Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Финансовое планирование в системе бюджетирования текущей деятельности




Виды планов, содержание и последовательность из разработки

ТЕМА 30. ФИНАНСОВОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ И ПРОГНОЗИРОВАНИЕ

 

1. Виды планов, содержание и последовательность из разработки

2. Финансовый план: содержание, этапы планирования

3. Финансовое планирование в системе бюджетирования текущей деятельности

4. Методы прогнозирования

 

Управление – процесс целе­направленного, систематического и непрерывного воздействия управ­ляющей подсистемы на управляемую подсистему с помощью общих функций управления, взаимосвязь и взаимодействие которых образует замкнутый повторяющийся цикл управления

 

.. Анализ... Планирование.. Организация.. Учет...Контроль... Регулирование... Анализ...

 

Известны и другие подходы к формулированию сущности управ­ления. Например, П. Друкер выделяет следующую последовательность общих функций управления: планирование, контроль, организация, коммуникация и мотивация.

Независимо от способа иден­тификации функций управления очевидно одно — каждая функция важна по-своему, и ни одна из них не может быть недооценена. В эко­номической литературе некоторые из этих функций иногда объединя­ются, например, планирование и организация, контроль и регулиро­вание; нередко учет ввиду его исключительной важности и специфи­ки выделяется в отдельную информационную систему для целей управления. Существуют и различные подходы к их преподаванию. Например, во многих ведущих вузах Запада планирование не выделя­ется в самостоятельную дисциплину, а рассматривается составной частью ряда дисциплин, таких, как «Финансовый менеджмент» (в ча­сти финансового планирования), «Системы управленческого контро­ля», «Управленческий учет» и т.п.

Планирование - процесс разработки и принятия целевых установок количественного и качественного характера и опре­деления путей наиболее эффективного их достижения. Эти установки, разрабатываемые чаще всего в виде дерева целей, характеризуют жела­емое будущее и по возможности численно выражаются набором пока­зателей, являющихся ключевыми для данного уровня управления.

Необходимость составления планов определяется многими при­чинами:

1. неопределенностью будущего;

2. координирующей ролью плана;

3. оптимизацией экономических последствий.

Действительно, если бы будущее компании было абсолютно пре­допределено, не было бы нужды постоянно разрабатывать планы, со­вершенствовать методы их составления и структурирования. Отсюда следует, что главная цель составления любого плана — не опре­деление точных цифр и ориентиров, поскольку сделать это невозмож­но в принципе, а идентификация по каждому из важнейших направ­лений некоторого «коридора», в границах которого может варьиро­вать тот или иной показатель.

Смысл координирующей (в известном смысле системообразующей) роли плана состоит в том, что наличие хорошо структурированных, детализированных и взаимоувязанных целевых установок дисципли­нирует как перспективную, так и текущую деятельность, приводит ее в определенную систему, позволяет хозяйствующему субъекту рабо­тать без существенных сбоев. Эта роль особенно проявляется в круп­нейших компаниях, имеющих сложную структуру управления, а так­же в компаниях, активно использующих систему поставки сырья «точ­но в срок», когда объем текущего наличного запаса сырья, материалов и полуфабрикатов рассчитан исходя из потребностей производства на несколько ближайших часов.

Последняя причина в составлении планов заключается в том, что любое рассогласование деятельности системы требует финансовых затрат (прямых или косвенных) на его преодоление. Вероятность на­ступления подобного рассогласования гораздо ниже, если работа осу­ществляется по плану; кроме того, и негативные финансовые послед­ствия менее значительны.

В основе финансового планирования лежат стратегический и про­изводственные планы.

Стратегический план подразумевает формулирование цели, задач, масштабов и сферы деятельности компании. Нередко эти цели формулируются на качественном уровне или в виде весьма общих количественных ориентиров. В качестве примера при­ведем целевую установку известной компании IBM, сформулирован­ную в 1985 г., — на период до 1995 г. обеспечить ежегодный прирост объемов производства в размере 15%.

Производственные планы составляются на основе стратегическо­го плана и предусматривают определение производственной, марке­тинговой, научно-исследовательской и инвестиционной политики.

