КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Введение. Методология исторического познания
Методология исторического познания История как наука. Г.Н.Шапошников, И.В.Айрапетова Учебно-методическое пособие для студентов медицинских и фармацевтических вузов
Екатеринбург УДК 930.1-2 (075.8)
Шапошников Г.Н., Айрапетова И.В. История как наука. Методология исторического познания: учебно-методическое пособие / Г.Н. Шапошников, И.В. Айрапетова - Екатеринбург: УГМА. - 2011. 74 с.
ISBN 978 – 5 – 89895 – 475- 8
Пособие рассчитано на студентов, приступивших к изучению одной из самых сложных тем по дисциплине «История Отечества». При его написании авторы стремились учесть требования ФГОС третьего поколения для базового цикла гуманитарных и социо-экономических дисциплин по медицинским специальностям. Пособие содержит развернутые методические рекомендации по ведущим вопросам темы, контрольно-измерительные материалы в виде тестов и ситуационных задач, иллюстративные материалы и литературу для углубленного изучения темы и написания рефератов.
Ответственный редактор: доцент кафедры евразийских исследований департамента международных отношений УрФУ, кандидат исторических наук, доцент Лямзин А.В.
Рецензенты: заведующий кафедрой социальной работы УГМА, кандидат медицинских наук, доцент Ивачев П.В. доцент кафедры социальной работы УГМА, кандидат исторических наук, Кузьмин К.В.
ISBN 978 – 5 – 89895 – 475- 8 © УГМА, 2011 Содержание Введение. 4 Место истории в системе общественно-гуманитарного знания. 6 Предмет истории как науки. Ее социальные функции 13 Исторический и научный факт. Классификация исторических источников 25 Принципы и методы исторического познания. 29 Основные концепции (интерпретации) исторического процесса 40 Тесты для проверки знаний. 58 Ситуационные и практические задания. 66 Литература. 76 Иллюстративные материалы.. 78 Методология (от метод и логия) – это учение о структуре, логической организации, методах и средствах деятельности. В современной литературе под методологией обычно понимают методологию научного познания, то есть учение о принципах построения, формах и способах научно-познавательной деятельности. Методология науки дает характеристику компонентов научного исследования – его объекта, предмета анализа, задач исследования, совокупности исследовательских средств, необходимых для решения задачи данного типа, а также формирует представление о последовательности движения исследователя в процессе решения задачи. Наиболее важными точками приложения методологии являются постановка проблемы и построение научной теории, а также проверка полученного результата с точки зрения его истинности, то есть соответствия объекту изучения. Значение методологии для подготовки молодых врачей представляется важным, поскольку они должны хорошо сознавать возможности социально-гуманитарных наук, владеть их методологическим аппаратом, умело использовать его в своей практической деятельности. Иными словами, владение методологией является непреложным условием профессиональной подготовки специалистов, в том числе и медицинских работников. Методология истории – самостоятельная область научного исторического познания, истоки которой уходят в синтез историографии и философии истории. Тема «Некоторые проблемы исторического познания» является первой темой в общем курсе «Отечественная история» для медицинских вузов, и представляет известные трудности при изучении, поскольку студенты – первокурсники никогда не сталкивались с данными вопросами в школе. Отметим и скудость литературы, трудности в ее поиске, что создает дополнительные затруднения при подготовке к занятию. Достаточно отметить, что в библиотеке УГМА нет ни одного учебного пособия по проблемам методологии социально-гуманитарных дисциплин. Эти моменты и стали отправными при подготовке данных учебно-методических указаний. Настоящее методическое пособие составлено согласно кодификатору ФЭПО и ФГОС третьего поколения 2010 г. В соответствии с этими стандартами, по специальностям «Лечебное дело», «Педиатрия», «Медико-профилактическое дело», «Фармация» и др. на изучение данной темы отводится 4 час. (2 час. – лекции и 2 час. – практические занятия). Этого недостаточно для получения полноценных знаний по проблемам методологии исторического познания. На самостоятельную (внеаудиторную) работу студенты могут потратить до 4 час. При подготовке к практическим занятиям и самостоятельном изучении темы им и поможет данная методическая разработка, которая содержит теоретический материал, вопросы для самоподготовки, демонстрационные тесты ФЭПО прошлых лет, ситуационные и практические задачи. Данная методическая разработка ориентирована на реализацию следующих задач: 1. Изучение содержания основных понятий методологии исторического познания; 2. Изучение основных принципов и методов исторических исследований; 3. Ознакомление с основными теоретическими подходами и концепциями изучения исторического процесса. Методическая разработка ориентирована на реализацию следующих целей: · образовательная – формирование у студентов системного и целостного представления о специфике исторических исследований; · познавательная – выдвижение гипотез, построение различного типа моделей исторических процессов и явлений; · воспитательная – формирование у студентов научной добросовестности, понимания высокой общественной роли гуманитарных наук. В результате изучения данной темы студент должен знать: · основные методы, принципы и теоретические подходы исторической науки; · систему взаимосвязей между теорией, практикой и методами научного познания истории; В результате изучения данной темы студент должен уметь и владеть: · основами анализа общественных проблем здравоохранения, опираясь на принципы научной методологии; · навыками и приемами научного анализа фактов прошлого, навыками применения общенаучных и специальных методов в исследовательской практике.
Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 1197; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |