КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Восприятие времени
Оценка точности восприятия времени может производиться с помощью обычного секундомера. Экспериментатор дает отсчет в 12 с, обозначая ударом карандаша начало и конец временного отрезка. Испытуемый должен включить и остановить секундомер, воспроизводя указанный интервал времени. Целесообразно давать по 10 проб с таким расчетом, чтобы они относительно равномерно распределились в указанном диапазоне 6 – 12 с. Определяется процентная точность (Т) оценки интервалов времени по формуле
где с2 – сумма разности от времени предъявляемого (сумма ошибок испытуемого в секундах), ci – сумма отрезков времени, предъявляемых экспериментатором. Оценка точности восприятия времени по описанной методике выставляется по таблице 27. Таблица 27
Глазомер на углы (восприятие угловых величин) Исследование производится с помощью плаката, где изображено 10 углов от 35° до 135° под номерами и 10 таких же углов, обозначенных буквами. Различия между углами 7 – 10°, линейные величины их сторон около 8 – 12 см. Углы под номерами и обозначенные буквами в половине случаев также не имеют точного совпадения, отличаясь на 2 – 3°.'
Испытуемым предъявляется на 4 мин плакат (надо иметь 3 4 подобных плаката) и ставится задача найти пары соответствующих или наиболее близких по угловым величинам фигур, обозначенных цифрами и буквами, записывая ответы в порядке номеров, например: 1 – Б; 2 – В; 2 – М и т. д. Оценка результатов обследования выставляется по таблице 28. (Экспериментатор имеет шаблон правильных ответов для каждой таблицы.) Таблица 28
Инструкция для группового обследования: «Перед вами плакат, на котором 10 пар равных или близких по угловой величине фигур, обозначенных цифрами и буквами (показать несколько пар на плакате). Начинайте по порядку от фигуры под № 1 и найдите соответствующую ей или наиболее близкую по угловой величине фигуру, обозначенную буквой. Запишите: № 1 и рядом – соответствующую букву, например «Б». Затем ищите фигуру № 2 и соответствующую ей по угловой величине фигуру». (После этого показать еще 2 – 3 пары фигур, равных или близких по угловой величине. Повесить контрольный плакат, включить секундомер. Через 4 мин подать команду «стоп», снять плакат.) Восприятие пространственных признаков. Методика «компаса» Исследование производится с помощью плаката (рис. 6) на котором схематически изображено по 5 компасов в каждой строчке. Необходимо относительно одной точки отсчета сторон света, мысленно воспроизводя остальные стороны света, определить, куда показывает стрелка. Затем из 5 компасов определить, который показывает в направлении, обозначенном в самом начале строки. Например, на 1-й строке указано – искать ЮЗ. Это № 2 и № 3. Задание дается на 10 мин. Оценка выводится по таблице 29.
Инструкция: «Вам знакомо расположение сторон света на компасе: север – сверху, юг – внизу, восток – справа, запад – слева. (Показать на демонстрационном плакате.) На ваших картах схематические изображения компасов со стрелками, на них указано только одно направление. Вам надлежит мысленно представить остальные стороны света с учетом, что компасы эти перевернуты или наклонены. (Показать несколько вариантов отыскания направления стрелки на плакате.) Ваша задача определить, куда показывают стрелки на каждом компасе, и найти те из них, которые соответствуют направлению, обозначенному в начале строки. (Показать.) Эти компасы подчеркнуть. Время на работу 10 мин». Методика «часы» Исследование производится или с помощью бланка с изображением 42 циферблатов, на которых по одному числу, около любого часа, а циферблат повернут на неопределенное количество градусов (рис. 7), или используется небольшой стенд с вращающимся циферблатом (диаметром около 50 см), стрелками и зажимом с набором чисел от 1 до 12, обозначающими часы (рис. 8). Необходимо определить, какое время показывают стрелки. При работе с бланками оценка выводится по таблице 30. При работе со стендом каждая картинка представляется на 12 с (по определенной программе) и в первом и во втором случае обследуемые пишут номера заданий и ответ, например: 3 = 11 ч 15 м; 4=21 ч 20 мин. Оценки при этом (как и в случае использования плаката вместо бланков) облегчаются на 2 ответа (9 баллов=35 правильных ответов; 8 баллов=32 – 34 и т. д.). Инструкция для работы по бланкам: «Перед вами бланки, на которых нарисованы ряды циферблатов со стрелками. Циферблаты повернуты вокруг оси – они в необычном положении. Нужно, ориентируясь только на одну цифру, показывающую какой-нибудь час, определить время на каждом циферблате. Бланки вращать не разрешается, положение часов нужно представлять мысленно».
§ 2. ВНИМАНИЕ Объем внимания Исследование объема внимания осуществляется с помощью тахистоскопа. Смысл исследования – в предъявлении на короткое время (около 1 с) карточки с изображенными на ней фигурами, например, кружков или крестиков (рис. 9). Каждая карточка предъявляется дважды. Сначала берутся карточки с двумя фигурами, затем с тремя и т. д. После предъявления изображения испытуемый в течение 10 – 15 с должен нанести на своем бланке точки (крестики) в соответствии с тем, что он увидел. На воспроизведение 2 – 5 фигур дается по 10 с, 6 – 7 фигур – по 15 с, 8 – 9 фигур – по 20 с. На упрощенном тахистоскопе карточки могут высвечиваться на бумаге за матовым стеклом зажиганием лампочки. Возможно предъявление их с эпидиаскопа на слайдах. Обследование проводится обычно групповым способом. Важно исключить списывание друг у друга. Оценка результатов осуществляется по таблице 31.
Концентрация внимания. Тест «Перепутанные линии» Среди методик, направленных на исследование концентрации внимания, может быть рекомендовано задание «Перепутанные линии» (рис. 10), которое рассматривают так же, как один из тестов, характеризующих устойчивость внимания. Исследование может проводиться как на индивидуальных бланках, так и с помощью плаката на стандартном листе ватмана или высвечиванием на эпидиаскопе. Испытуемые на своих бланках записывают номера начала линий по порядку и за ними номера их окончания. На выполнение задания дается 7 мин. Оценка при выполнении задания с плаката по таблице 32.
Инструкция: «На бланке вы видите 25 перепутанных линий. Вам необходимо проследить каждую линию слева направо и определить, где она кончается. Начинаются линии слева, кончаются обязательно справа. Начинайте с линии, обозначенной слева, № 1, найдите, где она закончится, там стоит соответствующий номер, затем переходите к линии № 2 и т. д. Ответы записывайте по порядку, например: 1 – 17, 2 – 14, 3 – 22 и т. д. Выполнять задание следует только путем зрительного контроля, не вести линии карандашом или пальцем».
Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 1462; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |