Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

История этнографии 1 страница




Методология исторического познания

История как наука.

 

 

Учебно – методическое пособие для студентов медицинских и фармацевтических вузов

 

Шапошников Геннадий Николаевич

Айрапетова Ирина Васильевна

 

Рекомендовано к изданию цикловой методической комиссией по гуманитарным и социо – экономическим дисциплинам УГМА, протокол № 2, заседание от 25 марта 2011 г.

 

Редактор В.В. Кривонищенко


[1] Снегирева Л.И. История как наука. http://www.asf.ru/publ/sn/snegireva.hml

[2] Ключевский В.О. Курс русской истории. М., 1956. Т. I. Ч. I. С. 14.

[3] Баранов П.А., Воронцов А.В., Шевченко С.В. Обществознание. Полный справочник / Под ред. П.А. Баранова. М., 2009. С. 123.

[4] Могильницкий Б.Г. Введение в методологию истории. М., 1987. С. 16.

[5] Гуревич А.Я. Исторический синтез и школа Анналов. М., 1993. С.293.

[6] Блок М. Апология истории или ремесло историка. М., 1986. С.17.

[7] Лев Диакон.История. - М.:Наука,1988.С.7.

[8] Ключевский В.О. Соч.: В 9 т. Т.7. - М.: Мысль, 1989. С.385.

[9] Блок М. Указ соч.

[10] Правда. 1988. 9 февр.

[11] Смоленский Н.И. Теория и методология истории. М., 2007. С. 34-35.

[12] Методология истории. Учеб. пособие. Минск, 1996. С. 79.

[13] История России с древнейших времен до второй половины XIX в. Курс лекций / Под ред. Б.В. Личмана. Екатеринбург, 1993. Ч. 1. С. 8.

 

[14] Предмет исторической науки и цели ее изучения. http://history sibsuti.narod.ru/lekcii 1.htm

 

[15] Биск И.Я. Методология истории: курс лекций. Иваново, 2007. С. 173.

[16] Утченко С.Л. Глазами историка. М., 1966. С. 243-244.

[17] Ковальченко И.Д. Теоретико-методологические проблемы исторических исследований: Заметки и размышления о новых подходах // Новая и новейшая история. 1995. № 1. С. 8.

[18] Снегирева Л.И. Указ. соч. - http://www/asf.ru/publ/sn/snegireva.hml

[19] Методологические проблемы истории. Учеб. пособие / Под ред. В.Н.Сидорцева. Минск, 2006. С. 24-25.

[20] Модернизация (от франц. moderne – новейший, современный) – изменение в соответствии с новейшими, современными требованиями и нормами.

 

[21] Семенникова Л.И. Россия в сообществе мировых цивилизаций. Брянск, 1996. С.24-29.

[22] Тойнби А.Д. Постижение истории. М., 2001. Т. I. С. 34.

[23] Семенникова Л.И. Цивилизации в истории человечества. М., 1998. С. 16.

[править] Ранняя история науки

Ещё в Древнем Египте были те или иные этнографические исследования, где были описаны соседние народы (Палермский камень, записи на гробницах и др.), позже появляются наблюдения из Месопотамии и раннебиблейских текстов. Но, первым исследователем применившим метод непосредственного наблюдения, а также честно описавшего на основании их народы, следует считать Геродота:

Геродот описывает одну за другой страны, подвластные персидскому царю, говорит об их народах, добросовестно пересказывая все, что ему о них известно: их происхождение (главным образом по легендам), образ жизни, религия, обычаи... В целом Гердот, и как историк, и как географ, и как излагатель обильных этнографических сведений, знаменует собой некий переходный этап - от стиля наивно безыскусственного летописания к научному исследованию; от доверчивого пересказывания мифов - к рационалистической их критике [2].

Впоследствии труды об этнографии дополняются такими исследователями как Фукидид, у которого материал более скуден, а также упоминается лишь с теми или иными событиями связанными с Элладой, Ксенофонт и другие.

