КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Тактические особенности допроса свидетелей. 22 страница
В плане допроса следует предусмотреть обстоятельства, подлежащие выяснению, и вопросы, которые необходимо поставить перед несовершеннолетним, с учетом его позиции по отношению к предъявленному обвинению. После оглашения постановления о привлечении в качестве обвиняемого не следует сразу же выяснять у подростка, признает ли он себя виновным в предъявленном обвинении или нет, как это предусмотрено ст. 150 У ПК РСФСР. Такой вопрос может негативно повлиять на весь ход следствия. Подросток может замкнуться, сразу признав себя виновным, или дать ложные показания, оговорив себя. После предъявления обвинения предпочтителен свободный рассказ несовершеннолетнего, который не рекомендуется прерывать. Тактика дальнейшего допроса зависит от позиции несовершеннолетнего по отношению к предъявленному обвинению. В бесконфликтной ситуации целесообразны следующие тактические приемы: а) максимальная детализация обстоятельств совершенного преступления и роли каждого соучастника; б) получение объяснений по поводу имеющихся в деле доказательств с целью устранения противоречий, стимулирования дальнейшей детализации показаний; в) выявление обстоятельств, непосредственно предшествующих совершению преступления, и поведения соучастников после совершения общественно опасных действий; г) постановка дополнительных вопросов для уточнения мотива и цели преступления; д) не рекомендуется требовать от раскаявшегося подростка, чтобы он сразу же во всех деталях рассказал о наиболее жестоких и циничных действиях. При допросе в конфликтных ситуациях, когда несовершеннолетний отрицает причастность к совершенному преступлению, кроме тех тактических -приемов, которые были рекомендованы при допросе несовершеннолетних подозреваемых, целесообразны следующие: а) предъявление в определенной последовательности собранных в процессе расследования доказательств. Их лучше использовать в нарастающем порядке, но в логической последовательности и без разрыва во времени. Предъявленные доказательства не должны представлять сложную систему улик, так как несовершеннолетний может в них не разобраться. Значение каждого из предъявленных доказательств несовершеннолетнему нужно разъяснить; б) в процессе допроса несовершеннолетнему можно предъявить только факты, непосредственно уличающие его в совершении преступления. Не рекомендуется доводить до его сведения фактические данные, которые непосредственно не уличают подростка, а раскрывают механизм преступления. В определенной ситуации этой информацией несовершеннолетний может воспользоваться, решив «признаться» в преступлении, которого он не совершал; в) допущение легенды. Такой тактический прием допустим, если следователь располагает достаточньми доказательствами для опровержения ложных показаний обвиняемого. Эффективность этого тактического приема заключается в том, что он убедит несовершеннолетнего в недопустимости ложных показаний и по другим вопросам; г) психологический эффект внезапности можно применять в зависимости от возраста допрашиваемого и характера доказательств, которыми располагает следователь; д) разъяснить значение чистосердечного раскаяния и активного способствования раскрытию преступления как смягчающего вину обстоятельства. Для участия в допросе может быть приглашен педагог или специалист в области детской и юношеской психологии. Тактика очной ставки. Очная ставка — не единственный и не лучший способ устранения противоречий в показаниях несовершеннолетнего обвиняемого (подозреваемого) и других допрошенных по делу лиц, так как на очной ставке подросток может изменить ранее данные показания не только под влиянием правдивых показаний другого участника очной ставки, но и из-за повышенный внушаемости и податливости, а также в результате сильного психологического воздействия со стороны другого допрошенного на очной ставке лица. Если есть возможность устранить противоречия путем проведения иных следст- венных действий (следственного эксперимента, проверка показаний на месте и др.), следователь должен использовать прежде всего эти возможности. Нецелесообразно проводить очную ставку при очевидности отрицательного воздействия на несовершеннолетнего обвиняемого со стороны взрослого соучастника (угроза, запугивание, шантаж) или если несовершеннолетний потерпевший болезненно реагирует на предстоящую встречу с обвиняемым. В подобных случаях показания несовершеннолетнего обвиняемого или потерпевшего можно зафиксировать с помощью видео- или звукозаписи и воспроизвести их при допросе. При возможности нейтрализовать отрицательное воздействие взрослого путем твердого контроля за его поведением, очную ставку с участием несовершеннолетнего надо проводить вне зависимости от того, как оцениваются ее перспективы. При