Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тактические особенности допроса свидетелей. 21 страница





ГЛАВА 43 РАССЛЕДОВАНИЕ ПРЕСТУПЛЕНИЙ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

1. Криминалистическая характеристика преступлений, совершаемых несовершеннолетними

Несовершеннолетние подлежат уголовной ответ­ственности, если до совершения преступления им исполнилось шест­надцать лет. Лица, совершившие преступления в возрасте от четырна-дцати до шестнадцати лет, подлежат уголовной ответственности за убийства, умышленное причинение тяжкого или средней тяжести вре­да здоровью, похищение человека, изнасилование и другие преступле­ния, перечисленные в ч. 1 и ч. 2 ст. 20 УК РФ.

В соответствии с ч. 3 ст. 20 УК РФ, если несовершеннолетний дос­тиг возраста, предусмотренного частями первой и второй настоящей статьи, но вследствие отставания в психическом развитии, не связан­ном с психическим расстройством, во время совершения общественно опасного деяния не мог в полной мере осознавать фактический харак­тер и общественную опасность своих действий (бездействий) либо ру­ководить ими, он не подлежит уголовной ответственности.

Поведение несовершеннолетнего в период подготовки, совершения и сокрытия преступления обусловлено общими психологическими ка­чествами, присущими подростковому возрасту, и индивидуальными свойствами подростка, которые связаны с особенностями его развития, условиями жизни и воспитания.

Поведение и поступки несовершеннолетних в возрасте \Л— 15 лет носят уже сознательно-волевой характер, однако их физическое и ду­ховное развитие еще не завершено и это отражается на характере их действий и поступков. В подростковом возрасте происходит глубокая биологическая перестройка организма, которая влечет за собой и изме­нения психического развития. У несовершеннолетних в возрасте 16—17 лет процесс физического и интеллектуального развития про­должается. К 18 годам несовершеннолетний достигает той физической и духовной зрелости, которая достаточна для самостоятельной трудо­вой жизни. И все же, как отмечают психологи, даже к 18 годам, когда юноша начинает трудовую деятельность и может вступить в брак, на­ступает минимально необходимая для этого, степень физической, ду­ховной, гражданской зрелости.

В подобном возрасте обострена боязнь прослыть «слабым», несамостоятельным. Они готовы на совершение самых невероятных поступков, лишь бы доказать свою зрелость. К концу подросткового возраста чувство взрослости приобретает своеобразный характер, оно трансформируется в своеобразное чувство самоутверждения, которое


проявляется в стремлении показать свою индивидуальность, ориги­нальность (через утрированные моды, показное бравирование). Такое поведение окружающими нередко воспринимаются как хулиганские действия.

Подростковому возрасту присуща повышенная эмоциональная возбудимость, некоторая неуравновешенность характера, которые свя­заны с повышенной импульсивностью и несдержанностью. Эти качест­ва характера нередко используются взрослыми антиобщественными элементами, которые, зная возможность необдуманных поступков со стороны несовершеннолетних, выбирают подходящий момент и вовле­кают их в общественно опасные деяния.

Некоторым подросткам свойственны грубость, дерзость, раздражительность. Они обусловлены специфическими условиями жизни и воспитания. Следователь должен их учитывать при расследо­вании противоправных действий, связанных с нарушением обществен­ного порядка, которые могут последовать из-за неправомерных дейст­вий потерпевших, непонимания некоторых моральных категорий, а также в результате переутомления несовершеннолетнего.

Распространенными в этом возрасте недостатками поведения явля­ются упрямство, лживость, которые, как и грубость, и дерзость, не свойственны подростковому возрасту, а обусловлены особенностями микросреды, в которой жил и воспитывался подросток.

Эти качества подростков чаще всего являются средством скрыть свой дурной поступок и тем самым избежать наказания. Как видно, в процессе расследования следователю необходимо ориентироваться не только на особенностях совершенного подростком преступления (его внешней стороне), но и на внутреннюю картину преступления. Психо­логи считают, что внутренняя картина преступления подростка зави­сит от уровня его правосознания, структуры личности, отношения к содеянному.

