Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

История Дзю-Дзюцу

Дзю-дзюцу в переводе с японского языка дословно означает «мягкое искусство» и представляет собой систему подготовки воина, разработка которой началась в Японии в эпоху феодализма и продолжается до сих пор. Эта система ближнего боя создавалась многими поколениями мастеров и, пройдя через века, теперь считается не имеющей себе равных.

О создании дзю-дзюцу и о мастерах этого боевого искусства существуют множество легенд и сказаний. Первым упоминанием о дзю-дзюцу многие авторы и историки считают описанную в начале 8-го века в «Книге старинных вещей» битву между двумя, славящимися огромной силой божествами Синто Такэ-ми-наката-но-ками и Такэ-ми-кадзути-но-ками. Такэ-ми-кадзути, использовав тайные методы энергетического воздействия, одержал убедительную победу, сломав запястье своего противника и обратив его в бегство.

Одна из версий о происхождении дзю-дзюцу говорит о мастерах китайского боевого искусства Цинна, которые, приехав в Японию с целью проповедования буддизма или конфуцианства, поселились в монастырях и в миру и обучали своему искусству нескольких близких учеников. Следует заметить, что 72 классических приёма Цинна очень напоминают техники японского дзю-дзюцу, дошедшие до нас из глубины веков. Они включают в себя способы выполнения бросков, заломов и удушений, различные вариации которых существуют во многих школах традиционного самурайского дзю-дзюцу. Некоторые источники утверждают, что соединившись с техникой, существовавшей в Японии с давних времен – Сумо (36 базовых техник которой практикуются до сих пор), китайские приёмы Цинна послужили базой для создания некоторых школ дзю-дзюцу.

Наиболее известная версия происхождения дзю-дзюцу говорит о японском враче Акаяма Широбеи, изучавшем в Китае медицину и боевое искусство. Однажды зимой, после возвращения на родину, он прогуливался, размышляя в своем саду и увидел, как тонкая ветка дерева, прогнувшись под тяжестью снега, сбрасывает его с себя, тогда как более толстые ветви ломаются под его весом. «Поддаться, чтобы победить!» – воскликнул врач, положив этот принцип в основу своей школы Йошин рю. Впоследствии, уединившись на несколько лет, он разработал комплекс приёмов, получивший в последствии название Ёроикумиучи – буквально «боевые защищающие латы». Название это менялось много раз на протяжении веков и было известно как Явара, Коси но мавари, Когусоку и другие. Через несколько сотен лет различные японские школы рукопашного боя, использующие принцип мягкости в своих приёмах стали называться дзю-дзюцу. Многие прикладные техники этого самурайского боевого искусства отошли в прошлое, т.к. их применение определялось тяжёлым боевым доспехом самурая, однако дзю-дзюцу продолжало развиваться и идти в ногу со временем.

Исторические хроники описывают множество случаев демонстрирующих действенность приёмов дзю-дзюцу, выполняемых мастерами. Известно, что практически все школы боевого искусства специализирующиеся на обучении воинов фехтованию на мечах и приёмам боя с другими видами холодного оружия имели в своём арсенале технические действия, относящиеся к безоружному бою. Таких школ было великое множество, т.к. в подготовке самурая искусству владения мечом уделяли первостепенное внимание. Кроме того, почти все школы такого рода предлагали целый арсенал технических действий с другими видами оружия, включая и «нестандартные» формы.

При использовании оружия, гибкость, ловкость и сила имели огромное значение. Поэтому умение использовать эти качества рассматривалось как отдельное искусство. Впоследствии, обучение владению своим телом привело к популяризации дзю-дзюцу как отдельного боевого искусства, которое, в свою очередь, стало включать в себя техники боя с оружием.

Одним из наиболее ярких случаев применения приёмов дзю-дзюцу, описанных в исторических хрониках средневековья, стал пример использования известнейшим мастером фехтования (основателем школы Ягю Синкагэ) – Ягю Мунэеси техники «меч не меч» против выдающегося политика и военачальника Токугава Иэясу. На одной из демонстраций великий мастер, находящийся уже в пожилом возрасте, голыми руками обезоружил несколько лучших воинов Иэясу, атаковавших его мечами в полную силу. В конце выступления сразиться с мастером фехтования решил сам сёгун. «Иэясу поднял меч высоко над головой и с силой ударил, намереваясь рассечь голову Мунэеси, но в последний момент тот увернулся и отвёл удар, захватив при этом рукоять меча. В следующее же мгновение меч полетел по воздуху. Держа Иэясу левой рукой (любой другой, менее знатный человек был бы брошен наземь), Мунэеси слегка ударил его кулаком правой руки в грудь. Иэясу пошатнулся. Нахмурившись, он произнес: «Я восхищен! Вы победили»» (Сугавара).

