КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Тактические особенности допроса свидетелей. 21 страница
ГЛАВА 43 РАССЛЕДОВАНИЕ ПРЕСТУПЛЕНИЙ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ 1. Криминалистическая характеристика преступлений, совершаемых несовершеннолетними Несовершеннолетние подлежат уголовной ответственности, если до совершения преступления им исполнилось шестнадцать лет. Лица, совершившие преступления в возрасте от четырна-дцати до шестнадцати лет, подлежат уголовной ответственности за убийства, умышленное причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью, похищение человека, изнасилование и другие преступления, перечисленные в ч. 1 и ч. 2 ст. 20 УК РФ. В соответствии с ч. 3 ст. 20 УК РФ, если несовершеннолетний достиг возраста, предусмотренного частями первой и второй настоящей статьи, но вследствие отставания в психическом развитии, не связанном с психическим расстройством, во время совершения общественно опасного деяния не мог в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействий) либо руководить ими, он не подлежит уголовной ответственности. Поведение несовершеннолетнего в период подготовки, совершения и сокрытия преступления обусловлено общими психологическими качествами, присущими подростковому возрасту, и индивидуальными свойствами подростка, которые связаны с особенностями его развития, условиями жизни и воспитания. Поведение и поступки несовершеннолетних в возрасте \Л— 15 лет носят уже сознательно-волевой характер, однако их физическое и духовное развитие еще не завершено и это отражается на характере их действий и поступков. В подростковом возрасте происходит глубокая биологическая перестройка организма, которая влечет за собой и изменения психического развития. У несовершеннолетних в возрасте 16—17 лет процесс физического и интеллектуального развития продолжается. К 18 годам несовершеннолетний достигает той физической и духовной зрелости, которая достаточна для самостоятельной трудовой жизни. И все же, как отмечают психологи, даже к 18 годам, когда юноша начинает трудовую деятельность и может вступить в брак, наступает минимально необходимая для этого, степень физической, духовной, гражданской зрелости. В подобном возрасте обострена боязнь прослыть «слабым», несамостоятельным. Они готовы на совершение самых невероятных поступков, лишь бы доказать свою зрелость. К концу подросткового возраста чувство взрослости приобретает своеобразный характер, оно трансформируется в своеобразное чувство самоутверждения, которое проявляется в стремлении показать свою индивидуальность, оригинальность (через утрированные моды, показное бравирование). Такое поведение окружающими нередко воспринимаются как хулиганские действия. Подростковому возрасту присуща повышенная эмоциональная возбудимость, некоторая неуравновешенность характера, которые связаны с повышенной импульсивностью и несдержанностью. Эти качества характера нередко используются взрослыми антиобщественными элементами, которые, зная возможность необдуманных поступков со стороны несовершеннолетних, выбирают подходящий момент и вовлекают их в общественно опасные деяния. Некоторым подросткам свойственны грубость, дерзость, раздражительность. Они обусловлены специфическими условиями жизни и воспитания. Следователь должен их учитывать при расследовании противоправных действий, связанных с нарушением общественного порядка, которые могут последовать из-за неправомерных действий потерпевших, непонимания некоторых моральных категорий, а также в результате переутомления несовершеннолетнего. Распространенными в этом возрасте недостатками поведения являются упрямство, лживость, которые, как и грубость, и дерзость, не свойственны подростковому возрасту, а обусловлены особенностями микросреды, в которой жил и воспитывался подросток. Эти качества подростков чаще всего являются средством скрыть свой дурной поступок и тем самым избежать наказания. Как видно, в процессе расследования следователю необходимо ориентироваться не только на особенностях совершенного подростком преступления (его внешней стороне), но и на внутреннюю картину преступления. Психологи считают, что внутренняя картина преступления подростка зависит от уровня его правосознания, структуры личности, отношения к содеянному. Особенности совершенного преступления и внутренняя картина общественно опасного деяния находят отражение и в криминалистической характеристике преступлений. В криминалистической характеристике преступлений несовершеннолетних надо различать несколько уровней: а) общую криминалистическую характеристику преступлений, совершаемых несовершеннолетними, которая имеет значение для определения характера общественно опасного деяния; б) криминалистическую характеристику отдельных видов (групп) преступлений (имущественных, против личности); в) криминалистическую характеристику отдельных категорий преступлений (краж, грабежей и т. д.). Криминалистическая характеристика отдельных категорий преступлений, совершаемых несовершеннолетними, представляет значительный интерес, так как наиболее эффективно может быть использована в процессе расследования.
Центральным элементом криминалистической характеристики является способ совершения преступления. На выбор способа совершения преступления несовершеннолетним определенную роль играют: а) черты характера, определяющие направленность личности и волевые качества (жестокость, эгоизм и т.д.); б) навыки, которые у несовершеннолетних развиты слабее, чем у взрослых; в) привычки, которые могут выступать как обстоятельства, влияющие на выбор способа совершения преступления. Элементами способа совершения преступления являются: подготовка к совершению преступления: подыскание орудий; механизм преступного посягательства; способ сокрытия преступления. В содержание подготовки к совершению преступления может входить предварительная договоренность и создание преступной группы, распределение преступных функций, подготовка орудий и необходимые, чаще всего, минимальные разведывательные действия. Вместе с тем, при повторном совершении общественно опасных деяний, особенно с участием ранее судимых подростков и взрослых и соучастников, доля заранее подготавливаемых преступлений увеличивается. Орудия преступления, специально подготовленные для совершения преступления, подростками применяются значительно реже, чем взрослыми (при совершении каждой третьей кражи, в одном из 8—9 грабежей и разбойных нападений). При совершении краж с помощью технических средств чаще всего взламываются двери и окна. При грабежах и разбойных нападениях в группе — орудия (ножи, палки и т.д.) используются по каждому четвертому преступлению, при этом чаще всего применяются перочинные ножи, которые более доступны подросткам. Финские ножи изготавливаются и используются работающими подростками. При убийствах несовершеннолетние чаще всего (50 %) используют тупые орудия (колья, камни) или удары наносятся ногами, обутыми в жесткую обувь; реже применяются ножи. Вьмвляются определенные закономерные связи между некоторыми орудиями преступления, которые используются при убийствах, и местом совершения преступления. Так, из всех случаев убийств ножами (кухонными, хозяйственными) в 77% они совершаются в жилищах. При совершении хулиганских действий несовершеннолетние в большинстве случаев причиняют потерпевшим побои или наносят телесные повреждения руками и ногами, реже при хулиганских действиях используются ножи, палки, обрезки труб и др. Приведенный анализ орудий показывает, что: а) большинство преступлений (70—80%) совершаются без применения каких-либо орудий; если причиняются побои, телесные повреждения, то в основном они наносятся руками и но- гами; б) значительная часть с помощью предметов, имеющих различное хозяйственное значение; в) реже с помощью специально предназначенных для этого орудий или приспособленных для этих целей предметов; г) последнюю группу орудий преступления составляют предметы, случайно найденные на месте совершения преступления (колья, обрезки труб, доски и др.). Механизм преступного посягательства при расследовании преступлений несовершеннолетних глубоко не раскрывается. Схема исследования механизма по отдельным категориям преступлений представляется следующей: а) когда и по чьей инициативе возникло намерение совершить преступление; б) в чем заключалась подготовка к совершению преступления; г) какие действия непосредственно предшествовали преступному посягательству; д) в чем заключались действия каждого соучастника при совершении и сокрытии преступления. Механизм непосредственного совершения грабежей и разбойных нападений, используемый группами несовершеннолетних, как правило, состоит в таких приемах: а) открытый подход к потерпевшим с немедленным требованием у них вещей и денег (52%); б) подход к потерпевшему под определенным предлогом, после чего происходит насильственное изъятие ценностей и вещей (25%); в) внезапное нападение на потерпевшего (23%) Меры по сокрытию преступлений довольно элементарны: а) следы на месте преступления уничтожаются редко; б) похищенное имущество прячут в большинстве случаев в подвалах, на чердаках, в строящихся или разрушенных зданиях, в лесопосадках. Если подросток воспитывался в семье, где нет контроля за его поведением, нередко похищенное имущество прячется в квартире или в подсобных помещениях; в) средствами сокрытия преступлений являются реализация или обмен похищенного; г) при убийствах несовершеннолетние принимают меры к сокрытию, прежде всего, трупа, обычно в непосредственной близости от места убийства. Обстановка совершения преступления характеризует ситуацию, в которой действовал преступник. Анализ предмета преступного посягательства, особенно при кражах, дает возможность сразу после обнаружения преступления примерно правильно решить вопрос, не подростком ли совершено преступление. Несовершеннолетние чаще всего посягают на автомототранс-порт и запчасти к ним, на фотоаппараты, транзисторные приемники, магнитофоны, видеоаппаратуру, часы, деньги, а также на другие вещи, при реализации которых можно получить деньги. Состав преступной группы нас интересует с точки зрения влияния, которое оказывает группа на поведение подростка в период подготовки и при совершении преступления. Правонарушители-одиночки характеризуются минимальной степенью жестокости и цинизма; степень эта повышается при совершении преступления в группе и становится максимальной в наиболее устойчивых и больших по составу группах. Еще более дерзко действует подросток в соучастии со взрослыми. Групповая преступность среди несовершеннолетних составляет в последние годы 60—70%. Среди них появляются устойчивые преступные формирования. Каждая третья группа, созданная для совершения грабежей и разбойных нападений, распадается после совершения первого преступления. Около 60—70% преступных групп состоят из 2—3 человек. Выявлены и другие закономерности в деятельности групп: чем больше состав группы, тем больше в ней взрослых, а совершающие более опасные преступления чаще всего успевают совершить значительно меньше общественно опасных деяний. Наиболее распространенными местами совершения грабежей и разбойных нападений являются подъезды и дворы, микрорайоны школ и училищ, общежития. Кражи чаще совершаются из индивидуальных домов, при этом большинство из них в дневное время или после 22 часов, грабежи и разбойные нападения с 18 до 22 часов и около 20% — после 22 часов. Жертвами грабежей и разбойных нападений, совершаемых в дневное время, являются в большинстве своем учащиеся школ и училищ. Криминалистический анализ личности несовершеннолетнего преступника предусматривает исследование как нравственно-психологических качеств подростка, так и способ и обстановку совершения преступления, которые обусловлены привычками, потребностями и иными личностными качествами подростка. Для быстрого раскрытия преступления важное значение имеет криминалистический анализ личности потерпевшего. Объясняется это не только фактами негативного поведения некоторых из потерпевших в период, предшествующий совершению преступления, но и закономерными связями личности потерпевшего с преступником и другими элементами криминалистической характеристики преступления. Если грабежи и разбойные нападения совершаются подростками главным образом в отношении сверстников, то взрослые нападают в большинстве своем на лиц старше 21 года. Потерпевшими по делам о хулиганских действиях несовершеннолетних чаще всего бывают лица в возрасте до 20 лет. 2. Возбуждение уголовного дела и производство неотложных следственных действий Успешность расследования преступлений несовершеннолетних во многом зависит от своевременности возбуждения уголовного дела. Значимость этого фактора обусловлена необходимостью: а) быстро пресекать противоправную деятельность несовершеннолет- них, которые из-за безнаказанности нередко совершают одно за другим несколько преступлений; б) предупредить создание иллюзии о безнаказанности за совершенное преступление как у них, так и у других подростков; в) недопустимость обработки подростка заинтересованными лицами с целью сокрытия преступления и лиц, его совершивших; г) как можно раньше начать положительное воспитательное воздействие на подростка. Преступления несовершеннолетних чаще всего выявляются в следующих криминальных ситуациях: при задержании подростка на месте преступления; когда потерпевшие или свидетели утверждают, что по внешнему виду и поведению он был, вероятней всего, несовершеннолетним или если они лично его знают; при обнаружении типичной для преступлений, совершаемых несовершеннолетними, обстановки места происшествия и следов. Во всех этих ситуациях уголовное дело возбуждается по факту совершенного преступления, но осмотр места происшествия и другие неотложные следственные действия производятся с учетом возможного совершения преступления несовершеннолетним. Раскрытие преступлений, совершенных несовершеннолетними, и эффективность их расследования во многом зависят от своевременности и полноты проверки первичного материала и решения вопроса о начале расследования. В соответствии со ст. 114 У ПК РСФСР заявления и сообщения о совершенных подростками преступлениях могут быть направлены по подследственное™ только в следующих случаях (но если принять такое решение, то направлять эти заявления и сообщения нужно немедленно): а) при получении сообщения, не требующего срочной проверки для решения вопроса о начале расследования; б) при совершении малозначительного или не представляющего большой общественной опасности преступления и возможности применения к несовершеннолетним мер, заменяющих уголовное наказание. Для предотвращения или пресечения преступления и закрепления его следов органы дознания, куда чаще всего поступают заявления и сообщения о совершенных несовершеннолетними преступлениях, в соответствии со ст. 114 УПК РСФСР могут в стадии возбуждения уголовного дела: а) пресечь преступление; б) установить очевидцев, потерпевшего; в) закрепить следы преступления путем осмотра места происшествия. В соответствии со ст. 109 УПК РСФСР по поступившим заявлениям^ и сообщениям о совершенных преступлениях могут быть истребованы необходимые материалы и получены объяснения. При проверке первичного материала конкретизируются обстоятельства исследуемого fi47 события (время, место, способ совершения преступления), устанавливаются потерпевший, очевидцы, принимаются меры к пресечению преступления и закреплению его следов. При выявлении к моменту возбуждения уголовного дела несовершеннолетнего правонарушителя важное значение приобретает точное установление его возраста. Обычно трудности не возникают, когда имеется паспорт или свидетельство о рождении подростка. При недостижении возраста, с которого возможна уголовная ответственность, дело должно быть возбуждено, если имеются данные о причастности к общественно опасным действиям взрослых или подростков, могущих быть субъектами преступления. Уголовные дела о преступлениях несовершеннолетних, как правило, возбуждаются следователями органов внутренних дел. При осмотре места происшествия надо исходить из детерминистической концепции преступного поведения, в соответствии с которой поведение несовершеннолетнего обусловлено условиями его жизни и воспитания, свойствами и направленностью личности, конкретной ситуацией, сложившейся к моменту совершения общественно опасного деяния. В этой связи важно, чтобы при наличии признаков, свидетельствующих о совершении преступления несовершеннолетним, осмотр места происшествия производил следователь, специализирующийся по расследованию рассматриваемой категории преступлений. Еще Ганс Гросс советовал следователю: «Убеждайся в правдивости сообщения лично, производи личные осмотры, измерения, проверяй и соображай на месте» (Руководство для судебных следователей, как система криминалистики. СПб, 1908. С. 37). Основные усилия следователя при осмотре места происшествия направляются на выявление следов, изучение обстановки в целях установления, прежде всего, взрослым или подростком совершено преступление. Например, анализ похищенного ассортимента товаров дает основание для предположительного вывода о совершении преступления подростком. Такой вывбд, являясь, конечно, предварительным, сам по себе требует поиска дополнительных фактов (следствий, вытекающих из выдвинутой версии), подтверждающих или опровергающих обоснованность индуктивно построенной версии. Несовершеннолетние чаще всего посягают: а) на продукты, которые могут стать объектом непосредственного потребления; б) на предметы, особо значимые для несовершеннолетнего в связи с интересом к моделированию, модной музыке; в) на мотоциклы, мопеды, велосипеды; г) на предметы молодежной моды; д) на деньги; е) на предметы «смешанного» ассортимента, в связи с требованиями взрослых или старших подростков; ж) на предметы, являющиеся традиционньши объектами коллекционирования (марки, старые монеты и др.). При осмотре места происшествия надо глубоко проанализировать способ совершения преступления, который более определенно отражает личностные качества несовершеннолетнего правонарушителя, так как он обусловлен главным образом субъективными свойствами подростка, отсутствием жизненного и профессионального опыта. О причастности несовершеннолетнего к преступлению могут свидетельствовать материальные последствия, связанные с изменениями в обстановке места происшествия, в частности: а) незначительные по размеру следы рук и ног человека, которые обычно оставляют малолетние и подростки в возрасте 14— 15 лет; б) характерная для несовершеннолетних этого же возраста дорожка следов: угол шага у них менее открыт; ширина шага несколько больше, чем у взрослых; в) оставленные на месте происшествия личные вещи преступника; г) следы обуви, которые носят подростки (кеды, кроссовки); д) следы зубов на продуктах, по которым можно определить примерный возраст подозреваемого. Если к началу осмотра места происшествия несовершеннолетний подозреваемый выявлен, следователь в процессе осмотра принимает меры к обнаружению объективных данных, подтверждающих или опровергающих его участие в общественно опасном деянии. При неотрицании подростком своей причастности к совершенному преступлению следователь решает вопрос о привлечении несовершеннолетнего к осмотру места происшествия. Важно к началу осмотра места происшествия выявить ассортимент и количество похищенных товаров. Это дает возможность с определенной степенью вероятности выявить количественный состав преступной группы. О физической силе преступника можно судить по способам проникновения в помещение, усилиям, затраченным на перенесение тяжестей, характеру причиненных телесных повреждений. Обыск по делам несовершеннолетних производится для обнаружения как похищенного имущества, орудий преступления, одежды и обуви, в которой был подросток в момент совершения преступления, так и дневников, записных книжек, переписки в целях выявления его потребностей, интересов, а также ближайшего окружения и связей. Одновременно обыск является источником информации об условиях жизни и воспитания несовершеннолетнего. В большинстве случаев подростки прячут похищенное имущество и орудия преступления в сараях, подвалах, на чердаках, в заброшенных постройках, но нередко и дома, если отсутствует контроль за их поведением. В этой связи при подготовке к обыску желательно получить информацию о родителях несовершеннолетнего, их отношению к воспитанию детей, о наличии комнаты, принадлежащей подростку. Необходимо также проверить, имеются ли принадлежащие семье подвал, гараж, другие подсобные помещения. При кражах, грабежах, разбойных нападениях подростки нередко завладевают различными мелкими вещами, которые представляют для них интерес (авторучки, зажигалки, ножи). Эти вещи, которые они держат при себе или открыто хранят дома, можно обнаружить при обыске. При обыске может быть обнаружено имущество, которое, как правило, не похищают подростки, а также отмычки, иные технические средства, специально приспособленные для взломов и нападений. Такие факты являются основанием для выдвижения версии о наличии взрослых соучастников или о возможности вовлечении несовершеннолетнего в преступную деятельность взрослым. Как уже было отмечено, в результате обыска может быть получена информация, характеризующая личность несовершеннолетнего правонарушителя. При обнаружении признаков, свидетельствующих об участии несовершеннолетнего в употреблении алкоголя, наркотиков, в ознакомлении с звукозаписями нецензурного характера, порнографическими материалами, необходимо выявленные факты зафиксировать в протоколе. Обнаруженные при обыске дневники, письма, записные книжки помогут следователю выявить потребности и интересы несовершеннолетнего. Нередко возникает необходимость в производстве обыска в общежитии. В подобных случаях обыску подвергаются кровать и тумбочка несовершеннолетнего и места общего пользования. При необходимости расширения границ обыска об этом следует указать в постановлении. Обыск на рабочем месте производится в тех случаях, когда имеются данные, что по месту работы несовершеннолетний правонарушитель хранит похищенное имущество, орудие преступления или заготовки для их изготовления. При обыске необходимо пристальное внимание за поведением и эмоциональном состоянием несовершеннолетних, так как они хуже владеют собой, чем взрослые. Такое наблюдение сделает обыск более целеустремленным. Тактика допроса несовершеннолетнего подозреваемого разрабатывается с учетом следующих факторов: а) несовершеннолетний подозреваемый появляется на первоначальном этапе расследования, когда следователь не располагает достаточными данными о его причастности к расследуемому событию; б) допрос подозреваемого является неотложным следственным действием, в связи с чем следователь не имеет достаточного времени на его подготовку; в) подросток эмоционально возбужден, его угнетает непривычность обстановки. Вместе с те<д, несмотря на своеобразие психического и эмоционального состояния несовершеннолетнего, тактику допроса необходимо разработать таким образом, чтобы на первом же допросе получить наиболее объективную информацию. Обусловлено это требование тем, что нередко первый допрос несовершеннолетнего подозреваемого является основным и решающим, так как подростки значительно реже меняют свои показания, чем взрослые. Вначале необходимо принять меры к успокоению подростка и к установлению с ним психологического контакта. Известные криминалисты И.Н. Якимов и П.П. Михеев еще в 30-х годах писали, что первой задачей при допросе является создание у допрашиваемого благожелательного и откровенного к себе отношения, что достигается безукоризненной вежливостью и мягкостью обращения. Вместе с тем, нельзя во время установления психологического контакта всегда и в полной мере снимать напряжение с подростка. Основа контакта — правдивая характеристика положения. Психологический контакт нужно не только устанавливать, но и поддерживать в процессе дальнейшего расследования. Этому будут способствовать: коммуникативные качества и доброжелательный тон следователя, умение использовать в беседе совпадающих позитивных интересов несовершеннолетнего и следователя (любовь к спорту, музыке и т. д.). При подготовке к допросу сведения о личности несовершеннолетнего подозреваемого можно получить от родителей, жителей, представителей трудовых коллективов, в отделах по предупреждению и пресечению правонарушений несовершеннолетних (ОПППН). Первый допрос должен быть детальным и касаться не только обстоятельств преступления, в совершении которого он подозревается, но и условий его жизни и воспитания, ближайшего окружения, потребностей и интересов. Чем больше объективных данных о подростке, его поведении и связях мы получим на первом допросе, тем быстрее будет раскрыто преступление и выявлены обстоятельства, способствующие его совершению. После выяснения автобиографических данных, условий жизни и воспитания и сообщения подростку в совершении какого преступления он подозревается, несовершеннолетнему целесообразно разъяснить важность дачи правдивых показаний по всем интересующим следствие вопросам и выслушать свободный рассказ несовершеннолетнего о его причастности к делу. Важное значение при допросе несовершеннолетних правонарушителей приобретает вопрос о нейтрализации круговой поруки и нежелания «выдать» соучастников преступления. В силу психологических особенностей подросткового возраста некоторым несовершеннолетним импонирует такое поведение. Тактика допроса таких подростков должна предусматривать детализацию показаний, сопровождение допроса проверкой показаний на месте, разъяснение несовершеннолетнему истинного смысла и содержания чувства дружбы и товарищества, не имеющего ничего общего с круговой порукой. Немаловажное значение при допросе несовершеннолетнего подозреваемого имеет показ следователем своей осведомленности об обстоятельствах совершенного преступления, ни в коем случае не прибегая к обману или внушению. В подобных случаях следователю целесообразно держать себя уверенно, вопросы задавать в логической последовательности, использовать при допросе достоверно установленные факты, на вопросы и реплики подозреваемого давать такие ответы, которые допускали бы многозначное толкование. Вместе с тем, этот психологический прием допроса надо применять с большой осторожностью, чтобы у допрашиваемого не создалось впечатления об обмане или введении его в заблуждение. При допросе несовершеннолетнего подозреваемого доказательства, как правило, не приводятся, так как чаще всего следователь к этому времени не располагает замкнутой цепью улик, а разрозненные доказательства неубедительны. В подобных случаях несовершеннолетнему нужно разъяснить значение и правовые последствия чистосердечного раскаяния и активного способствования раскрытию преступления. Для получения правдивых показаний можно использовать и положительные личные качества несовершеннолетнего. Но следует сразу же заметить, что неумело построенный допрос может привести к самооговору. Задача следователя состоит в том, чтобы, не обращаясь к материалам дела и не оперируя никакими обстоятельствами совершенного преступления, попытаться воздействовать на сознание несовершеннолетнего и побудить его к раскаянию. В случае отрицания своей причастности к совершенному преступлению необходимо детально выяснить, где находился подросток в момент совершения преступления. Изучение следственной практики показывает, что несовершеннолетние правонарушители заранее не подготавливают доказательства своего алиби, поэтому детальный допрос о месте и времени нахождения в момент совершения преступления и сопоставления полученных данных с другими материалами дела выявляют полную несостоятельность объяснений несовершеннолетнего в случае дачи им ложных показаний. В целях установления психологического контакта для участия в допросе может быть приглашен педагог, обучающий подростка и пользующийся у него уважением. 3. Тактика иных следственных действий Тактика допроса несовершеннолетнего обвиняемого. Предъявление обвинения должно стать для подростка событием особо значимым, ибо в этот момент он может понять не только полноту ответственности за содеянное, но и психологически осознать свои поступки. При предъявлении обвинения несовершеннолетнему нужно не только разъяснить его сущность, но и раскрыть перед ним общественную опасность преступления, показать, какой ущерб причинен обществу и близким. Анализ следственной практики показывает, что нередко обвинение несовершеннолетним предъявляется несвоевременно — непосредственно перед ознакомлением обвиняемого с материалами дела, что приводит к нарушению права обвиняемого на защиту. В таких случаях несовершеннолетний обвиняемый и его защитник, в связи с завершением предварительного следствия непосредственно после предъявления обвинения, не имеют реальной возможности реализовать свои права, предусмотренные законом. Предъявление обвинения имеет важное воспитательное значение и в отношении подростка, к которому на предварительном следствии применяются меры, заменяющие уголовное наказание. В противном случае у таких подростков и в ближайшем окружении создается впечатление о полной безнаказанности. Если изучение личности при подготовке к допросу несовершеннолетнего подозреваемого было ограничено недостатком времени и более узкими задачами, которые решаются при допросе, то при подготовке к допросу несовершеннолетнего обвиняемого личность подростка, путем использования тех же источников информации, должна быть изучена всесторонне.
Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 494; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |