Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Зрительная память




ПАМЯТЬ

В целях исследования индивидуальных особенностей, а также для выявления динамики психического состояния может проводиться оценка памяти. Рассмотрим ряд заданий для изучения различных видов памяти.

Кратковременная память

Применяются задания на запоминание и непосредственное воспроизведение слов и чисел. По методикам, апробированным в Военном институте физической культуры, обследуемым дважды предъявляется по 10 слов и по 10 чисел. 10 слов или чисел зачитываются в течение 20 с, и 40 с дается на запись (в любом порядке). Перед вторым десятком слов (и чисел) проводится эмоциогенное инструктирование. Слова подбираются односложные, мало связанные между собой из 4 – 6 букв, числа двухзначные, менее примечательные (не нужно 99, 33 и т. п.). Оценка в условных баллах проводится по таблице 35.

Таблица 35

Оценка в баллах                  
Правильно запи­санные слова (из 20)   17-18 15-16 13-14 11—12 9—10 7—8 4—6  
Правильно запи­санные числа (из 20)   16—17 14—15 12-13 10—11 8—9 6—7 4-5  

 

Инструкция обследуемым: «Я продиктую слова (числа). Прослушайте и постарайтесь запомнить. По команде «Пишите!» возьмите карандаш и столбиком, в любой последовательности запишите, что запомнили. Переспрашивать нельзя. На запись 40 с. По команде «Стоп!» прекратите запись и подчеркните последнее слово (число)».

Инструкция перед выполнением второго задания: «Повторим это задание с другим текстом, но теперь попытайтесь запомнить слов (чисел) непременно больше, чем в предыдущем задании. Если у вас достаточно воли, эмоциональной устойчивости, вы сумеете мобилизоваться».

Память на тексты (смысловая память)

Составляется рассказ, который содержит 13 смысловых единиц и 3 числа и который зачитывается обследуемым. Затем предлагается записать основное содержание. Задание предъявляется дважды аналогичными текстами. Второй раз – после эмоциогенного инструктирования. Пример рассказа: «Корабль вошел в бухту (1). Несмотря на сильное волнение моря (2). Ночь простояли на якоре (3). Утром подошли к пристани (4). 18 моряков отпустили на берег (5, 6). 10 человек пошли в музей (7, 8). 8 матросов решили просто погулять по городу (9, 10). К вечеру все собрались вместе, зашли в городской парк, плотно поужинали, в 11 часов вечера все вернулись на корабль (11 – 14). К этому времени оставшиеся матросы уже провели выгрузку (15). Вскоре корабль отправился в другой порт (16)».

Оценка в условных баллах проводится по таблице 36 по результатам воспроизведения двух текстов. Порядок изложения фрагментов не учитывается.

Таблица 36

Оценка в баллах                  
Количество воспроизведенных смысловых единиц и чисел (из 32)   29-30 27-29 23-26 19-22 15-18 11- 14 7-10  

 

Инструкция обследуемым: «Вам будет зачитан короткий рассказ, в нем имеется ряд смысловых единиц (фрагментов содержания), все они в некоторой логической связи. Прослушайте внимательно рассказ и затем в течение 3 мин запишите основное содержание (то, что запомнили). Предложения можно сокращать, не теряя их смысл. Переспрашивать во время работы нельзя».

Инструкция перед выполнением второго задания: «Выполним аналогичное задание, но постарайтесь запомнить больше, чем в предшествующем рассказе. Это делается для проверки ваших волевых качеств и эмоциональной устойчивости. Если у вас достаточно самообладания и настойчивости, вы сумеете улучшить свой результат».

 

Суть задания в предъявлении на 30с плаката, на котором в 16 клетках 7 простых фигур. Нужно запомнить, какие фигуры нарисованы, в каких клетках они находятся. Затем в течение 45с на бланках (где заранее подготовлены решетки с 16 клетками) воспроизвести, что запомнили. Задания выполняются дважды по аналогичным плакатам (или высвечиванием с помощью ЛЭТИ). Перед вторым предъявлением производится инструктирование. Оценка в условных баллах выводится по таблице 37 по результатам выполнения двух заданий.

Таблица 37

Оценка в баллах                  
Количество пра­вильно нарисован­ных фигур       9-10 7-8 5-6      

 

Инструкция обследуемым: «Сейчас вам будут показываться плакаты с рисунками. Постарайтесь запомнить, какие это фигуры и как они взаимно расположены. Затем будет подана команда «Рисуйте!» и вы на своих бланках нарисуете то, что запомнили. На зарисовку дается 45с».

Инструкция перед выполнением второго задания: «Повторим задание с аналогичной таблицей. Попытайтесь запомнить и воспроизвести больше, чем в предшествующем задании. Это для проверки ваших волевых качеств и эмоциональной устойчивости. Если у вас высокое самообладание, вы сумеете улучшить результат».

 

Оперативная память

Рассматриваемым тестом оценивается тот объем информации, который обследуемый способен удерживать в кратковременной памяти, одновременно оперируя им. Сущность теста в предъявлении на слух 5 цифр, из которых нужно складывать каждое предшествующее с последующим, записывая полученные суммы. Например, предъявляется 32 716; действия обследуемого: 3+2 = 5, 2+7 = 9, 7+1 = 8, 1+6=7, записываются суммы: 5987. Сумма двух чисел не должна превышать 9.

В контрольном задании обследуемым зачитываются 10 рядов по 5 цифр (3 с на зачитывание 5 цифр и 7 с на запись). Запись ответов ведется столбиком. Более объективные и стабильные данные получаются при зачитывании 50 рядов по 5 цифр. В этом случае запись ведется столбиком по 10 рядов. После каждых 10 рядов объявляется: «Следующий столбик!» Перед последними 10 рядами проводится эмоциогенное инструктирование: «Попытайтесь эти задания выполнить обязательно лучше, чем все предшествующие. Если у вас недостаточная эмоциональная устойчивость, вы не сумеете мобилизоваться и получится хуже. Постарайтесь взять себя в руки!» Оценка выводится в условных баллах по таблице 38.

 

Оценка в баллах         б        
Количество пра­вильно записан­ных сумм (из 40)   37-38 35-36 31-34 26-30 22-25 18- 21 14- 17  
Количество пра­вильно записан­ных сумм (из 200)   160- 140- 159 120- 139 90- 119 70-89 55- 69 40-54  

 

Инструкция обследуемым: «Вам будут зачитываться ряды из 5 однозначных чисел. Ваша задача запомнить эти числа в том порядке, в котором я буду их читать. Потом в уме сложить первое число со вторым и записать сумму; второе число – с третьим и записать сумму; третье число – с четвертым и записать сумму; четвертое число – с пятым и записать сумму. Если не сумеете подсчитать все суммы, запишите, сколько успеете».

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 451; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.