Особенности совершенного преступления и внутренняя картина общественно опасного деяния находят отражение и в криминалистиче­ской характеристике преступлений.

В криминалистической характеристике преступлений несовершен­нолетних надо различать несколько уровней: а) общую криминалисти­ческую характеристику преступлений, совершаемых несовершеннолет­ними, которая имеет значение для определения характера общественно опасного деяния; б) криминалистическую характеристику отдельных видов (групп) преступлений (имущественных, против личности); в) кри­миналистическую характеристику отдельных категорий преступлений (краж, грабежей и т. д.). Криминалистическая характеристика от­дельных категорий преступлений, совершаемых несовершеннолетни­ми, представляет значительный интерес, так как наиболее эффективно может быть использована в процессе расследования.

 


Центральным элементом криминалистической характеристики яв­ляется способ совершения преступления. На выбор способа соверше­ния преступления несовершеннолетним определенную роль играют: а) чер­ты характера, определяющие направленность личности и волевые ка­чества (жестокость, эгоизм и т.д.); б) навыки, которые у несовершен­нолетних развиты слабее, чем у взрослых; в) привычки, которые могут выступать как обстоятельства, влияющие на выбор способа соверше­ния преступления.

Элементами способа совершения преступления являются: подго­товка к совершению преступления: подыскание орудий; механизм пре­ступного посягательства; способ сокрытия преступления.

В содержание подготовки к совершению преступления может вхо­дить предварительная договоренность и создание преступной группы, распределение преступных функций, подготовка орудий и необходи­мые, чаще всего, минимальные разведывательные действия.

Вместе с тем, при повторном совершении общественно опасных деяний, особенно с участием ранее судимых подростков и взрослых и соучастников, доля заранее подготавливаемых преступлений увеличи­вается.

Орудия преступления, специально подготовленные для совершения преступления, подростками применяются значительно реже, чем взрос­лыми (при совершении каждой третьей кражи, в одном из 8—9 грабе­жей и разбойных нападений). При совершении краж с помощью тех­нических средств чаще всего взламываются двери и окна. При грабе­жах и разбойных нападениях в группе — орудия (ножи, палки и т.д.) используются по каждому четвертому преступлению, при этом чаще всего применяются перочинные ножи, которые более доступны подро­сткам. Финские ножи изготавливаются и используются работающими подростками. При убийствах несовершеннолетние чаще всего (50 %) используют тупые орудия (колья, камни) или удары наносятся ногами, обутыми в жесткую обувь; реже применяются ножи.

Вьмвляются определенные закономерные связи между некоторыми орудиями преступления, которые используются при убийствах, и ме­стом совершения преступления. Так, из всех случаев убийств ножами (кухонными, хозяйственными) в 77% они совершаются в жилищах.

При совершении хулиганских действий несовершеннолетние в большинстве случаев причиняют потерпевшим побои или наносят те­лесные повреждения руками и ногами, реже при хулиганских действи­ях используются ножи, палки, обрезки труб и др. Приведенный анализ орудий показывает, что: а) большинство преступлений (70—80%) со­вершаются без применения каких-либо орудий; если причиняются по­бои, телесные повреждения, то в основном они наносятся руками и но-


гами; б) значительная часть с помощью предметов, имеющих различ­ное хозяйственное значение; в) реже с помощью специально предна­значенных для этого орудий или приспособленных для этих целей предметов; г) последнюю группу орудий преступления составляют предметы, случайно найденные на месте совершения преступления (колья, обрезки труб, доски и др.).

Механизм преступного посягательства при расследовании преступ­лений несовершеннолетних глубоко не раскрывается. Схема исследо­вания механизма по отдельным категориям преступлений представля­ется следующей: а) когда и по чьей инициативе возникло намерение совершить преступление; б) в чем заключалась подготовка к соверше­нию преступления; г) какие действия непосредственно предшествовали преступному посягательству; д) в чем заключались действия каждого соучастника при совершении и сокрытии преступления. Механизм непосредственного совершения грабежей и разбойных нападений, ис­пользуемый группами несовершеннолетних, как правило, состоит в та­ких приемах: а) открытый подход к потерпевшим с немедленным тре­бованием у них вещей и денег (52%); б) подход к потерпевшему под определенным предлогом, после чего происходит насильственное изъ­ятие ценностей и вещей (25%); в) внезапное нападение на потерпевше­го (23%)

Меры по сокрытию преступлений довольно элементарны: а) следы на месте преступления уничтожаются редко; б) похищенное имущест­во прячут в большинстве случаев в подвалах, на чердаках, в строящих­ся или разрушенных зданиях, в лесопосадках. Если подросток воспи­тывался в семье, где нет контроля за его поведением, нередко похи­щенное имущество прячется в квартире или в подсобных помещениях;

в) средствами сокрытия преступлений являются реализация или обмен похищенного; г) при убийствах несовершеннолетние принимают меры к сокрытию, прежде всего, трупа, обычно в непосредственной близо­сти от места убийства.

Обстановка совершения преступления характеризует ситуацию, в которой действовал преступник.

Анализ предмета преступного посягательства, особенно при кра­жах, дает возможность сразу после обнаружения преступления при­мерно правильно решить вопрос, не подростком ли совершено престу­пление. Несовершеннолетние чаще всего посягают на автомототранс-порт и запчасти к ним, на фотоаппараты, транзисторные приемники, магнитофоны, видеоаппаратуру, часы, деньги, а также на другие вещи, при реализации которых можно получить деньги.

Состав преступной группы нас интересует с точки зрения влияния, которое оказывает группа на поведение подростка в период подготов­ки и при совершении преступления. Правонарушители-одиночки ха­рактеризуются минимальной степенью жестокости и цинизма; степень


эта повышается при совершении преступления в группе и становится максимальной в наиболее устойчивых и больших по составу группах. Еще более дерзко действует подросток в соучастии со взрослыми.

Групповая преступность среди несовершеннолетних составляет в последние годы 60—70%. Среди них появляются устойчивые преступ­ные формирования. Каждая третья группа, созданная для совершения грабежей и разбойных нападений, распадается после совершения пер­вого преступления. Около 60—70% преступных групп состоят из 2—3 человек. Выявлены и другие закономерности в деятельности групп:

чем больше состав группы, тем больше в ней взрослых, а совершаю­щие более опасные преступления чаще всего успевают совершить зна­чительно меньше общественно опасных деяний.

Наиболее распространенными местами совершения грабежей и раз­бойных нападений являются подъезды и дворы, микрорайоны школ и училищ, общежития. Кражи чаще совершаются из индивидуальных до­мов, при этом большинство из них в дневное время или после 22 ча­сов, грабежи и разбойные нападения с 18 до 22 часов и около 20% — после 22 часов. Жертвами грабежей и разбойных нападений, совер­шаемых в дневное время, являются в большинстве своем учащиеся школ и училищ.

Криминалистический анализ личности несовершеннолетнего пре­ступника предусматривает исследование как нравственно-психологиче­ских качеств подростка, так и способ и обстановку совершения пре­ступления, которые обусловлены привычками, потребностями и ины­ми личностными качествами подростка.

Для быстрого раскрытия преступления важное значение имеет криминалистический анализ личности потерпевшего. Объясняется это не только фактами негативного поведения некоторых из потерпевших в период, предшествующий совершению преступления, но и законо­мерными связями личности потерпевшего с преступником и другими элементами криминалистической характеристики преступления. Если грабежи и разбойные нападения совершаются подростками главным образом в отношении сверстников, то взрослые нападают в большин­стве своем на лиц старше 21 года. Потерпевшими по делам о хулиган­ских действиях несовершеннолетних чаще всего бывают лица в воз­расте до 20 лет.

2. Возбуждение уголовного дела и

производство неотложных следственных действий

Успешность расследования преступлений несовер­шеннолетних во многом зависит от своевременности возбуждения уго­ловного дела. Значимость этого фактора обусловлена необходимостью:

а) быстро пресекать противоправную деятельность несовершеннолет-


них, которые из-за безнаказанности нередко совершают одно за дру­гим несколько преступлений; б) предупредить создание иллюзии о безнаказанности за совершенное преступление как у них, так и у дру­гих подростков; в) недопустимость обработки подростка заинтересо­ванными лицами с целью сокрытия преступления и лиц, его совершив­ших; г) как можно раньше начать положительное воспитательное воз­действие на подростка.

Преступления несовершеннолетних чаще всего выявляются в сле­дующих криминальных ситуациях: при задержании подростка на месте преступления; когда потерпевшие или свидетели утверждают, что по внешнему виду и поведению он был, вероятней всего, несовершенно­летним или если они лично его знают; при обнаружении типичной для преступлений, совершаемых несовершеннолетними, обстановки места происшествия и следов. Во всех этих ситуациях уголовное дело возбу­ждается по факту совершенного преступления, но осмотр места происшествия и другие неотложные следственные действия произво­дятся с учетом возможного совершения преступления несовершенно­летним.

Раскрытие преступлений, совершенных несовершеннолетними, и эффективность их расследования во многом зависят от своевременно­сти и полноты проверки первичного материала и решения вопроса о начале расследования.

В соответствии со ст. 114 У ПК РСФСР заявления и сообщения о совершенных подростками преступлениях могут быть направлены по подследственное™ только в следующих случаях (но если принять та­кое решение, то направлять эти заявления и сообщения нужно немед­ленно): а) при получении сообщения, не требующего срочной провер­ки для решения вопроса о начале расследования; б) при совершении малозначительного или не представляющего большой общественной опасности преступления и возможности применения к несовершенно­летним мер, заменяющих уголовное наказание.

Для предотвращения или пресечения преступления и закрепления его следов органы дознания, куда чаще всего поступают заявления и сообщения о совершенных несовершеннолетними преступлениях, в со­ответствии со ст. 114 УПК РСФСР могут в стадии возбуждения уго­ловного дела: а) пресечь преступление; б) установить очевидцев, по­терпевшего; в) закрепить следы преступления путем осмотра места происшествия.

В соответствии со ст. 109 УПК РСФСР по поступившим заявлени­ям^ и сообщениям о совершенных преступлениях могут быть истребо­ваны необходимые материалы и получены объяснения. При проверке первичного материала конкретизируются обстоятельства исследуемого

fi47


события (время, место, способ совершения преступления), устанавли­ваются потерпевший, очевидцы, принимаются меры к пресечению пре­ступления и закреплению его следов.

При выявлении к моменту возбуждения уголовного дела несовершеннолетнего правонарушителя важное значение приобретает точное установление его возраста. Обычно трудности не возникают, когда имеется паспорт или свидетельство о рождении подростка. При недостижении возраста, с которого возможна уголовная ответствен­ность, дело должно быть возбуждено, если имеются данные о причаст­ности к общественно опасным действиям взрослых или подростков, могущих быть субъектами преступления. Уголовные дела о преступле­ниях несовершеннолетних, как правило, возбуждаются следователями органов внутренних дел.

При осмотре места происшествия надо исходить из детерминисти­ческой концепции преступного поведения, в соответствии с которой поведение несовершеннолетнего обусловлено условиями его жизни и воспитания, свойствами и направленностью личности, конкретной си­туацией, сложившейся к моменту совершения общественно опасного деяния. В этой связи важно, чтобы при наличии признаков, свидетель­ствующих о совершении преступления несовершеннолетним, осмотр места происшествия производил следователь, специализирующийся по расследованию рассматриваемой категории преступлений. Еще Ганс Гросс советовал следователю: «Убеждайся в правдивости сообщения лично, производи личные осмотры, измерения, проверяй и соображай на месте» (Руководство для судебных следователей, как система кри­миналистики. СПб, 1908. С. 37).

