Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Открытие 4




Очень важно, чтобы малыш смог почувствовать природный ритм именно в этот первый сознательный год своей жизни (от года до двух), чтобы это было одним из первых ярких чувственных и сознательных впечатлений.Ребенок получает в этом возрасте в сжатом виде чувствознание, которое будет храниться в подсознании и затем постепенно разворачиваться в сознании человека, оказывая сильнейшее влияние на его жизненный духовный путь.

Выбор за Вами. Обе линии, безусловно, важны. Вопрос только в том, что является базисом, а что – надстройкой. По природным законам развития мозга активное интеллектуальное развитие следует (и надстраивается) за эмоциональным и творческим, а не наоборот. Если это условие соблюдается, то происходит гармоничное общее развитие – и эмоциональное, и нравственное, и интеллектуальное. В противном случае малыши будут адаптироваться к среде и направлять энергию развития туда, где для этого больше всего возможностей – и в результате происходит развитие одного за счет другого, что требует от ребенка сверхвысоких энергетических затрат, а это ведет к нарушению здоровья. В этот период (и до 4.5 лет) активно развивается лимбическая система мозга – участки мозга, ответственные именно за эмоциональное развитие. И восполнить недостаток именно живых светлых впечатлений позднее будет очень сложно. Ребенок наберет определенный эмоциональный багаж, опыт взаимоотношений и будет на него опираться. Как часто мне приходится видеть детей, очень развитых интеллектуально, но отличающихся эмоциональной невыразительностью, серьезных и правильных. Кажется, они умеют очень многое, кроме одного – восхищаться и радоваться…


Давайте просто посидим

И о Главном помолчим.

В тишине возникнет звук

Все кругом заполнит вдруг

И мелодия родится.

Позовет она с собой

В чудный город над горой.

Город облачный, живой

И задумчивый.

Там волшебники живут

И на землю воду льют.

Наконец-то мы узнаем

Почему дожди идут!

 

Ладушке 1 год 10 месяцев. Взяла мамину книгу (Сесиль Лупан «Поверь в свое дитя…»), листает и говорит: "Учиться буду… Буду учиться… Пойду работать с детишками".

Ладушке 2 года 4 месяца. "Мама, я хочу учиться. Когда мы с тобой пойдем в школу?" – "Пойдем, доченька. Когда найдем или построим такую школу, где дети смогут радостно и осмысленно учиться вместе с родителями и другими взрослыми…"

Как малыши любят учиться! И делают они это с огромным удовольствием. Просто они живут с удовольствием! И как редко любят учиться дети в 8-9 лет… Как же удается нам, взрослым, так притушить сильнейший, данный человеку от природы познавательный интерес?

Итак, я предлагаю поговорить об образовании. Как Вы думаете, когда начинается образование ребенка?

Не в школе. И даже не в детском саду. Образование начинается гораздо раньше. Ведь образование – это создание образа себя. Человек приходит в этот мир с огромным потенциалом – духовным, творческим – и начинает строить свой образ, свою личность, чтобы через этот образ реализовывать этот потенциал, самореализовываться. Постепенно человек приобретает черты характера, привычки, характерные черты внешности, предпочтения в одежде, еде, увлечениях, занятиях, выбирает профессию и т.д. Набирая жизненный опыт, человек всю жизнь строит и видоизменяет свой образ – получает образование. И происходит это в тесном взаимодействии с миром, с другими людьми.

И первые люди, очень сильно влияющие на образование ребенка – это, естественно, его Семья – родители, бабушки, дедушки, братья и сестры. Образование включает в себя обучение, воспитание и развитие. И образовывается человек – а, следовательно, и воспитывается, и развивается, и обучается – прежде всего образом жизни - сначала близких, потом друзей, воспитателей и учителей, субкультуры, страны, государства, мирового сообщества.. Еще раз – очень важная мысль: воспитывают детей образы.

Сила образов в том, что они влияют и на сознание, и на подсознание одновременно. Чем более сильными эмоциональными впечатлениями сопровождается предъявление образа человеку, тем большее влияние на него они имеют.

Я очень прошу Вас: будьте внимательны к образам, с которыми сталкивается ребенок, и чем он младше, тем это важнее. Посмотрите вокруг: что несут в себе образы, активно предъявленные сейчас нашей цивилизацией? Какой нравственный смысл в них заложен? К каким действиям и образу жизни они призывают и сподвигают человека? Обратите внимание на образы на рекламных плакатах на улице (их воспринимают Ваши дети – непосредственно), на образы в мультиках и в телевизионных передачах, компьютерных играх и книгах. У детей, в отличие от родителей, который уже имеют сложившееся мировоззрение, изначально никакого иммунитета к воздействию этих образов нет – они просто влекут за собой. И иммунитет этот может возникнуть только в том случае, если начиная с зачатия или как можно раньше мы – родители – начнем активно знакомить ребенка с образами Красоты, Истины, Любви, Свободы, Радости, Труда, Познания, Природы, Духа… Проявляйте эти ценности через себя, насколько у Вас есть возможность, претворяйте эти образы в своем Доме и вокруг него – расширяйте по возможности пространство, где они проявлены, обращайте внимание ребенка на то Светлое, что создано Творцом и людьми на Земле…

Каждый раз, когда Вы выбираете игрушку, с которой будет играть Ваш малыш, покупаете ему книжку, читаете каждое конкретное стихотворение или сказку, показываете картины и фотографии, выбираете ему одежду с рисунками, размышляете, что будет окружать ребенка в его комнате – обращайте прежде всего внимание на Гармонию образа, который будет воспринимать Ваш ребенок, подумайте, какой смысл в нем заложен, какой чувственный, эмоциональный, нравственный и духовный опыт он несет.

Постарайтесь, например, избегать бессмысленных стихотворений – они путают ребенка, сбивают его мысль, уменьшают ее скорость. Подобной детской литературы для детей первого года жизни – масса. Они развлекают ребенка, так как он получает некоторое эмоциональное впечатление, но малыш тратит свое время зря, и более того, получает запутанное представление о мире. И, конечно, избегайте образов агрессивных – они наносят активный вред, приводят к возникновению иррациональных эмоциональных страхов, иллюзий. Посмотрите внимательно – мы очень часто автоматически («все так делают и всегда делали») читаем маленьким детям сказки, которые им читать нельзя, так как в них есть агрессивная и разрушительная информация – например, «Три поросенка», «Красная шапочка», «Волк и семеро козлят» и… большинство других сказок. А «Мойдодыр», «Муха-Цокотуха» и т.д. – К. Чуковского? А «оторвали мишке лапу» А. Барто? Это только кажется, что ничего страшного. Чем младше ребенок, тем страшнее – потому что он воспринимает ярче, глубже и непосредственнее, он не отключает эмоциональную сферу, как мы, взрослые – еще не умеет… Прислушивайтесь к своей интуиции, к своим чувствам, когда знакомите ребенка с народными традициями и культурой, с классическими произведениями – это безусловно нужно, но не читайте все подряд - выбирайте лучшее, обращайте внимание на особенности восприятия Вашего ребенка, чтобы понять, в каком возрасте это знакомство ему полезно. Распространенная наша родительская ошибка – «пускай привыкает, сначала плакал, когда смотрел мультики (или ему читали «Три поросенка»), а потом привык – как же он иначе выживет…» Да, привыкает, адаптируется, образуется своего рода «чувственная мозоль», притупляется чувствительность – чтобы не было больно, и это сильно тормозит развитие Высших, Человеческих способностей, данного Богом каждому человеку Таланта – неужели мы этого действительно хотим?

Давайте посмотрим на примерах, как можно выбирать книги для малышей. Скажем, известная сказка «Теремок» имеет две версии – в одной все заканчивается на том, что медведь раздавил теремок и все разбежались, а в другой – звери все вместе строят новый теремок, еще лучше прежнего. Какую версию Вы будете читать малышу?

Когда Вы покупаете детскую книжку, смотрите ли Вы не только на содержание, но и на иллюстрации? Насколько они естественны, гармоничны, красивы? Ведь дети очень много внимания обращают на «картинки». Советуйтесь все время со своей интуицией, со своими чувствами – какую книгу Вам держать в руках приятно? Волнует и радует ли Вас самих этот рассказ или стихотворение? Пропускайте те сказки в книжке, которые Вам читать неприятно. Объясняйте малышу, если он спрашивает, почему Вы это делаете.

