Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Ярославль 2003 3 страница




Как реагирует на успех и неудачи других (равнодушен, реа
гирует адекватно, завидует успеху другого и радуется его неудаче и
т.п.)

При анализе результатов обращают внимание не только на характер ответов, но и на мотивировку. Данные наблюдения, беседы и эксперимента сопоставляются, и делается вывод об уровне социальной зрелости ребенка. По итогам обследования заполняется пункт 14 протокола.

3,3, Диагностика эмоционального компонента школьной зрелости

По результатам наблюдения определяются и оцениваются особенности эмоционального реагирования ребенка на успех и неудачу, наличие импульсивных эмоциональных реакций заинтересованность ребенка в выполнении задания и т.п. Особенно важно для поступления в школу наличие волевых проявлений поведения и развитие умения произвольно регулировать свою деятельность. В связи с этим в процессе наблюдения особое внимание уделяется изучению волевых проявлений в процессе деятельности Анализ данных проводится по схеме:

Умеет ли ребенок удерживать и достигать цели, поставлен
ные взрослым, а также самостоятельно ставить цель и руководство
ваться ей в действии, достигать результата. Анализируются причины
недостижения цели.

Умеет ли ребенок сдерживать свои эмоции (не заплакать и не
расстроиться, если не получилось) и непосредственные желания (за
ниматься, когда хочется играть, не выкрикивать ответ, а подождать,
пока его спросят и т.п.).

Какие волевые качества сформированы у ребенка:

- дисциплинированность: подчиняется ли ребенок общест-


 

венным правилам поведения и деятельности; выполняет ли требования взрослого и насколько точно это делает; каковы причины невыполнения требований; как реагирует на требования (выполняет сразу охотно и точно; выполняет неточно, после напоминаний; не выполняет, появляется негативная реакция); насколько осознанно выполнение общественных правил поведения и деятельности;

самостоятельность: умеет ли ребенок действовать без
посторонней помощи (постоянно; в зависимости от си
туации и видов деятельности (указать каких), не умеет);
настойчивость: может ли достигать цели, доводить дело
до конца в ситуации неуспеха, затруднений, препятствий;
как реагирует на препятствия в деятельности;

организованность: умеет ли ребенок рационально орга
низовать свою деятельность, сосредоточенно ее выпол
нять;

инициативность: умеет ли ребенок выполнять деятель
ность по собственной инициативе; в каких видах дея
тельности это проявляется и каким образом.

4. Какие волевые привычки сформированы у ребенка: культурно - гигиенические; привычка к труду, регулярной деятельности и т.п. [22].

По анализу данных наблюдения делается вывод о развитие волевого поведения, сформированное™ волевых качеств и привычек и заполняется пункты 16 и 17 протокола. В пункте 15 отмечается аккуратность ребенка при выполнении заданий и во внешнем виде (аккуратно ли он одет, опрятно ли выглядит, стремится ли сохранить аккуратную внешность и одежду).

IV. Составление заключения

Для вынесения заключения об уровне школьной зрелости ре-бенка и определения программы и характера его дальнейшего обучения анализируются показатели ребенка по всем проведенным методикам. Заключение составляется в письменном виде, в форме характеристики психологического развития ребенка. При составлении заключения может быть использован следующий план:

Причины исследования, цели, задачи, заказчик.

Краткое описание применяемых методик (рекомендуется на-


 

звать методики, не описывая предлагаемые ребенку задания).

Результаты исследования: указываются основные симптомы,
которые подтверждаются цифровыми показателями

Интерпретация обоих видов данных (качественных и количе
ственных).

Сопоставление полученных результатов с данными анамнеза

Описание поведения ребенка во время исследования

Резюме: определение главного симптома, характера его воз
никновения и развития (с обязательным указанием на гипотетичность).

Указание предложенных коррекционных мероприятий (в слу
чае необходимости).

Прогноз дальнейшего развития ребенка, описание диапазона
возможных изменений.

10. Рекомендуемая программа обучения в школе (указывается,
если встает вопрос о необходимости коррекционного обучения или
обучения по усложненной программе).

Для определения по итогам диагностического обследования уровня психического развития ребенка и его школьной зрелости можно использовать критерии, предложенные У.В. Ульенковой [21].

1. Эмоциональное развитие:

интерес к заданию;

особенности эмоционального реагирования;

стремление продолжить и закончить работу.