Важные этнографические источники сообщают историки римского времени: Полибий, Страбон, Павсаний, Демокрит и «отец медицины» Гиппократ, где он объясняет различия между народами географической средой:

Что же касается вялости духа и трусости, то наибольшей причиной, почему азиаты менее воинственны, чем европейцы, и отличаются более тихим нравом, суть времена года, которые не производят больших перемен ни к теплу, ни к холоду... [3]

[править] Гай Юлий Цезарь

Основная статья: Гай Юлий Цезарь

Записки о Галльской войне, как и другие сочинения знаменитого полководца, имеют огромный исторический и фольклорный материал. Так, рассматривая военный потенциал кельтов, Ю. Цезарь сравнивает их с германскими племенами [4].

[править] Корнелий Тацит

Публий Корнелий Тацит

Основная статья: Публий Корнелий Тацит

Богатейший этнографический материал собрал римский историк Корнелий Тацит. Уже в своих ранних работах историк пытается систематизировать увиденное - откуда, например, произошли народы Британии, чем объясняется их историко-этнографическое многообразие [5]. Но, особенно важен труд «О происхождении германцев и местонахождение Германии», который С.А. Токарев называет: «Это буквально этнографическая монография, притом, видимо, самая ранняя в мировой литературе [6]». Также следует отметить труды А. Марцеллина.

[править] Средневековье и эпоха Великих географических открытий

Основная статья: История отечественной этнографии

Основная статья: Афанасий Никитин

Основная статья: Великие географические открытия

После падения Западной Римской империи (476 г.), центр науки перемещается на восток - к Византии, менее затронутой и пострадавшей от набегов. Данный период знаменуется произведениями таких авторов как Прокопий Кесарийский, который оставил ценнейшие источники о славянах [7], где даёт описание быта и культуры антов и склавинов, их расселение и внешний вид [8]. В дальнейшем важные источники по истории оставили Иордан, Константин Багрянородный, Анна Комнин и другие.

Но, как наука этнография зародилась в XIX веке.

[править] Эволюционная школа

Основная статья: Эволюционная школа

Д. Фрэзер. Один из основателей эволюционистской школы. Автор Золотой ветви

Основателем считается Эдуард Тэйлор (1832—1917), написавший капитальный труд «Первобытная культура» (1871 г.) [9], где автор делает следующие выводы (основная концепция данной школы):

  • 1. Культура развивается по линии прогресса от первобытного состояния к современному.
  • 2. Существующие различия между народами не имеют отношения к расовым различиям, а отражают лишь достигнутый уровень культурного развития.
  • 3. Все конкретные элементы культуры у каждого народа либо изобретены самостоятельно, либо заимствованы у соседей, либо унаследованы от прошлых эпох[10].

Также Э. Тэйлору принадлежит введение такого понятия, как «пережиток». Например, разбитое зеркало, которое носит рудиментарный характер, но тем не менее вера о том, что это к неудаче сохраняется до сих пор.

Также видными представителям этой школы были Дж. Фрэзер, Л. Морган, И.Я. Бахофен, Г. Спенсер и др.

[править] Культурно-историческая (Культурно-антропологическая), диффузионизм

Основная статья: Диффузионизм

Лео Фробениус. Один из основателей теории культурных кругов.

На волне критики теории эволюционистов возникли многие другие мнения.

Одним из первых была концепция диффузионизма — от лат. diffusio — «растекание», «разлитие» — теория, по которой распространение культуры, ход исторического процесса зависел от контактов между народами, история человечества — это столкновения, заимствования, переносы культур[11].

Выделяются следующие школы этого направления:

  • Антропогеографическая школа — основатель Ф. Ратцель. Основной его заслугой является выделение условий и закономерностей явлений культуры по странам, зонам. Также он первым отметил понятие «этнографический предмет» — явления материальной культуры, свидетельствующие об исторических связях между народами:

Племенному родству, которое является кровным родством, мы противопоставляем этнографическое родство, которое может опираться на чисто внешнее соприкосновение, скажем на сношения [12]

На основе теории Ф. Ратцеля возникают новые учения: Фрейбургская (или Баденская) и Марбургская школы. Из Баденской школы выделяются культурно-историческое направление и сторонники культурных кругов.

  • Культурно-историческое направление. Представители — Ф. Гребнер и патер В. Шмидт. Самым важным понятием этой школы — концепция «культурных кругов» — теория о том, что существуют т. н. культурные круги, которые состоят из элементов той, или иной культуры, появившиеся лишь однажды у того, или иного народа («культуры»).

