Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Судебная баллистика и ее значение в следственной практике 2 страница




Если произошел взрыв, особое внимание обращают на место взры­ва, производится поиск и сбор остатков взрывного устройства, которы­ми могут быть различные части и предметы взрывчатых веществ.


 

Рис. 10.6. Классификация холодного оружия


Все обнаруженные вещественные доказательства и объекты со сле­дами взрыва должны быть помещены в полиэтиленовые пакеты и гер­метично упакованы, так как в процессе хранения запахи взрывчатых веществ улетучиваются. Пакеты до экспертизы необходимо хранить в холодильнике.

ГЛАВА 11 КРИМИНАЛИСТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПИСЬМА

1. Документы как объекты

криминалистического исследования

В следственной практике лицам, ведущим рассле­дование преступлений, часто приходится сталкиваться с различными документами. В последнее время понятие «документ» значительно расширилось, сюда входят фото-, фоно-, кинодокументы. Объектами криминалистического исследования документов, как правило, являют­ся письменные документы, т.е. такие документы, в которых при помо­щи различных графических обозначений закодирована какая-либо ин­формация.

В зависимости от целей и задач, стоящих перед следствием и спе­циалистами, проводящими исследование, различают два вида кримина­листического исследования документов: криминалистическое исследо­вание письма; судебно-техническое исследование документов.

В свою очередь, криминалистическое исследование письма состоит из двух подразделов: почерковедческое и автороведческое. Почерко-ведческие исследования решают задачи идентификационного и неи­дентификационного (диагностического) плана. К числу идентификаци­онных относятся вопросы установления исполнителя рукописи или подписи. Неидентификационные исследования — это решение вопро­сов о половой принадлежности писавшего, его возрасте, некоторых физических и профессиональных особенностях и условиях выполнения рукописи или подписи. Автороведческими исследованиями решаются вопросы установления того, кто является автором (а не исполнителем)

документа.

Задачами технического исследования документов является распоз­навание способа выполнения или наличия подделок.

2. Судебное почерковедение, научные основы и задачи

Исследование рукописных текстов или подписей с целью установления их исполнителей является наиболее распростра­ненным видом исследования письменных документов. Рукописные тексты в обыденной жизни обычно называют письмом. Письмо — это


6-65

 

 


исторически сложившаяся категория, возникшая, как и язык, из по­требности людей в общении. Под письмом понимают способ фикса­ции мысли с помощью специально созданных условных графических знаков (обозначений).

Оно прошло длительный путь развития от примитивной формы ри­суночного (пиктографического) письма до современной сложной сис­темы алфавитного письма, непосредственно связанного с языком и ус­тной речью. В криминалистике под письмом принято понимать объект исследования, включающий письменную речь и почерк.

Почеркэто фиксируемая в рукописи характерная для каждого пишущего и основанная на его письменно-двигательном навыке систе­ма движений, с помощью которой выполняются условные графиче­ские знаки.

Почерк характеризуется двумя существенными свойствами — ин­дивидуальностью и относительной устойчивостью, которые форми­руются одновременно и независимо один от другого.

Умение писать не является прирожденным свойством человека, а возникает в результате обучения, длительной тренировки и выработки навыков. Ключом к раскрытию сущности письма и закономерностей его развития является учение И.П. Павлова о высшей нервной деятель­ности, и прежде всего разработанное им учение об условных рефлек­сах, динамическом стереотипе и второй сигнальной системе. Слово для человека есть такой же условный раздражитель, как и все осталь­ные. Наше воспитание и обучение представляет длинные ряды услов­ных рефлексов, к числу которых относится и процесс письма. Обуче­ние письму состоит как бы из трех самостоятельных стадий техниче-ской, графической и орфографической.

Выполнение письменных знаков на начальной стадии обучения представляет процесс вырисовывают элементов букв довольно мед­ленными движениями в соответствии с каким-либо эталоном. По мере запоминания форм знаков обучающийся начинает выполнять их более быстрыми и определенными движениями, добиваясь большей скорости и наименьшей затраты нервного и физического труда. На формирова­ние почерка огромное влияние оказывают различные факторы как субъективного, так и объективного плана. Субъективные присущи кон­кретной личности пишущего, а объективные зависят от внешних усло­вий, в которых протекает процесс письма. К субъективным факторам относятся: состояние органов зрения, строение костно-мышечного ап­парата руки, степень его подвижности, особенности нервной системы, прилежность, навык держать пишущий прибор и др. Объективными являются система обучения, продолжительность тренировки, условия, в которых приходится писать, пишущие средства и т.д. Все это в ко-


нечном итоге обусловливает формирование индивидуального по­черка, ведет к возникновению индивидуальных признаков, не могу­щих в своей совокупности повториться в почерке другого лица.

Обучаясь письму, пишущий вырабатывает навыки, которые, за­крепляясь в процессе письменной практики, связываются между собой в определенную устойчивую систему условно-рефлекторных связей, называемую динамическим стереотипом.

В связи с возникновением чувства автоматизма, пишущий получает возможность все внимание сосредоточить не на процессе начертания форм знаков, а на содержании, изложении мыслей, т.е. возникает устойчивость признаков, которые уже трудно изменить, не нарушив сложившейся системы, не затратив определенных усилий. Автоматизм навыков письма, связь его с высшей нервной деятельностью и мышле­нием человека лежат в основе индивидуальности и устойчивости по­черка и письма в целом.

Относительная устойчивость письма понимается как не сра­зу сформировавшаяся и на протяжении жизни претерпевающая ка­кие-либо изменения. Однако следует отметить, что изменения в почер­ке происходят не вдруг и не всей совокупности признаков, а постепен­но и в отдельных его элементах, что ни в коей мере не препятствует процессу идентификации.

Кроме того, следует учитывать, что в наиболее работоспособный период жизни человека (20 — 60 лет) изменения в почерке незначи­тельны. Старческие изменения почерка возникают не всегда и сравни­тельно поздно (рис. 11.1).

Говоря об относительной устойчивости почерка, следует помнить, что он может изменяться и под воздействием ряда факторов, которые условно могут быть разделены на естественные, искусственные и па­тологические.

Естественные — возрастные, непривычные условия, необычные пишущие принадлежности, состояние пишущего и др. Искусственные — маскировка и имитация. Маскировка может быть произведена путем замены пишущей руки, изменения шрифта (печатный, чертежный), за­медления или увеличения скорости и др. Имитация — это подража­ние почерку другого лица, которое может быть совершено по памяти, на глаз, путем срисовывания. Патологические изменения возни­кают в результате болезней и травм (расстройства психики, потеря ру­ки и т.п.). В основном изменения в почерке выражаются в искривле­нии прямолинейных элементов букв, угловатости овалов, тупых нача­лах и окончаниях штрихов (рис. 11.2).


Исследование рукопис­ных текстов проводят экс-перты-почерковеды, осно­вываясь на данных судеб­ного почерковедения. Су­дебное почерковедение — это отрасль науки кримина­листики, которая изучает процесс письма, закономер­ности формирования и функ­ционирования почерка для

решения идентификационных и неидентификационных задач на осно­ве познания закономерностей, определяющих его сущность. Эксперти­за рукописных текстов носит название почерковедческой или графиче­ской.

3. Система признаков, используемых при криминалистическом исследовании рукописных текстов

При исследовании рукописных текстов различают отдельные группы признаков, необходимых для получения информации о пишущем. К ним относятся признаки письменной речи, про­странственной ориентации движений (топографические), "и почерка.

