Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Иллюстративные материалы




Дополнительная

Основная

1. Баринова Е.П., Ипполитов Г.М., Бобкова Е.Ю. Основы теории и методологии исторической науки. Учеб. пособие в схемах, диаграммах. Самара,. 2010. http://www.twirpx.com/files/historic/historiography/

2. Биск И.Я. Методология истории: курс лекций. Иваново, 2007.

3. Зеленов М.В. Сущность, формы и функции исторического знания и познания. Методы изучения истории. Классификация источников. В помощь студентам и аспирантам. http://www.twirpx.com/file/224154/

4. Лаптева М.П. Теория и методология истории. Курс лекций. Пермь: 2006.

5. Методологические проблемы истории: Учеб. пособие / Под ред. В.Н. Сидорцова. Минск, 2006.

6. Предмет исторической науки и цели ее изучения. http://history sibsuti.narod.ru/lekcii 1.htm

7. Семенникова Л.И. Россия в сообществе мировых цивилизаций. Брянск, 1996.

8. Смоленский Н.И. Теория и методология истории. М., 2007.

9. Снегирева Л.И. История как наука. http://www.asf.ru/publ/sn/ snegireva.hml

  1. URL: http://abc.vvsu.ru/Books/filos_practik_ch2/page0002.asp
  2. http://www.slovari-online.ru/cat/исторический-словарь/0.htm

  1. Барг М.А. Категории и методы исторической науки. М.. 1984.

13. Блок М. Апология истории или ремесло историка. М., 1986.

14. Гуревич А.Я. Исторический синтез и школа Анналов. М., 1993.

15. Ковальченко И.Д. Методы исторического исследования. М., 2003.

16. Коллингвуд Р.Дж. Идея истории. Автобиография. М., 1980.

17. Могильницкий Б.Г. Введение в методологию истории. М., 1989.

18. Могильницкий Б.Г. История исторической мысли XX в. Томск, 2001.

19. Тойнби А.Д. Постижение истории. М., 2001. Т. 1.

20. Шпенглер О. Закат Европы. М.; Пт. 1923.

  1. Ясперс К. Смысл и назначение истории. М., 1991.

 

 

 


История как процесс История как наука
Специфическая форма движения материи во времени и пространстве, которая реализуется в эволюции неживой и живой природы и в историческом процессе Наука о прошлом и настоящем человеческого общества во всем его многообразии, о закономерностях развития общественной жизни

 

Предмет изучения исторической науки Человек и его деятельность, вся совокупность отношений в обществе, рассматриваемых в историческом времени и пространстве

 

       
   

 


 


 


 

 


 

 


Наименование дисциплины Предмет изучения
Источниковедение Общие приемы и методы исследования и использования исторических источников
Историография История развития исторической науки
Палеография Памятники древней письменности (внешние признаки рукописных источников: знаки письма, почерки, чернила и др.)
Дипломатика Происхождение, форму, содержание и функционирование правовых актов
Хронология Системы летосчисления и календари разных народов и государств
Нумизматика История монетной чеканки и денежного обращения
Метрология Употреблявшиеся в прошлом меры длины, веса, площади, объема
Сфрагистика Различные виды и типы печатей
Геральдика Гербы стран, городов, династий, фамилий
Генеалогия Происхождение и родственные связи исторических лиц, родов, фамилий
Топонимика Происхождение географических названий
Краеведение Природа, население, хозяйство, история и культура регионов, населенных пунктов и местностей страны
Эпиграфика Древние надписи на камне, деревянных, металлических, костяных, стеклянных изделиях, керамике
Фалеристика История орденов, наградных медалей, знаков

 

 


 

 

 


 

 

 


 

 


 

 


 

 

 


 

 