Под влиянием теории Ф. Гребнера возникает и т.н. «Венская школа», основателем которой считается католический патер В. Шмидт. Культурные круги он разделил по их «архаичности». Так самым первым был «пигмейский». Во многом теория В. Шмидта противоречила гипотезе Ф. Гребнера, как географической, основной причиной было учение Венской школы о «прамонотеизме» — учение клерикалов об одном едином боге, якобы, присутствующем у самых отсталых народов, но взаимосвязь с другими культурами «исказила» этот образ, затмили исконно чистый образ бога [13].

  • Школа Л. Фробениуса. Основным отличием от других школ диффузионизма было учение о «душе культуры» — «paideuma», культура имеет и свой возраст — она рождается, растет, стареет и умирает, это «живое» существо. Также ему принадлежит попытка классификации первых стадий религии, систематизация и картографирование «культурных кругов». С. А. Токарев пишет:

Бесспорную заслугу Фробениуса составляет то, что он впервые ввел в широком масштабе и строго систематически метод картографирования явлений культуры. Серия карт, приложенная к его «Происхождению африканских культур», представляет и до сих пор несомненную ценность[14]

[править] Французская социологическая школа

Основная статья: Французская социологическая школа

Эмиль Дюркгейм

Когда я действую как брат, супруг или гражданин, когда я выполняю заключенные мною обязательства, я исполняю обязанности, установленные вне меня и моих действий правом и обычаями. Даже когда они согласны с моими собственными чувствами и когда я признаю в душе их реальность, последняя остается все-таки объективной, так как я не сам создал их, а усвоил их благодаря воспитанию. [15]

Если эволюционисты выделяли главным предметом этнографии человека, а диффузионисты — культуру, то зародившаяся в конце XIX в. «социологическая» школа — человеческое общество.

Главным её представителем был Эмиль Дюркгейм. Несмотря на то, что первым законы об обществе начал рассматривать Огюст Конт, Дюркгейм был первым, кто применил их при этнографическом исследовании.

Одним из главных понятий социологической школы было понятие «коллективное представление» — совокупность верований и чувств, общих в среднем членам одного и того же общества, образуют определенную систему, имеющую общую жизнь, они не возникают у человека из его личного опыта, а заимствуются из окружающего его социальной среды [16].

Важными являются исследования о религии. Э. Дюркгейм считал, что религиозное мировоззрение делит мир на 2 половины: «мир священный» и «мир обыденный», между которыми есть непереходимая граница. Переход между ними возможен, но только посредством изменения собственного существа — инициации, монашество, аскетизм, то есть явления, при которых человек отказывается от основных потребностей (ср.: «базовые потребности» у Б. Малиновского). Само происхождение религии Э. Дюркгейм видит в обществе, общественной среде, бог — выражение сил, которым надо подчиняться, не понимая их происхождения (ср.: власть царей, князей и т.д.)

Эмиль Дюркгейм создал целую школу в этнографии. Его учеником является Марсель Мосс — автор работ о «дарении», как социального явления, которое не только материальное, но и нематериальные (праздники, обряды. Ср.: приданое, сватовство, подарки на свадьбу и т.д.).

Одновременно с Дюркгеймом начинает свою исследовательскую деятельность Леви-Брюль. Основываясь в целом на теории о «коллективном представлении», он выводит следующие понятие — дологическое мышление -восприятия мира отсталых народов через эмоции и волевых актов, вера в мистичность окружающего мира, человек не ищет объяснения мира, а воспринимает его чисто субъективно, тогда как «современные» народы — объективно. Соответственно и религия делится на две части — на собственно «религию» и «дорелигию». За схематизм (так как многие действия народов, состоящих на низком уровне развития, действовали весьма логично), Леви-Брюль подвергся критике со стороны многих ученых -Ф. Боас, Б. Малиновский, Р. Лоуи и другие. Впрочем, и сам Леви-Брюль указывал, что «дологическое мышление» присутствует и у европейских народов (пережитки, обряды, суеверия и др.)[17]

[править] Школа Франца Боаса

Основная статья: Американская школа исторической этнологии

Франц Боас: «Неоценимым вкладом Боаса была историческая точка зрения, согласно которой туземные культуры должны быть исследованы на их ограниченной историко-географической родине и в перспективе их отношений к физическому окружению, примыкающим культурам и многим и часто запутанным психологическим ассоциациям, образовавшимся между различными видами культуры» (Р. Ф. Итс)

С начала 90-х годов возникает новая этнографическая школа — американская школа исторической этнологии, ее основоположником и создателем является выдающийся ученый Франц Боас.

Франц Боас считал, что нужно составить историю человечества, для чего надо сначала изучить историю каждого отдельного народа, открытие законов управляющих деятельностью человеческого ума, а также реконструкция человеческой истории и культуры:

Мы всегда мыслим в терминах, свойственных окружающей нас среде, но виды деятельности человеческого ума представляют у народов, населяющих мир, бесконечное разнообразие формы [18]

Важным ученый считал и изучение языка и антропологии народов, фактически первым введя понятие «языковой союз» (у Ф. Боаса «диффузии грамматических процессов») — теория о смешанности многих неродственных языков.

Из школы Боаса вышли в основном все американские этнографы (антропологи) первой половины XX в. Ученики Боаса — А. Кребер, А. Гольденвейзер, Р. Лоуи, Л. Уайт.

[править] Функциональная школа. Функционализм

Основная статья: Функционализм

Б.Малиновский (в центре) и туземное население островов Тробриан, «Задача этнографа заключается не в том, чтобы выяснить историю происхождения тех или иных институтов, а чтобы показать их значение в данном обществе, его интереснейшую культуру и обычаи».

Основоположником считается Б. Малиновский и А. Рэдклифф-Браун. Основа учения базировалось на понятие «культуры», как целого и основного. Культура служит нуждам индивида (по Б. Малиновскому) или всему обществу (А. Рэдклиф-Браун) и прежде всего трем основным потребностям — базовым (пища и др.), производным (распределение продуктов жизнедеятельности, в защите поселений, контролю рождаемости), интегративным (законы, религия и др.). Особой вклад ученого состоит в обращении внимания этнографов на полевые исследования, их социальная ответственность:

Задача этнографа заключается не в том, чтобы выяснить историю происхождения тех или иных институтов, а чтобы показать их значение в данном обществе и показать это с определенной целью, не ради большей точности описания, но чтобы научить колониальные власти и предпринимателей, имеющих дело с этим народом, как нужно обращаться с ним для более удобного достижения своих целей.[19]

[править] Психологическая школа, психорасизм в этнографии США. Теория З. Фрейда

Возникновение этого псевдоучения связано с трудами З. Фрейда «Тотем и табу» и трудами К. Г. Юнга. В данных произведениях, без привлечения ни этнографических, ни исторических, ни фольклорных источников, авторы описывали свои видения данного вопроса:

По Фрейду, происхождение культуры связано с «убийством первобытного отца». Фрейд рисует следующую далекую от идиллии картину: первобытная орда, отец -деспот обладает всеми женщинами и не дает сыновьям приближаться к ним. Влечение сыновей в конце концов приводит к убийству отца и его поеданию. Впоследствии сыновья испытали огромное чувство вины и установили запрет на кровосмешение — инцест внутри рода и на отцеубийство. Оба запрета образовали так называемый «эдипов комплекс», который передается по наследству и является базисом культуры. С тех пор культура стала не чем иным, как системой норм и запретов, где присутствует психологический конфликт — бессознательные силы стремятся нарушить все запреты и пойти на агрессивные действия или кровосмесительную любовь, а сознательные (рассудок) и усвоенные с детства нравственные нормы сдерживают их. Чем выше стадия развития культуры, тем больше усложняется общественное поведение и психика превращается в «бурлящий котел возбуждений» — отсюда войны, революции, преступления. И коль скоро, по Фрейду, культурный процесс — это особое видоизменение жизненного процесса, происходящее под влиянием задач, которые ставит перед человеком Эрос, и под воздействием Ананке — внешней необходимости, то ценой прогресса стала утрата счастья — исполнения сексуального влечения. [20]

Полностью игнорируя труды этнографов, они выставили свои идеи и концепции, например, по сказкам. [21]

[править] Культурный релятивизм и теория ценностей в американской этнографии

Основная статья: Культурный релятивизм

Учение возникшее после Второй мировой войны. Одной из главных идей которой, было признание обособленности каждых народов, их культурная идентичность. Представители теории — Т. Норсроп и М. Херсковиц.