невозможности устранения существенных противоречий другими процессуальными средствами возникает вопрос о проведении очной ставки. При ее проведении желательно присутствие педагога, который, используя свои специальные познания, не только сможет помочь в подготовке и проведении очной ставки, но и в какой-то мере снимет напряжение, окажет дисциплинирующее воздействие на другого участника очной ставки. При проведении очной ставки с несовершеннолетним обвиняемым может участвовать защитник. Выбор момента для производства очной ставки с участием несовершеннолетнего обвиняемого определяется достаточностью собранных доказательств, которые можно использовать для изобличения другого соучастника преступления. Разрабатывая план производства очной ставки, необходимо предусмотреть возможность последовательного использования совокупности вещественных доказательств, документов, заключений экспертиз и других источников. С большой осмотрительностью следует проводить очную ставку между несовершеннолетним, вовлеченным в преступную деятельность, и взрослым подстрекателем из числа близких родственников. Несовершеннолетнему трудно разобраться в сложившейся ситуации, особенно, если взрослый подстрекатель и после очной ставки продолжает отрицать какую-либо причастность к совершенному преступлению. Первьм на очной ставке следует допрашивать того, кто дает наиболее правдивые показания. На очной ставке со взрослым первым нужно допрашивать подростка, какую позицию он бы не занимал, за исключением следующих случаев: а) если подросток дает заведомо ложные показания; б) когда уровень антисоциальной направленности личности несовершеннолетнего обвиняемого выше, чем у взрослого соучастника; в) если разница в возрасте допрашиваемых незначительна. Тактика допроса несовершеннолетних свидетелей зависит от возрастных и индивидуальных особенностей подростков, от их отношения к расследуемому событию и к несовершеннолетнему обвиняемому. Такой подход дает возможность выделить следующие группы несовершеннолетних свидетелей: а) очевидцы и иные свидетели; б) подростки из ближайшего окружения несовершеннолетнего обвиняемого; в) подростки из числа соучастников, дело в отношении которых прекращено,в порядке ст. 7—9 У ПК РСФСР или в связи с недостижением возраста уголовной ответственности. По возрастному признаку надо выделить и малолетних свидетелей. В допросе несовершеннолетних свидетелей в возрасте от 14 до 16 лет участие педагога или специалиста-психолога рекомендуется: а) при отсутствии данных о психическом развитии; б) при особой замкнутости свидетеля; в) в случае допроса свидетеля с антисоциальной направленностью личности. При подготовке к допросу необходимо выяснить отношение к сверстникам, черты характера, наличие определенных интересов, взаимоотношения с участниками события. Для того чтобы исключить возможность постороннего влияния со стороны заинтересованных лиц, надо сократить срок вызова и допроса несовершеннолетнего свидетеля. При допросе данной категории свидетелей предпочтителен свободный рассказ, но постановка дополнительных вопросов чаще всего неизбежна. При разработке тактики допроса надо обращать внимание на правильность формулировки и последовательность вопросов. Данная категория свидетелей обычно испытывает доверие к следователю, поэтому необходима особая осторожность при формулировании вопросов, чтобы они не носили внушающего, наводящего характера. При подготовке к допросу несовершеннолетних потерпевших надо учитывать, что: а) они заинтересованы в исходе дела; б) чувство страха способствует тому, что пережитая опасность нередко преувеличивается; в) усилия потерпевшего в момент нападения были направлены не на восприятие происходящего, а на защиту от посягательства; г) факт преступного посягательства травмирует психику потерпевшего или унижает его достоинство, и это может привести к умалчиванию; д) на потерпевшего нередко оказывается психическое воздействие, чтобы он «простил» виновного; е) поведение потерпевшего может быть и провоцирующим. При планировании допроса несовершеннолетних свидетелей из ближайшего окружения обвиняемого необходимо учитывать, что эти подростки нередко входят в те же криминогенные группы, что и несовершеннолетний обвиняемый. Чувство дружбы в таких группах понимается не всегда правильно, так как она возникает на почве нездоро- вых интересов. По этим причинам такие подростки не всегда бывают откровенны, что надо учитывать при подготовке к их допросу. При подготовке к допросу несовершеннолетних, дело о которых прекращено в соответствии со ст. 7—9 УПК РСФСР или в связи с недостижением возраста уголовной ответственности, надо учитывать, что они также близки к несовершеннолетнему, привлекаемому к уголовной ответственности. По этой причине они менее охотно дают показания в отношении своих соучастников. При их допросе могут быть применены изложенные рекомендации о тактических приемах допроса несовершеннолетних обвиняемых, с учетом их личностных качеств и процессуального положения. Малолетние свидетели бывают очень наблюдательны. Их допрашивают в привычной для них обстановке с участием педагога (воспитателя детсада) и родителей. Фиксация показаний. В процессе допроса не рекомендуется показания несовершеннолетнего сразу же заносить в протокол, так как это отвлекает внимание допрашиваемого, да и следователю мешает сосредоточиться на реализации тактического плана допроса. В протокол показания целесообразно заносить только по окончании допроса, сохраняя свойственные несовершеннолетним обороты речи. Видео- и звукозапись целесообразно применять: а) если есть основания, что подросток может изменить показания под воздействием соучастников или родственников; б) при нецелесообразности проведения очной ставки и необходимости воспроизведения видео- или звукозаписи показаний несовершеннолетнего обвиняемого или свидетеля взрослому или несовершеннолетнему соучастнику преступления; в) для фиксации обстановки допроса; г) при необходимости зафиксировать специфические для несовершеннолетнего обороты речи. Тактика допроса в качестве свидетелей лиц, ответственных за воспитание несовершеннолетних обвиняемых, специфична тем, что родители, учителя, воспитатели глубоко заинтересованы в исходе дела, поэтому тактика и этика их допроса предполагает сочетание активности следователя в получении объективной информации с пониманием своеобразия их положения и эмоционального состояния. Показания данной категории свидетелей необходимы: а) для выявления условий жизни и воспитания, личностных качеств подростка-правонарушителя, его поведения; б) для выявления обстоятельств, способствующих противоправному поведению несовершеннолетнего; в) для решения вопроса об ответственности родителей, педагогов и воспитателей за ненадлежащее воспитание подростка и их роли в ресоциали-зации несовершеннолетнего. Допросу подлежат оба родителя, классный руководитель, другой учитель, который может дать наиболее объективную информацию о своем ученике. При подготовке к допросу родителей надо учитывать, что только в каждой четвертой семье подростка-правонарушителя наблюдались нормальные взаимоотношения. Поэтому лишь около одной трети родителей дают объективные показания. Учителя, воспитатели школ и училищ располагают значительной информацией о личности несовершеннолетнего правонарушителя. Важно, чтобы эта информация была объективной, без излишней «эмоциональной окраски». Информация о работающем подростке может быть получена и при допросе бригадира, мастера, наставника, товарищей по работе. Эта категория свидетелей, к сожалению, на предварительном следствии допрашивается редко. У них чаще всего выясняются обстоятельства, связанные с совершенным преступлением, узнается о поведении несовершеннолетнего на работе и лишь иногда о его интересах, об источниках отрицательного влияния в ближайшем окружении несовершеннолетнего,-о его связях. При разработке тактики допроса лиц, ответственных за воспитание несовершеннолетнего обвиняемого, надо иметь в виду базовые вопросы, подлежащие выяснению: условия жизни и воспитания, психофизическое развитие подростка; его потребности, интересы, поведение; личностные качества и особенности характера; отношение к учебе (работе); взаимоотношения в коллективе, по месту жительства; данные о ранее совершенных проступках и принимавшихся мерах; обстоятельства совершенного преступления, предшествующие и последующие действия подростка; причины и условия противоправного поведения несовершеннолетнего; взаимоотношения родителей и их отношение к воспитанию детей; отношение детей к родителям. Назначение экспертиз. Специфическими для данной категории уголовных дел являются судебные психолого-психиатрические и су-дебно-медицинские эксперты. Среди несовершеннолетних правонарушителей значительна доля лиц с психиатрическими аномалиями. Дефекты в психике подростка могут быть вследствие хронической душевной болезни, временного расстройства душевной деятельности, значительного отставания в психическом развитии, сенсорной недостаточности (дефекты слуха, зрения), иного болезненного состояния. В соответствии со ст. 392 УПК РСФСР при наличии данных об умственной отсталости несовершеннолетнего, не связанной с душевным заболеванием, должно быть выяснено, мог ли он полностью сознавать значение своих действий. Важность проверки таких фактов обусловлена тем, что согласно ч. 3 ст. 20 УК РФ, если несовершеннолетний достиг возраста, с которого наступает уголовная ответственность, но вследствие отставания в психическом развитии, не связанном с психическим расстройством, во время совершения общественно опасного деяния не мог в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействий) либо руководить ими, он не подлежит уголовной ответственности. В подобных случаях назначается судебно-психологическая экспертиза. Если в процессе расследования добыты данные о душевном заболевании несовершеннолетнего, назначается судебно-психиатрическая экспертиза, на разрешение которой ставятся традиционные вопросы. В порядке подготовки и назначению указанных экспертиз следователю необходимо: а) запросить из лечебного учреждения, диспансера сведения о психофизическом развитии несовершеннолетнего, перенесенных заболеваниях и состоянии его здоровья; б) у родителей и воспитателей дошкольных учреждений выяснить вопросы, связанные с развитием подростка; начиная с младенческого возраста; в) у родителей и учителей получить сведения о школьном периоде жизни подростка (учебе, поведении, отношении с учащимися); г) выяснить условия жизни и воспитания подростка, его потребности и интересы, об отношении родителей к воспитанию детей. В отношении несовершеннолетних правонарушителей на разрешение судебно-психологической экспертизы ставятся следующие вопросы: а) имеются ли у несовершеннолетнего признаки умственной отсталости, не связаны ли они с психическим заболеванием, и, если имеются, в чем конкретно они выражаются? б) с учетом состояния психического развития мог ли он в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий? в) в какой мере он мог руководить своими действиями? В случае возникновения сомнения в способности несовершеннолетнего (малолетнего) свидетеля (потерпевшего) правильно воспринимать обстоятельства, имеющие значение для дела, и давать о них правильные показания на, разрешение судебно-психологической экспертизы могут быть поставлены следующие вопросы: а) каковы особенности его психического развития? б) мог ли он с учетом его психического развития правильно воспринимать определенные обстоятельства (указать какие) и давать о них правильные показания? в) имеются ли у несовершеннолетнего (малолетнего) признаки повышенной внушаемости или повышенной склонности к фантазированию? г) мог ли несовершеннолетний (малолетний), учитывая состояние его психического развития, понимать сущность происходящих на его глазах событий? При необходимости установления факта беспомощного состояния потерпевшей при изнасиловании на разрешение судебно-психологической экспертизы ставятся следующие вопросы: могла ли потерпевшая, учитывая присущие ей особенности психического развития, ее эмоциональное состояние и объективно сложившуюся ситуацию, а) понимать характер и значение действий обвиняемого? б) оказывать сопротивление преступнику? 4. Воспитательно-профилактическая работа Значительное внимание в процессе расследования уделяется.воспитательному воздействию на несовершеннолетних правонарушителей, других подростков, находящихся на грани совершения преступления, а также на родителей, отрицательно влияющих на своих детей. Воспитательно-профилактическая работа в процессе предварительного следствия проводится на базе выявленных следователем причин и условий, способствующих совершению преступлений. Их выявление не менее сложный и трудоемкий процесс, чем доказывание других обстоятельств, предусмотренных ст. 68 УПК РСФСР. Искоренить у несовершеннолетнего правонарушителя отрицательные нравственные качества и сформировать положительные вряд ли удастся в процессе расследования. Однако побудить его к осознанию противоправности и пагубности антиобщественного поведения, к глубокому раскаянию, показать перспективы исправления — задача, которую следователь обязан выполнить не только в силу служебных полномочий, но и во исполнение морального долга. Воспитательную работу с несовершеннолетним обвиняемым, другими лицами надо вести в пределах достоверно установленных фактов противоправного и иного аморального поведения (пьянство, нарушение правил совместного проживания и т д.). О совершенном подростком общественно опасном действии надо говорить как о факте, установленном следствием. Это, однако, не исключает необходимости вести в процессе расследования активную правовоспитательную работу с несовершеннолетним правонарушителем. Беседы с подростком должны подкрепляться активной практической деятельностью по вовлечению несовершеннолетнего в общественно полезные и интересные занятия, а если он арестован, то глубоким анализом и активным обсуждением с ним противоправного характера совершенного им деяния. Речь идет о нейтрализации отрицательных влияний на подростка, приобщении его к труду, вовлечении в общественную жизнь того или иного коллектива. При выявлении фактов угрожаемого положения или интенсивного отрицательного воздействия на подростка (злоупотребление алкоголем, участие в азартных играх и т. д.) следователь принимает неотложные профилактические меры, направленные на возврат подростка в семью и определение его на учебу (работу), на