Термин «стратегическое планирование» в приложении к эконо­мике стал применяться сравнительно недавно: считается, что впер­вые он появился в 60-е годы как одна из ключевых характеристик деятельности ряда транснациональных корпораций со штаб-кварти­рами в США.

В рамках стратегического планирования целевые установки могут упорядочиваться различными способами, однако, как минимум, вы­деляются четыре типа целей:

• рыночные (какой сегмент рынка товаров и услуг планируется ох­ватить, каковы приоритеты в основной производственно-коммерчес­кой деятельности компании);

• производственные (какие структура производства и технология обеспечат выпуск продукции необходимого объема и качества);

• финансово-экономические (каковы основные источники финан­сирования и прогнозируемые финансовые результаты выбираемой стратегии);

• социальные (в какой мере деятельность компании обеспечит удовлетворение определенных социальных потребностей общества в целом или отдельных его слоев).

В любом случае среди основных целей, ради достижения кото­рых разрабатываются стратегические планы, всегда присутствует ком­бинация «товар — рынок». Иными словами, основное предназначе­ние подобного плана — обоснование того, во-первых, какой товар должен, производиться и, во-вторых, где он может быть реализован. Естественно, план не ограничивается лишь констатацией целей, он также включает их обоснование, в том числе и ресурсное. Именно поэтому составной частью любого стратегического плана является финансовая компонента.

Термин «стратегический» вовсе не равнозна­чен термину «долгосрочный» — первый гораздо объемнее второго в концептуальном и содержательном смыслах, хотя, безусловно, стра­тегическое планирование осуществляется с позиции долгосрочной перспективы.

Стратегический план может иметь следующую струк­туру:

Раздел 1. Содержание и целевые установки деятельности фирмы

Излагаются предназначение и стратегическая цель дея­тельности фирмы, масштабы и сфера деятельности, так­тические цели и задачи.

Раздел 2. Прогнозы и ориентиры

Приводятся прогноз экономической ситуации на рынках капиталов, продукции и труда, намеченные перспектив­ные ориентиры по основным показателям.

Раздел 3. Специализированные планы и прогнозы

Производство

Маркетинг

Финансы (финансовый план)

Кадровая политика

Инновационная политика (научно-исследовательские и конструкторские разработки)

Новая продукция и рынки сбыта

2. Финансовый план: содержание, этапы планирования

Финансовый план представляет собой документ, характеризующий способ достижения финансовых целей компании и увязывающий ее доходы и расходы. В процессе финансового планирования: (а) иден­тифицируются финансовые цели и ориентиры фирмы; (б) устанавли­вается степень соответствия этих целей текущему финансовому со­стоянию фирмы; (в) формулируется последовательность действий по достижению поставленных целей.

Известны два типа финансовых планов: долгосрочный и краткос­рочный. Основное целевое назначение первого — определение допу­стимых с позиции финансовой устойчивости темпов расширения фир­мы; целью второго является обеспечение постоянной платежеспособ­ности фирмы.

Выделяют следующие этапы процесса финансового планирования:

а) анализ финансового положения компании; б) составление прогноз­ных смет и бюджетов; в) определение общей потребности компании в финансовых ресурсах; г) прогнозирование структуры источников фи­нансирования; д) создание и поддержание действенной системы кон­троля и управления; е) разработка процедуры внесения изменений в систему планов.

С позиции практики рекомендуется готовить несколько вариантов финансового плана: пессимистический, наиболее вероятный и опти­мистический. При подготовке плана нужно учитывать: (а) наличие ограничений, с которыми сталкивается предприятие (требования по охране окружающей среды; требования рынка по объему, структуре и качеству продукции; технические, технологические и кадровые осо­бенности данного предприятия); (б) дисциплинирующую роль плана для работы финансового менеджера; (в) условность любых планов в силу естественной неопределенности развития экономической ситуации в глобальном и локальном масштабах.

В наиболее общем виде финансовый план представляет собой документ, содержащий следующие разделы:

1. Инвестиционная политика

Политика финансирования основных средств

Политика финансирования нематериальных активов

Политика в отношении долгосрочных финансовых вложений

2. Управление оборотным капиталом

Управление денежными средствами и их эквивалентами Финансирование производственных запасов

Политика в отношениях с контрагентами и управление деби­торской задолженностью

3. Дивидендная политика и структура источников

4. Финансовые прогнозы

Характеристика финансовых условий

Доходы фирмы

Расходы фирмы

Прогнозная финансовая отчетность

Бюджет денежных средств

Общая потребность в капитале

Потребность во внешнем финансировании

5. Учетная политика

6. Система управленческого контроля

 

Как легко видеть, финансовый план достаточно сложен как по структуре, так и по содержанию; кроме того, для его разработки требуются усилия различных подразделений компании.

 

В экономической литературе, особенно англоязычной, проводится достаточно четкое различие между понятиями «план» и «бюджет». Первый термин понимается в более широком смысле и включает в себя весь определенным образом упорядоченный спектр действий, направленных на достижение некоторых целей, причем эти действия могут описываться не только с помощью формализованных количе­ственных оценок, но и путем перечисления ряда неформализуемых процедур. Бюджет — более «узкое» понятие, подразумевающее коли­чественное представление плана действий, как правило, в стоимостном выражении. Отметим, что в нашей стране понятие «бюд­жет» традиционно трактуется более специальным образом — как смета доходов и расходов некоторого субъекта на определенный срок. В оп­ределенном смысле отечественным аналогом западного термина «бюджета» является термин «смета».

 

 

Таблица 1.

Ключевые различия понятий «план» и «бюджет»

Признак План Бюджет
Показатели и ориентиры Любые, в том числе и неколичественные В основном стоимостные
Горизонт планирования В зависимости от предназначения плана В основном до года
Предназначение Формулирование целей, которые нужно достигнуть, и способов достижения. а) детализация способов ресурсного обеспечения выбранного варианта достижения целей; б) средство текущего контроля исполнения плана

 

С позиции количественных оценок планирование текущей дея­тельности заключается в построении так называемого генерального бюджета (master budget), представляющего собой систему взаимосвя­занных операционных и финансовых бюджетов (рис. 1).

Рис. 1. Генеральный бюджет хозяйствующего субъекта

 

 

Процесс построения таких бюджетов в долго- и краткосрочной перспективе называется бюджетированием. Безусловно, не все из выделенных на схеме бюджетов входят в компетенцию финансового менеджера, од­нако он должен понимать содержание каждого из них и их взаимо­увязку. Кроме того, в ходе составления операционных бюджетов с необходимостью выполняются прогнозные расчеты финансового ха­рактера, результаты которых служат основой для построения прогноз­ной финансовой отчетности, являющейся основным результатом те­кущего финансового планирования. Поэтому рассмотрим в общих чертах логику и смысловое содержание каждого блока представлен­ной схемы.

Блок 1. Бюджет продаж. Цель данного блока — рассчитать про­гноз объема продаж Sb в целом. Исходя из стратегии развития компа­нии, ее производственных мощностей и, главное, прогнозов в отно­шении емкости рынка сбыта определяется количество потенциально реализуемой продукции Q k (в натуральных единицах). Прогнозные отпускные цены рк используются для оценки объема продаж в стоимостном выражении. Расчеты ведутся в разрезе основных видов про­дукции.

Блок 2. Бюджет производства. Цель данного блока — рассчитать прогноз объема производства исходя из результатов расчета предыду­щего блока и целевого остатка произведенной, но нереализованной продукции (запасов продукции

Блок 3. Бюджет прямых затрат сырья и материалов. На основе иных об объемах производства (предыдущий блок), нормативах зат­яг сырья на единицу производимой продукции, целевых запасах сырья на начало и конец периода и ценах на сырье и материалы опреде­ляется потребности в сырье и материалах, объемы закупок и общая «личина расходов на приобретение. Данные формируются как в натуральных единицах, так и в денежном выражении. Алгоритм расчета для каждого вида сырья аналогичен.

