Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Прослеживание предшественников фигуры переноса




 

В равной степени важным источником информации об образовании данной реакции переноса может ока­заться путь определения различных личностей, которые вызвали специфическую реакцию переноса. Другими словами, мы пытаемся ответить на вопрос: «По отно­шению к кому вы испытывали такое чувство в прош­лом?» Здесь просто переставлено ударение на вопро­се, который мы ставили ранее: «Когда вы чувствовали себя так в прошлом?» Очень часто два эти вопроса ве­дут друг к другу и сливаются. Тем не менее, эти вопро­сы могут вести и в различных направлениях, и каждый может быть по-своему важен в разное время. Если мы добиваемся успеха в интерпретации реакции переноса, мы, в конечном счете, надеемся установить, в отношении какого объекта из прошлого и при каких обстоятель­ствах данная реакция была адекватна.

Реакция переноса пациента в отношении аналитика является неадекватной, но она точно соответствует че­му-то в прошлом. Далеко не всегда мы немедленно уз­наем первоначальный объект, но мы вправе ожидать, что обнаруженный нами промежуточный объект при­ведет нас, в конечном счете, к источнику. Предки совре­менной фигуры переноса появляются не в строго хро­нологическом порядке. Мои данные по этому вопросу согласуются с мнением Феничела (1941, с. 48), который говорил о «сдвигах», и противоречат В. Райху. (1928, 1929), который подчеркивал обратный хронологический порядок. Пациент может переходить от современности к перемещенному прошлому несколько раз во время се­анса. Или эмоции пациента могут оставаться фиксиро­ванными на каком-то промежуточном объекте в течение длительного периода времени, прежде чем они переме­стятся на какой-то другой объект. Данная реакция пере-

 

– 371 –

 

носа обычно имеет множество предшественников и всегда должна анализироваться для того, чтобы рас­крыть полную интенсивность и комплексность реакции переноса. Одной из технических проблем при анализи­ровании реакций переноса является определение того момента, когда меняется их источник. Иногда только какие-то очень неясные изменения в некоторых деталях реакции переноса намекают на перемещение объекта, продуцирующего перенос.

Таким образом, в случае профессора X.*, который пропускал определенные ассоциации, потому что боял­ся, что я высмеял бы его, — интерпретация моя в пер­вую очередь выявила то, что он реагирует на меня, как на свою поддразнивающую мать. Это состояло главным образом из вербальной игры и смеха с ее стороны. За­тем его страх стать объектом для поддразнивания затро­нул и его страх, что кто-то покажет на него пальцем с насмешкой, который он связал со своей старшей сест­рой. В другое время его страх унижения содержал эле­мент физического страха. Это изменение показывает перемещение к его страху своего унижающего отца. В других ситуациях он имел реакции стыда по отно­шению ко мне, которые происходили от его школь­ных учителей, его дядюшек и тетушек, его школьных друзей.

Короче, анализ его страха быть униженным мною привел к обширной галерее унижавших его, тех, кто были предшественниками и творцами его аналитика как унижающего человека. Каждый из этих предков добавлял или делал ударение, или изменял какой-то аспект его фантазии унижения. Мы не только раскрыли те объекты, которые заставляли его испытывать уни­жение, но также проследили дериваты и предшествен­ников каждого объекта. Мать, дразнящая его за то, что он намочил постель в три года, была одной фигу­рой, приуменьшающая его небольшой пенис в пять лет — другой фигурой, смеющаяся над его несколькими воло­сами на лобке в четырнадцать — еще одной. Его стар­шая сестра, присматривавшая за ним, когда мать уез­жала, насмехалась над ним за его неадекватное сексу­альное развитие до 17-летнего возраста. С другой сто­роны, отец заставлял его испытывать стыд, потому

__________

 

* См. секции 2.64, 2.652, 3.412 и 3.9431.

 

– 372 –

 

что он проявлял слишком большое любопытство в от­ношении сексуальных вопросов в пять лет и затем в подростковом периоде.

Вопрос: «По отношению к кому вы испытывали по­добные чувства в прошлом?» — является одним из наи­более часто встречающихся при анализе реакции пере­носа. Он может быть задан явно или же молча, анали­тик может продолжать задавать этот вопрос, пока лю­бая имеющая значение реакция переноса существует. Это не удивительно, поскольку все явления переноса являются производными переживаний, связанных со значимыми людьми раннего периода жизни, их двойни­ками и производными.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 439; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.