2. Фонд действенной реализации:

уровень понимания задачи;

характер программирования предстоящей деятельности;

овладение предлагаемыми действиями и операциями; осознание и оценка результата деятельности.

3. Саморегуляция деятельности:

степень полноты принятия задачи;

качество самоконтроля.

В соответствии с этими критериями можно выделить 5 уровней развития школьной зрелости ребенка:

1. Задача сразу заинтересовывает ребенка Положительный настрой сохраняется до конца занятия, ребенок проявляет удовольствие при нахождении правильных ответов, стремиться продолжить и завершить работу. Понимает задачу быстро, не нуждается в ее повторении и разъяснении. Фонд действенной реализации достаточен: владеет всеми необходимыми для выполнения предлагаемых заданий навыками и операциями. Задания в основном выполняет правильно и само-


 

стоятельно, выделяя более или менее существенное. Может вербально доказать свое мнение. Ребенок самостоятельно сосредотачивается на задаче, старается обдумать решение, прежде чем начать действовать. Помощь взрослого использует минимально. Сам может оценить правильность решения, улучшить и исправить результат. Уровень психического развития ребенка оценивается как высокий.

Задание заинтересовывает ребенка, в целом охотно и с интере
сом выполняется, Понимает задание без дополнительных разъяснений,
но иногда нуждается в повторении инструкции и содержания задачи.
Фонд действий и операций достаточен. Задания выполняются в боль
шинстве случаев правильно. Ребенок принимает задание, может сосре
доточиться на нем, но ходом его выполнения может хорошо управлять
только с помощью взрослого, который контролирует и регулирует дея
тельность, помогает системой побуждающих и наводящих вопросов.
Ошибки может исправить сам, но часто просит помощи взрослого.
Уровень психического развития ребенка оценивается выше среднего.

Ребенок заинтересован ситуацией занятия, но к его непосред
ственному содержанию скорее безразяичеа Готов сразу прекратить
работу, перейти к выполнению следующего задания, не закончив пре
дыдущего. Для успешной работы нуждается в постоянном поощрении
и похвалах со стороны взрослого. Доля понимания сложных заданий
ему необходимо повторение, разъяснение инструкции, иногда в пря
мой помощи в виде практических действий. Владеет необходимым
запасом дифференцированных общих представлений, но фонд дейст
венной реализации недостаточен Задачи решает с опорой на воспри
ятие и непосредственное действие. Ответы ситуативны. Не всегда мо
жет обосновать свои действия и ход решения задачи вербально. Нуж
дается в наводящих и подсказывающих вопросах. Ошибки замечает
только с помощью взрослого. Уровень развития ребенка в зависимости
от характера я выраженности указанных характеристик оценивается
как средний или ниже среднего.

Предложение позаниматься встречает с некоторым интересов
который быстро исчезает. К процессу и результату деятельности ребе
нок безразличен. Фонд действий и знаний узок и беден, задачу не при
нимает и часто не понимает. Вопросы взрослого, связанные с сущно
стью задания не замечает, дает поспешные, импульсивные ответы или
молчит. Ответы ребенка могут быть связаны с ситуацией исследования
или обусловлены необычными ассоциациями, ожившими в памяти в
связи с задачей. Помощь взрослого чаще всего не воспринимается и не
принимается. Умственные действия в большинстве своем бессистем-


 

ны, хаотичны, бездумны. Уровень развития ребенка оценивается ниже среднего.

5. Ребенок безразличен к ситуации занятия и содержанию заданий. Процесс деятельности его не интересует. Не реагирует или неадекватно реагирует на вопросы взрослого, связанные с заданием. Демонстрирует полное неприятие ситуации обследования и содержания заданий. Такой ребенок не готов к поступлению в школу, уровень его развития определяется как кизкш В ходе обследования такого ребенка может встать вопрос о дифференциальной диагностики педагогической запущенности, задержки психического развития или олигофрении (умственной отсталости).

V. Некоторые рекомендации по повышению уровня готовности ребенка к школе

Направление коррекционной работы, ориентированной на повышение уровня школьной зрелости ребенка и подготовку его к обучению в школе, определяется тем, в какой области психического развития имеется нарушение или недостаточная сформированное^ психологических качеств и свойств, необходимых для успешного овладения школьной программой. Коррекционная работа может быть организована в детском саду или специальной психологической службе, кроме того, некоторые игры и упражнения могут быть рекомендованы родителям ребенка для проведения домашних занятий.