[править] Этнопсихологическая школа в США

Основная статья: Американская этнопсихологическая школа

Несмотря на то, что до 30-х годов XX в. в США доминировала школа Франца Боаса, выделяется и новое направление. Главной причиной являлось несоответствие отрицания Ф. Боасом любых закономерностей в развитии той или иной области культуры (точнее — более детального их изучения, а не переноса всех теорий на все народы).

Часть исследователей попытались найти закономерности, но в отличие от эволюционистов не в быте (общности материальной культуры), а в психологии. Так и зародилась новая школа — этнопсихологическая. Где основными понятиями этого учения были:

  • Главным понятием является индивид — личность. Именно с него и следует начать изучать те или иные народы. Не с социума в целом, а с индивида в частности.
  • Институт детства. Именно то, как обращались с ребенком в его раннем детстве (ношение, кормление и т. д.) влияет на возникновение «основной личности».
  • Из понятия «основная личность» можно выделить как тип культур, так и предсказать их развитие. Например, А. Кардинер — основоположник данной школы, приводил пример жителей о. Алор, где, якобы, слабая материнская забота о ребенке накладывала отпечаток на культуру (сейчас уже доказано, что наоборот, участие женщин в земледелие накладывали особенности, именно социально-экономический фактор, стал основой для обособления культуры этих людей, а уже потом привел и к «слабой материнской заботе») [22].

В настоящее время данная школа представляет лишь историографический интерес.

[править] Советская школа в этнографии

Основная статья: История отечественной этнографии

В. Г. Богораз. Один из основателей советской этнографии

Советская школа базировалась как на зарубежных исследованиях, так и на отечественных. Еще Кавелин К. Д. за 10 лет до Э. Тэйлора первым выделил такое понятие, как «пережиток»[23] [24].

Следует отметить и Д. Н. Анучина [25], он первым привлек для решения сложных задач комплексный подход. Также следует отметить произведения В. Г. Богораз, Л. Я. Штернберг и другие.

Сергей Александрович Токарев

До революции главным центром изучения народов было Императорское Географическое общество (позднее Русское Географическое Общество — РГО). С начала XX в. начинает всё более выделяться Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера), под руководством В. В. Радлова, музей координировал работу исследователей по всей России, в том числе в Москве и Казани, был крупнейшим этнографическим центром в стране.

Революционное движение оказало большое влияние как на историю в целом, так на этнографию в частности. Р. Ф. Итс пишет:

Великая Октябрьская социалистическая революция свершилась в многонациональной стране. Решение национального вопроса стало важной заботой советской власти. Ликвидация всех последствий антинациональной политики царизма, достижение подлинного равенства между народами были невозможны без подъема культуры и экономики всех народов до уровня передовых наций. Активное социалистическое строительство в национальных окраинах бывшей империи требовало научного знания уровня их развития, создания для бесписьменных прежде народов письменности как важного средства подъема культуры и политического сознания масс. Выдающуюся роль в этой революционной и преобразующей деятельности сыграла советская этнографическая наука и ее научный центр — Музей антропологии и этнографии [26]

Начинают открываться музеи, а также курсы этнографов для изучения национальных окраин. В. Г. Богоразом был создан Музей религии и атеизма в Казанском соборе[27].

В 1933 году был создан Институт антропологии и этнографии Академии наук СССР, с 1935 г. — Институт этнографии АН СССР.

Следующий этап связан с академиком Ю. В. Бромлеем, который возглавлял Институт этнографии, при нем была завершена энциклопедия «Народы мира» (1966 г.), «Страны и народы» (1986 г). Ю. В. Бромлей пишет:

Понимание этнографии как науки, изучающей все этносы на всех этапах их исторического пути делает ее ответственной за разработку общей этнографической характеристики народов мира, включающей в себя их историческую этнографию и современное положение… необходимость выявления общего и особенного в этнографической картине мира предполагает исследование не только основных этнических единиц — самих народов, но и этнических общностей высшего порядка, а также таких межэтнических комплексов, как хозяйственно-культурные типы и историко-этнографические области [28]