Основные усилия следователя при осмотре места происшествия направляются на выявление следов, изучение обстановки в целях уста­новления, прежде всего, взрослым или подростком совершено престу­пление. Например, анализ похищенного ассортимента товаров дает ос­нование для предположительного вывода о совершении преступления подростком. Такой вывбд, являясь, конечно, предварительным, сам по себе требует поиска дополнительных фактов (следствий, вытекающих из выдвинутой версии), подтверждающих или опровергающих обосно­ванность индуктивно построенной версии. Несовершеннолетние чаще всего посягают: а) на продукты, которые могут стать объектом непо­средственного потребления; б) на предметы, особо значимые для несо­вершеннолетнего в связи с интересом к моделированию, модной музы­ке; в) на мотоциклы, мопеды, велосипеды; г) на предметы молодежной моды; д) на деньги; е) на предметы «смешанного» ассортимента, в связи с требованиями взрослых или старших подростков; ж) на пред­меты, являющиеся традиционньши объектами коллекционирования (марки, старые монеты и др.).


При осмотре места происшествия надо глубоко проанализировать способ совершения преступления, который более определенно отража­ет личностные качества несовершеннолетнего правонарушителя, так как он обусловлен главным образом субъективными свойствами под­ростка, отсутствием жизненного и профессионального опыта.

О причастности несовершеннолетнего к преступлению могут свидетельствовать материальные последствия, связанные с изменения­ми в обстановке места происшествия, в частности: а) незначительные по размеру следы рук и ног человека, которые обычно оставляют ма­лолетние и подростки в возрасте 14— 15 лет; б) характерная для несо­вершеннолетних этого же возраста дорожка следов: угол шага у них менее открыт; ширина шага несколько больше, чем у взрослых; в) ос­тавленные на месте происшествия личные вещи преступника; г) следы обуви, которые носят подростки (кеды, кроссовки); д) следы зубов на продуктах, по которым можно определить примерный возраст подоз­реваемого.

Если к началу осмотра места происшествия несовершеннолетний подозреваемый выявлен, следователь в процессе осмотра принимает меры к обнаружению объективных данных, подтверждающих или оп­ровергающих его участие в общественно опасном деянии. При неотри­цании подростком своей причастности к совершенному преступлению следователь решает вопрос о привлечении несовершеннолетнего к ос­мотру места происшествия.

Важно к началу осмотра места происшествия выявить ассортимент и количество похищенных товаров. Это дает возможность с опреде­ленной степенью вероятности выявить количественный состав пре­ступной группы. О физической силе преступника можно судить по способам проникновения в помещение, усилиям, затраченным на пере­несение тяжестей, характеру причиненных телесных повреждений.

Обыск по делам несовершеннолетних производится для обнаруже­ния как похищенного имущества, орудий преступления, одежды и обу­ви, в которой был подросток в момент совершения преступления, так и дневников, записных книжек, переписки в целях выявления его по­требностей, интересов, а также ближайшего окружения и связей. Од­новременно обыск является источником информации об условиях жиз­ни и воспитания несовершеннолетнего.

В большинстве случаев подростки прячут похищенное имущество и орудия преступления в сараях, подвалах, на чердаках, в заброшен­ных постройках, но нередко и дома, если отсутствует контроль за их поведением. В этой связи при подготовке к обыску желательно полу­чить информацию о родителях несовершеннолетнего, их отношению к воспитанию детей, о наличии комнаты, принадлежащей подростку. Не­обходимо также проверить, имеются ли принадлежащие семье подвал, гараж, другие подсобные помещения.


При кражах, грабежах, разбойных нападениях подростки нередко завладевают различными мелкими вещами, которые представляют для них интерес (авторучки, зажигалки, ножи). Эти вещи, которые они держат при себе или открыто хранят дома, можно обнаружить при обыске.

При обыске может быть обнаружено имущество, которое, как пра­вило, не похищают подростки, а также отмычки, иные технические средства, специально приспособленные для взломов и нападений. Та­кие факты являются основанием для выдвижения версии о наличии взрослых соучастников или о возможности вовлечении несовершенно­летнего в преступную деятельность взрослым.

