Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Они были проанализированы Карлом Роджерсом с точки зрения скрытых в них интенциях говорящего




Примеры реагирования на этот рассказ

И еще один пример

Стефан: У меня проблемы с моей девушкой; она такая наивная и непосредственная... а в то же время такая естественная и искренняя, что меня это просто поражает... я знаю, что это может показаться очень привлекательным, но у меня сильные сомнения, что это – достоинство... я сомневаюсь, может ли женщина с такими чертами, такая наивная и легковерная, быть подругой на всю жизнь, особенно в ситуациях, когда надо слукавить, проявить смекалку... не могу же я все время водить ее за руку, как ребенка; не знаю, в состоянии ли я что-либо изменить...

 

  1. Ты совершенно правильно сомневаешься в своей девушке; надо серьезно все обдумать, она не может всегда оставаться наивным ребенком, тебе нечего и думать о браке, пока ты не разберешься во всем этом; вы должны серьезно все обсудить, потому что твои прогнозы на будущее не слишком радужны.
  2. Говоришь, что она совсем ребенок и тебе надо ее опекать? А может, это просто реакция на твое поведение... может, ты так заботился о ней и так оберегал ее с самого начала, что приучил ее к этому, потому что тебе нравилось, что она такая слабая и беззащитная, а теперь это стало тебя тяготить...
  3. Я-то думал, что у тебя что-то серьезное, а тут – просто не о чем говорить... ну, повзрослеет, вырастет... может, было бы хуже, если бы она была попроворнее... говорю тебе, это все – ерунда, не осложняй себе жизнь...
  4. Слушай, а какая она, когда без тебя, ведет себя так же?
  5. Я так понял, что тебя беспокоит ваше совместное будущее, ты сомневаешься, сможешь ли положиться на нее в трудный момент, верно?.. Мне кажется, что даже ее непосредственность и искренность вызывают у тебя противоречивые чувства...

Приведенные здесь для примера разные образцы реагирования на рассказы о трудностях в личной жизни представляют собой пять типичных реакций.

 

Реакции типа A носят оценочный характер. В них содержатся признаки того, что человек, к которому обратились за помощью, в первую очередь оценивает трудности, проблемы, переживания и мысли своего собеседника. В основном оценивается степень важности, сложности, глубины той или иной проблемы. Таким образом, помогающий указывает на то, что может или должен сделать человек, испытывающий трудности.

 

В реакции типа B даются интерпретации. Человек, решивший помочь другому, руководствуется желанием научить его видеть то, что произошло на самом деле в описанной ситуации, осознать то, что он в действительности чувствует. Помогающий в явной или скрытой форме апеллирует к разуму своего собеседника, считая, что тот может или должен еще раз все обдумать.

 

Реакции типа C – это проявления поддержки. Помогающий стремится успокоить собеседника, внушает ему, что нужно избавиться от своих неприятных чувств, взять себя в руки – короче, не чувствовать то, что он чувствует.

 

Реакции типа D носят исследовательско-зондирующий характер. Они свидетельствуют о том, что помогающий хотел бы получить больше информации по поводу обсуждаемой темы, продолжить беседу в определенном направлении, потому что считает дальнейший анализ и обсуждение целесообразными и полезными.

 

Реакции типа E свидетельствуют о том, что собеседник хочет продемонстрировать понимание. Он пересказывает своими словами то, что услышал, и уточняет, насколько правильно понял проблему и ситуацию, мысли и чувства человека, нуждающегося в помощи.

 

Установлено, что эти пять типов реакций наблюдаются в большинстве случаев, когда один из партнеров рассказывает другому о своих личных проблемах. Поэтому их можно считать как бы основой основ всех возможных вариантов реагирования на проблемы других людей. Частота встречаемости каждого из типов неодинакова. Чаще всего люди реагируют оценками, следующими по частоте встречаемости – интерпретации и так далее, – в том порядке, в каком они перечислены выше, вплоть до самого редкого типа – реакций понимания.

Нужно заметить, что эти исследования проводились в США, но я думаю, что у нас частота встречаемости реакций оценивания и реакций понимания была бы аналогичной. Ни об одной из этих реакций нельзя сказать, плохая она или нет. Их ценность и адекватность зависит от времени, места и формы выражения. Причиной ошибок могут быть злоупотребление или пренебрежение одним из типов реакций и неумение чувствовать, в какой момент допустима та или иная реакция. Поэтому чтобы успешнее помогать другим людям, нужно обогатить свои знания и представления о том, как и когда лучше реагировать на запросы о помощи.

 

Мне кажется, что реакция понимания в определенном смысле является универсальной, особенно в начальной фазе оказания помощи. Но и в другие моменты она способствует укреплению взаимного доверия и развитию взаимоотношений. Если вам удается своими словами передать другому, как вы поняли его, как представляете его переживания и мысли, то в том случае, если вы не ошиблись, ваш собеседник приобретет очень важный для себя опыт. Чувство, что тебя поняли, побуждает к дальнейшей открытости, к более глубокому анализу того, о чем говорилось раньше. Даже если попытка понимания оказывается неудачной, все равно подобная реакция помогающего способствует росту взаимопонимания между партнерами, потому что следующим шагом оказания помощи будет уточнение того, что он услышал и как понял слова своего собеседника. Реагируя стремлением понять, человек, протягивающий руку помощи, показывает, что по-настоящему заинтересован в том, кто испытывает трудности, и может представить, как его собеседник воспринимает себя и свои проблемы. Реакция понимания облегчает возможность конструктивного использования остальных типов реагирования.

 

Что же касается оценочных реакций, столь популярных в нашей обыденной жизни, мне кажется, что прибегать к ним можно только тогда, когда интуиция подсказывает их необходимость. Естественное и присущее почти всем людям желание оценивать, выносить суждения, хвалить или порицать может придать ответной реплике такой оттенок, который вызовет у человека, просящего о помощи, ощущение внешней угрозы. В целом же оценочные реакции слишком распространены, и во многих случаях можно смело от них отказаться.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 390; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.