Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Стадии




Психологические особенности процесса формирования показаний и их передачи при допросе.

 

Сообщаемые допрашиваемыми сведения анализируются не только по окончании допроса, но и в ходе его проведения. При этом в них выделяются внутренние противоречия, различные несоответствия прежним показаниям допрашиваемого лица и другим доказательствам, собранным по делу.

1. Ощущение - Восприятие информации. Субъективные факторы (психологические феномены, свойственные конкретному лицу, может, не выспался или принял наркотики). Объективные факторы (в какой ситуации: дождь, холод, отсутствие освещения).

2. Процесс запоминания. Произвольное (непреднамеренное) и преднамеренное запоминания. Много зависит от вида памяти (эмоциональная память, двигательная (человек запоминает движения свои и других, их последовательность), словесно-логическая, образная). Но это градация, у человека необязательно один вид памяти.

3. Припоминание - Воспроизведение информации. На этом этапе формирования показаний также, как и при восприятии, возможно неосознанное восполнение некоторой части пробелов в воспоминаниях, что создает серьезную угрозу достоверности показаний. Подмена действительного обычным. Устал слушать лекцию, отключился. Или такой случай был: ворвались к женщине 3 грабителя, двоих она узнала (из соседней деревне), а третьего нет, но решила, что это Володя («а с ними был Володя), т.к. она всегда этих двоих видела с Володей. Или началась драка между двумя, продавщика шторкой закрылась, а когда драка закончилась, посмотрела и увидела труп. Посчитала, что тот, который дрался, и нанёс удар.

Есть явление реминисценции. Читал ночью учебник, считает, что всё запомнил. В результате сверхсильного эмоционального, интеллектуального, физического напряжения субъект не в состоянии сразу вспомнить все обстоятельства произошедшего события. Нужно некоторое время, что бы память «успокоилась». Свойственно несовершеннолетним, потерпевшим, активным очевидцам событий.

Забыванию нередко благоприятствуют новые впечатления, напряженная умственная работа, важные события в личной жизни и т.п. При этом возникает опасность смешения и подмены воспринятой информации сведениями, почерпнутыми из других источников (разговоров, слухов, сообщений прессы т.п.).

4. Восприятие информации следователем. По возможности, следователь должен записать всё дословно. Нужно переспрашивать, если есть необходимость. Раньше трудно было, т.к. на компьютер нельзя было записать. Возможны дефекты в восприятии информации следователем. Поспешность, невнимательность, необъективность следователя, увлечение одной наиболее предпочтительной версией могут помешать ему правильно уяснить, запомнить и передать в протоколе сообщенные на допросе сведения. Ошибки могут проистекать и в результате недостаточной компетентности допрашивающего в некоторых специальных отраслях знания (строительстве, технике, технологии и т.п.). Поэтому очень важно, чтобы следователь предварительно познакомился со специальной литературой, ведомственными инструкциями и распоряжениями, а также использовал на допросе помощь соответствующих специалистов.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 508; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.