Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Ярославль 2003 2 страница




Установление причинно — следственных связей:

+ - правильный ответ на 3 вопроса;

± - правильный ответ на 1 -2 вопроса;

— нет правильных ответов.

Способность определять последовательность событий:

+ - все события изложены верно;

± - имеется 1 - 2 ошибки при пересказе;

— имеется более 2 ошибок.

Воспроизведен ие:

+ ~ полное, точное воспроизведение рассказа; ± - имеются ошибки или неточности не более чем в 3 деталях;

— ошибки и неточности более чем вЗ деталях рассказа.

Итоговая оценка считается высокой, если все 3 параметра оценены знаком «+»; низкой, если 2 или 3 параметра оценены знаком «-», а также, если I параметр оценен знаком «-», а остальные «±». Выполнение задания оценивается выше среднего, когда 2 параметра оценены знаком «+», один «±». Остальные варианты считаются средними [9].


 

ЗЛ,5.Навыкн чтения

Современная школа не требует от ребенка, поступающего в 1-й класс обязательного умения читать. Необходимость введения данного пункта в протокол обследования на предмет определения уровня школьной зрелости обусловлена тем, что иногда для определения программы обучения педагогу бывает необходимо знать уровень знаний ребенка, в т.ч. овладение ям навыками чтения, В случае если ребенок умеет читать, следует попросить его прочитать небольшой рассказ. Параметры оценивания данного пункта обозначены в п. 7 протокола.

3.1.6. Развитие мелкой моторики руки

Уровень развития мелкой моторики руки можно определить по характеру выполнения ребенком несложных игр и упражнений, «Игры с пальчиками»

А. Кончики пальцев упираются в поверхность стола. Ребенок по очереди отрывает от стола каждый палец, сначала на одной руке, потом на другой, потом на обеих одновременно. На первом этапе взрослый демонстрирует характер движений, затем ребенок действует самостоятельно.

Б. Исходное положение пальцев такое же, как и в предыдущем задании. Взрослый демонстрирует ребенку несложный ритм, который он учится отстукивать сначала пальцами одной руки, затем другой и потом обеими одновременно. На первом этапе взрослый и ребенок отстукивают заданный ритм вместе, затем ребенок действует самостоятельно.

«Езда по дорожке»

Ребенку предлагается «проехать по дорожке», соединив с помощью карандаша изображения машины и дома (они нарисованы на листе бумаги, соединены «дорожкой», которая огибает различные препятствия (деревья, реку, колодец и т.п.). Дом изображается в верхнем правом углу листа А—4, машина - в нижнем левом.

Инструкция: «Представь, что ты водитель. Тебе надо проехать вот к этому домику (взрослый указывает на дом). Ты поедешь вот так (на рисунке - образце психолог показывает, как надо ехать по дорожке с помощью карандаша). Карандаш должен все время двигаться по нарисованной на бумаге дорожке, иначе получится, что машина взлетела как самолет или произошла авария. Езжай аккуратно, чтобы твоя машина не съезжала с дороги.

Оценка результатов. При достаточном для поступления в школу уровне развития мелкой моторики руки «Игры с пальчиками»


РАЗМЕШЕНО НА WWW.AUDITORIUM.RU

обычно не вызывают у ребенка затруднений. Результат «Езды по дорожке» оценивается как высокий, если «выезды» за пределы дорожки отсутствуют, карандаш отрывается от бумаги не более 3 раз; результат считается низким, если имеется более 3 «выездов» за пределы дорожки. Даже при отсутствии выездов результат оценивается как низкий, если в рисунках наблюдаются:

«неровная», «дрожащая» линия:

очень слабая, почти невидимая линия;

очень сильный нажим, почти рвущий бумагу;

многократное проведение карандашом по одному месту.

Во всех промежуточных случаях результат оценивается как средний. По результатам обследования мелкой моторики руки заполняется пункт 8 протокола [5].