пресечение посещения неконтролируемых мест и среды, на усиление контроля за поведением подростка. При прекращении дела в отношении несовершеннолетнего по нереабилитирующим обстоятельствам воспитательно-профилактическая работа осуществляется в полном объеме. Созданию ситуации и поводов к совершению преступлений нередко способствует аморальное поведение несовершеннолетних потерпевших. С такими подростками необходимо проводить не меньшую воспитательную работу, чем с несовершеннолетними обвиняемыми. При расследовании в поле зрения следователя попадают подростки, не причастные к расследуемому событию, но образ жизни и поведение которых вызывает тревогу, о них направляется информация в ОПППН и комиссию по делам несовершеннолетних. Судопроизводство по делам несовершеннолетних должно обеспечить максимальное воспитательно-предупредительное воздействие на граждан, соприкасающихся с процессом предварительного следствия (родителей, представителей учебно-воспитательных учреждений и др.). Их внимание должно быть обращено на недостатки в воспитательной работе с подростками, на меры, направленные на их устранение, на разъяснение действующего законодательства. По делам несовершеннолетних направляется несколько представлений, в том числе о недостатках: а) воспитания подростков в семье, по месту жительства, в учебном заведении или в производственном коллективе; б) ранней профилактики; в) деятельности ОПППН, работы патрульно-постовой и других служб милиции; г) работы средств массовой информации. КРАТКИЙ СЛОВАРЬ КРИМИНАЛИСТИЧЕСКИХ ПОНЯТИЙ Автороведческая экспертиза —разновидность криминалистического исследования документов, цель которого — установление конкретного автора текста и выяснение ряда фактов неидентификационного характера (принадлежность текста к определенному функциональному стилю речи, намеренное искажение письменной речи, социальная, профессиональная, этническая среда автора и др.). Автотехническая экспертиза —экспертиза, разрешающая вопросы, касающиеся механизма дорожно-транспортного происшествия, отдельных его обстоятельств, а также технического состояния транспортных средств, их деталей, узлов и агрегатов. Алиби — факт нахождения обвиняемого или подозреваемого вне места совершения преступления в момент, зафиксированный как время преступления. Белые линии — мелкие складки кожи (морщинки), расположенные на ладонной поверхности руки и фалангах пальцев. Взаимодействие в процессе раскрытия и расследования преступлении —взаимосвязь в деятельности органов и должностных лиц, обеспечивающая правильное сочетание полномочий, методов и средств, присущих каждому из участников взаимодействия. Взрывное устройство — специально изготовленное устройство, состоящее из заряда взрывчатого вещества, конструктивно объединенного со средством его инициирования, и предназначенное для взрыва с целью поражения людей или повреждения объектов. Взрывотехническая экспертиза — производимые в установленном законом порядке исследования для установления обстоятельств подготавливаемого или произведенного взрыва по данным о его последствиях и разрушающему действию, примененных или планируемых для использования взрывчатых веществ и взрывных устройств. Групповой обыск —одновременный обыск у нескольких лиц, проходящих по одному делу, или у одного лица, но в разных местах (квартира, дача, рабочее место и т.д.). Дактилоскопическая формула —кодированная общая характеристика папилляр-ных узоров пальцев рук определенного лица, выраженная в виде двух простых дробей. Дактилоскопическая экспертиза —разновидность трасологической экспертизы, состоящая в исследовании следов папиллярных узоров с целью решения задач идентификационного характера, а также вопросов, связанных с образованием этих следов. Дактилоскопический учет—разновидность оперативно-справочных учетов. Осуществляется в отношении всех арестованных и осужденных к лишению свободы на основе отпечатков пальцев рук. Дактилоскопия — отрасль криминалистики, исследующая строение кожных узоров человека на ладонях рук с целью использования их отображений для отождествления личности, регистрации и розыска преступников. Дельта —часть папиллярного узора, где соприкасаются три потока папиллярных линий (базисный, периферийный и центральный). Детальная фотосъемка — вид съемки, применяемый с целью фиксации отдельных следов и иных важных особенностей места происшествия. Динамические следы — образуются при перемещении (иногда взаимном) следооб-раэующего и следовоспринимающего объектов, когда каждая точка поверхности оставляет след в виде линии (трассы). Дописка — способ подделки письменного документа путем внесения от руки в первоначальный текст новых слов, букв или их элементов с целью изменения смыслового содержания документов. Допрос — следственное действие, сущность которого состоит в получении следователем