Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 24. Операционный леверидж: методика расчета и практическое применение




Разумный финансовый менеджер не станет увеличивать любой ценой плечо финансового рычага, а будет регулиро­вать его в зависимости от дифференциала.

Сама по себе задолженность – не благо и не зло. Она – акселератор развития предприятия и акселератор риска. Привлекая заемные средства предприятие может быстрее и масштабнее выполнить свои задачи. При этом проблема не в том, чтобы исключить финансовые риски вообще, а в том, чтобы принять рассчитанные риски в пределах дифференциала.

 


 

 

Анализ безубыточности или анализ издержек, прибыли и объема производства, как его иногда называют - это аналитический подход к изучению взаимосвязи между издержками и доходам при различных уровнях производства.

Анализ безубыточности используется не только для целей инвестиционного проектирования. Этот анализ полезен также для текущего управления, так как он обеспечивает информацией для принятия решения путем анализа влияния изменений в цене продукции, производстве и объемах продаж и издержках, а так же прогнозирования прибылей, убытков и потоков денежных средств.

В процессе проведения анализа безубыточности в его стандартном (классическом варианте) принимаются следующие допущения.

  1. Используется классификация издержек по характеру их поведения при изменении объема реализации готовой продукции. Издержки подразделяются на постоянные и переменные
  2. Предполагается, что вся произведенная продукция будет продана в течение планового периода времени.
  3. В качестве критерия для анализа принимается прибыль до выплаты налогов, а не чистая прибыль.

Точка безубыточности [break-even point] может быть определена как

  • объем продаж, при котором выручка равна суммарным издержкам, или
  • объем продаж, при котором маржинальный доход равен постоянным издержкам.

 

Линия АС отражает уровень переменных затрат организации, а линия ОД показывает величину доходов при различных объемах продаж.

Когда продукция не реализуется, совокупные издержки не равны нулю, а равны ОА. Когда объем выпуска равен Q, совокупные издержки представлены линией С Q, иначе, суммой постоянных и переменных затрат организации.

Пересечение линии совокупного дохода с линией совокупных издержек определяет точку безубыточности QВЕ, в которой совокупный доход равен совокупным издержкам. Любая разность по вертикали между линией совокупного дохода и совокупных издержек справа от точки безубыточности показывает прибыль при данном объеме производства, в то время как убытки будут отражены на графике слева от точки безубыточности, потому как в этом случае совокупные издержки превышают совокупный доход.

Расчет точки безубыточности осуществляется по формуле

QВЕ = FC / (рiVC),

где FC – постоянные затраты,

рi – цена единицы продукции,

VC – переменные затраты на единицу продукции.

Таким образом, для того чтобы рассчитать точку безубыточности, необходимо величину постоянных издержек разделить на разницу между ценой продаж продукции и величиной переменных издержек на единицу продукции. Эта разница называется единичным вложенным доходом (unit contribution margin).

Если требуется определить объем продаж, который необходим для получения заданного значения прибыли Пз, то применяют формулу

Q = (FC + Пз) / (рiVC).

Важной характеристикой успешной работы предприятия является величина запаса безопасности (Safety Margin), которая в относительной форме определяется в виде разности между запланированным объемом реализации Q пл и точкой безубыточности:

ЗБ = (Q плQВЕ) / Q пл.

Чем выше этот показатель, тем безопаснее себя чувствует предприятие перед угрозой негативных изменений (уменьшения выручки или увеличения издержек).

Значение операционного рычага (Operating Leverage) показывает, во сколько раз изменяется прибыль при увеличении выручки:

 

ОР = Маржинальный доход / Чистая прибыль

.

Пример Рассмотрим методику анализа критических объемов продаж по двум инвестиционным проектам (табл. 1).

Таблица 1

Анализ критического объема продаж

Показатели Проект А Проект Б
тыс. руб. % тыс. руб. %
1. Выручка        
2. Переменные издержки        
3. Маржинальный доход        
4. Постоянные издержки        
5. Чистая прибыль (п. 1– п. 2– п. 4)        
6. Точка безубыточности (п. 4 / п. 3) 166,6      
7. Запас безопасности, (п. 1– п. 6) 333,4      
8. Запас безопасности, [(п. 1– п. 6) / п. 1]   66,7    
9. Операционный рычаг (п. 3 / п. 5) 1,5   4,0  

 

Анализ показал, что точка безубыточности проекта А ниже по сравнению с проектом Б. Это позволяет ориентировать проекто-устроителя на финансирование проекта А, поскольку в этом случае проект обеспечивает более быстрый выход на получение прибыли.

К тому же по проекту А значение запаса безопасности выше, что является свидетельством более уверенного финансового положения инвестора в случает реализации проекта А.

Исходя из определения операционного рычага получаем, что десятипроцентное увеличение объема продаж приводит в случае реализации проекта А к увеличению прибыли на 15 %, а в случае реализации проекта Б − на 40 %.

Проверим это утверждение при помощи следующих расчетов.

Увеличим выручку на десять процентов, сохранив прежнюю структуру затрат (табл. 2).

 

Таблица 2

Анализ критического объема продаж при росте выручки на 10%

Показатели Проект А Проект Б
тыс. руб. % тыс. руб. %
Выручка        
Переменные издержки        
Маржинальный доход        
Постоянные издержки        
Чистая прибыль        

 

Очевидно, что в данной ситуации второй проект является более выигрышным. По проекту Б прибыль увеличилась на 40 тыс. руб., в то время как по проекту А − на 15 тыс. руб.

Рассмотрим ситуацию с ухудшением конъюнктуры рынка и, как следствие, снижением объема продаж. Рассчитаем показатели прибыли по обоим проектам, предусмотрев десятипроцентное снижение прибыли (табл. 3).

Таблица 3

Анализ критического объема продаж
при снижении выручки на 10%

Показатели Проект А Проект Б
тыс. руб. % тыс. руб. %
Выручка        
Переменные издержки        
Маржинальный доход        
Постоянные издержки        
Чистая прибыль        

 

В данной ситуации проект А является предпочтительнее, поскольку обеспечивает снижение прибыли меньшими темпами (на 15 тыс. руб.) по сравнению с проектом Б (на 40 тыс. руб.).

Таким образом, проект с большей величиной операционного рычага больше рискует в случае ухудшения рыночной конъюнктуры, и в то же время он имеет преимущества в случае ее улучшения. Этот факт является лишним напоминанием о том, что предприятие должно оперативно ориентироваться в рыночной ситуации и регулировать структуру издержек соответствующим образом.


 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 510; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.