3.1.7.Уровень графического изображения

Для оценки данного пункта мы рекомендуем использовать методику «Нарисуй человека» (рисуночный тест Гудикаф^Харриса) [13]. Перед выполнением задания ребенку дается следующая инструкция: «Мне бы хотелось, чтобы на этом листе ты нарисовал человека, мужчину. Нарисуй его так, как ты лучше всего умеешь. Рисуй столько времени, сколько нужно. Старайся рисовать как можно аккуратнее».

Для проведения теста необходим лист бумаги, цветные карандаши или фломастеры. Если ребенок говорит, что он не умеет рисовать, его необходимо одобрить, объяснить, что нужно постараться, что каждый рисунок, даже если он не очень хорошо получится, по-своему интересен. При категорическом отказе от рисования можно спросить ребенка: «Что есть у человека?» - и после ответа, например «голова» попросить его нарисовать голову, затем спросить: «Что еще есть у человека?», предложив затем нарисовать следующую названную часть тела. В конце обязательно следует спросить ребенка: «Ты нарисовал все, что нужно?».

В целом следует обращать особое внимание на мотивировку отказа от рисования, а также на высказывания ребенка в процессе рисования фигуры человека. А.Л. Венгер и Г.А. Цукерман [5] отмечают, что в процессе рисования исследователю необходимо специально обращать внимание на такие поведенческие проявления как

комментарии по поводу своего отношения к заданию и своих
возможностей в соответствующей сфере;

попытки отказа от выполнения задания, собственная оценка
своих промежуточных результатов в процессе деятельности и оконча
тельного результата после выполнения задания.


 

По этим проявлениям можно судить о самооценке личности, об отношении к заданию и деятельности в целом.

Высказывания и комментарии

Высказывания, даваемые испытуемым в процессе рисования, можно разделить на несколько групп:

оценка себя и своей деятельности (хорошо - плохо умею ри
совать);

оценка результатов (хорошо - плохо получилась);

вопросы, выясняющие оценку проверяющего;

автобиографические высказывания («Учусь рисовать», «У нас
в детском саду есть рисование»);

отношенческие высказывания (люблю - не люблю рисовать).

В этих высказываниях проявляется свойственный ребенку стиль общения, его желание поговорить о себе, способ самоподачи. Поэтому подобные замечания, иногда кажущиеся проходными и малозначительными, дают богатый материал для анализа

Самооценочные высказывания

А.Л. Венгер и Г.А. Цукерман выделяют позитивные и негативные самооценочные высказывания, предваряющие выполнение задания. Позитивные самооценочные высказывания («Я хорошо умею рисовать», «Такие рисунки получаются у меня лучше всего») характерны для демонстративных детей, стремящихся привлечь к себе внимание окружающих. Обычно это не говорит о высокой самооценке, а служит средством понравиться проверяющему. Иногда это может быть рассмотрено как гилеркомпенсация заниженной самооценки ребенка

Негативные самооценочные высказывания («Я плохо умею рисовать», «Человека я нарисовать не могу» и т.п.) рассматриваются как способ защиты от негативной оценки проверяющего. Обычно такие высказывания проявляются при наличии большого опыта получения отрицательных оценок, либо при высоком уровне притязаний и не соответствующей ему самооценке. Иногда они встречаются у детей с нарушениями мелкой моторики, адекватно оценивающих свои трудности.

Оценка промежуточных и окончательных результатов

Собственная оценка промежуточного результата характерна для детей, склонных к резонерству. Часто встречается при преобладании вербального развития над развитием восприятия и деятельности. Собственная оценка законченного рисунка более характерна для демонстративных личностей. Способ предъявления себя проявляется в том, насколько позитивно или негативно оценивается результат. Положительная оценка процесса рисования к его результата характерна для


 

детей, привыкших к похвалам взрослых. Обычно она свидетельствует о яркой демонстративности,, однако может быть и следствием компенсации сниженной неуверенности ребенка в себе. Отрицательная оценка также говорит о неуверенности ребенка Такая реакция обычна у ребенка, привыкшего к неуспеху. При этом часто речь идет не об абсолютном, а об относительном неуспехе - несоответствии между реальными результатами и высоким уровнем притязаний

