Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Часть 5. Лаборатория Поисков




Введение

Если вас интересует возможность развить свои психологические способности, важные в общении с людьми; если вам хочется не только читать книжки об этом, но и предпринять практические шаги по пути к самоизменению; если вам удастся найти еще несколько человек, заинтересованных в том же, – вы сможете вместе организовать собственную Лабораторию Поисков.

 

Эта последняя часть книги адресована тем, кто хочет практически овладеть всем, о чем говорилось выше. Предложения, обсуждаемые на последующих страницах, нельзя рассматривать как рецепты легких и счастливых отношений с людьми. Я лишь сформулировал некоторые общие принципы и дополнил их сценариями пяти встреч, в ходе которых можно предпринять определенные поиски. Я считаю, что только чтение сценария без практических занятий в специально организованной группе мало чем может помочь в развитии собственных навыков. Предлагаемые упражнения предоставляют возможность кое-чего достичь, но это во многом зависит от усилий тех, кто не ограничится чтением, а будет работать по-настоящему. Здесь часто употребляется слово "поиск". Этим я хочу подчеркнуть, что, начиная работать над каким-то сценарием, никто не может заранее определить ни конечную цель, которую удастся достичь каждому из участников, ни тот путь, который он себе изберет. Основой этих поисков является обучение, но отличное от обучения в традиционной школе.

 

Чтобы вы могли лучше понять, что я имею в виду, отвечу на четыре важных вопроса:

· Чему могут научиться члены Лаборатории Поисков?

· Кто кого будет учить?

· На каком материале будет основано обучение?

· Как вы будете учиться?

 

Вопрос: "Чему могут научиться члены Лаборатории?" – это вопрос о цели совместных поисков. В Лаборатории можно научиться:

  • правильнее воспринимать и понимать других людей и самого себя, а также то, что происходит между нами и другими людьми,
  • лучше общаться, обсуждая с другими мысли, чувства, поступки,
  • успешнее справляться с проблемами и разрешать конфликты, помогая друг другу.

 

Теперь вы можете подумать и решить, насколько привлекательны и важны эти цели, чтобы предпринимать какие-то усилия и идти на определенный риск. Риск, с которым всегда будут связаны любые попытки сделать что-нибудь иначе, чем раньше, ввести любые новшества.

 

Ответ на вопрос: "Кто кого будет учить?" – может вызвать недоумение, потому что не будет упомянут ни один учитель или специалист. В Лаборатории Поисков люди учатся сами у себя. Для огромного большинства людей, независимо от их возраста, эта ситуация кажется совершенно необычной и новой. Участие в ней, с одной стороны, также сопряжено с некоторым риском, а с другой – предполагает доверие к себе и к другим участникам практикума, оказавшимся в подобной ситуации. Доверие к себе, своим возможностям овладеть чем-то очень важным для жизни без активной помощи авторитетов, без готовых, предлагаемых извне рецептов, только своими силами.

 

В процессе работы Лаборатории вам представится возможность научиться тому, как можно учиться у самого себя.

Если в Лаборатории нет учебников, нет докладчиков и докладов, если нет заранее доказанных научных фактов, то возникает естественный вопрос: "На каком же материале учиться?"

Самым ценным материалом, дающим человеку важнейшие сведения о себе и своих отношениях с другими людьми, являются его субъективные переживания, связанные с конкретными ситуациями межличностного общения, его жизненный опыт. В Лаборатории этим материалом для совместного обучения будет субъективный опыт каждого, приобретаемый на очередной встрече. То, что будет происходить с каждым из участников и между ними за время, проведенное вместе. Их мысли, чувства, желания, образы, действия и т.д.

Все, что можно будет увидеть, услышать, почувствовать, осознать, выразить словами и без слов. Обучению на основе личного опыта посвящена часть моей книги "Поиск себя", знакомство с ней может стать дополнительным материалом для работы Лаборатории. Выше я уже перечислил важнейшие элементы подобного самообразования.

 

И остается последний вопрос: "Как учиться?" Приведенная на следующих страницах программа Лаборатории содержит описание различных ситуаций и поступков, а также правила и принципы работы с ними. Можно приступить к реализации этой программы, если есть группа людей, заинтересованных в достижении целей Лаборатории, готовых потратить на это определенное время, и если есть помещение, в котором можно проводить встречи. Оптимальное количество членов группы – 8-10, на каждой встрече не должно присутствовать более 12 и менее 6 человек. Работа Лаборатории рассчитана на 5 встреч, по 2-3 часа каждая. Встречи связаны в единый комплекс, поэтому, соглашаясь участвовать в работе Лаборатории, каждый должен рассчитывать на посещение всех пяти встреч. Встречи могут проходить с разными интервалами между ними, например каждый день или через день, через два, но перерыв не должен превышать недели.

Участие в работе Лаборатории должно быть добровольным, любое решение каждый принимает без давления извне. Решение участвовать означает готовность быть задействованным в любой из предлагаемых ситуаций, прикладывать серьезные усилия для достижения целей Лаборатории. Формулировка типа "Если будет хорошо – останусь" означает, лишь частичное согласие и не может быть примером окончательного решения, поскольку выражает скорее согласие на роль зрителя, а не автора того, что будет происходить в Лаборатории.

Состав участников Лаборатории не должен иметь иерархическую структуру, не предполагает распределения ролей – нельзя делить членов группы на "высших" и "низших", на "лучших" и "худших", на "более осведомленных" и "менее осведомленных", на "более опытных" и "менее опытных" и т.д. Напротив, каждую встречу должен проводить выбранный всеми человек, причем от встречи к встрече руководители должны меняться. Он будет ведущим, помогающим группе организовать совместный поиск, будет подготавливать специальные материалы для упражнений, зачитывать инструкции.

Сценарий каждой встречи содержит конкретное задание для ведущего, инструкции для всей группы и набор таблиц или вопросов для всех участников. В начале каждого сценария дается введение в форме пролога, в котором объясняются цели встречи и намечается направление поиска. Перед началом каждого занятия участники должны ознакомиться с прологом.

 

СЦЕНАРИИ ВСТРЕЧ




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 333; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.