При недостаточном запасе знаний очень важно стимулировать интерес ребенка к окружающему, фиксировать его внимание на том, что он видит во время прогулки, на экскурсиях. Необходимо заинтересовать ребенка предметами и явлениями окружающего мира, одновременно расширив его кругозор, стимулируя познавательную активность дошкольника. Необходимо приучать ребенка рассказывать о своих впечатлениях от увиденного или услышанного, такие рассказы необходимо внимательно и заинтересованно выслушивать, даже если они односложны и сбивчивы. Полезно при этом задавать ребенку вопросы, стараясь получить от него более подробный и развернутый рассказ. Родителям следует посоветовать больше читать ребенку детские книги, водить в кино, обсуждать с ним прочитанное и увиденное.

Для повышения уровня развития мышления и речи большое значение имеет участие ребенка в подвижных и развивающих коллективных играх. При этом необходимо чаще доверять ему исполнения ролей, требующих принятия каких - либо решений, активного речево-


 

го общения с другими детьми. Не надо стараться «натренировать» ребенка на понимания и выполнения задания типа тех, которые используются для тестирования. Это может создать лишь видимость успеха, что неминуемо приведет к появлению трудностей в период адаптации ребенка к школе.

При недостаточном уровне развития мышления и речи ребенку с самого начала обучения должны быть обеспечены дополнительные индивидуальные занятия, направленные на полное усвоения учебной программы. Не стоит торопиться с выработкой навыков, необходимо, прежде всего, работать над пониманием материала, а не над скоростью, точностью и безошибочностью ответов ребенка на вопросы

Для развития образных представлений большое значение имеет изобразительная и конструктивная деятельность. Необходимо стимулировать занятия ребенка аппликацией, рисованием, вырезанием, конструирование. При подборе заданий родителям можно рекомендовать ориентироваться на «Программу обучения и воспитания в детском саду».

Конструктивная творческая деятельность полезно также для развития мелкой моторики руки. Также в этих целях может быть рекомендовано выполнение заданий, связанных с нанизыванием бус, расстегиванием и застегиванием пуговиц, кнопок, крючков (все эти действия охотно выполняются ребенком во время игры с куклой).

Для развития двигательной активности и зрительно - двигательной координации рекомендуется использовать различные виды подвижных игр. Не стоит настаивать на участии ребенка в соревнованиях, повторяющиеся неудачи могут значительно повлиять на самооценку ребенка и окончательно отпугнуть его от физических упражнений. Родителям рекомендуется чаще играть с ребенком в мяч, стимулировать лазанье по канату, выполнение других несложных упражнений. Очень полезны также занятия плаваньем.

Распространенной сегодня проблемой является нежелание ребенка учиться в школе, обусловленное несформированностью положительного отношения к ней и низким уровнем развития мотивации учебной деятельности. Как правило, учитель и родители ребенка сталкиваются с этим, когда учебный год уже начался. Такой ребенок нуждается в особом внимании педагога и родителей особенно в начальный период обучения в школе. Общение с ним в начале должно строиться в дошкольных формах, оно должно быть непосредственным, эмоционально насыщенным. От такого ребенка нельзя требовать строгого соблюдения всех правил школьной жизни, нельзя постоянно ругать и наказывать его за их нарушение, поскольку это может привести к фор-


РАЗМЕЩЕНО НА WWW.AUDITORTOM.RU

мированию стойкого отрицательного отношения к школе, учителю и учению в целом. Ребенок должен чувствовать себя в школе уверенно и безопасно, необходимо, чтобы учебные занятия были ему интересны. Соблюдение этих несложных правил позволит сформировать у маленького ученика интерес к школьной жизни и процессу обучения.

Конечно, сформулированные здесь принципы коррекшюнной работы носят самый общий характер. Для более полного освоения этого направления деятельности психолога в школе и в детском саду студентам необходимо обратиться к специальной литературе, направленной на освещение особенностей организации коррекдаонной психологической работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста [5, 12,13,15,23].


 

Литература:

Анастази А. Психологическое тестирование: В 2 т. М., 1982.

Богданова Т.Г., Корнилова Т.В. Диагностика познавательной сфе
ры ребенка. М,, 1994.

Бурменская Г.В. Карабанова О.А., Лидере А.Г. Возрастно-
лсихолошческое консультирование. М., 1990.