Активный интерес к оценке проверяющего

Активный интерес к оценке проверяющего говорит, прежде всего, о стремлении ребенка к общению, ко-горое характерно для экстра-вертированных личностей. Также такой интерес проявляют как демонстративные и неуверенные в себе дети. Чаще всего подобная реакция характерна для детей, у которых сочетаются демонстративность> формирующаяся на фоне тревожности, неуверенности в себе. Автобиографические высказывания

Говорят о стремлении к социально-принятому способу построения общения. Частое их использование - свидетельство относительно высокой социализированности личности, тенденции к установлению контактов с окружающими. Они типичны для экстравертов с неудовлетворенной потребностью в общении (в силу стеснительности или отсутствия подходящего окружения).

Отношенческие высказывания

Позитивные отношенческие высказывания («Мне нравится рисовать», «Рисование — мое любимое занятие») - мягкая и социально принятая форма разговора о себе. Они позволяют показать свое положительное отношение к обследованию и служат средством привлечь к себе внимание проверяющего. Такие высказывания типичны для детей со средней степенью демонстративности, направленностью на сотрудничество и склонностью к избеганию конфликтов.

Негативные отношенческке высказывания («не люблю рисовать») чаще определяются негативным отношением ребенка к обследованию, чем к рисованию. Нередко они выступают как защитная реакция на возможную негативную оценку. Такая реакция свидетельствует о низкой самооценке (обычно на фоне закрепленного неуспеха). Попытки отказа от выполнения задания

Попытки отказа от выполнения задания в целом могут говорить о снижении самооценки ребенка, негативном отношении к обследованию и тенденции ухода от трудностей. Более конкретно определить значение попыток отказа помогает анализ использующихся при этом мотивировок.


 

Неумение рисовать

Неумение рисовать - мотивировка, служащая средством защиты от возможной негативкой оценки исследователя. Обычно она используется тогда, когда ребенок имеет большой опыт получения негативных оценок своей деятельности со стороны взрослых. Ссылки на неумение также могут быть при наличии тенденции ухода от трудностей, а также при сочетании высокого уровня притязаний с явно заниженной самооценкой. В некоторых случаях это снижение может быть парциальным, т.е. ребенок низко оценивает именно свои способности к рисованию, а не себя в целом.

Нелюбовь к рисованию

Такая мотивировка наиболее часто встречается у детей, считающих своим призванием другой вид деятельности. Чаще всего это какие — либо интеллектуальные (с точки зрения самого ребенка или его родителей) занятия: чтение, письмо, математика и т.п.

Усталость

Ссылка на усталость может быть свидетельством высокой ис-тощаемости, астении ребенка. Кроме того, она может рассматриваться, как стремление уйти от обследования, «закрыться». Иногда это просто следствие того, что ребенок действительно сильно устал, выполнив перед рисованием много заданий, или в силу того, что обследование проводилось в неподходящее для него время (в отсутствии дневного сна или поздно вечером),

«Надоело...»

Когда ребенок мотивирует свое нежелание рисовать тем, что ему надоело или скучно, это может рассматриваться либо как недостаточное овладение социальными нормами (т.к. подобные высказывания не соответствуют социально - принятым формам взаимодействия ребенок - взрослый), либо как демонстрация негативного отношения к обследованию или психологу. Эта мотивировка может встречаться у демонстративных детей, привыкших привлекать к себе внимание посредством нарушения социальных норм. Нередка она и при наличии общего негативизма у ребенка (чаще встречается у подростков). Такая мотивировка для детей дошкольного возраста вполне обычна и может не свидетельствовать о каких-либо специфических личностных особенностях.

Отсутствие мотивировки

Отказ от выполнения задания без аргументации обычно говорит о трудностях в общении, которые имеются у ребенка, возможной замкнутости, стеснительности. Иногда причина состоит в том, что плохо установлен контакт с ребенком.


 

Оценка результатов:

Оценка результатов проводится по 37 пунктам методики Гуди-наф-Харриса (17 содержательным, которые связаны с характеристикой деталей изображения и 20 формальным, касающимся пропорций частей тела). По желанию исследователя могут быть использованы и другие варианты обработки результатов теста (например, по принципу, использованному в тесте Керна-Йирасека) [20]. Результаты заносятся в 9 пункт протокола.

