Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вопросы, подлежащие выяснению на занятии




Задачи

Просмотрев учебный видеофильм «Допрос подозреваемого в совершении преступления», определите следующее:

- укажите тактическую ошибку, допущенную следователем;

- определите, как тактически правильно необходимо построить допрос в данной ситуации;

 

- укажите, какие дополнительные сведения необходимо получить для обеспечения эффективности последующих допросов?

- были ли нарушены требования УПК РФ при производстве допроса, если да, то какие?

- определите самостоятельно ту или иную следственную ситуацию, которая может возникнуть при допросе, в соответствие с ней составьте учебный протокол допроса.

Задания для самостоятельной работы:

· В чём заключается сущность допроса?

· Есть ли необходимость в установлении психологического контакта с допрашиваемым? Каким образом устанавливается психологический контакт?

· Раскройте содержание стадии свободного рассказа при допросе.

· В каких случаях проводится очная ставка?

· Необходим ли следователю письменный план для производства очной ставки?

· В каких случаях следователю необходимо использовать помощь третьих лиц при производстве допроса, очной ставки?

· В каких случаях на допросе, очной ставке целесообразно использовать звуко-, видеозапись?

· Назовите способы и приемы фиксации показаний в ходе допроса и очной ставки.

Методические рекомендации

Допрос – это следственное действие, которое состоит в том, что уполномоченное должностное лицо получает и фиксирует в установленном законом порядке показания потерпевших, свидетелей, подозреваемых, обвиняемых, эксперта об известных им фактах, имеющих значение для уголовного дела.

Цель допроса – получение полной и правдивой информации об обстоятельствах, имеющих значение по делу.

Задачи допроса – подразделяются на общую – установление абсолютной истины по делу; частные – установление отдельных обстоятельств входящих в предмет доказывания.

Очная ставка – это самостоятельное следственное действие, которое состоит в попеременном допросе ранее допрошенных по одним и тем же обстоятельствам дела лиц в целях устранения в их показаниях существенных противоречий.

Предмет очной ставки – небольшая часть информации о событии преступления, а именно та, которая касается устранения конкретного противоречия.

Следователь– является должностным лицом (прокуратуры, органов ФСБ, ОВД), уполномоченным в пределах своей компетенции, предусмотренной УПК РФ, осуществлять предварительное следствие по уголовному делу.

Свидетель – лицо, которому могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для расследования и разрешения уголовного дела, и которое вызывается для дачи показаний.

Эксперт – лицо, обладающее специальными знаниями и назначенное в порядке предусмотренном УПК РФ, для производства судебной экспертизы и дачи заключения.

Тема 18. Тактика предъявления для опознания

Лекция – 2 часа

Деловая игра -2 часа

Материально-техническое обеспечение образцы протоколов, бланки протоколов, видеофильм

1. Понятие, сущность и виды предъявления для опознания.

2. Этапы предъявления для опознания и тактические приёмы, используемые для производства различных видов этого следственного действия.

3. Особенности организации и проведения предъявления для опознания с обеспечением безопасности опознающего лица.

4. Основные требования предъявляемые к фиксация хода и результатов предъявления для опознания.

Примерные темы докладов и рефератов

1. Предъявление для опознания трупов.

2. Особенности предъявления для опознания по голосу и походке.

Методические рекомендации для подготовки к деловой игре

Цель деловой игры Деловая игра относится к активной форме обучения, позволяющей вовлечь в активную работу всех без исключения студентов учебной группы. Целью деловой игры является формирование студентами, в условиях наиболее приближенных к условиям практической деятельности сотрудников правоохранительных органов, навыков правильного производства следственного действия предусмотренного ст. 193 УПК РФ и приобретение практики словесного описания действий, примет и особенностей опознаваемого лица.

Примерный состав участников деловой игры Из числа студентов учебной группы определяется примерный состав участников деловой игры, это следователь, который в процессе подготовки к предъявлению для опознания определяет состав СОГ и других участников; специалист осуществляющий видеофиксацию хода следственного действия; лицо (предмет) предъявляемое для опознания; опознающий; третьи лица (педагог, психолог, защитник, адвокат и др.); статисты (в случае предъявления для опознания лица); два эксперта-наблюдателя, оценивающие деловую игру.

Не позднее недели до проведения деловой игры, преподавателем будет проведена групповая консультация с участием всех студентов группы (разъяснены цели проведения деловой игры, доведены в краткой форме её содержание и закреплены за конкретными студентами возможные роли, раскрыта специфика каждой роли). За день-два до деловой игры преподавателем будет проверена готовность учебной группы в целом и каждого участника в отдельности, при необходимости проведены дополнительные, индивидуальные консультации.

Примерный сценарий деловой игры (в ходе обсуждения примерного сценария в него вносятся ситуационные дополнения)Перед производством учебного следственного действия, «следователь» определяет состав СОГ и других участников предъявления для опознания, называя должностное положение, фамилии, имена, отчества, а также указывает на цель проводимого предъявления для опознания. Объявляет о предварительно проведённом допросе опознающего лица и результатах его проведения. Начиная производство предъявления для опознания лица, вызывает «опознаваемого» и «опознающего» и размещает их таким образом, чтобы исключить возможность встречи вплоть до непосредственного производства следственного действия. Прежде чем пригласить «опознающего», в кабинет приглашаются «понятые», «статисты» (разъясняются их права и обязанности), «опознаваемый», которому разъясняется цель вызова, права и обязанности и предлагается занять место среди статистов в соответствии с требованиями ч. 4 ст. 193 УПК РФ. После этого «следователь» приглашает на место следственного действия «опознающего», разъясняет ему права и обязанности, предлагает осмотреть предъявленных для опознания лиц и ответить на вопрос, узнаёт ли он кого-либо из них. Если «опознающий» даёт положительный ответ, ему предлагается указать на «опознанного» и дать пояснение о признаках, обусловивших опознание. В случае отрицательного ответа, «следователь» выясняет у «опознающего», на сколько он уверен в безошибочности своего вывода. Показания «опознающего» заносятся в протокол и обращается к «опознанному», а затем к другим лицам с вопросом – не хотят ли они что-либо сообщить в связи с проведённым следственным действием. «Следователь» объявляет об окончании СД, составленный протокол прочитывается и подписывается участниками СД.

Разбор деловой игры, подведение итогов Преподаватель предоставляет слово эксперту. Эксперт оценивает подготовленность к деловой игре как группы в целом, так и каждого студента в отдельности, подчёркивает как положительные, так и отрицательные стороны игры. Выставляя оценки участникам игры, эксперт использует пятибалльную систему, учитывая: активность студентов; знание ими требования УПЗ РФ и профессиональных обязанностей участников СД в роли которых они выступают. Второй эксперт высказывает свою точку зрения, мотивирует свою позицию, оглашает свои оценки. Оценки экспертов складываются, что даёт окончательную оценку за участие в игре всей учебной группе. Таким образом, суммарная оценка группы зависит от индивидуального выступления каждого из участников группы. Преподаватель подводит итог проведённому занятию, анализирует заключения экспертов, обращает внимание студентов на полноту достижения поставленных перед игрой целей, на недостатки и положительные моменты, которые имели место.

Задания для самостоятельной работы

· Когда возникает необходимость в проведении предъявления для опознания?

· Назовите факторы, влияющие на восприятие объектов и их запоминание.

· Есть ли необходимость в предварительном допросе опознающего лица? Аргументируйте ответ.

· Какое максимальное количество объектов (лиц, предметов) рекомендуется одновременно предъявлять опознающему лицу?

· Какую роль при производстве предъявления для опознания играют статисты?

· Произведите предъявление для опознания предметов по предложенной преподавателем фабуле.

· Составьте протокол предъявления для опознания.

Предъявление для опознания – это самостоятельное следственное действие, которое состоит в отождествлении ранее воспринимаемого объекта по его мысленному образу.

Цель предъявления для опознания – идентификация объекта, который ранее воспринимал опознающий в связи с совершением преступления.

Этапы предъявления для опознания – подготовительный, проведение предъявления для опознания, заключительный.

Тема 19. Тактика следственного эксперимента и проверки показаний на месте

Лекция – 2 часа

Семинар -2 часа

Материально-техническое обеспечение образцы протоколов, бланки протоколов, видеофильм

Основные вопросы, подлежащие выяснению на занятии

1. Понятие, цели, основания и виды следственного эксперимен­та.

2. Этапы и тактические приемы проведения следственного эксперимента.

3. Понятие, значение, основания и задачи производства проверки показаний на месте.

4. Этапы и тактические приёмы проведения проверки показаний на месте.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 602; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.022 сек.