Блок 4. Бюджет прямых затрат труда. Цель данного блока — рассчитать общие затраты на привлечение трудовых ресурсов, занятых непосредственно в производстве (в стоимостном выражении). Исходными данными блока являются результаты расчета об объемах производства в блоке 2. Алгоритм расчета зависит от многих факторов, в том числе и систем нормирования труда и оплаты работников. В частности, если установлены нормативы в часах на производство той Евиной продукции или ее компонента, а также тарифная ставка за ас работы, можно рассчитать прямые затраты труда.

Блок 5. Бюджет переменных накладных расходов. Алгоритм расчета ведется по статьям накладных расходов (амортизация, электроэнергия, страховка, прочие общецеховые расходы и т.п.) в зависимости от принятого в компании базового показателя (объем производства, прямые затраты труда в часах и др.).

Блок 6. Бюджет запасов сырья, готовой продукции. Исходными данными для расчета служат: целевые остатки запасов готовой про­екции в натуральных единицах, сырья и материалов (блоки 2 и 3), иные о ценах за единицу сырья и материалов, а также данные о себестоимости готовой продукции.

Блок 7. Бюджет управленческих и коммерческих расходов. Здесь исчисляется прогнозная оценка общезаводских (постоянных) наклад­ных расходов. Постатейный состав расходов определяется различными факторами, в том числе и спецификой деятельности компании.

Блок 8. Бюджет себестоимости реализованной продукции. Расчет ведется, на основании данных предыдущих блоков с использованием алгоритмов, определяемых принятой в компании методикой исчисления себестоимости. В частности, стандартный алгоритм расчета себестоимости имеет следующий вид:

Входные запасы сырья, материалов, незавершенного произ­водства

+ Покупка сырья, материалов

- Выходные запасы сырья, материалов, незавершенного произ­водства

= Себестоимость потребленных в производстве сырья и материалов

+ Прямые затраты труда

+ Переменные накладные расходы

= Себестоимость произведенной продукции

+ Себестоимость входных запасов готовой продукции

- Себестоимость выходных запасов готовой продукции

= Себестоимость реализованной продукции

 

Формируемые в рамках каждого блока количественные оценки не только используются по своему предназначению как плановые и кон­трольные ориентиры, но и как исходные данные для построения фи­нансового бюджета, под которым в данном случае понимается про­гнозная бухгалтерская (финансовая) отчетность в укрупненной номен­клатуре статей. Логика построения отдельных форм такова.

Баланс. Необходимо спрогнозировать остатки по основным балан­совым статьям: денежные средства, дебиторская задолженность, за­пасы, внеоборотные активы, кредиторская задолженность, долгосроч­ные пассивы и др. Каждая укрупненная балансовая статья оценивает­ся по стандартному алгоритму, представляющему собой, по сути, мини-баланс

статья актива: Ве = Вb + Td— Тс,

статья пассива: Ве = Вь + Тс — Td,

где Ве — конечное сальдо (расчетная величина);

Вb — начальное сальдо (из отчетности);

Тс — оборот по кредиту (прогнозная оценка);

Td — оборот по дебету (прогнозная оценка).

В частности, для любой статьи раздела «Дебиторы» оборот по де­бету представляет собой прогнозную оценку продажи товаров по без­наличному расчету с отсрочкой платежа; оборот по кредиту — про­гноз поступлений от погашения дебиторской задолженности.

Отчет о прибылях и убытках. Нужно рассчитать прогнозные значения: объема реализации, себестоимости реализованной продук­ции, коммерческих и управленческих расходов, расходов финансо­вого характера (проценты к выплате по ссудам и займам), налогов к уплате и др. Большая часть исходных данных формируется в хо­де построения операционных бюджетов. Величину налоговых и прочих обязательных платежей можно рассчитать по среднему про­центу.

Отчет о движении денежных средств. Прогнозный вариант этой формы может быть рассчитан различными способами; один из воз­можных вариантов будет приведен в разделе, посвященном управле­нию оборотным капиталом.

В заключение еще раз подчеркнем, что построение прогнозной отчетности в рамках бюджетирования текущей деятельности или на более длительную перспективу является неотъемлемой функцией фи­нансовой службы любой компании.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 3942; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.