3.1.8. Особенности внимания

Устойчивость внимания

Для оценки устойчивости внимания используются буквенные и цифровые корректурные пробы. Вначале психолог предлагает ребенку в бланке корректурной пробы зачеркивать какую- либо букву. По сигналу ребенок начинает выполнять задание и через 3 минуты его заканчивает. Через некоторое время процедуру можно повторить на материале буквенной пробы.

Оценка результатов

При оненке результатов учитываются следующие показатели: количество просмотренного материала, количество пропущенных и неправильно зачеркнутых знаков. Эти данные характеризуют степень производительности и точности работы ребенка. Показателем устойчивости внимания является количество просмотренных знаков в каждом типе корректуры в течение 5 минут и число допущенных ошибок. Показатель точности вычисляется по формуле:

А= Р / Р+К,

где: Р - количество правильно зачеркнутых знаков, К - количе-ство пропущенных и неправильно зачеркнутых знаков.

Если ребенок не допускает ни одной ошибки, этот показатель равен 1, при наличии ошибок он всегда меньше единицы Средним считается А = 0,7 - 0, 8 [8].

По результатам исследования заполняется п. 10 протокола. Переключение и распределение внимания

Для исследования переключения и распределения внимания используется методика «Шифровка». Перед началом выполнения задания ребенку объясняют, как с ним работать. Задание заключается в том, чтобы в каждой из фигурок корректурной пробы поставить тот знак, который задан вверху на образце (в корректурной пробе должны встречаться только те символы, которые есть на образце), например:


 

Ребенок работает непрерывно в течение 2-х минут.

Оценка результатов

Общий показатель переключения и распределения внимания вычисляется по формуле:

S = N - п,

где S - показатель переключения и распределения внимания; N - количество просмотренных и правильно помеченных в течение 2 минут геометрических фигур; п - количество ошибок*.

Чем выше этот показатель, тем больше способность ребенка к переключению и распределению внимания. Средним считается показатель ошибок, не превышающий 1/3. от количества пропущенных знаков [8].

3.1.9. Особенности памяти

При определении уровня школьной зрелости ребенка выявляются особенности его непосредственной и опосредованной памяти. Особенностью всех методов исследования памяти является то, что помимо простого они предусматривают также отсроченное воспроизведение, поэтому лучше проводить их в начале диагностического занятия, чтобы в конце его можно было бы оценить отсроченное воспроизведение Непосредственное запоминание

Для исследования непосредственной памяти мы предлагаем использовать методику «10 слов». Перед началом работы ребенку дается следующая инструкция: «Сейчас я прочитаю тебе несколько слов. Ты внимательно их послушай и постарайся запомнить. Потом скажешь мне, какие слова ты запомнил».

Для запоминания ребенку предлагаются JO односложных и двусложных слов: лес, хлеб, стол, окно, вода, брат, конь, игла, гриб, мед. В протоколе отмечается, какие слова запомнил ребенок. После первого воспроизведения слова зачитываются ребенку еще раз, и он снова должен воспроизвести их. В основной серии предполагается 4 воспро-

* Ошибкой считаются неправильно помеченные и пропущенные фигуры.


 

изведения. Через 15-20 минут после окончания выполнения задания ребенка просят воспроизвести запомненные слова еще раз. Оценка результатов:

При первом воспроизведении ребенок должен запомнить 4-5 слов (средний показатель). После 4 прочтения ребенок должен запомнить все 10 предлагаемых слов. Отклоняющиеся показатели оцениваются соответственно как высокие и низкие [18].

Опосредованное запоминание

Предлагаемая методика направлена на исследование особенностей произвольной опосредованной памяти, а также характера мыслительной деятельности ребенка, уровня формирования понятийного мышления.