Не менее ярким видится и развитие этого вида искусства, продемонстрированное некоторое время спустя следующим носителем традиции той же школы – мастером Ягю Мунэнори против сёгуна Токугава Иэмицу, пожелавшего проверить умение своего учителя фехтования. Войдя на аудиенцию к сёгуну, Мунэнори сел и положил ладони на татами, как это делали все вассалы, выказывая тем самым своё почтение господину. «Внезапно Иэмицу схватил копьё и попытался ударить ничего не подозревавшего Мунэнори – и с удивлением обнаружил себя распростёртым на полу! Мунэнори почувствовал намерение сёгуна ещё до того, как тот сделал первое движение и сбил его с ног, когда он собирался нанести удар» (Сугавара).

Традиционные школы дзю-дзюцу активно использовали броски, болевые и удушающие приёмы и ударную технику. Удары наносились в биологически активные точки, нервные окончания и суставы концами или фалангами пальцев, разными частями ладони, локтем, коленом и ступнёй.

Известным случаем применения ударной техники в классическом дзю-дзюцу является описанный в исторических хрониках поединок основателя школы Тэнсин синьё рю дзю-дзюцу мастера Исо Матаэмона одновременно почти с сотней противников, который произошёл в провинции Оми в первой половине 19 века. Исо Матаэмон с помощью единственного ученика уложил более 40 человек голыми руками и разогнал остальных. Считается, что в этом поединке мастер пережил мистическое озарение и осознал принципы эффективного использования атэми – ударной техники поражения уязвимых точек. Этот раздел стал визитной карточкой созданной им школы, которая включала также приёмы школ Ёшин-рю и Син-но синдо рю. Интересно, что для соревновательной практики в школе был разработан специальный раздел, включающий менее опасные броски. Реальная программа обучения содержит также болевые и удушающие приёмы, воздействия на точки нажатием или ударом и способы реанимации с применением лекарственных трав для лечения последствий воздействия на болевые точки и других травм.

Некоторые школы дзю-дзюцу со временем были трансформированы, и военно-прикладной аспект был убран на второй план. Так появилось известное всему миру дзюдо, основателем которого стал мастер Кано Дзигоро. Созданное им искусство является синтезом Кито рю и Тэнсин синьё рю – дзю-дзюцу традиционных школ боевой подготовки самураев, из которых убрали акцент на большинство опасных технических приёмов, сохранив их, однако, в виде ката. Косики но ката в дзюдо является одной из базовых форм школы Кито рю, сохранённой в аттестационной программе дзюдо, как наиболее древний первоисточник. Классическое дзюдо включает в себя 8 базовых ката, среди которых есть и современная форма самообороны от безоружного и вооружённого противника – Кодокан гошин дзюцу но ката и древняя форма самозащиты, собранная из приёмов, известных с 15 века – Кимэ но ката. В эти формы включены приёмы искусства нанесения ударов, применение которых запрещено в соревновательном дзюдо и множество других опасных технических действий.

Другим, завоевавшим огромное количество поклонников искусством, стало айкидо, родившееся из традиционного боевого метода самураев клана Такеда. Основатель айкидо, О-сэнсэй Уесиба Морихеи известен как мастер нескольких стилей традиционного дзю-дзюцу и школ поединка с холодным оружием. Современное айкидо представляет собой лишённую военно-прикладного акцента версию Дайто рю айки дзю-дзюцу и основной задачей ставит развитие личности в духе гуманизма и гармонии.

Сформировавшееся в то же время и из тех же корней Хакко рю дзю-дзюцу является, в свою очередь, одной из эффективнейших школ реальной самообороны. Наряду с большим количеством боевой техники, направленной преимущественно на иммобилизацию противника болевым воздействием на суставы или на нервные центры, эта школа включает раздел шиацу – точечного массажа, применяемого в соответствии с током внутренней энергии по строго локализованным меридианам. Доскональное знание биологически активных точек и анатомии, входящее в официальную аттестационную программу, сделало эту школу боевого искусства одной из наиболее прогрессивных и популярных – как в Японии, так и в других странах.

В наше время, дзю-дзюцу развивается в трёх основных направлениях: в древней (неизменной) форме, в виде трансформированных школ, сохраняющих, тем не менее, классические методы и характеристики и в форме современных, сильно видоизменённых стилей.

Сейчас сложно определить, какая версия происхождения дзю-дзюцу является истинной. Нужно просто признать, что это боевое искусство, опробованное в тысячах сражениях и дошедшее до нас в десятках вариаций из глубокой древности, продолжает жить и развиваться в соответствии с происходящими вокруг изменениями, сохраняя при этом корни и опираясь на более чем тысячелетний опыт. Так как настоящие воины, которыми были самураи, нуждались в абсолютно эффективной и максимально практичной технике боя, дзю-дзюцу выкристаллизовалось в совершенное боевое искусство, приёмы которого и сейчас стоят на вооружении множества спецслужб в различных странах мира.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Расчета стержней 11 страница | Введение. Методология исторического познания
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 424; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.