Как уже было отмечено, в результате обыска может быть получена информация, характеризующая личность несовершеннолетнего право­нарушителя. При обнаружении признаков, свидетельствующих об уча­стии несовершеннолетнего в употреблении алкоголя, наркотиков, в оз­накомлении с звукозаписями нецензурного характера, порнографиче­скими материалами, необходимо выявленные факты зафиксировать в протоколе. Обнаруженные при обыске дневники, письма, записные книжки помогут следователю выявить потребности и интересы несовершеннолетнего.

Нередко возникает необходимость в производстве обыска в обще­житии. В подобных случаях обыску подвергаются кровать и тумбочка несовершеннолетнего и места общего пользования. При необходимо­сти расширения границ обыска об этом следует указать в постановле­нии. Обыск на рабочем месте производится в тех случаях, когда име­ются данные, что по месту работы несовершеннолетний правонаруши­тель хранит похищенное имущество, орудие преступления или заготовки для их изготовления.

При обыске необходимо пристальное внимание за поведением и эмоциональном состоянием несовершеннолетних, так как они хуже владеют собой, чем взрослые. Такое наблюдение сделает обыск более целеустремленным.

Тактика допроса несовершеннолетнего подозреваемого разрабаты­вается с учетом следующих факторов: а) несовершеннолетний подоз­реваемый появляется на первоначальном этапе расследования, когда следователь не располагает достаточными данными о его причастно­сти к расследуемому событию; б) допрос подозреваемого является не­отложным следственным действием, в связи с чем следователь не име­ет достаточного времени на его подготовку; в) подросток эмоциональ­но возбужден, его угнетает непривычность обстановки. Вместе с те<д, несмотря на своеобразие психического и эмоционального состояния несовершеннолетнего, тактику допроса необходимо разработать таким


образом, чтобы на первом же допросе получить наиболее объективную информацию. Обусловлено это требование тем, что нередко первый допрос несовершеннолетнего подозреваемого является основным и ре­шающим, так как подростки значительно реже меняют свои показания, чем взрослые. Вначале необходимо принять меры к успокоению под­ростка и к установлению с ним психологического контакта. Известные криминалисты И.Н. Якимов и П.П. Михеев еще в 30-х годах писали, что первой задачей при допросе является создание у допрашиваемого благожелательного и откровенного к себе отношения, что достигается безукоризненной вежливостью и мягкостью обращения. Вместе с тем, нельзя во время установления психологического контакта всегда и в полной мере снимать напряжение с подростка. Основа контакта — правдивая характеристика положения. Психологический контакт нуж­но не только устанавливать, но и поддерживать в процессе дальнейше­го расследования. Этому будут способствовать: коммуникативные ка­чества и доброжелательный тон следователя, умение использовать в беседе совпадающих позитивных интересов несовершеннолетнего и следователя (любовь к спорту, музыке и т. д.). При подготовке к до­просу сведения о личности несовершеннолетнего подозреваемого мож­но получить от родителей, жителей, представителей трудовых коллек­тивов, в отделах по предупреждению и пресечению правонарушений несовершеннолетних (ОПППН). Первый допрос должен быть деталь­ным и касаться не только обстоятельств преступления, в совершении которого он подозревается, но и условий его жизни и воспитания, бли­жайшего окружения, потребностей и интересов. Чем больше объектив­ных данных о подростке, его поведении и связях мы получим на пер­вом допросе, тем быстрее будет раскрыто преступление и выявлены обстоятельства, способствующие его совершению.

После выяснения автобиографических данных, условий жизни и воспитания и сообщения подростку в совершении какого преступления он подозревается, несовершеннолетнему целесообразно разъяснить важность дачи правдивых показаний по всем интересующим следствие вопросам и выслушать свободный рассказ несовершеннолетнего о его причастности к делу.

Важное значение при допросе несовершеннолетних правонаруши­телей приобретает вопрос о нейтрализации круговой поруки и нежела­ния «выдать» соучастников преступления. В силу психологических особенностей подросткового возраста некоторым несовершеннолетним импонирует такое поведение. Тактика допроса таких подростков долж­на предусматривать детализацию показаний, сопровождение допроса проверкой показаний на месте, разъяснение несовершеннолетнему ис­тинного смысла и содержания чувства дружбы и товарищества, не имеющего ничего общего с круговой порукой.


Немаловажное значение при допросе несовершеннолетнего подоз­реваемого имеет показ следователем своей осведомленности об об­стоятельствах совершенного преступления, ни в коем случае не прибе­гая к обману или внушению. В подобных случаях следователю целесо­образно держать себя уверенно, вопросы задавать в логической после­довательности, использовать при допросе достоверно установленные факты, на вопросы и реплики подозреваемого давать такие ответы, ко­торые допускали бы многозначное толкование. Вместе с тем, этот психологический прием допроса надо применять с большой осторож­ностью, чтобы у допрашиваемого не создалось впечатления об обмане или введении его в заблуждение.

При допросе несовершеннолетнего подозреваемого доказательства, как правило, не приводятся, так как чаще всего следователь к этому времени не располагает замкнутой цепью улик, а разрозненные доказа­тельства неубедительны. В подобных случаях несовершеннолетнему нужно разъяснить значение и правовые последствия чистосердечного раскаяния и активного способствования раскрытию преступления. Для получения правдивых показаний можно использовать и поло­жительные личные качества несовершеннолетнего. Но следует сразу же заметить, что неумело построенный допрос может привести к само­оговору. Задача следователя состоит в том, чтобы, не обращаясь к ма­териалам дела и не оперируя никакими обстоятельствами совершенно­го преступления, попытаться воздействовать на сознание несовершен­нолетнего и побудить его к раскаянию.

В случае отрицания своей причастности к совершенному преступ­лению необходимо детально выяснить, где находился подросток в мо­мент совершения преступления. Изучение следственной практики по­казывает, что несовершеннолетние правонарушители заранее не подго­тавливают доказательства своего алиби, поэтому детальный допрос о месте и времени нахождения в момент совершения преступления и со­поставления полученных данных с другими материалами дела выявля­ют полную несостоятельность объяснений несовершеннолетнего в слу­чае дачи им ложных показаний. В целях установления психологиче­ского контакта для участия в допросе может быть приглашен педагог, обучающий подростка и пользующийся у него уважением.

3. Тактика иных следственных действий

Тактика допроса несовершеннолетнего обви­няемого. Предъявление обвинения должно стать для подростка собы­тием особо значимым, ибо в этот момент он может понять не только полноту ответственности за содеянное, но и психологически осознать свои поступки. При предъявлении обвинения несовершеннолетнему


нужно не только разъяснить его сущность, но и раскрыть перед ним общественную опасность преступления, показать, какой ущерб причи­нен обществу и близким.

Анализ следственной практики показывает, что нередко обвинение несовершеннолетним предъявляется несвоевременно — непосредст­венно перед ознакомлением обвиняемого с материалами дела, что при­водит к нарушению права обвиняемого на защиту. В таких случаях не­совершеннолетний обвиняемый и его защитник, в связи с завершением предварительного следствия непосредственно после предъявления об­винения, не имеют реальной возможности реализовать свои права, предусмотренные законом.

Предъявление обвинения имеет важное воспитательное значение и в отношении подростка, к которому на предварительном следствии применяются меры, заменяющие уголовное наказание. В противном случае у таких подростков и в ближайшем окружении создается впе­чатление о полной безнаказанности.

Если изучение личности при подготовке к допросу несовершенно­летнего подозреваемого было ограничено недостатком времени и бо­лее узкими задачами, которые решаются при допросе, то при подго­товке к допросу несовершеннолетнего обвиняемого личность подрост­ка, путем использования тех же источников информации, должна быть изучена всесторонне.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 472; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.057 сек.