Идеографический описание исторических событий и явлений.
Историко-генетический раскрытие изменения явления в процессе его исторического движения.
Ретроспективный последовательное проникновение в прошлое с целью выявления причины события
Историко-сравнительный выявление сходства и различия между историческими объектами, сопоставлении их во времени и в пространстве, объяснении явлений с помощью аналогии.
Историко-типологический классификация исторических явлений, событий, объектов
Историко-системный установление взаимосвязей и взаимодействия объектов, раскрытие внутренних механизмов их функционирования и исторического развития.
Проблемно-хронологический изучение последовательности исторических событий во времени в рамках поставленных проблем
Синхронный изучение различных исторических событий, происходивших в одно и то же время
Диахронный сопоставление состояния одного и того же явления, процесса, системы в разные периоды деятельности

 


 

 

 


 

 

 


 

 

 


 

 

 


На основе определенных критериев создает четкую модель объяснения всего исторического процесса. Данная модель согласуется с принципом историзма и системным подходом. Предлагает однолинейный характер исторического развития. Исторический путь ряда стран не может быть объяснен через схему смены ОЭФ. Не позволяет в достаточной мере отразить многообразие, многовариантность путей исторического развития человечества
История человечества предстает как объективный, закономерный, поступательный процесс, единый для всего мира. Привязка любых исторических явлений к способу производства, системе экономических отношений (жесткий экономический детерминизм). Решающее значение придается объективным, неличностным факторам, а главному субъекту истории – человеку – отводится второстепенная роль. Принижается значимость духовных факторов исторического развития.
Ясно выделены движущие силы исторического процесса, основные этапы развития человеческого общества. Исторический процесс рассматривается преимущественно через призму классовой борьбы, абсолютизируется роль конфликтных отношений и насилия. Преувеличивается место и роль политических институтов в жизни общества. Духовный, нравственный, эмоциональный мир человека в истории не рассматривается как существенный объект исторического познания.

Концепция модернизации

 

Линия сравнения Традиционное (аграрное) общество Индустриальное общество Постиндустриальное (информационное) общество
Основной фактор производства Земля Капитал Знания
Основной продукт производства Пища Промышленные изделия Услуги
Характерные черты производства Ручной труд Фабричное, станочное производство Полная автоматизация фабричного производства, компьютеризация его управления
Занятость населения В сельском хозяйстве занято около 75 % населения В промышленном производстве - до 85%, в сельском хозяйстве - до 10 -15 % Услуги - 60 - 66%, в промышленности - 30 -33 %, в сельском хозяйстве - 3 -5 %
Социальная структура Сословия, замкнутость социальных структур, низкая социальная мобильность Классы, подвижность и открытость социальных структур Сохранение социальной дифференциации по профессиональным и культурно - квалификационным признакам. Высокая социальная мобильность и рост численности среднего класса.
Продолжитель-ность жизни 30 -40 лет 50 -70 лет Свыше 70 лет
Политическая система Монархия Республика, провозглашение равенства и свобод, либеральные преобразования Политический плюрализм, формирование гражданского общества, демократические преобразования. Возникновение новой формы демократии «демократии и консенсуса»

 


 

 

 


 

 

 


Принципы цивилизационного подхода применимы к истории любой страны или группы стран. Этот подход ориентирован на познание истории общества с учетом специфики стран и регионов. Отсюда проистекает универсальность данной методологии. Аморфность критериев выделения типов цивилизации
Ориентация на учет специфики позволяет представить историю как многолинейный, многовариантный процесс.
Концепция предполагает целостность, единство человеческой истории. Цивилизации как целостные системы сопоставимы друг с другом. Это позволяет использовать сравнительно-исторический метод исследования при изучении истории стран, народов, регионов, цивилизаций и дает возможность глубже понять исторические процессы, зафиксировать их особенности.
Выделение определенных критериев развития цивилизации позволяет историкам оценить уровень достижений тех или иных народов, регионов, стран, их вклад в развитие мировой культуры и цивилизации.
Отводит подобающую роль в историческом процессе человеческому, духовно-нравственному и интеллектуальному факторам. В этом подходе важное значение для характеристики и оценки цивилизации имеет культура, религия, менталитет.

 

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 1115; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.