Письменная речь. Это деятельность человека, опосредованная си­стемой графических и языковых знаков. Признаки письменной речи, отобразившейся в тексте, содержат ценную информацию о чертах со­циально-биографического и психологического облика его автора, о внешних и внутренних факторах, воздействовавших на него в период исполнения рукописи. Отдельные слова, словосочетания," предложения не могут рассматриваться как объекты, несущие признаки письменной речи. Для этого необхо­дим текст, исполненный на 1—2 страницах и связанный единой смысловой нагрузкой.

Признаки письмен­ной речи можно услов­но подразделить на три самостоятельные груп­пы: 1) степень грамот­ности пишущего; 2) сло­варный запас; 3) стиль изложения.


 

Рис. 11.2. Умышленно измененный почерк


Степень грамотности связывают с наличием в рукописи грамма­тических ошибок и особенностей, выражающихся в неправильном на­писании отдельных слов и фраз. Грамматические признаки устойчивы и иногда составляют идентификационный комплекс. Лексические признаки (словарный запас) — это употребление про­фессиональных терминов, старых, вышедших из употребления слов, местных диалектов. Человек может обладать большим или малым за- пасом слов. Частое употребление одних и тех же слов свидетельствует о небольшом словарном запасе. Стиль изложения характеризует мане­ру излагать мысли, привычку строить предложения, которые могут быть простыми, лаконичными или витиеватыми, сложными. Стиль мо­жет быть литературным, разговорным, последовательным, беспорядоч­ным. В сложных предложениях выявляют их структуру, наиболее час­то встречающиеся обороты, употребление сравнений, пословиц, афо­ризмов.

Топографические признаки письма, или признаки пространст­венной ориентации движений. Это устойчивые привычки размеще­ния текста.

При изучении топографии обращают внимание на поля, абзацы, красные строки, строение строк по направлению, размеры между ни­ми, на величину промежутков между словами. Сюда же можно отне­сти привычки выделять в тексте отдельные слова, способ сокращения и переноса слов, написание дат, нумерацию страниц. Если имеются обращения или подписи, исследуют их размещение относительно тек­ста или срезов бумаги.

Почерк. Его признаки обычно делят на общие и частные. К общим относится степень выработанности, конструктивная сложность, общее направление движения, а также размер букв, их разгон, наклон, связ­ность и темп исполнения.

Степень выработанности характеризует уровень овладения техни­кой письма. В рукописях, исполненных скорописью, ее обычно под­разделяют на три группы: малую, среднюю и высокую. Маловырабо­танный почерк определяется отсутствием ритмичности в движениях, медленным темпом, наличием извилистости прямолинейных элементов букв и угловатостью овалов.

Средневыработанный — содержит ритмичность движений, в нем встречаются незначительные отклонения от принятой системы при среднем темпе письма. Для высоковыработанного почерка характерны сложные координированные движения при быстром темпе: наблюдает­ся вариационность при исполнении письменных знаков в различном буквосочетании (рис. 11.3, 11.4).

Конструктивная сложность почерка делится на сложную, простую и упрощенную. Простой почерк характеризуется системой движений,


Рис. 11.4. Почерк средней степени выработанности

Рис. 11.3. Маловыработанный почерк

при которой написание письменного знака со­ответствует нормам ти­повых прописей. Он разборчив, четок, с вы­держанной ритмично­стью. Почерк, в кото­ром письменные знаки и их элементы проще, чем это предусмотрено в прописях, относится к упрощенным. В ос­новном это происхо­дит за счет сокраще­ния количества движе­ний при выполнении графических знаков, что ведет к неразборчивости из-за утраты букв или их элементов. Усложненный почерк характери­зуется увеличением движений и их сложностью.

Общее направление движения при выполнении рукописных текстов может быть округлым или угловатым, правоокружным или левоокруж-ным, а также смешанным.

Размер букв считается средним, если их величина примерно равна 3 — 4 мм. Если буквы равны 2 — 2,5 мм, размер считается малым, а если более 4 мм — крупным.