непосредственно от допрашиваемого в установленной уголовно-пропессуальной форме показаний об известных ему обстоятельствах и иных данных, имеющих значение для расследуемого дела. • ' Дорожка следов —совокупность следов ног одного человека, образованная последовательно правой и левой ногой в процессе ходьбы или бега. Идентификационный признак —индивидуальный, специфический признак (свойство) объекта, выделяющий его из числа однородных объектов и используемый в процессе идентификации. Идентификация человека по признакам внешности —установление тождества или различия конкретного лица путем описания примет внешности по определенной системе и с применением специальной терминологии. Идентификация по материально-фиксированным отображениям— вид криминалистической идентификации, представляющий собой процесс отождествления по следам, почерку и другим материальным носителям признаков и свойств идентифицируемого объекта. Идентификация по мысленному образу —вид криминалистической идентификации, представляющий собой процесс отождествления по признакам и свойствам идентифицируемого объекта, сохранившимся в памяти опознающего. Идентификация по признакам общего происхождения —вид криминалистической идентификации, состоящий в установлении тождества отдельных объектов, которые ранее составляли единое целое, но не имеют общей линии разделения. Идентификация целого по частям — вид криминалистической идентификации, состоящий в установлении тождества объекта, разделенного на части в связи с событием преступления. Идентифицируемый объект — материальный объект, установление тождества которого составляет задачу идентификации. Идентифицирующий объект — объект, с помощью которого решается задача идентификации. Искомый объект — объект, тождество которого установлено. Исследовательская версия — разновидность криминалистической версии, главная цель которой заключается в исследовании уже выявленной информации. Калибр огнестрельного оружия — внутренний диаметр канала ствола (у гладкоствольного оружия) или расстояние между противоположными полями нарезов (у нарезного оружия). Комбинированная следственная ситуация —разновидность сложной следственной ситуации, которой одновременно или в различных сочетаниях присущи черты про-блемности, конфликтное™, тактического риска и организационной неупорядоченности. Комплексная версия — разновидность криминалистической версии, выдвигаемая в отношении нескольких обстоятельств. Контрверсия —разновидность криминалистической версии, выдвигаемая с помощью логической операции отрицания основной версии и выполняющая важную функцию предупреждения односторонности и необъективности расследования. Конфликтная следственная ситуация — разновидность сложной следственной ситуации, характеризуемая особым состоянием системы межличностных отношений двух или более участников уголовного процесса, имеющих несовпадающие интересы и стремящихся к достижению различных целей в условиях информационной неопределенности, возникающей в связи с планами и намерениями соперничающей стороны. Криминалистика —наука о характеристиках преступлении, способствующих их раскрытию и расследованию, следах преступлений, закономерностях их возникновения,. собирания, использования, технике, тактике и методике расследования, основными структурными разделами которой являются криминалистическая техника, следственная тактика и методика расследования преступлений. Криминалистическая версия —обоснованное предположение субъектов познавательной деятельности, дающее одно из возможных и допустимых объяснений уже выявленных исходных данных и позволяющее на их основе вероятностно установить еще не известные обстоятельства, имеющие значение для дела. Криминалистическая диагностика — разновидность экспертных исследований, направленных на распознавание природы или состояния материального объекта, события, явления или процесса. Криминалистическая идентификация —отождествление объектов, попавших в сферу уголовно-правовой деятельности, средствами криминалистической техники. Криминалистическая исследовательская фотография —система научных положений, средств и методов съемки, используемых для фиксации и исследования объектов в ходе криминалистической экспертизы. Криминалистическая оперативная фотография —система научных положений, средств и методов фотосъемки, применяемых при следственных действиях и розыскных мероприятиях. Криминалистическая тактика — система положений и рекомендаций, разработанных криминалистической наукой, по организации и планированию расследования, определению линии поведения лиц, его осуществляющих, разработке наиболее эффективных тактических приемов выполнения отдельных следственных действий с учетом конкретной следственной ситуации.
Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 397; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |