КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Практические занятия
СЕМИНАРСКИЕ ЗАНЯТИЯ ЛЕКЦИИ Обеспечение дисциплины Для проведения лекций с демонстрацией слайдов используется мультимедийное оборудование. Для проведения практических занятий используется криминалистический полигон для обнаружения, фиксации, изъятия и исследования следов на месте происшествия, используются фотоустановки, микроскопы, дактилоскопические комплекты и криминалистические чемоданы. Для проведения семинарских занятий используется оборудование компьютерных классов с возможностью выхода в локальную сеть университета и в сеть Интернет: а) для поиска и ознакомления с нормативными актами РФ, в СПС Консультант-Плюс б) для проведения компьютерного тестирования 3 раза в семестр. Для самостоятельной работы студентов используется оборудование компьютерных классов с возможностью выхода в локальную сеть университета и в сеть Интернет: а) для поиска и ознакомления с нормативными актами РФ, Московской области и г.Москва в СПС Консультант-Плюс б) для использования электронной библиотеки студента Методические указания для студентов Лекции читаются по фундаментальным темам курса. В них лектор излагает свою и кафедральную позицию по ключевым (основным) вопросам, изучаемых тем. Приводится список основной и дополнительной (специальной) литературы. Целью лекции является подготовка студентов к самостоятельной работе с рекомендованной литературой.
Целью семинарских занятий является углубление, закрепление и систематизация теоретических знаний, полученных на лекциях, но главным образом во время самостоятельной работы с рекомендованной литературой. На семинарских занятиях обсуждаются основные (ключевые) вопросы изучаемой темы. По каждому из них студентами (назначаются преподавателем за неделю до занятия) готовится два доклада или реферата. Время для выступления с докладом 5-10 минут, с рефератом 10-15 минут. Доклады (рефераты) активно обсуждаются, а именно: отмечаются недостатки, вносятся дополнения, по проблемным вопросам высказывается и аргументировано отстаивается приемлемая или личная точка зрения (мнение, позиция). Выступление с докладом (рефератом), участие в их обсуждении оцениваются по четырех балльной системе. Содокладчики, которые по каким-то причинам (нехватка времени и т. п.) не выступили, должны активно участвовать в обсуждении, а подготовленные ими доклады (рефераты) сдаются на проверку преподавателю и им оцениваются.
Цель практических занятий заключается в следующем: 1. Приобретение практических навыков работы со следами с использованием технико-криминалистических средств (т.к.с.), а именно: а) в обнаружении (выявлении) следов; б) в их предварительном исследовании для получения розыскной информации о следообразующем объекте (человеке); в) в фиксации, изъятии следов (описание в протоколе осмотра места происшествия – ОМП, составление схем, копирование на всевозможные копировальные материалы, изготовление слепков); г) их упаковке. 2. В самостоятельной оценке эффективности технико-криминалистических средств (или в выборе наиболее эффективных методов работы с теми или иными следами) на основе анализа результатов практической (экспериментальной) работы на занятиях, и как следствие, в дальнейшем, закреплении и систематизации теоретических знаний. Практические занятия проводятся по следующей схеме: 1. Контрольный опрос студентов, выступление с докладом о новейших отечественных и зарубежных технико-криминалистических средствах работы со следами. Порядок подготовки и выступления с докладами тот же, что и для семинарских занятий. При этом доклады не обсуждаются, но в процессе занятий их основные положения (тактико-технические данные т.к.с., их возможности, особенности использования в работе со следами) конспектируются в рабочих тетрадях, а если позволяет материально-техническое обеспечение занятий, то апробируются. 2. Выполнение практического задания включает в себя: 2.1. Обнаружение (выявление) следов носит экспериментальный характер. В рамках темы занятий обнаружению (выявлению) подлежат различные вариации (разновидности) соответствующих следов. Например, следы рук разной давности (более месяца, двухнедельные, менее суток), на различных поверхностях (стекле, полировке, обработанном и необработанном дереве, металле, полиэтилене, бумаге или картоне, пластмассе) и т.п. При этом используются все известные курсанту т.к.с. и приемы работы с данными следами. Результаты работы анализируются, и по ее окончании составляется отчет, который содержит: – характеристику следов и следовоспринимающей поверхности; – сведения о т.к.с., используемых для обнаружения (выявления) следов и особенностях (специфике) их применения; – вывод: какое из применявшихся т.к.с. наиболее эффективно для обнаружения (выявления) тех или иных следов, на тех или иных поверхностях (материалах, веществах); – указываются т.к.с. которые из-за отсутствия не применялись, но более эффективно использовавшиеся. И оформляются в виде соответствующей таблицы. При выполнении практического задания по обнаружению (выявлению) следов следует строго соблюдать следующее правило: первоначально применяются те т.к.с., которые не подвергают следы изменению (не оказывают на них воздействия). Например, оптические методы: осмотр предметов с использованием косопадающего освещения и в проходящем свете, по методу "темного поля" и т.п. 2.2. Предварительное исследование следов с целью получения розыскной информации о следообразующем объекте (человеке), заключается в выделении и анализе признаков, несущих информацию розыскного характера. Например: – по дорожке следов обуви выявляются особенности походки (хромота, косолапее), состояние человека во время движения (условия движения) – находился в состоянии опьянения, бежал, двигался с грузом и т.д.; – по отдельному следу обуви определяются: примерный рост человека, тип, вид, размер, фасон обуви и т.д.; – по следам орудий взлома тип, вид, особенности эксплуатации и т.д.; – по следам автотранспортных средств – тип, вид, марка, модель автотранспортного средства, имеющиеся повреждения и т.д.; По результатам предварительного исследования следов составляется ориентировка. 2.3. Фиксация, изъятие следов. Эта часть работы со следами строго регламентируется уголовно-процессуальным законом. В качестве обязательного метода УПК РФ предусматривает описание в протоколе следственных действий (в частности следственного осмотра: места происшествия, предметов и т.п.) Как и при обнаружении, выявлении следов первоначально, используются те т.к.с., которые не воздействуют на следы и не подвергают их изменению. Учитывая при этом, что работа по фиксации и изъятию следов носит комплексный характер (на практике, как правило, одновременно используются несколько методов, например: описание следа в протоколе ОМП, фотографирование, копирование следа на дактилопленку), а фотографический метод фиксации отрабатывается в рамках дисциплины "Криминалистической фотографии", то предполагается следующая схема ее осуществления: а) описание в протоколе ОМП; б) составление схем (планов, эскизов и т.п.); в) получение копий следов. Необходимо помнить, что изготовление и изъятие копий следов производится лишь в том случае, когда нет возможности изъять сами следы, предметы-носители со следами. Другими словами нужно руководствоваться принципом: "всякая копия хуже оригинала". При получении копий следов слушатели апробируют максимально возможный круг т.к.с. для фиксации и изъятия одноименных следов. По результатам такой экспериментальной работы составляется отчет аналогичный тому, что при обнаружении (выявлении) следов. Данная работа завершается составлением протокола ОМП в соответствии с требованиями УПК РФ, в котором отражаются: – место локализации следов (предмета со следами); – признаки, индивидуализирующие предмет-носитель (бутылка, осколок оконного стекла и т.п.); – подробная характеристика следов и следовоспринимающей поверхности: вид следа согласно криминалистической классификации, его форма и размеры, индивидуальные особенности следа, характер и состояние следовоспринимающей поверхности и т.п.; – характеристика т.к.с., применившихся для их обнаружения (выявления), фиксации и изъятия, порядок и специфика осуществления работы со следами, особенности упаковки. Специфика составления фрагмента протокола ОМП заключается в следующем: – при лаконичности описания отражаются все те признаки следов и предметов-носителей, которые их индивидуализируют и в той или иной степени будут способствовать установлению истины по делу; – в системности и стройности описания; – не допускать никаких выводов, однако при прочтении они логически напрашиваются; – в сочетании описания со схемами (эскизами). 2.4. Упаковка. Упаковке подлежат все следы (предметы - носители следов), которые изымаются при осмотре места происшествия в качестве вещественных доказательств. Для упаковки используются всевозможные подручные, приспособленные и специально предназначенные средства, соответственно: обычные полиэтиленовые пакеты, картонные коробки, пробирки (для микрообъектов), стерильная стеклянная тара (для запаховых следов) и др.; специальные полиэтиленовые или пластиковые мешки для трупов и т.д. Отчеты, фрагмент протокола ОМП, схемы (эскизы) следов подшиваются и вместе с упакованными вещественными доказательствами сдаются на проверку преподавателю. Срок сдачи работы – следующее занятие. На занятиях слушатели должны иметь учебную и специальную литературу, рекомендованную к данной теме. Ответственным за обеспечение литературой является командир группы.
Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 526; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |