Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Инновационные технологии, используемые в преподавании дисциплины




Дискуссия - форма учебной работы, в рамках которой студенты высказывают свое мнение по проблеме, заданной преподавателем. Дискуссия может проходить как в он-лайновом, так и в офф-лайновом режиме. Проведение дискуссий по проблемным вопросам подразумевает написание студентами эссе, тезисов или реферата по предложенной тематике (практическое занятие 1 – 43).

 

Дискуссия групповая - метод организации совместной коллективной деятельности, позволяющий в процессе непосредственного общения путем логических доводов воздействовать на мнения, позиции и установки участников дискуссии. Целью дискуссии является интенсивное и продуктивное решение групповой задачи. Метод групповой дискуссии обеспечивает глубокую проработку имеющейся информации, возможность высказывания студентами разных точек зрения по заданной преподавателем проблеме, тем самым способствуя выработке адекватного выданной ситуации решения. Информационные технологии обеспечивают возможность интерактивного общения студентов и преподавателя в диалоговом режиме. Метод групповой дискуссии увеличивает вовлеченность участников в процесс этого решения, что повышает вероятность его реализации (практическое занятие 1-43).

 

Игра деловая - метод имитации (подражания, изображения) принятия решений руководящими работниками или специалистами в различных производственных ситуациях (в учебном процессе - в искусственно созданных ситуациях), осуществляемый по заданным правилам группой людей или человеком и ЭВМ в диалоговом режиме, при наличие конфликтных ситуаций или информационной неопределенности. В деловой игре каждый участник выполняет определенные действия, аналогичные поведению людей в жизни, но учетом принятых правил игры. Деловые игры применяются в различных областях: в учебном процессе, в исследовательских и проектных разработках, при коллективной выработке решений в реальной управленческой практике и т.д. Деловые игры применяются в качестве средства активного обучения экономике, бизнесу, познания норм поведения, освоения процессов принятия решения. В современном применении метод деловой игры означает метод экспериментального обучения соревновательного характера, создающий необходимую мотивацию для изучения важнейших разделов курса, который может использоваться в любой дисциплине учебного плана (практические занятия 4,5,10,12, 13,14, 19).

 

Игра операционная - метод обучения, помогающий отработать выполнение каких-либо специфических операций (например, сформировать навык работы с электронной почтой или пользования поисковой системой). Игра проводится в условиях, имитирующих реальные (практические занятия 19,23, 24)

 

Игра ролевая - метод обучения, при котором моделируется деятельность какой-либо организации, предприятия, фирмы. Моделироваться могут события, конкретная деятельность людей (совещание, разработка проекта и т.п.), а также обстановка, условия, в которых происходит событие или осуществляется деятельность. Сценарий игры содержит сюжет, описание структуры и назначения моделируемых процессов и объектов. Участники принимают роли различных должностей и профессий и действуют соответственно этим ролям (практические занятия 19,23,24)

 

Инновационные методы в образовании - педагогические методы, основанные «использовании современных достижений науки и информационных технологий. Они направлены на повышение качества подготовки специалистов, развитие у студентов творческих способностей, умения самостоятельно принимать решения. Основными инновационными методами в образовании являются: методы проблемного и проектного обучения, моделирования, исследовательские методы, модульное обучение, игровые технологии, метод мозгового штурма, метод кейс-стади, метод творческих заданий, методы активного обучения, контекстного обучения и обучения на основе опыта. инновационные методы могут реализовываться как в традиционной форме, так и в дистанционной технологии обучения с применением электронных мультимедийных учебников и учебных пособий; проблемно-ориентированного междисциплинарного подхода к изучению учебных дисциплин; проектно-организационных технологий обучения работе в команде над комплексным решением практических задач; предпринимательских идей в содержании курсов. Инновационные методы предполагают: возрастание роли обучаемого в учебном процессе, смещение центра (фокуса) учебного процесса от преподавателя к студенту; усиление функцииподдержки студента, помощи ему в организации индивидуального учебного процесса; возможность обратной связи преподавателя с каждым обучающимся при использовании новых коммуникационных технологий. Возникает необходимость в разделении преподавательского труда (выделение разработчиков содержания, тьюторов, специалистов по методам обучения, специалистов по контролю за ходом процесса обучения и т.д.); в объединении преподавателей, специалистов по информационным технологиям и организаторов учебного процесса в группы, команды, осуществляющие разработку и реализацию инновационных технологий обучения (практическое занятие 1-43).

 

Интерактивное общение - взаимодействие между преподавателем и студентами, реализованное в форме диалога (аудио-, видео), дискуссии, обмена информацией, идеями, мнениями, текстовыми сообщениями, совместного решения задач в процессе обучения с применением информационно-коммуникационных технологий (практическое занятие 1-43).

 

Интерактивные методы обучения - это методы обучения, при которых сам процесс передачи информации построен на принципе активного двустороннего взаимодействия преподавателя и студента. Он предполагает большую активность студента, его творческое переосмысление полученных сведений. Основные критерии интерактивной модели обучения: возможность неформальной дискуссии, свободного изложения материала, сокращение лекционных часов при одновременном увеличении семинарских и/или практических занятий, наличие групповых заданий, которые требуют коллективных усилий, инициативность студента, постоянный контроль во время семестра, выполнение письменных работ.

Интерактивные методы включают: метод проблемного изложения, презентации, дискуссии кейс-стади, групповую совместную работу студентов, метод мозгового штурма, метод критического мышления, викторины, мини-исследования, деловые игры, ролевые игры, метод Insert (или метод индивидуальных пометок, когда студенты пишут 7-10 минутное ассоциативное эссе), метод блиц-опроса, метод анкетирования и др. (практическое занятие 1-43).

 

Компетентностный подход в образовании - метод обучения, направленный на развитие у студента способностей решать определенного класса профессиональные задачи компетенция) в соответствии с требованиями к личностным и профессиональным качествам: способность искать, анализировать, отбирать, обрабатывать и передавать необходимую информацию; владение навыками взаимодействия с окружающими людьми, умение работать в группе; владение механизмами планирования, анализа, рефлексии, самооценки собственной деятельности; владение приемами действий в нестандартных ситуациях или в условиях неопределенности; владение эвристическими методами решения проблем (практическое занятие 4,5,10,11,12,13,14,15,19-24,26,33,34,35,36).

 

Компьютерная визуализация учебной информации – наглядное представление на экране компьютера объекта, его составных частей или их моделей, при необходимости - во всевозможных ракурсах, в деталях, с возможностью демонстрации внутренних взаимосвязей составных частей; компьютерная визуализация изучаемого процесса - наглядное представление на экране компьютера данного процесса или его модели, в том числе скрытого в реальном мире, а при необходимости - в развитии, во временном и пространственном движении, представление графической интерпретации исследуемой закономерности изучаемого процесса.

Требование обеспечения компьютерной визуализации учебной информации, предъявляемое к программным средствам учебного назначения, предполагает реализацию возможностей современных средств визуализации объектов, процессов, явлений (как реальных, так и «виртуальных»), а также их моделей, представление их в динамике развития, во временном и пространственном движении, с сохранением возможности диалогового общения с программой (практическое занятие 1-43).

 

Мастер-класс (от англ. masterclass: master - лучший в какой-либо области + class -занятие, урок) - семинар, который проводит эксперт (известный действующий специалист) в данной конкретной области для тех, кто хочет улучшить свои практические достижения в этом предмете. Эксперт (мастер) делится со слушателями какой-либо уникальной методикой, которая применялась и успешно внедрялась лично им. Мастер-класс подразумевает не только то, что ведущий является признанным мастером, но и то, что повысить свой профессиональный уровень и учиться мастерству хотят все присутствующие на занятиях. Для слушателей занятий можно выделить основные цели: систематизация и оценка уже имеющиеся у них знаний; получение новых теоретических и практических знаний в определенной области; применение получаемых знаний в «прикладном аспекте»; обмен опытом, знаниями, идеями; обсуждение общих проблем и трудностей, возникающих в процессе повседневной работы; коллегиальное обсуждение типовых задач и проблем и совместный поиск их решения (практическое занятие 1-43).

 

Моделирование визуальное - это компьютерное моделирования объектов реализованное в программных средствах (пакетах) визуального моделирования. Средства визуального моделирования позволяют вводить описание моделируемого объекта в естественной для пользователя, преимущественно графической форме, автоматически переводить это описание на язык компьютера и представлять результаты моделирования опять же в графической форме, например в виде временных или фазовых диаграмм и анимированных картинок. Также в - той или иной мере поддерживается технология объектно-ориентированного моделирования, что позволяет повторно использовать экземпляры моделей возможностью внесения в них тех или изменений.

Трудоемкость и время разработки модели и проведения вычислительных экспериментов в таких средах сокращаются в десятки раз по сравнению с традиционным способом, когда для каждой новой разработки создается индивидуальная программа. Автоматизация процессов анализа и проектирования компьютерных обучающих систем может быть осуществлена с использованием средств моделирования, основанных на языке UML (практическое занятие 1-43).

 

Мозговой штурм (от англ. brainstorming) - метод активизации мыслительных процессов путем совместного поиска решений трудной проблемы. В мозговом штурме участвует коллектив из нескольких студентов и преподавателя, выполняющего роль ведущего. Перед началом мозгового штурма ведущий производит четкую постановку решаемой задачи. В ходе мозгового штурма участники высказывают свои идеи решения поставленной задачи причем как логичные, так и абсурдные. В процессе мозгового штурма, как правило, решения вначале не отличаются высокой оригинальностью, но по прошествии некоторого времени типовые, шаблонные решения исчерпываются, и у участников начинают возникать необычные, оригинальные идеи. Все идеи записываются ведущим. Затем, когда все идеи высказаны, производится их анализ, развитие и отбор лучших. В итоге находится максимально эффективное и часто нетривиальное решение задачи. Мозговые штурмы (мозговые атаки приводятся в форме деловых игр. Они способствуют созданию инновационного климата в группе, мобилизации студентов на поиск новых решений.

Мозговой штурм - это групповой метод творческой генерации идей. Его основная цель - помочь участникам «расковать» сознание и подсознание, стимулировать воображение, чтобы получить нестандартные, оригинальные идеи. Главным фактором, обеспечивающим высокую продуктивность данного метода, является запрет на критику любых предложений на этапе генерации идей». Рассмотрение идей, их уточнение и оценка, отбор наиболее интересных из их происходят на другом этапе. То есть мозговой штурм подразделяется на два этапа — собственно штурм и этап анализа с соблюдением принципа: идеи — отдельно, критика — отдельно(практическое занятие 1-43).

 

Мультимедийные средства - комплекс аппаратных и программных средств, позволяющих пользователю работать с разнородными данными (графикой, текстом, звуком, видео и др.), организованными в виде единой информационной среды. Мультимедийные средства могут включать самые разнообразные формы естественной информации и обеспечивают возможность произвольного доступа к их элементам (практическое занятие 1-43).

 

Обучение контекстное - обучение, в котором обеспечиваются условия трансформации учебной деятельности студента в профессиональную деятельность специалиста через внедрение в учебный процесс научно-исследовательской работы студентов, деловых игр, проектного обучения и других современных форм обучения. Контекстное обучение реализуется посредством постепенного насыщения учебного процесса элементами профессиональной деятельности. В нём воплощаются следующие принципы: активности личности; проблемности; единства обучения и воспитания; последовательного моделирования содержания и условий профессиональной деятельности специалистов. Особое внимание уделяется реализации постепенного, поэтапного перехода студентов к базовым формам деятельности более высокого ранга: от собственно учебной деятельности (например, лекции] через квазипрофессиональную (игровые формы) и учебно-профессиональную (научно-исследовательская работа студентов, производственная практика и др.) к собственно профессиональной деятельности (практическое занятие 1-43).

 

Обучение на основе опыта - это модель эффективного использования имеющегося жизненного и профессионального опыта обучаемых в их дальнейшем образовании и развитии.

Интегрировать богатый опыт в процесс обучения можно при помощи таких форм, как дucxyccuu, проблемное обучение (в процессе профессиональной деятельности или в ходе производственной практики реальные проблемные ситуации обусловливают необходимость приобретения новых знаний), кейс-cmadu и т.д. Важную роль при этом играет взаимодействие участников группы, команды. Опыт показал, что студенты часто не готовы принять некоторые новые формы организации занятий, например, такие, как групповые дискуссии, дебаты, обсуждение вопросов, требующие критического мышления. Большую роль в успехе таких норм занятий играет мастерство преподавателя. Применение концепции обучения на основе опыта наиболее эффективно при проведении производственной практики, при изучении специальных дисциплин и дисциплин специализации на старших курсах (практическое занятие 1-43).

 

Презентация (от англ. presentation - представление, преподнесение, изображение) - способ наглядного представления информации, как правило, с использованием аудиовизуальных средств. Презентация на базе информационно-коммуникационных технологий содержит в себе текст, иллюстрации к нему, использует гиперссыпки (практическое занятие 1-43).

Работа в кооперативных группах по методу JIGSAW - технология кооперативного обучения. Преподаватель распределяет обучаемых на группы и дает им задание (возможно по электронной почте, путем вывешивания информации на сайте и т.п.). В этом задании задается общая тема для изучения (проблемная ситуация, отдельный вопрос темы и пр.). Используя синхронную или асинхронную коммуникацию, студенты должны проанализировать (структурировать) полученное задание и разбить на несколько подзаданий от двух до четырех). Затем они планируют свою работу и определяют, кто какую часть задания разрабатывает.

Дальнейшая работа строится по следующему плану:

1. Общение экспертов. Студенты, ответственные за конкретный вопрос, могут на этом этапе наладить контакты по сети со своими "коллегами" го других групп, получивших такое же задание. Их совместная задача - обсудить друг с другом стратегию поиска и представления этого материала другим членам группы, обменяться известной информацией по изучаемому вопросу.

2.Поиск и анализ информации. На этом этапе студенты работают индивидуально, собирая и анализируя информацию. Их задача на этом этапе - как можно детальнее познакомиться с вопросом, изучить материал для того, чтобы достичь "экспертного" уровня в этой области.

3. Тренировка экспертов. После сбора и первоначального анализа информации эксперты опять работают вместе. Они представляют собранную информацию друг другу (или третьему лицу, например, приглашенному "независимому" эксперту), подводят итоги проделанной работы, вырабатывают окончательный вариант презентации по данной теме, которую они затем представят другим участникам группы.

4. Общий сбор группы. Каждый из экспертов «возвращается» в установленный срок в свою группу и проводит презентацию. Его задача сводится к тому, что за минимальное время он должен научить своих однокурсников тому, что он узнал, сам и представить учебные материалы, которыми он пользовался при подготовке к семинару, В сети подобные мероприятия удобнее всего проводить либо в виде общения студентов в рамках списков рассылки (можно передавать текстовые материалы и. презентации), либо в виде мультимедийных телеконференций (видеоконференций). Анализ работы. После завершения обмена презентациями и обсуждения всех вопросов, которые были недостаточно ясно отображены в презентациях, студенты переходят к обсуждению и оценке работы подгруппы в целом. Отмечается вклад каждого в общее дело, определяется, удалось ли работать командой, обсуждается учебный процесс (насколько подобно было общаться друг с другом, все ли было понятно и т.п.). После завершения работы групп преподаватель оценивает их работу.

5. Как оценивается работа группы? Во-первых, во время работы преподаватель отслеживает динамику группы и индивидуальную активность студентов, поэтому в конце работы он уже может сделать определенный вывод об учебном процессе. Во-вторых, обычным способом проверки знаний обучаемых по технологии Jigsaw является выборочный опрос одного из студентов подгруппы. Преподаватель может, например, встретиться со студентом в чате и задать ему несколько вопросов, ответы на которые требуют хорошего владения материалом. Успех работы групп кооперации напрямую зависит от умения преподавателя спланировать «боту групп и от умения самих студентов построить свою учебную деятельность, сочетая индивидуальную работу с работой в парах и группой в целом. Цели такой работы должны быть понятны и доступны студентам. При этом они должны понимать, что это совместная деятельность, но каждый из них имеет в этой деятельности "свое лицо", сохраняет свою индивидуальность (практическое занятие 10,11,12,13,14,19).

 

Электронные учебные издания (ЭУИ) - учебные издания, используемые в учебном процессе и представленные в электронном виде на цифровых носителях (CD, DVD): учебники, учебные и учебно-методические пособия, учебно-методические комплексы и другие учебно-методические материалы.

Электронные учебные издания как средства обучения, реализующие возможности средств информационно-коммуникационных технологий, ориентированы на достижение следующих целей: формирование и распространение новых моделей образовательной деятельности; предоставление учебной информации с привлечением средств мультимедиа- и гипермедиа-технологии, осуществление обратной связи с пользователе.» при интерактивном взаимодействии, контроль результатов обучения и продвижения в учении; автоматизация процессов информационно-методического обеспечения учебно-воспитательного процесса и организационного управления учебным заведением.

Электронное учебное издание представляет собой особым образом структурированную информацию по учебному курсу, обеспечивающую реализацию дидактических возможностей во всех звеньях дидактического цикла процесса обучения: постановку познавательной задачи; предъявление содержания учебного материала; организацию применения первично полученных знаний (организацию деятельности по выполнению отдельных заданий, в результате которой происходит формирование научных знаний); обратную связь, контроль деятельности обучаемых; организацию подготовки к дальнейшей учебной деятельности (задание ориентиров для самообразования, для чтения дополнительной литературы). При этом законченное и полное электронное учебное издание, обеспечивая непрерывность и полноту дидактического цикла процесса обучения, предоставляет теоретический материал, организует тренировочную учебную деятельность и контроль уровня знаний, информационно-поисковую деятельность, математическое и имитационное моделирование с компьютерной визуализацией и сервисные функции.

Электронное учебное издание полностью или частично заменяет или дополняет основной учебник и должен официально утверждаться в качестве данного вида издания (данный термин используется как в рабочей документации, так и в официальных документах — рекомендацию по присвоению грифа Министерства образования РФ) (практическое занятие 1-43).

Электронный учебно-методический комплекс (ЭУМК) по специальности - электронная версия учебно-методических материалов, включающая традиционные учебно-методические комплексы по дисциплинам учебного плана, учебно-методические комплексы по видам практик и учебно-методические комплексы по итоговой государственной аттестации выпускников.

Учебно-методический комплекс по дисциплине включает: учебно-методический комплекс как самостоятельный документ в соответствии с утвержденной в РГТЭУ структурой; дополнительные элементы (электронные версии учебника, учебного пособия, учебно-методического пособия, практикума, практического пособия; методические рекомендации по изучению теоретического курса дисциплины, методические рекомендации по проведению практических и/или семинарских занятий, лабораторный практикум и методические рекомендации по выполнению лабораторных работ, задания для самостоятельной работы и методические рекомендации по ее выполнению, методические указания по выполнению курсовых работ; тестовые материалы для контроля знаний студентов; методические рекомендации и тематика контрольных работ для студентов заочной формы обучения и т.д.); рекомендуемые элементы (конспект лекций, электронная библиотека курса, методическое обеспечение интерактивных методов обучения, глоссарий курса, учебные видеофильмы, компьютерные обучающие программы и др.); дополнительные информационные ресурсы (словари, справочник, хрестоматии, периодические и отраслевые издания, ссылки на базы данных, сайтов, справочные системы, сетевые ресурсы и т.п.).

Учебно-методический комплекс по практике включает следующие основные элементы: программа практики (цель практики, ее содержание, задания, порядок прохождения), графики проведения, образец формы отчетного документа и порядок его оформления.

Учебно-методический комплекс по итоговой государственной аттестации включает следующие основные элементы: перечень видов итоговых аттестационных испытаний программы государственных экзаменов, темы выпускных квалификационных (дипломных работ, требования к содержанию и методические рекомендации по выполнению и оформлению дипломных работ, критерии оценки дипломных работы (практическое занятие 1-43).

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 887; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.049 сек.