^{.^ямугЖу W^^-^o-^o J"cf7^' "~. ^^wv^s ^Г. /З

Разгон (размер интервалов между основньми элементами букв и буквами) может быть большим, средним и малым. При среднем —ин­тервал колеблется от 1/2 высоты до высоты букв; при малом-—-менее 1/2 высоты букв; при большом равен высоте букв или больше ее.

Связность характе­ризует степень безот-рывности письма при выполнении букв или

большая (непрерывное выполнение 6 и более знаков), средняя (4 — 5 букв), малая (2 — 3 знака). По связности почерк может быть сплошным и отрыви­

их сочетаний. Связ- ^/wv*y ^c ~^ии ^^ ность может быть оу/эи-А»»^ сэ^^м •<'?«у»о^ -,-<«' <Ды-ао^.» уу/».

у ^


стым. Связность — вариационный признак, изменяющийся неодинако­во от причин, влияющих на почерк, — позы, материала письма, состо­яния пишущего.

По наклону почерк может быть правонаклонным, левонаклонньм, неустойчивым по наклону (смешанным) и может иметь продольную осевую букв.

Темп исполнения может быть быстрым, средним, медленным. Мед­ленный следует отличать от замедленного, который проявляется при выполнении текста измененным почерком.

Общие признаки почерка (кроме степени выработанности) легко поддаются изменению по воле пишущего. Поэтому при идентифика­ции исполнителя рукописи следует отдавать предпочтение частным признакам.

Частный признак — это характеристика движений, проявляюща­яся при выполнении отдельных букв или их отдельных элементов. Час­тные признаки могут встречаться в одинаковом проявлении у разных лиц; сочетания же их своеобразно для каждого пишущего (неповтори­мая совокупность признаков) (рис. 11.5).

4. Диагностические и автороведческие исследования

Потребности следственной практики диктуют не­обходимость дальнейшего расширения возможностей исследования по­черка и письменной речи, признаки которых, отражаясь в тексте, со­держат ценную информацию об авторе в диагностическом плане. Это данные о социально-биологической характеристике автора, которая не­редко оказывается весьма существенной для следствия и позволяет су­зить круг лиц, подозреваемых в составлении или выполнении текста.

Физиологические, антропометрические и психологические особен­ности исполнителя отражаются в почерке, а следовательно, имеется возможность получить некоторые сведения об авторе. Диагностиче­ские исследования позволяют установить факт намеренного искажения


 


Рис. 11.5. Частные признаки почерка:

- расположение точки начала; 2 — способ соединения элементов буквы; 3 — способ оконча­ния второго элемента; 4 — расположение точки окончания


почерка и письменной речи, необычное психофизиологическое состоя­ние писавшего (опьянение, усталость, болезнь), непривычность внеш­них условий в момент составления текста, родной язык или место фор­мирования языковых навыков, образовательный уровень, пол, возраст и ряд других особенностей личности.

На наличие тесной связи между характером письма и психическим состоянием пишущего обращают внимание специалисты разных обла­стей знания. Исследования психологов, педагогов, криминалистов, су­дебных медиков показывают, что нарушение деятельности отделов нервной системы приводят к определенным изменениям письма: сни­жению общего уровня грамотности, учащающимся исправлениям букв, неравномерности признаков и вариации размера букв, неустойчивости наклона, понижении координации. Частные признаки при этом почти не имеют существенных отклонений. Причинами, вызывающими ука­занные изменения, являются алкогольное опьянение, заболевания цен­тральной нервной системы, физическая усталость, однако для каждого из этих состояний характерны различные уровни влияния на признаки почерка.

На основании диалектологических признаков можно установить место длительного проживания лица, с помощью модификации опре-делить родной язык писавшего. Явления модификации основаны на том, что пишущий незаметно для себя привносит в текст закономерно­сти родного языка.

В настоящее время разработаны методики определения половой принадлежности исполнителя. В почерках не содержится признаков, которые фигурировали бы только в рукописях, исполненных мужчина-ми или женщинами. Однако целый ряд признаков чаще встречается либо в рукописях мужчин, либо женщин, что указывай" на устойчи­вую связь ряда признаков почерка с полом. Частота 'встречаемости этих признаков в рукописях мужчин и женщин не только не одинако­ва, но и относительно устойчива. По коэффициентам, отражающим ча­стоту встречаемости признаков почерка в рукописях мужчин и жен­щин, можно установить пол исполнителя.

Нередки случаи, когда лицо пишет под диктовку или переписывает текст с оригинала, поэтому в судебной и следственной практике часто возникает необходимость в установлении не только исполнителя, но и автора того или иного документа. Важнейшее значение установления автора приобретает при исследовании машинописных текстов.

Научную основу судебно-автороведческой экспертизы составляет система знаний об условиях и закономерностях речевого поведения человека, определяющих индивидуальность его письменной речи, и о методах исследования авторства.


-Объектом автороведческой экспертизы становятся тексты докумен­тов, относящиеся к бытовому, публицистическому и официально-дело­вому стилям речи.

К компетенции судебно-автороведческой экспертизы относится ре­шение двух основных задач: 1) установление конкретного автора тек­ста и 2) выяснение фактов неидентификационного характера.

При решении первой задачи устанавливается подлинный или иск­лючается предполагаемый автор; констатируется факт создания доку­ментов одним или разньми авторами; выясняется тот факт, что автор или исполнитель не одно и то же лицо. Вторая задача устанавливает принадлежность текста к определенному функциональному стилю ре­чи; факты намеренного искажения письменной речи, а также иные факты, относящиеся к условиям создания текста документа.

Текст документа — это всегда единство двух основных сторон:

смысловой (содержание) и формально-языковой. Содержание докумен­та выражается языковыми средствами, однако регулируется не норма­ми языка, а в основном социально-психологическими факторами. От­сюда по тексту всегда можно сделать вывод о той реальной среде, ко­торая окружает автора (социальной, этической, профессиональной), и в определенной мере о тех знаниях, которьми он обладает. Это имеет большое значение для органов расследования в их поисковой деятель­ности. Особенности языковой организации (синтаксические, морфоло­гические и др.) индивидуальны для каждого человека, а поэтому игра­ют существенную роль при отождествлении личности.

Ряд вопросов неидентификационного плана (психические расстрой­ства, необычные психофизиологические состояния) могут быть реше­ны лишь при комплексном исследовании с участием специалистов в области психиатрии или невропатологии.

Методика экспертного исследования основывается на анализе линг­вистических, логико-психологических, психологических и иных методик.

Письменная речь есть фиксируемая в рукописи деятельность индивида, применяющего язык для взаимодействия с другими членами данного языкового коллектива. Эту деятельность следует рассматри­вать как сложно организованную систему, функционирование которой осуществляется на основе комплекса качественно неоднородных навы­ков. Выделяется два основных типа навыков — языковые и интеллек­туальные, имеющие большое значение при исследовании рукописей. Наличие в текстах каких-то жаргонных слов, архаизмов, характерного стиля изложения, отклонений от общепринятых языковых норм,, как правило, является основанием для выдвижения конкретных следствен­ных версий.


5. Подготовка материалов для экспертизы рукописных текстов

В постановлении о назначении экспертизы долж­ны содержаться вопросы, стоящие перед экспертом, сведения об изве­стных обстоятельствах, имеющих отношение к предмету экспертизы (условия выполнения текста, действительно ли существует лицо, от имени которого исполнена подпись, или она вымышленная, состояние писавшего и т.п.), перечень материалов, направляемых на исследова­ние.

В вопросах эксперту необходимо указать, в каком документе и что исследуется. Вопросы должны быть сформулированы четко и не допу­скать двойного толкования.