Отдельно следует отметить Сергея Александровича Токарева. Выдающийся этнограф, религиовед, автор таких монографий, которые до сих пор являются ключевыми, как «История русской этнографии», «Истоки этнографической науки», «История зарубежной этнографии», «Религия в истории народов мира». Редактор и автор большинства статей об Австралии и Океании, индейцев Америки, а также многих народов Западной Европы [29]

Благодаря таким ученым, как С. А. Токарев, отечественное обществоведение XX в. сумело выжить в условиях жесткого идеологического диктата, более того, опираясь на традицию и развивая ее в единственно возможном в то время марксистском ключе, смогло выйти на передовые рубежи… Работы настоящих ученых советского периода, к числу которых, несомненно, принадлежит С. А. Токарев, останутся в чести у читающей публики, посколько они прочно вошли в золотой фонд отечественной и мировой науки, и многим уже понятно, что, только переиздавая и широко обсуждая эти работы, возможно сохранить преемственность российской научной традиции [30]

Академик Б. А. Рыбаков на праздновании 70-летнего юбилея С. А. Токарева в 1969 г. сказал:

В Москве есть три этнографических учреждения: Институт этнографии АН СССР, кафедра этнографии исторического факультета МГУ и Сергей Александрович Токарев [31].

Современная отечественная этнография продолжает учение своих предшественников.

[править] Неоэволюционизм

Основная статья: Неоэволюционизм

Основателями неоэволюционизма считаются Л. Уайт и Дж. Стюард. Во многом поддерживая своих предшественников (эволюционистов), они отвергали однолинейность развития культуры, предлагая несколько концепций эволюции.

[править] Структурализм

Основная статья: Структурализм

Его можно разделить на две части: 1. Структурный функционализм (идет от трудов функционалистов Б.Малиновского и А.Радклифф-Брауна). Одним из основателей является Э.Эванс-Притчард. В основе его теории — понятие о том, что описание фактов подчиняется определенной социологической теории. Так, например, «политическая система» состоит из базы материального производства и всей общественной жизни, экологической среды, родоплеменной структуры, системы возрастных классов. Важным понятием является «структурное пространство» — расстояние не физическое, а основанное на родоплеменном отношении.

2. Французский структурализм. Основателем считается Леви-Стросс. Главной его идеей было единство человеческого разума на всех стадиях развития, и строгое логическое мышление с преобладанием сознательного и разумного. Все явления в глазах людей имели свою логичность.

Также продолжают разрабатываться и другие концепции, и развиваться старые.

[править] Этнография и этнология [32] [33]

«Полевая этнография, как главный принцип познания народов» - Б. Малиновский. Аргонавты западной части Тихого океана

Судьба двух названий во многом сопровождалась теми или иными историческими условиями. Так, в отечественном народоведении XVIII–XIX веках в основном употреблялось понятие " этнография ", тогда как в западноевропейских странах употреблялись понятия " антропология " и " этнология ".

Ещё Н.Н. Харузин определял этнографию как науку, "которая, изучая быт отдельных племен и народов, стремится отыскать законы, согласно которым шло развитие человечества на низших ступенях культуры" [34].

После непродолжительного употребления термина "этнология" в послереволюционные года, в 1920-1930 гг. народоведение снова возводится к понятию этнографии как науки о народах и вспомогательной исторической дисциплины. В это время отечественную науку о народах сформировали такие учёные, как С.А. Токарев ("Этнография - часть исторической науки, изучающая материальную и духовную культуру, быт народов"[35]), Ю. Бромлей, С.П. Толстов, Н.Н. Чебоксаров, Р.Ф. Итс и другие.

По поводу терминологии Р.Ф. Итс пишет:

Предлагаемое некоторыми советскими исследователями изменение названия "этнография" на "этнология" либо выделение на основе теоретических аспектов этнографии той же "этнологии" не оправдано и не способствует терминологической ясности, так как под термином "этнография" давно уже понимается не столько "народо (этнос) -описание (графо)", сколько "народоведение", что практически является русским переводом термина "этнология"[36]

Коренной сдвиг в употреблении как термина, так и самой науки происходит в 1990-е годы. После принятия решения о переименовании Института этнографии АН СССР в Институт этнологии и антропологии, происходит фактически раздвоение понятия, образование двуязычия [37]. Во-многом это связано с деятельностью директора института В.А. Тишкова:




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 1375; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.