Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Пример 6. Пример 1 Экспериментатор Действия больного Высказывания и объяснения больного II этап После разъяснения инструк­ции с




Пример 1

Экспериментатор Действия больного Высказывания и объяснения больного
II этап   После разъяснения инструк­ции с помощью экспери­ментатора собраны группы зверей, овощей, мебели. В группу мебели добавлены предметы одежды и вело­сипед. Одежда должна висеть в шкафу, все это — обста­новка комнаты, и вело­сипед часто приходится держать в комнате.
Пример 2  
Экспериментатор   Действия больного   Высказывания и объяснения больного  
Начало II этапа   Дерево, цветы, грибы, ба­бочка, медведь, лисица.   Это лес — под деревь­ями цветы, на цветах си­дит бабочка, в лесу всегда находятся разные звери.  
Пример 3  
Экспериментатор   Действия больного   Высказывания и объяснения больного  
Начало II этапа   Собраны вместе ребенок, кровать, термометр и док­тор.   Ребенок заболел, его уло­жили. Ему нужно изме­рить температуру, и док­тор будет его лечить.  
Пример 4  
Экспериментатор   Действия больного   Высказывания и объяснения больного  
III этап   Растения + Животные + Люди с вещами   Люди нуждаются в раз­ных вещах — в одежде, мебели, посуде...  
Пример 5  
Экспериментатор   Действия больного   Высказывания и объяснения больного  
Конец II этапа   Одежда+ Мебель+ Звери+ Фрукты, овощи, часть домашних животных и посуда.   Это все, что нужно для питания, это съедобное, вещи и посуда, чтобы сварить, приготовить.  
         

Все эти примеры свидетельствуют о конкретности мышления больных, о том, что вместо обобщений предметов они группируют их по привычным ситуационным признакам. Такая склонность к установлению житейски привычных связей может проявляться наряду с некоторыми несложными обобщениями. Иногда больные принимают критические указания экспериментатора, исправляют одну из сделанных ими конкретно-ситуационных группировок, но вслед за тем сбиваются на столь же конкретный путь объе­динений в последующих своих действиях.

От проявлений конкретности мышления не всегда легко, но необходимо отличать следующие ошибки.

Экспериментатор   Действия больного   Высказывания и объяснения больного  
Конец II этапа   Люди + Измерительные приборы + Транспорт + Фрукты + Животные +    
Начало III этапа   Все живое вместе, а рас­тения — со всеми неоду­шевленными предметами.     Шкаф и мебель из дерева, а посуда из стекла, а стекло из песка, от трения в ледниковый период... Кастрюля из железа, значит, тоже из недр земли, и растения из земли вырастают — значит, все это недроископаемые, а живые — они поверх земли живут.

Из приведенного примера видно, что больному доступно обобщение — он сам собрал группы измерительных приборов, живых существ. Переходя к III этапу, он не начал связывать пред­меты по конкретно-ситуационному признаку, а обобщил группы по довольно сложным признакам — происхождения «из недр земли» и «на ее поверхности». Однако это был несколько неожиданный и необычный подход к классификации, который дал основание объединить растения с неорганической материей и противо­поставить их живым по месту происхождения. Таким образом, рассуждения больного были основаны на разных признаках обобщения: оба признака были абстрактными, но они допускали построение обобщения в совершенно различных, несовместимых направлениях. Это было разноплановым построением класси­фикации.

Не всегда разноплановость выступает в столь ярком виде. Иногда она проявляется фрагментарно, в виде небольших вкра­плений ошибок среди правильно выполняемой обобщенной клас­сификации.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 396; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.