Мне очень хочется порекомендовать замечательную книгу – хрестоматию для детей «Первое словечко» - Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2002. Ее составитель – Клавдия Владимировна Лукашевич, детский писатель и известный педагог-практик дореволюционного времени. После революции ее книги были изъяты из библиотек, а в наше время – переизданы. Это очень светлая книга с прекрасными иллюстрациями. Эту хрестоматию можно читать малышам в течении нескольких лет – она очень емкая по содержанию, и рассчитана на восприятие детей разного возраста. Читая всей семьей эту книгу, Вы получите истинное удовольствие, насладитесь красотой слова – большинство образов, представленных в ней, красивы, духовны, этичны, нравственны. Вот, например:

ГДЕ ЖИТЬ ХОРОШО

Гуси мои, лебеди,

Возьмите меня на крылышки,

Понесите меня к батюшке

И к родимой матушке.

У батюшки и у матушки

Пить и есть хорошо,

И расти хорошо.

 

НИЩИЙ

Знавал я нищего: как тень

С утра, бывало, целый день

Старик под окнами бродил

И подаяния просил;

Но все, что в день ни собирал,

Бывало, к ночи раздавал

Больным, калекам и слепцам,

Таким же нищим, как и сам.

Я. Полонский

 

Кстати, в этой хрестоматии с удивлением можно найти совершенно другую версию сказки «Волк и козлятки»…

Возвращаясь к разговору, начатому выше, хочется сказать, что наша с Вами задача, как родителей и воспитателей – быть внимательными к образу жизни, прежде всего своему, который и воспитывает ребенка. Ребенок будет делать не то, что мы ему говорим, а перенимать то, что мы делаем, как мы, взрослые, живем, какие ценности реализуем своей жизнью. Здесь встает вопрос о нашей родительской ответственности, и если мы начинаем в какой-то момент частично передавать эту ответственность другим людям – воспитателям, педагогам – то необходимо выбирать среду, в которую попадет ребенок. Потому что его будет воспитывать образ жизни воспитателя, образ жизни группы, и с результатами этого воспитания придется иметь дело нам, родителям. Очень важно в первые годы жизни следить за экологией впечатлений маленького человека. Если ребенок все же сталкивается с агрессией, насилием, безобразием – обязательно объясняйте малышу, почему Вы или кто-то другой действовали тем или иным образом, что Вы при этом чувствовали. Не проходите молча мимо, не старайтесь сделать вид, что этого не было или не существует – говорите правду. Однако старайтесь, чтобы таких впечатлений у ребенка было как можно меньше. Это не приведет, как бояться многие родители, к дезадаптации – «если мы будем его беречь от неприятных впечатлений, то он не узнает правду о жизни, и потом ему будет очень тяжело». Поверьте, наоборот, преимущественно позитивный эмоциональный опыт ребенка в первые несколько лет его жизни (а с неприятными для него явлениями он все равно столкнется естественным образом) – это база для формирования жизненных стратегий в будущем, основание, на которое он всегда сможет опереться, сталкиваясь с различными явлениями окружающего мира. Напротив, ранняя приспособляемость к неблагоприятным условиям – например, малышу плохо в садике, он не хочет туда ходить, но привыкает – развивает у ребенка высокую адаптивность, но не дает ему возможности успеть сформировать нравственные основы, что с высокой вероятностью вы заметите в подростковом возрасте. Ребенок научиться выживать, в то время как ему важно не разучиться Жить и быть счастливым – ведь изначально дети это умеют.

Наш ребенок (также как и взрослый) будет счастлив и успешен настолько, насколько Образ себя, который он строит, его личность позволяет ему реализовывать внутренний творческий и духовный потенциал, как бы проводит, «пропускает» его. Сущностные, истинные потребности человека всегда будут стимулировать к гармонизации личности, к гармонизации образа. В противном случае человек начинает болеть и двигаться к смерти, и очень часто, приблизившись к этому порогу, человек делает рывок и разрушает старый, давящий его образ, начинает строить новый. То же самое происходит во время возрастных кризисов.

Итак, наш малыш растет, получает жизненный опыт и образование. Мы уже говорили о том, что до 4.5 лет у ребенка активно развивается лимбическая система, происходит развитие речи и эмоциональной сферы. Что же становится актуальным для малыша дальше?