Перед началом работы ребенку дается следующая инструкция: «Я буду говорить тебе слова, а ты к каждому слову нарисуй картинку, по которой ты сможешь потом вспомнить это слово. Рисуй так, как тебе нравится, главное, чтобы картинка помогла тебе вспомнить слово». Возможен также вариант проведения данной методики, при котором ребенку предлагаются готовые картинки с изображениями, и он выбирает из них ту, которая поможет ему вспомнить предлагаемый материал. Для выполнения задания ребенку даются любые 6 слов и словосочетаний из приведенного ниже набора: веселый праздник; тяжелая работа; развитие; вкусный ужин; смелый поступок; болезнь; счастье; разлука; дружба; темная ночь; печаль; холодное утро; богатство. Воспроизведение материала начинается через 30-35 минут после запоминания.

Оценка и интерпретация результатов

При обработке результатов оценивается количество правильно воспроизведенных стимулов в соотношении с общим количеством материала, предъявленного для запоминания. 7- летний ребенок способен запомнить и через некоторое время воспроизвести с помощью картинок все 6 предлагаемых ему стимулов.

Особенности опосредованного запоминания выражаются через качество рисунков. Все детские изображения можно классифицировать на 5 основных видов: абстрактные, знаково-символические, конкретные, сюжетные и метафорические.

Абстрактные изображения (А) - в виде линий, фигур, не
оформленных в какой-либо узнаваемый образ;

Знаково-символические (3) - в виде знаков или символов
(геометрические фигуры, знаки, стрелки и т.п.);

Конкретные (К) изображения конкретных предметов;


 

4. Сюжетные (С) - изображаемые предметы и персонажи объе
диняются в какую - либо ситуацию, сюжет, либо изображается один
персонаж, выполняющий какую-либо деятельность;

5. Метафорические (М) - изображения в виде метафор, художе
ственного вымысла, например, на слово «радость» изображается чело
век, поднявшийся в воздух на крыльях

При обработке результатов рядом с каждым рисунком проставляется буквенное обозначение предполагаемого вида изображения. По эти данным можно сделать вывод о характере и особенностях мыслительных процессов ребенка.

Если ребенок пользуется преимущественно абстрактными и знаково-символьными изображениями, для него характерно стремление к обобщению, синтезу информации, он отличается высоким уровнем абстрактно - логического мышления. Дети, у которых преобладают сюжетные и метафорические изображения характеризуются творческой направленностью мыслительной деятельности. В случае преобладания конкретных изображений можно предположить наличие конкретного, наглядно - действенного мышления, которое подразумевает оперирование непосредственно воспринимаемыми объектами и связями. Если в качестве рисунков часто изображаются человечки и при этом воспроизведение является достаточно успешным, это может расцениваться как проявление общительности, но если воспроизведение затруднено, это может свидетельствовать об инфантильности ребенка 18).

По качеству рисунков можно косвенно судить об истощаемости. Об этом свидетельствует нарастающая небрежность, ослабление нажима при рисовании к концу выполнения задания

3.1.10. Особенности мышления

Диагностика мышления проводится по 4 основным параметрам: анализ и синтез, сравнение, классификация, обобщение. Данное деление достаточно условно и предлагаемые в соответствующих разделах методики затрагивают одновременно целый ряд характеристик и свойств мышления.

Анализ и синтез

Для диагностики аналитико-синтетических характеристик мышления ребенку предлагается методика «Разрезные картинки». Помимо анализа и синтеза эта методика позволяет также выявить особенности развития операции сравнения.


РАЗМЕШЕНО НА WWW.AUDITORIUM.RU

При выполнении методики ребенку предлагается собрать из частей 2 картинки. Первая (более простая) разрезана на 6 частей прямыми перпендикулярными линиями. Вторая картинка разрезана на S частей под различным углом. Перед выполнением задания ребенку предлагается следующая инструкция: «Видишь, картинка сломалась, почини ее». В качестве картинок, могут использоваться изображения знакомых ребенку предметов или несложные открытки. В обоих случаях называть изображенный на картинке предмет не следует. В случае ошибочного выполнения задания исследователю следует попросить ребенка внимательно посмотреть на картинку, найти и самостоятельно исправить ошибки.

Оценка результатов.

Выполнение задания оценивается знаком «+», когда правильно собраны обе картинки, «±», если верно сложена только одна, «-», если обе картинки сложены неверно [4].

Сравнение

Ребенку предлагается методика «Анализ образца» [6], направленная на выявление уровня развития таких операций мышления как сравнение, анализ и синтез.

На столе перед ребенком выкладывается фигура человека, сделанная из спнчек (см. рисунок). Инструкция: «Я сделал (-а) человечка из спичек. Внимательно посмотри на него и постарайся запомнить. Теперь я его закрою, а ты попробуй сделать точно такого же». При объяснении задания не следует специально обращать внимание ребенка на особенности образца. После выполнения задания проверяющий открывает образец и предлагает ребенку сравнить его с тем, что получилось у ребенка. Ребенку предлагается самому исправить ошибки. Если ребенок исправляет только часть конструкции (учитывается и то, в какую сторону повернуты головки спичек), то проверяющий может задавать ему наводящие вопросы.

Оценка результатов

При высоком уровне школьной зрелости ребенок способен довольно точно воспроизвести образец обнаружить отклонения и внести коррективы. Показателем среднего уровня развития является способность исправить фигурку с помощью взрослого, который фиксирует внимание дошкольника на особенностях образца. При низком уровне развития мышления ребенок даже при массированной помощи не может исправить свои ошибки. В соответствии с эти в протокол заносятся оценки «+», «±» или «-».


 

Классификация

Ребенку предлагается разделить на группы несколько картинок. Инструкция: Сейчас я дам тебе картинки. Ты должен внимательно рассмотреть их и разложить так, чтобы вместе оказались картинки, предметы на которых чем-то похожи, которые можно назвать одним сло-вом». Можно предложить следующий перечень картинок

Изображения Правильный ответ
Кошка, собака, свинья Домашние животные
Автобус, машина, поезд Транспорт
Линейка, карандаш, книга Школьные принадлежности
Чашка, ложка, тарелка Посуда
Рубашка, платья, тапки Одежда

После раскладки проверяющий предлагает назвать каждую группу одним словом. Если ребенок допускает ошибки при раскладке, психолог может задать ему наводящие вопросы,

Оценка результатов. Ребенок получает оценку «+», если безошибочно разложены и названы все группы; «±» - правильно разложены хотя бы 3 группы предметов, при наводящих вопросах ребенок сам замечает и исправляет ошибки; «-» - ошибки более чем в 3 группах, допущенных ошибок ребенок не замечает и не исправляет.

Обобщение

Ребенку предлагается следующая инструкция: «Сейчас я буду называть тебе разные слова, а ты подумай и скажи мне, как можно назвать эти предметы одним словом?»:

Тарелка, стакан, нож -

Стол, стул, диван -

Рубашка, брюки, платье -

Туфли, калоши, валенки —

Суп, каша, кисель -

Одуванчик, роза, ромашка -

Береза, липа, ель -

Воробьи, голуби, гуси-

Карась, щука, окунь -

Малина, земляника, вишня -

Морковь, капуста, огурец -

Яблоки, груши, мандарины -

Столяр, маляр, плотник -

Оценка результатов:_«+» - правильно обозначены 11-13 понятий; «±» - 7 - 10 понятий; «-» - правильно названы менее 7 понятий.

Результаты исследования особенностей мышления ребенка заносятся в пункт 12 протокола.


 

3.1.П. Навыки счета

Необходимость оценивания данного параметра, также как и оценка навыков чтения обусловлена требованием определения уровня знаний ребенка. В рамках психологической диагностики оценка данного пункта проводится, если ребенок не проходит параллельно специального педагогического обследования.

Умение сравнивать: поступающий в школу ребенок должен уметь выбирать большее и меньшее число в пределах 10.

Знание прямого а обратного счета: в протоколе отмечаются пределы, в рамках которых ребенок умеет считать в прямом и обратном порядке.

Выполнение арифметических операций: поступающий в школу ребенок должен владеть операциями сложения и вычитания чисел в пределах 10.