Методикой судебно-почерковедческой экспертизы разработаны требования, предъявляемые к сравнительным материалам, — это до­стоверность, сопоставимость, надлежащее качество и достаточное ко­личество.

Следователь должен убедиться, кем исполнен текст, направляемый им в качестве свободного образца (достоверность).

Сопоставимость понимается так, что образцы должны быть^ ис­полнены тем же шрифтом, теми же графическими символами, буква- -ми того же алфавита или цифрами.

Надлежащее качество подразумевает, что образцы не. должны до­пускать большого разрыва во времени, быть выполненными, по воз­можности на сходной бумаге или бланке, аналогичным пишущим при­бором и в тех же условиях.

Достаточное количество — это такой объем образцев^^которьш обеспечил бы возможность полного и всестороннего сопоставления всех признаков, содержащихся в исследуемом тексте. Данных реко­мендаций по количеству дать невозможно, однако свободных образцов должно быть не менее 5 — 6 листов, причем различных по характеру (материалы личного дела, письма, черновые записи и т.д.); свободных образцов подписей не менее 10 (к ним можно отнести подписи в заяв­лениях, поручениях, доверенностях, ведомостях и др.). Эксперимен­тальные образцы почерка отбираются в количестве 10 — 12 листов;

подписей не менее 20 — 30.

Применение математических методов, основанных на вероятност­ной статистике, требует большого объема образцов.

Для решения судебно-почерковедческих задач могут быть пред­ставлены свободные образцы (выполненные до возникновения уголов­ного дела), условно-свободные (выполненные после его возбуждения, но не в связи с производством экспертизы) и экспериментальные (ис­полненные по заданию следователя).


В качестве свободных и условно-свободных образцов мо­гут быть представлены личные письма, записи в тетрадях, дневники, характеристики, объяснения, жалобы, служебная переписка и тому по­добные тексты.

Экспериментальные образцы подразделяют на обычные и специальные. Первые не требуют особых условий, а для отобрания специальных должны быть созданы условия, максимально приближен­ные к тем, в которых выполнялись исследуемые рукописи.

Экспериментальные образцы могут быть получены путем: диктов­ки текста, специально составленного для этой цели; самостоятельного письма, когда проверяемый по предложению следователя пишет про­извольный текст (автобиографию, объяснение).

Перед получением экспериментальных образцов следователь дол­жен: заранее подготовить соответствующие материалы письма (бумагу по формату, качеству, линовке или аналогичный бланк); составить спе­циальный текст для диктовки, содержащий сочетания букв или слова, имеющиеся в исследуемом тексте. Иногда в интересах дела проверяе­мое лицо не должно доподлинно знать исследуемый текст или послед­ний содержит нецензурные, оскорбительные выражения; создать усло­вия, максимально приближенные к тем, в которых был выполнен ис­следуемый документ (плохая освещенность, неудобная поза и т.п.).

Методика получения экспериментальных образцов всегда опреде­ляется характером исследуемого документа. Текст следует диктовать четко, без выделения интонаций и расстановки знаков препинания. Темп диктовки может быть различным в зависимости от обстановки. Желательно воссоздать условия, близкие к тем, в которых был выпол­нен исследуемый текст (подпись). Получение экспериментальных об­разцов не должно унижать достоинства личности пишущего, поэтому любой необычный способ выполнения текста возможен лишь с его со­гласия.

Вид и количество образцов находятся в прямой зависимости от ис­следуемого документа. Главное, чтобы, изучая имеющиеся материалы, следователь (эксперт) сформировал мнение о почерке. Если исследуе­мые тексты исполнены каким-либо шрифтом (печатным, чертежным) или левой рукой, то экспериментальные образцы помимо скорописно­го варианта должны быть выполнены таким же шрифтом или спосо­бом, которым исполнен исследуемый текст.

При использовании необычных материалов письма (ткань, фанера, заостренная спичка и т.д.) проверяемому предлагают исполнить текст подобными средствами.