В связи с психофизиологическими особенностями дошкольников, в возрасте от 3 до 7-8 лет, а у мальчиков до 9-10 лет, активно развивается правое полушарие. Левое полушарие активизируется позднее, и его работа будет опираться на уже созревшие к тому времени функции правого полушария.

Правое полушарие – это интуиция, взаимоотношения, творчество, чувство ритма, объемное мышление, самовыражение… Левое – это логика, порядок, усидчивость, стремление к результату. Следовательно, детям до 7-10 лет важно научиться различным формам самовыражения – через движение, рисунок, танцы, стихотворчество, театрализацию, сочинение сказок, рассказов, ручное творчество, фантазии, игры, бытовые дела… Важно не научить ребенка «правильно» танцевать, рисовать или готовить, а предоставить ему возможность свободно выражать свои чувства различными средствами. Более того, обучать «правильным» с нашей точки зрения формам иногда даже опасно, так как это заглушает свободу творчества, ребенок теряет вкус к нему. Малыш и сам попросит взрослого помочь научиться каким-либо приемам, видя Ваше искренне увлечение творчеством, в том числе и в быту. И здесь важно «держать дверь открытой», не принуждать ребенка, а давать ему возможность присоединяться к Вам, когда он этого хочет. Образно говоря, работая молотком, держите рядом с собой молоточек поменьше, на случай, если ребенок заинтересуется, и будьте готовы уделить ребенку внимание, когдаон подойдет к Вам. Предоставляйте ему возможность присоединяться к творчеству других детей и взрослых, чтобы его жизненный опыт был богаче. Но не надо специально развлекать и развивать детей, заставляя себя – делайте, творите только то, что искренне Вам интересно, что доставляет Вам удовольствие, вдохновляет Вас. Это заразительно. Поскольку детей воспитывает образ жизни, то и необходимое малышу в этом возрасте творческое развитие произойдет, если в его жизни будут взрослые, стремящиеся к творчеству, получающие от него искреннее удовольствие – родители, педагоги, друзья… А формы творчества могут быть самыми разнообразными, и постепенно у ребенка начнут проявляться природные предпочтения. И здесь важно их поддержать.

Надо отметить, что интерес к результату труда и творчества у ребенка будет появляться постепенно, по мере созревания левого полушария мозга, ответственного за упорядоченность и усидчивость, и здесь тоже не надо преждевременно требовать от ребенка слишком многого. Взрослея, ребенок способен будет научиться ставить себе цели и получать удовольствие не только от самовыражения, но и от труда для их достижения. У девочек интерес к этому появляется раньше, у мальчиков немного позже – просто будьте внимательны, и Вы почувствуете, когда пришло для этого время.

Важно отметить, что способности ребенка к самовыражению и творчеству сильно зависят от того, насколько развито у него воображение. Часто ли он скучает один или умеет фантазировать, придумывать игры, быстро создавать образы? Может ли он играть без игрушек, придумывая или представляя их сам? Только представьте себе – все чаще наши дети теряют эту способность. И знаете, что лишает их этого очень важного Человеческого качества – развитого воображения? – Телевидение и компьютерные игры. Они попадают в зависимость от предъявляемых им, созданных другими людьми очень ярких, привлекающих внимание образов. Что они несут, эти образы, какое в них заложено содержание – Вы можете проанализировать и прочувствовать сами. Но даже если у Вас работает "цензура" и Вы показываете дошкольникам только добрые мультики, познавательные передачи и покупаете им развивающие компьютерные игры – все равно это похоже на кормление взрослого ребенка с ложки кашей. С экрана идет поток яркой привлекательной информации – и надо ее только воспринимать, сидя без движения, что для малышей противоестественно. Ведь когда они двигаются, у них развивается мозг, простраиваются новые нервные связи. Но мультики настолько привлекают внимание, что дети жертвуют естественной природной потребностью, внимание перестает быть объемным, становится лучевым. Перегружаются информацией лобные доли мозга. Да, ребенок узнает новое – но какой ценой! Можно всегда включить мультик или компьютерную игрушку – и развлечься, в то время как до 7 лет ребенок трудится, играя и развивая свое воображение, учится сам сотворять образы, ПОЗНАЕТ МИР, ДЕЙСТВУЯ – и получает истинное удовольствие. Это очень важно, в старшем возрасте этому научиться гораздо сложнее, и до 7 лет детям смотреть телевизор и играть на компьютере нежелательно – естественно, при условии, что родители сами не будут этого делать. Потому что воспитывает детей образ жизни, и не запреты взрослых.

Итак, с учетом психофизиологических особенностей детей, их гармоничное и быстрое развитие, раскрытие их таланта после достижения ими школьного возраста возможно только при сочетании правополушарного обучения с левополушарным, творческого с логическим. К сожалению, современная система образования это мало учитывает, и это сильно тормозит развитие детей и серьезно ухудшает состояние их здоровья. Недостаток движения, «левополушарный крен» в образовании, неблагоприятные для самовыражения условия, изучение теоретической информации, не подкрепляемой практическим проживанием и опытом детей, бессмысленное, а иногда и просто вредное времяпрепровождение – все это характеристики современной традиционной системы образования. Спасают ситуацию талантливые педагоги, которые искренне любят детей и для которых их работа – это творчество. Нам с Вами повезло, если наш ребенок получает образование у такого педагога. Но системного вреда все равно не избежать. А какой Вам хотелось бы видеть школу?

Вот мне мечтается, чтобы в школе и дети, и взрослые получали знания не просто так, "для будущего" (?), а непосредственно применяли их, участвуя вместе со взрослыми – педагогами и родителями - в позитивных социальных преобразованиях и проектах – исторических, экологических, культурных, творческих, образовательных, строительных… Собственно, принцип тот же, что и с малышами – необходимо присоединять детей к тому, что интересно взрослым, чем они искренно увлечены, в чем видят смысл – это заразительно, и в этом случае у человека возникает естественное желание и интерес чему-то научиться. Кроме того, это повод, чтобы часто обсуждать с детьми и взрослыми ценности, которые ими движут. Ведь какие у человека ценности, так он и живет – к чему-то стремится, трудится, планирует, мечтает… Школа не должна быть отделена от Жизни. Это не то место, где к ней готовят. Здесь уже живут - объединяются люди, большие и маленькие – чтобы жить, трудится и творить вместе, вместе размышлять и делать открытия, помогать друг другу…

Нам с Вами выбирать, что делать в ситуации, которой мы находимся сейчас. Формула "мы так выросли – и в садик, школу ходили, и телевизор смотрели – и ничего, приличными людьми стали, здоровье тоже более или менее – как у всех" – нам с Вами не поможет. Потому что росли мы в более мягкой информационной среде. Сейчас она очень жесткая и агрессивная. Воспитывающую функцию школа с себя фактически сняла. С обучающей и развивающей справляется в целом неудовлетворительно. Ведь наша технократическая цивилизация вошла в фазу гиперразвития. Информация быстро устаревает. Профессиональные навыки, полученные сегодня, завтра уже недостаточны. Никакое увеличение нагрузки в школе и усложнение программы эту проблему не решают. Здоровье людей (и школьников) ухудшается. Нравственный уровень цивилизации в целом не высок. Между тем развитие техники все идет вперед, поэтому цена ошибки одного человека возрастает. Управлять этой ситуацией человечеству все сложнее, и она вообще грозит выйти из-под контроля. Экология ухудшается, Земля и все Живое на ней (а мы с Вами – часть этого Живого…) чувствует себя все хуже. Но наша "левополушарная" цивилизация тем не менее имеет шанс на благоприятное дальнейшее развитие – как и каждый человек, она может жить, только стремясь к гармонии, синхронизируя работу "левого и правого полушария". Следовательно, необходимо менять общепринятую систему образования. С зачатия. И это можем делать прежде всего мы с Вами, родители. Меняя образ жизни. Объединяясь с другими родителями. Принимая на себя ответственность за все, что нас окружает. Создавая новые школы для детей и взрослых, творческие центры. Помогая им увеличивать скорость мысли. Поддерживая и любя своих детей. Не заставляйте их просто бездумно приспосабливаться к тому, что уже сотворено и создано людьми. Учите их размышлять, творить, сотрудничать и преобразовывать пространство вокруг себя. Вместе со взрослыми. Ведь Человек может свободно сотворять и воплощать новые образы. Этот Дар дан нам от рождения...




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 281; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.093 сек.