Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Поиски аффектов, побуждений и отношений




 

В общем, наиболее стоящим в попытках раскрыть неосознанные источники реакции переноса оказывается исследование аффектов и побуждений, связанных с ни­ми. Вопрос, который мы задаем нашим пациентам, мо­жет быть сформулирован так: «Когда и в связи с чем было у вас это чувство или побуждение раньше?» Сход­ный вопрос: «Что происходит с вами, когда вы позво­ляете своим мыслям следовать за этими чувствами или побуждениями»? Иногда мы не должны задавать па­циенту именно такие вопросы; мы их задаем своим молчанием, спонтанные ассоциации пациента дают нам ответ. В начале анализа мы обычно задаем такие воп­росы, позже пациент задает их себе сам, хотя бы и молча.

Я бы хотел проиллюстрировать эти положения не­сколькими простыми примерами. В начале своего ана­лиза профессор X.* признается, что он пропускает оп­ределенные ассоциации, потому что боится, что я буду критиковать его. На самом деле он мог даже предста­вить, как я высмеиваю его. Он не мог вынести этой мысли; он страшно не хотел быть униженным. После того, как он некоторое время помолчал, я спросил его: «Когда это случилось с вами раньше?» Пациент отве­тил: «Когда я был ребенком, моя мать, бывало, про­делывала это. Она была ужасной дразнилой и насла­ждалась моими мучениями, высмеивая мои недостатки». Он все продолжал и продолжал. В конце сеанса я сде­лал интерпретацию: «Итак, вы опускали некоторые мысли, которые приходили вам в голову здесь, со мной, потому что вы боялись, что я могу дразнить вас так же, как делала это ваша мать». После паузы пациент отве­тил: «Да, я полагаю, что это так, хотя теперь это кажет­ся глупым». Тот же пациент, годом позже, имел сеанс, который

__________

 

* См. секции 2.64, 2.652, 3.412.

 

– 369 –

 

можно кратко описать так: он опоздал на сеанс на не­сколько минут, и хотел бы знать, означает ли это что-нибудь. И, лежа на кушетке, он вздохнул и сказал, что анализ последнее время кажется ему тяжелым бре­менем. Он послушно пришел сегодня, но без всякого чувства или ожидания удовольствия. Когда я был в от­пуске, ему было хорошо; он, кажется, вел значительно более свободную сексуальную жизнь со своей женой. Но, поскольку я вернулся, вернулись и его анальные желания, а также побуждения к мастурбации. Его бес­покоит состояние здоровья отца, который написал, что у него обостряется геморрой. Его отец всегда беспо­коился по поводу его прямой кишки. Он всегда предпо­читал измерять детям температуру ректально. Недавно пациент испытал искушение ввести свой палец в пря­мую кишку жены во время любовной игры. Он не сде­лал этого, потому что не хотел рассказывать мне об этом, а был бы вынужден, хотя и подозревает, что мне могло бы понравиться услышать такое. Возможно, что я бы отбросил такой материал, а может быть, он прое­цирует.

Я интерпретировал это для пациента таким образом, что он, кажется, чувствует, что я мог бы наслаждаться его анальной активностью, как делал его отец. Пациент ответил, что он часто думает обо мне, когда делает что-то, доставляющее ему анальное удовольствие. Он даже предполагает, что неохотно шел на сеанс потому, что, поскольку я вернулся, у него будет гораздо больше мыслей и побуждений, связанных с его анусом, и у него такое впечатление, что у него есть какие-то гомосек­суальные стремления.

Следует заметить, что в первом примере я был вы­нужден проследить аффект, задавая пациенту прямой вопрос. Во втором примере пациент спонтанно ассоции­ровал возвращение своих анальных желаний и возвра­щение своего аналитика с анальными интересами своего отца. Это было так, как будто он молча задал себе те вопросы, которые я задавал ему раньше.

Раскрытие отношения переноса может быть просле­жено аналогично тому, как я описывал это для аффек­тов и побуждений. Мы должны, следовательно, пытать­ся распутать скрытую историю того, когда и как такие отношения, как пассивность, покорность, презрение и

 

– 370 –

 

т. д., возникли в жизни пациента. Вообще, более трудно раскрывать материал по отношениям, потому что они слишком часто Эго-синтоничны. Прежде чем мы смо­жем ожидать от пациента продуцирования значимой информации в его ассоциациях, необходимо сделать данное отношение чуждым Эго.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 518; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.