Наиболее сложным в почерковедческой экспертизе является иссле­дование подписей. Подписи могут иметь различную транскрипцию — буквенную, безбуквенную, смешанную. Основной элемент подписи —


росчерк — иногда у одного и того же лица варьирует по транскрипции в зависимости от вида документа, который он подписывает. Встреча­ются подписи, исполненные от имени вымышленных лиц. При выпол­нении подписей от имени существующих лиц в распоряжение эксперта обязательно должны быть представлены образцы подписей этих лиц. Это нужно для того, чтобы эксперт мог оценить совпадающие или раз­личающиеся признаки, определить, какие из них возникли вследствие подражания подлинным подписям, а какие присущи признакам почер­ка исполнителя.

Подписи необходимо отбирать на различных листках бумаги по 5—6 штук с интервалом во времени, чтобы исполнитель не воспроиз­водил каждую последующую подпись так же, как предыдущую.

Специфика исследования письменной речи, проводимого с целью установления автора анонимного документа, обусловливает необходи­мость соблюдения ряда условий, почти тех же, что и при назначении почерковедческих экспертиз.

Успех исследования зависит от качества и объема сравнительного материала. Записи отдельных слов не могут быть рассмотрены в каче­стве образцов, объем которых должен содержать не менее 500 слов. Не могут быть использованы сочинения, курсовые работы и подобные тексты.

Свободные образцы должны соответствовать тексту по-языку изло­жения, времени выполнения текста и по состоянию автора. Это осо­бенно важно для лиц молодого возраста, ибо по мере становления лич­ности меняются ее интересы, социальная, национальная; профессио­нальная и иная среда. Данные требования относятся и'к ли§ам пожи­лого возраста, когда могут быть допущены изменения; выражающиеся в упрощении и нарушении смысловой и языковых структур. Признаки письменной речи людей среднего возраста характеризуются более вы­сокой устойчивостью.

Эксперту должны быть сообщены сведения о возрасте, образова­нии, профессии проверяемого лица; его принадлежности к определен­ному функциональному стилю речи. Образцы должны быть выполне­ны в рамках того же функционального стиля (бытового, официаль­но-делового, публицистического) и в той же форме письменной речи.

Непригодны в качестве образцов публикации в журналах, газетах, сборниках, поскольку в результате редакторской и корректорской правки исчезают присущие им признаки.

Экспериментальные образцы лучше получать в виде самостоятель­ного изложения, объяснения, автобиографии. Объем эксперименталь­ных образцов должен быть большим, чтобы у экспертов могло сло­житься мнение о письменной речи подозреваемого.


6. Методика экспертного исследования

Научные и экспериментальные исследования, мно­голетний опыт проведения судебно-почерковедческих экспертиз и обоб­щения практики позволили сформулировать теоретические основы и раз­работать научно обоснованные методики экспертизы письма с учетом его закономерностей, формирования навыков, определяющих природу почер­ка как объекта идентификационных и неидентификационных исследова­ний. Судебно-почерковедческая экспертиза располагает довольно обшир­ным арсеналом разнообразных методик исследования: традиционных ка­чественно-описательных и модельных количественных, основанных на математическом, вероятностном моделировании.

Процесс экспертного исследования письма при решении иденти-, фикационных вопросов состоит из четырех этапов.

На первом этапе эксперт знакомится с обстоятельствами дела, не­обходимыми для исследования, уясняет суть вопросов, уделяя большое внимание определению пригодности и достаточности образцов для сравнения.

На втором этапе — раздельного исследования — выявляется нали­чие или отсутствие искусственных изменений почерка или письменной речи. Изменения письменной речи обычно устанавливаются по нали­чию грубых грамматических ошибок орфографического, синтаксиче­ского и пунктуационного характера при высоковыработанном, слож­ном, скоординированном почерке; по наличию ошибок в простых сло­вах и правильному написанию сложных слов и предложений.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 578; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.082 сек.