Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Исторический и научный факт




Классификация исторических источников

Исторический факт – фундаментальная категория всех гуманитарных наук и исторического знания. Под историческим фактом понимается событие, которое произошло в прошлом, и было зафиксировано или упомянуто в каком-либо историческом памятнике (источнике). Факт, о котором у нас имеются какие-либо представления или соображения, но нет документального подтверждения, историческим не является, и не может быть доказательным при научном исследовании. Исторические факты составляют основу всякого исторического знания. Именно на фактах базируются все представления и концепции. От достоверности фактов зависят восприятие и объяснение исторической действительности, способность постижения сущности исторического процесса.

В исторической науке факт рассматривается в двух смыслах: 1) как явление, имевшее место в истории и зафиксированное в источнике (исторический факт); 2) как его отражение в исторической науке (факт-знание, научный факт).

Научный факт – это отражение исторического факта в сознании исследователя. Это – элемент логической структуры исторической науки. Это – продукт творчества ученого. Между ними существует тесная связь. Второе невозможно без первого. Сами по себе «голые факты» как «фрагменты действительности» могут ничего не говорить читателю. Только историк дает факту известный смысл, который зависит от его общенаучных и идейно-теоретических взглядов. Поэтому в разных системах взглядов один и тот же исторический факт получает разное толкование, разное значение.

Таким образом, между историческим фактом (событием, явлением) и соответствующим ему научным фактом стоит интерпретация. Именно она превращает факты истории в факты науки. Не означает ли такое наличие различных интерпретаций исторических фактов, что исторической истины нет или их несколько? Нет, не означает. Просто меняются наши представления об истине. Движение науки идет как бы от неполной, относительной истины, к более полной. Но абсолютной истины, как известно, не существует, поэтому, пока живет общество, не будет написано и «последней главы» истории.

Историк, как правило, имеет дело с прошлым и не может непосредственно наблюдать объект своего изучения. Главным, а в большинстве случаев, единственным источником информации о прошлом для него является исторический памятник, через посредство которого он получает необходимые конкретно-исторические данные, фактический материал, составляющий основу исторического знания.

Под историческими памятниками (источниками) понимаются все остатки прошлого, в которых отложились исторические свидетельства, отражающие реальные явления общественной жизни и деятельности человека. Специальная научная дисциплина об исторических источниках, приемах их выявления, критики и использования в работе историка называется источниковедением.

Все исторические источники можно разделить на 6 групп:

1. Наиболее многочисленная группа источников – это письменные источники (эпиграфические памятники, то есть древние надписи на камне, металле, керамике и проч.; граффити – тексты, нацарапанные от руки на стенах зданий, посуде; берестяные грамоты, рукописи на папирусе, пергаменте и бумаге, печатные материалы и др.).

2. Вещественные (материальные) памятники – орудия труда, изделия, предметы домашнего обихода, оружие, остатки жилищ, архитектурные сооружения и т. д.

3. Этнографические памятники – сохраняющиеся до настоящего времени остатки, пережитки древнего быта различных народов.

4. Фольклорные материалы – памятники устного народного творчества, то есть предания, песни, сказки, пословицы, поговорки, анекдоты и т. д.

5. Лингвистические памятники – географические названия, личные имена и т. д.

6. Аудио-видео источники (их значительную часть составляют кино-фото-документы) [13].

Многообразие комплексов исторических источников позволяет воссоздать достаточно достоверную картину исторического процесса. Успехи исторической науки напрямую связаны с расширением круга источников, повышением их информативной отдачи, новым прочтением, а также с совершенствованием методов их обработки и хранения.

Структура исторического познания. Эмпирический и теоретический уровни познания.

Историческая наука представляет сбалансированную систему, в которой можно выделить эмпирический и теоретический уровни исследования.

Любое исследование начинается с эмпирического уровня, то есть со сбора фактов (в медицине это подготовка и проведение эксперимента). Начиная исследование, ученый должен выявить возможно большее количество сведений по интересующей его проблеме, привлекая для этого все комплексы источников. Историк не может отбирать одни факты или игнорировать другие. Располагая фактологическими материалами, исследователь формулирует проблему для изучения.

Для определения изученности избранной проблемы, исследователь должен провести объективный историографический анализ, учитывающий степень изученности вопроса, основные достижения в этой области, их источниковую базу, определить методы, принципы и научные подходы исследования. На этом этапе должен быть проведен и анализ дискуссий по избранной теме, что позволит более четко сформулировать общественный интерес и выявить цели исследования[14].

После этого ученый, как правило, выдвигает гипотезу.

Следующий этап исследования получил название теоретического. Отличительной чертой научного познания является наличие теоретического (объясняющего) мышления. Так как историки являются членами того или иного общества, то выработанные в этом обществе философские концепции, теоретические представления, методология определяют характер анализа фактического материала. Они будут разными, например, у античных историков и у летописцев средневековья, у историков-марксистов и у исследователей других направлений и школ. Теоретические представления во многом определяют концепцию историка.

В соответствии со своими идейными или научными воззрениями, автор выбирает концепцию, на основе которой он будет проводить анализ и интерпретацию фактического материала. При этом историк использует фундаментальные историософские конструкции и подходы (а в их рамках и конкретные теории). Именно объяснение фактов при помощи научной методологии и отличает науку от оценок обыденного сознания, теологии или искусства. Таким образом, объяснение имеющихся в распоряжении историка комплекса фактов при помощи «философии истории» и есть наиболее важная, значимая часть всей работы. Более того, теоретическое осмысление есть и наиболее сложная и индивидуальная часть работы историка.

Итогом выступает получение нового знания (т.е. подтверждения или опровержения выдвинутой гипотезы, уточнения позиции в дискуссиях, выдвижение новой конкретно-исторической теории и др.)

Итак, всякое научное исследование состоит из следующих этапов:

1. Сбор фактов и сведений по интересующей проблеме.

2. Историографический анализ предшествующих исследований по интересующей теме, формулирование целей и общественной значимости проблемы, выдвижение гипотезы.

3. Теоретическое осмысление собранного эмпирического материала на основе научной концепции с применением научных подходов, методов и принципов.

4. Получение нового знания, опровержение или подтверждение гипотезы.

Вопросы для самоконтроля

1. Что такое исторический факт?

2. Что такое научный факт и чем он отличается от исторического?

3. Какие типы исторических источников вам известны и какова их специфика?

4. Что такое эмпирический уровень исторического познания?

5. Как вы понимаете теоретический уровень исторического познания?




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 3802; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.017 сек.