада нередко убивали, застав на месте преступления. Зато не осуждались преступления в отношении государства, в частности, мошенничество при уплате налогов: «Казна ведь нашими деньгами не разбогатеет, и так она, матушка, богата».

Мирская помощь и взаимопомощь. Важная сторона общинной жизни – организация помощи и взаимопомощи. Помощь оказывалась по самым разным обстоятельствам и в самой разной форме. Силами общины обрабатывалась земля тех семей, в которых в силу тех или иных причин не было мужских рук. Например, во время русско-турецкой войны 1877-1878 гг. помощь в сельскохозяйственных работах оказывалась семьям ратников. Мир мог направить своих членов в семью, где работники были больны или отсутствовали, для помощи в домашних делах – топить печи, готовить еду, ухаживать за детьми. Наделы вдов, сирот, стариков относились к категории так называемых мироплатимых, т. е. подати и повинности с них брала на себя община. Как форма проявления общинной помощи рассматривалось кусочничанье – хождение по домам, обычно детей, за кусками хлеба, что не рассматривалось как нищенство.

Помощь семье могла быть оказана в случае значительных расходов при каких-либо окказиональных событиях – свадьба, похороны. Особо помогали погорельцам – собирали средства, участвовали в постройке нового дома. Правда, помощь оказывалась только в том случае, если причиной пожара был несчастный случай, а не небрежность хозяев. Да и в целом, тем семьям, которые пострадали или обеднели не в силу каких-либо чрезвычайных обстоятельств, а по собственному нерадению мир в помощи отказывал – «сами виноваты!».

Существенную роль в общинных отношениях играла взаимопомощь, названия ее были толока, супрядки, помочи. Помочь организовывалась либо через «мир», когда крестьянин просил о ней на сходке, либо для этого он обходил соседей. Явившихся без приглашения могли прогнать. Приходить надо было со своими орудиями труда, при необходимости с рабочим скотом и транспортом. Если работали в поле, то ехали туда «празднично» – с песнями, под звон колокольцев, иногда в поле и обедали. Платы за помощь не полагалось, но обязательным было угощение со стороны хозяев. Поэтому после работы переодевались и шли к накрытому столу, хозяева старались угостить участников как можно лучше. Среди прочего обычно ставили на стол «вино» (как правило, это была водка) –покупное, т.е. наиболее престижное угощение.

При этом могли возникать анекдотичные ситуации, впрочем, миром воспринимаемые как вполне естественные. Так, если в помочах участвовали женщины (например, в трепании льна), а хозяева выставляли угощение с «вином», то с непьющей женой на трапезу приходил ее муж. Он становился за спиной жены, сидевшей за столом, и она подавала ему назад свою порцию «вина». Муж выпивал его, но не закусывал, поскольку, как не участвовавший в помочи, не имел права на пищу. Назывался человек в такой ситуации «захребетник». В других случаях непьющие женщины выливали «вино» в свою посуду. Это называлось «отливыши», их несли домой пьющим членам семьи. Трапеза после помочи могла оформляться как праздник с танцами и другими увеселениями, гулянием по деревне с песнями, плясками, катанием на лошадях. Иногда участников приглашали прийти утром «опохмеляться». Помочи имели взаимный характер – пригласивший на них уже не имел права отказать в помочи приглашенному, даже если это было ему в данный момент не с руки.

В первую очередь общинная помощь и взаимопомощь были характерны для сельскохозяйственных работ. Один из их видов - дожинки (выжинки, борода, каша, саломата, круг). Накануне кто-то из сельчан обходил дома и кричал: «Завтра на бороду к такому-то». Дожинали весь оставшийся на поле хлеб, потом завивали «бороду» и с песнями уходили с поля. Главным блюдом на дожиночной трапезе была каша, поэтому на Севере участниц дожинок называли кашницами, дополнительным угощением к каше здесь были шаньги, пироги, рыба, орехи, конфеты, чай и т.п.

Навозница обычно приходилась на июнь, когда вывозили навоз на пар. Делали это также по очереди в каждом хозяйстве, в навознице участвовали дети начиная с 6-7 лет. Каждый хозяин приезжал на лошади, запряженной в телегу-наземницу. Несколько мужчин складывали пласты навоза на телеги, дети отвозили их в поле, а бабы сгружали. В полдень угощались, потом работа заканчивалась. В навознице было много элементов праздничной состязательности – дети соревновались в скорости езды и т.д., поэтому о навознице говорили «в назьми играть». Были и другие виды сельскохозяйственных помочей – косьба, молотьба и т.д.

Этимология слова «помочь» вполне прозрачна, а название толока могло обозначать и любую совместную работу, и конкретный ее вид – толочение, т. е. мятие льна или конопли. Это была женская работа, она производилась поочередно во всех домах начиная с крайнего в деревне. Каждый участник являлся со своей мялкой, работали в овине при свете фонаря или свечи до рассвета, пели, случалось, плясали. Если в толоке участвовали девушки, то под предлогом помощи им иногда приходили парни. На следующий день хозяин устраивал для участников работ угощение.

Супрядки, или попрядки, устраивались в семьях, где не хватало женских рук. Собирались женщины и девушки со своими прялками и начинали работу из сырья хозяйки, туда могли явиться парни, какой-нибудь ухажер в знак особой привязанности мог поставить зажженную свечу на прялку девушки. В других случаях по домам рассылалось сырье – шерсть, лен, конопля, после завершения его обработки женщины приносили готовую пряжу, а хозяйка устраивала угощение с песнями и плясками.

Вздымки представляли собой подъем сруба на фундамент при постройке дома, иногда так называлась разборка старого сруба и перенос его на новое место. Угощение хозяина после вздымок называлось обложейное. Работу завершали подъемом матицы на черепной венец, после чего ее «обсевали» на счастье хозяевам зерном и хмелем.

Печебитье устраивалось при сооружении глинобитной печи, когда в сделанную опалубку с использованием специальной формы – свиньи – забивалась глина. В печебитье участвовала молодежь – парни и девушки, они привозили глину и утаптывали ее, хозяйское угощение называлось печное.

Капустки - заготовка капусты в большой по численности семье при помощи односельчан, эта работа делалась в период от окончания страды до начала свадеб. Приглашали обычно молодежь, парни и девушки шинковали капусту и закладывали ее в бочки. В больших селах на капустки могло собираться до 200 человек, которые шинковали до 5 тыс. кочанов. Затем следовал ужин, песни и пляски до утра. Поскольку это был предсвадебный период, для капусток было характерно вольное поведение молодежи, отсюда и произошло выражение «в капусте найти» (о ребенке незамужней девушки), капустничек – внебрачный ребенок, зачатый матерью в период капусток.

Многочисленны были другие виды помочей - выкапывание колодца, доставка леса для постройки дома и т.д.

Специфически видом общинных работ в культовой сфере было сооружение так называемых обыденных церквей или часовен. Они возводились по обету для прекращения того или иного несчастья - эпизоотии, засухи, продолжительных дождей и т.п. Назывались эти сооружения обыденными, потому что должны были строиться за один день. За этот день надо было заготовить лес, вывезти его, возвести само строение, изготовить мебель, собрать иконы и церковную утварь, освятить постройку и отслужить в ней первый молебен, что было под силу только коллективу. Такая работа была демонстрацией его единства – с общей бедой справлялись общей работой. Такой же смысл имели и другие виды общинных культовых действий – тканье обыденных полотенец, «опахивание» деревни, подъем колоколов.

Мирской сход и его функции. Важнейшие вопросы жизни общины решались на сборе ее членов или глав домохозяйств, который назывался «сход». Проблемы «промежуточного» характера решала выборная администрация. Была еще одна форма общественной организации крестьянства – волостная община, объединявшая общины нескольких населенных пунктов. Вопросы ее функционирования решались на волостном сходе, где присутствовали представители от сельских общин.

Обычная частота сходов - почти каждый воскресный и праздничный день, но по экстренному случаю они собирались и в будни. Местом сельского схода могла быть просторная изба, которую арендовали для этой цели, мякинник. В теплое время года сход собирался «на свежем воздухе», иногда специально около кабака или винной лавки. Оповещение о сходе осуществлял староста, сотский или десятский, в некоторых случаях для этого было особое выборное лицо из общинной администрации - нарядчик, за отправление должности он освобождался от какой-то повинности, например, подводной. Для сообщения о сходе нарядчик обходил дома, но если деревня была небольшой, мог выйти на середину ее и 3-4 раза протрубить в специальный рог, трубили в него только летом. В крупных селениях о сходе оповещали ударами в колокол, он мог быть специально предназначенным для этой цели и имел специфический звук.

Участниками сельского схода были взрослые мужчины, но если в семье их не было, то и женщины, например, вдова, после смерти мужа возглавляющая семью. Шли на сход без принуждения, одевшись получше.

Вопросы, обсуждаемые на сходе, были разными. Самым животрепещущим из них был раздел угодий, особенно пашни, а также покосов, лесных участков, на севере – рыбных тоней. Решались такие значимые проблемы, как раскладка повинностей, выбор должностных лиц общины и бытовые вопросы - о начале выпаса скота, пахоты, сбора грибов, ягод, орехов, о найме пастуха или сторожа для школы, продаже общинной земли, опекунстве сирот, семейные разделы, мирские доходы и расходы. Кроме обсуждения обыденных, повседневных проблем сход мог собраться по экстренным случаям, когда решались неотлагательные вопросы – потрава хлебов, самовольная порубка леса, убийство, посылка «мироедов» с жалобой.

Одним из вопросов мирского схода был выбор органов общинного самоуправления. В их состав входил староста – глава общинной администрации, при нем был писарь, который мог иметь помощника, писарь часто был советником крестьян по законодательству, ибо его крестьяне знали плохо. Выбирались десятские и сотские от соответствующего количества дворов, таможенные для сбора податей, житничий, отвечавший за магазею, нарядчик и др. В сотские нередко избирали недоимщиков, это считалось наказанием, но за исполнение этой должности платили, что давало возможность рассчитаться с долгом. Десятские обычно ничем не выделялись.

Выбор того или иного лица на общинную должность, как и все другие решения, фиксировался в так называемом приговоре, который имел письменный характер, например: «Поведения хорошего, в домашнем хозяйстве рачителен, в хлебопашестве искусной, в штрафах и наказаниях не бывал и возлагаемую на него должность исправлять без сомнения может». Избирали должностных лиц общины на срок от года до нескольких лет, их могли сместить на очередном сходе сами крестьяне или они лишались должности по требованию бурмистра в вотчине или земского начальника - как представителя государства.

Вопросы на сходе обычно ставил староста или приехавший представитель власти -исправник, урядник, волостной старшина, становой пристав. С 1889 г. это был нередко земский начальник, должностное лицо, специально назначаемое для надзора за органами крестьянского самоуправления. Земских начальников назначал министр внутренних дел, они контролировали решения сходов, могли требовать их отмены, по своему усмотрению устраняли от должности выбранных лиц, только в 1917 г. институт земских начальников прекратил свое существование.

При спорности вопросов, как писал современник, поднималось «истинное столпотворение вавилонское», крик, ругань, дело нередко доходило до драки. Могли быть и пьяные, которые, понятно, проявляли особую активность, но их старались удалить. Большую роль на сходах играли горлопаны - наиболее активные «общественники» среди сельчан. Спорные вопросы решались в ту или иную сторону под влиянием многих факторов. Прежде всего их решение зависело от мнения начальства, старосты, стариков, «горлопанов», а также наиболее зажиточных крестьян, во-первых, потому что от них зависели многие бедные члены общины, во-вторых, господствовало мнение, что «раз богат, значит, разумен», Конец спорам могло положить прямое решение начальства, против которого крестьяне не смели возражать, а только критиковали, возвращаясь со сходки. Решение определялось забранием рук, заключалось оно в том, что староста ходил среди участников сходки и протягивал каждому руку – пожатие означало согласие. Существовала и другая традиция - участники расходились по обе стороны в соответствии с согласием или несогласием. Решение затем оформлялось в письменном приговоре.

Сходка обычно завершалась угощением с выпивкой, для чего, опять же по решению схода, могли продать небольшой участок земли, заготовленного мирского сена и др. Непьющие получали свою долю деньгами, женщинам наливали водку с собой или взамен водки давали баранок.

Кроме сельских сходов были волостные, они собирался по повесткам или по устному сообщению, обычно по одному человеку с 10 дворов. На волостной сход надевали праздничную одежду, проходил он в волостном правлении. Возглавлял волостную администрацию старшина. Если в деревне обычно собирались все, то на волостном сходе нередко обнаруживалось «отсутствие кворума». Решения принимались, но могли быть обжалованы несогласными как не имеющие силы. После волостного схода его участники уже не пили – не было того единства, которое было в деревне.

Перед отменой крепостного права в России общинная организации была не везде – ее могло не быть в помещичьем хозяйстве, к тому же кроме общинной существовала и подворно-наследственная форма крестьянского землепользования и землевладения.

Реформа 1861 г., хотя и носила буржуазный характер, не упразднила общину. Более того, государство пошло по пути регенерации общины, если в силу тех или иных причин такого института не существовало, поскольку была заинтересована в функционировании этой административно-фискальной единицы. Община признавалась субъектом действующего права, и, таким образом, государство не допустило развития частной крестьянской собственности на землю, разработав специальное законодательство, которое усиливало позиции общинного землепользования. Крестьяне, правда, получили возможность выхода из общины, но она была затруднена многими законодательными препонами. К тому же большинство крестьян боялось покидать мир и переходить к подворно-наследственному землевладению, поскольку утрачивало общинную поддержку. Из общины вышли в основном представители зажиточной верхушки, «домовитые» хозяева, число которых было невелико.

Община – последние этапы истории. С начала XX в. государственная политика от охранения общины переходит к ее разрушению. События первой русской революции показали, что надежды на общину как на сдерживающий фактор в крестьянских выступлениях не основательны, более того, этот институт часто был организующим фактором крестьянского движения. По инициативе премьер-министра П.А.Столыпина появляется Указ от 9 февраля 1906 г. (затем он был проведен через Государственную думу в качестве закона), согласно которому крестьяне получали право свободного выхода из общины. Реформа преследовала цель ликвидировать общинное землевладение, создать в аграрном секторе совокупность фермерских хозяйств, ослабив тем самым социальную напряженность в деревне, а за счет разорившихся без общинной поддержки крестьян обеспечить рабочими руками развивающуюся промышленность и формирующиеся крупные частные крестьянские хозяйства, именуемые кулацкими.

Однако окончательно ликвидировать общинное землевладение по реформе 1906 г. не удалось, поскольку в массе своей крестьянство противилось разрушению общинной организации. К началу Первой мировой войны из общины вышло 32,5% домохозяйств, с учетом дробления хозяйств - 26%. Более того, после Октябрьской революции 1917 г. происходит возвращение в общину части крестьян, покинувших ее после 1906 г. Стимулировал этот процесс Декрет о земле, по которому отменялась частная собственность на землю с конфискацией помещичьих, церковных и земель царской семьи, а землепользование должно было осуществляться «смотря по местным условиям, по трудовой или потребительской норме».

Согласно послеоктябрьскому законодательству община признавалась реальной формой крестьянского объединения. Вместе с тем на деревне стали функционировать новые органы власти и самоуправления – сельские и волостные Советы. Закон стал именовать общину уже не сельским, а земельным обществом, как бы подчеркивая, что ее функции ограничиваются решением вопросов землепользования. Однако на практике прерогативы общины выходили за эти рамки, по-прежнему влияя и на другие стороны крестьянской жизни. Сложилось своеобразное «двоевластие» Советов и общинной организации. Чтобы устранить это противоречие в 1927-1929 гг. был принят ряд законодательных актов, которые обеспечивали подчинение общины сельскому Совету: утверждение решений, принимаемых сходами, контроль за их выполнением, лишение кулаков (а на практике не только) права голоса на сходах и права избираться в органы общинного самоуправления и т.д.

С переходом с 1929 г. к массовой коллективизации устранялись сами условия существования общины как соседского объединения крестьян-единоличников. Было принято постановление о ликвидации земельных обществ, если 2/3 их членов вступало в колхоз, а поскольку курс был взят на «сплошную» коллективизацию, то о существовании общинной организации не могло быть и речи. По закону право принятия решений перешло к общему собранию колхозников. Земли общины и ее общее имущество передавались колхозам. В какой-то степени колхозная организация сохраняла общинные традиции, но в целом можно констатировать, что многовековая история русской крестьянской общины оборвалась на рубеже 20-30-х годов XX столетия.

Община и семья не исчерпывали всех форм социальной организации традиционного русского общества. Существовали и другие формы социумов, правда, игравшие меньшую роль в жизни русского народа. Особо по причине ее широкой распространенности среди малых форм социальной организации надо отметить артель. Артели были разные: промысловые – охотничьи, рыболовные, артелями ходили плотники, артелями тянули суда бурлаки.

 

Глава 4.

ДУХОВНАЯ КУЛЬТУРА.

ОБРЯДНОСТЬ ЖИЗНЕННОГО ЦИКЛА

Человек не остается неизменным на протяжении своей жизни. С течением времени меняются его физические и умственные способности, сначала в сторону подъема, потом, увы, упадка. В соответствии с этим меняются его права и обязанности, сначала объем их увеличивается, затем уменьшается. Это соответствие физического и умственного состояния человека и его статуса очень хорошо проявляется в системе в о з р а с т н ы х к л а с с о в, характерных для первобытных обществ. Количество их различается в каждом конкретном обществе. Минимально их не менее трех, но известны случаи, когда их гораздо больше – до восьми-девяти. Для перехода из одного возрастного класса в другой человек при достижении соответствующего возраста должен пройти обряд инициации – комплекса физических и моральных испытаний, после чего его статус повышается. Однако если он их не выдерживает, то остается в прежнем возрастном классе и в прежнем статусном состоянии.

В современном русском обществе нет инициационной обрядности, но есть система возрастных классов, только она находит другое выражение – в в о з р а с т н о й т е р м и н о л о г и и: новорожденный / младенец, мальчик и девочка, юноша и девушка, мужчина и женщина, старик и старуха.

Обратим внимание на то, что слово «младенец» не отражает пола индивида, поскольку в данном возрасте это не имеет значения. И в названии завершающего жизненный цикл возраста пол подчеркивается лишь окончанием слова. действительно, в этом возрасте половые различия также особого значения не имеют. Объясняется это тем, что в раннем возрасте люди еще не имеют, а в позднем уже утрачивают детородную, или репродуктивную функцию. В ней мужчина и женщина играют разную роль, что и отражается в терминологии репродуктивного возраста, хотя различается их роль в силу физиологических и психических различий и в других сферах, в том числе не менее важной, чем детородная – производственной. Поэтому в отличие от младенческого детский возраст уже имеет половое определение (мальчик и девочка), что объясняется разным характером социализации лиц мужского и женского пола.

Схематически жизнь человека можно изобразить в виде круга, выходящего из некой точки, которая символизирует небытие (потусторонний мир), и в эту же точку возвращающегося. Знаменательно приближение этого круга в завершающей стадии к его началу: человек в старости по своим физическим, а в некотором отношении и умственным качествам приближается к детскому возрасту, что отметила народная мудрость: «Старый – что малый».

В традиционной русской культуре отсутствовала инициационная обрядность, за исключением отдельных ее пережитков, но возрастная терминология, естественно, существовала, хотя несколько и отличалась от современной. Термины, обозначающие возраст, были разными у разных групп русских, в целом насчитывалось от двух (дети и взрослые) до девяти возрастов. Так, названия младенцев, а они не фиксировали пола, но отражали некоторые поведенческие особенности, были кувятка (кувякующий, т.е. издающий непонятные звуки), подсосок (сосущий грудь), слюдяник (пускающий слюну). В более поздних возрастах пол различается: недоросль (малый ростом) – мальчик 7-8 лет и ярица (как бы растущая на яри, т. е. на солнце) - девочка примерно такого же возраста.

В это время дети уже начинали помогать взрослым в их работах, поэтому следующие возрастные термины отражали производственные функции: борнаволок – мальчик 11-12 лет, которому можно уже поручить взборонить поле, пестунья / казачиха – такого же возраста девочка, главной обязанностью которой было нянченье маленьких детей, а в бедных семьях девочки работали в зажиточных хозяйствах, чтобы не быть дома лишним ртом (казак – человек, не имеющий собственного дела и работающий по найму).

Предбрачный возраст имел общераспространенные названия парень и девушка, хотя были и другие, например, робя – от слова «работник». После брака парень становился мужиком, а девушка – бабой, хотя в течение примерно года после начала брачной жизни к ним применялось понятие молодые. Здесь мы наблюдаем обычное для традиционных обществ отсутствие корреляции между возрастным термином и биологическим возрастом – 20-летний неженатый человек ходил в звании парня, в том время как женатый в16-летнем возрасте уже приобретал статус мужика. По мере старения мужик превращался в старика, баба – в старуху.

Можно отметить также отсутствие четких границ между возрастами, потому что процесс соответствующих им физиологических и умственных изменений у разных людей проходит по-разному, у одних быстрее, у других медленнее. Иногда это несоответствие биологического и социального представляет собой резкий диссонанс. Именно такая ситуация дала название известной комедии Д.И. Фонвизина – ее главному герою Митрофанушке по пьесе 16 лет, это возраст парня, между тем по умственным способностям он недоросль.

Многие изменения в физическом состоянии человека и соответственно его социальном статусе происходят постепенно, трудно сказать, когда девочка-пестунья превратилась в девушку на выданье, а крепкий мужик стал слабосильным стариком. Но некоторые из этих изменений имеют д и с к р е т н ы й, т. е. практически мгновенный характер – рождение, вступление в брак и смерть. Эти изменения в традиционной русской культуре сопровождались обрядностью жизненного циклародильной, свадебной и погребально-поминальной. Главное назначение этой обрядности – конституировать иной статус человека, продемонстрировать умирание его прежней сущности и рождение новой. Безусловно, применительно к погребальной обрядности это выглядит несуразным – смерть с метафизической точки зрения противоположна рождению. Но неразрывное единство смерти и жизни в народном сознании было одним из проявлений его диалектичности, о которой уже говорилось, – жизнь есть изменение, суть которого в умирании предыдущего состояния, следовательно, смерть есть необходимое условие жизни.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 1076; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.081 сек.