Венгер Л.А., Венгер А.Л. Домашняя школа мышления (для 6-
летних детей). М., 1984.

Венгер А.Л., Цукерман Г.А. Психологическое обследование
младших школьников. М,, 2001.

Готовность детей к школе. Диагностика психического развития и
коррекция его неблагоприятных вариантов! Под ред.
Е.А. Бугрименко, А.Л. Венгера, К.Н. Политовой, Е.Ю. Сушкова.
М., 1992.

Диагностика умственного развития дошкольников / Под ред.
А.Л. Венгера, Б.В. Холмовской. М,, 1978.

Ермолаева М.В., Ерофеева И.Г. Методические указания к пользо
ванию психологической картой дошкольника (готовность к шко
ле). М-Воронеж, 2002.

Забранная С. Д. Наглядный материал для психолого-педагогиче
ского обследования детей на медико-педагогических коллегиях.
М., 1983.

Загрожец А.В. Интеллектуальная подготовка детей к школе //
Дошкольное воспитание. 1977. № 8.

П. Йирасек Я. Диагностика школьной зрелости // Диагностика психического развития / Под ред. И. Шванцары. М., 1987.

Игры и упражнения по развитию умтсвенных способностей детей
дошкольного возраста/ Под ред. Л.А. Венгера. М., 1989.

Клюева Н.В., Филиппова Ю.В. Общение. Дети 5-7 лет (учебное
пособие для родителей и педагогов). Ярославль, 2001.

Мухина B.C. 6-летний ребенок в школе. М., 1986.

Подготовка детей к школе в детском саду / Под ред. Л.А. Венгера,
А.Н. Давидчук, Р.С, Буре. М,, 1980.

Практическая психология образования / Под ред.
И.В. Дубровиной. М., 1997.

Развитие мотивов у детей 6-7 лет. Особенности психического
развития детей 6 7-летнего возраста. М., 1988.

Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образо
вании. М.: Владос, 1996.


 

Романова Е.С., Потемкина Е.А. Графические методы в психоло
гической диагностике. М., 1992.

Соколова О.Л., Чирков В.И. Скрининговый тест школьной зрело
сти. Ярославль, 1992.

Ульенкова У.В. 6-летний ребенок с ЗПР. М., 1980.

Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Практикум по детской психоло
гии. М., 1995.

Филиппова Ю.В. Общение. Дети от рождения до 710 лет (учеб
ное пособие для родителей и педагогов). Ярославль, 2002.

Эльконин Д.Б. Психическое развитие в детском возрасте. М.-Во-
ронеж, 1995.


 

Содержание

I. ПРОБЛЕМА ОПРЕДЕЛЕНИЯ ШКОЛЬНОЙ ЗРЕЛОСТИ»

II. ПРОБЛЕМА ДИАГНОСТИКИ ШКОЛЬНОЙ ЗРЕЛОСТИ--

1И. ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС-

3.1. Оценка интеллектуального компонента школьной зрелости-10

Ориентация в окружающей среде, запас знаний 10

Произношение 13

Речевые коммуникации • 13

З.Ы.Сппсобность понимать и воспроизводить содержание 14

ЗЛ.5.Навыкн чтения 16

3.1.6. Развитие мелкой моторики руки 16

ЗЛЛ.Уровень графического изображения 17

Особенности внимания 21

Особенности памяти 22

3.1.10. Особенности мышления 24

3il.ll* Навыки счета * —• 27

Оценка социального компонента школьной зрелости 27

Диагностика эмоционального компонента школьной зрелдсти29

IV. СОСТАВЛЕНИЕ ЗАКЛЮЧЕНИЯ • 30

V. НЕКОТОРЫЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОВЫШЕНИЮ УРОВНЯ
ГОТОВНОСТИ РЕБЕНКА К ШКОЛЕ ——-— ~-——-—— 33

ЛИТЕРАТУРА: 36

iJW


 

Детская психодиагностика

Практические занятия

Методические указания Составитель: Филиппова Юлия Владимировна

Редактор, корректор Компьютерная верстка

Подписанов печать 18.09.2003. Бумага тип.

Усл. печ. л. 2,0. Уч.-изд.л.1,5.

Тираж 100 экз. Заказ № 190.

Издательство "Аверс Пресс", г. Ярославль, ул. Советская, 78. Т«л. (0859) 97-69-22.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 336; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.055 сек.