По результатам обследования заполняется пункт 13 протокола.

Следующий этап исследования связан с определение социальной и эмоциональной зрелости ребенка. Она может носить качественные характер и основываться на данных наблюдения психолога за поведением ребенка в ходе обследования. В некоторых случаях можно использовать специальные методики, направленные на оценку этих компонентов школьной зрелости.

3.2, Оценка социального компонента школьной зрелости

В процессе наблюдения психолог отмечает, насколько общителен ребенок, легко ли он идет на контакт, проявляет ли сам инициативу общения. Для более тонко диагностики социальной зрелости можно использовать методики, предложенные Г.А. Урунтаевой и Ю.А. Афонькиной [22].

Исследование социальных эмоций

Экспериментатор задает ребенку ряд вопросов, ответь! на которые анализируются на качественном уровне:

Можно ли смеяться, если твой друг упал? Почему?

Можно ли обижать животных? Почему?

Нужно ли делиться игрушками с другими детьми? Почему?

Если ты сломал игрушку, а воспитательница подумала, что
это сделал другой ребенок, скажешь ли ты, что это твоя вина? Почему?

Можно ли баловаться, когда другой человек хочет отдох-


РАЗМЕЩЕНО НА WWW.AUDITORTOM.RU

нуть? Почему?

Нужно ли помогать старшим? Почему?

Можно ли драться, когда другой ребенок отобрал у тебя иг
рушку? Почему?

Незаконченные ситуации Ребенку предлагается закончить несколько ситуаций;

Маша и Света убирали игрушки. Маша быстро уложила ку
бики в коробку. Воспитательница ей сказала: «Маша, ты сделала свою
часть работы. Если хочешь, можешь пойти играть или помоги Свете».
Маша ответила..,

Костя принес в детский сад новую игрушку - самосвал.
Всем детям захотелось поиграть с этой игрушкой. Вдруг к Косте по
дошел Сережа, выхватил у него самосвал и стал играть один Тогда
Костя...

Катя и Вера играли в догонялки. Катя убегала, а Вера дого
няла. Вдруг Катя упала, тогда Вера...

Лена и Оля играли в «Дочки — матери». К ним подошел ма
ленький мальчик и сказал:

«Я тоже хочу играть».

«Мы тебя не примем, ты еще маленький», - ответила

Оля. А Лека...

Дима играл в «лошадки». Он бегал по комнате и кричал:
«Но! Но! Но!». В другой комнате мама укладывала его маленькую се
стренку. Девочка не могла заснуть, тогда мама подошла к Диме и ска
зала: «Не шуми, пожалуйста, Света не может заснуть». Дима ответил
ей...

Таня и Миша рисовали. К ним подошла воспитательница и
сказала: «Таня, твой рисунок получился очень хорошим». Миша тоже
посмотрел на ее рисунок и сказал.,.

Саша играл около дома и сильно шумел. Вдруг он увидел
маленького котенка, который дрожал от холода и жалобно пищал. То
гда Саша...

Обработка данных и оценка результатов

: Анализ результатов наблюдения и выполнения методик проводится пол схеме:

Как ребенок относится к сверстникам (равнодушно, ровно,
отрицательно), отдает ли кому - либо предпочтение и почему.

Оказывает ли другому помощь и по какой причине (по собст
венному желанию, по просьбе сверстника, по инициативе взрослого);
как он это делает (охотно, помощь действенная; неохотно; формально;
начинает помогать с энтузиазмом, но это быстро надоедает и т.п.);


РАЗМЕЩЕНО НА WWW.AUDITORTOM.RU

Проявляет ли чувство долга по отношению к сверстникам,
младшим детям, животным, взрослым, в каких ситуациях и в чем оно
выражается;

Замечает ли эмоциональное состояние другого, в каких си
туациях, как на него реагирует и т.д.

Проявляет ли заботу по отношению к сверстникам, младшим
детям, животным, как это делает (постоянно, время от времени, эпизо
дически); что побуждает его заботиться о других, в каких действиях
выражается эта забота.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 300; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.128 сек.