Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Особенности методики дактилоскопических исследовании 15 страница





Продолжение табл. 11  
Наименование признака   Рекомендации по обнаружению общих признаков почерка   Проявление признака (номер рисунка)   Характеристика (описание) признака  
Направление линии основа­   Определяется положение линии, соединяющей   Рис. 15   — восходящее; 2 — нисхо­  
ния строк (линии письма)   нижние точки знаков всей строки в горизонталь­       дящее; 3 — горизонтальное;  
    ной плоскости (относительно горизонтального       4 — сходящееся; 5 — расхо­  
    среза листа)       дящееся  
Размещение разделитель­   Определяется положение знака или его элемен­   Рис. 16   — на линии письма, ближе  
ных знаков препинания и   тов в вертикальной и горизонтальной плоскости       к последующему слову (запя­  
их элементов   относительно линии письма, а также предыдуще­       тая); 2 — выше линии пись­  
    го и последующего слова       ма и ближе к предыдущему  
            слову (точка); 3 — ниже ли­  
            нии письма и в середине меж­  
            ду словами (запятая)  
Размещение знака переноса   Определяется положение знака в вертикальной   Рис. 17   — выше средней линии  
    плоскости относительно средней линии строки       строки; 2 — на средней линии  
            строки; 3 — ниже средней  
            линии строки  
Признаки, отражающие степень и характер сформированности письменно-двигательного навыка  
Степень выработанности   Анализируются темп, координация, сложность и   Рис. 18   — низкая (школьный по­  
движений   непрерывность движений при выполнении пись­       черк); 2 — низкая (практи­  
    менных знаков. Низкая степень (1я группа) —       ческий почерк); 3 — средняя;  
    темп замедленный; координация сниженная; из­       4 — высокая  
    вилистость и угловатость штрихов, их тупые на­          
    чала и окончания; неоправданные остановки пи­          
    шущего прибора. Низкая степень (2я группа) —          
    неравномерное размещение в строке и разный          
    размер (протяженность) знаков по вертикали и          
    горизонтали; неустойчивый наклон продольных          
    осей знаков. У лиц, обучающихся письму, преоб­          
    ладают признаки снижения координации движе          

 

Продолжение табл. it  
Наименование признака   Рекомендации по обнаружению общих признаков почерка   дан» Проявление признака (номер рисунка)   Характеристика (описание) призвана  
    ний 1й группы, сложность движений простая,          
    соответствует прописям. Для лиц, прекративших          
    обучение письму на начальной стадии, характер­          
    ны признаки снижения координации движений          
    1й и 2й групп; сложность движений простая, с          
    элементами упрощения (отклонения от строения          
    я конфигурации знаков, предусмотренных пропи­          
    сями); степень непрерывности (связности) дви­          
    жений низкая. Средняя степень —; темп и коор­          
    динация средние; наблюдается 2я группа при­          
    знаков снижения координации движений. Высо­          
    кая степень — темп и координация высокие, от­          
    сутствуют извилистость, тупые начала и окон­          
    чания штрихов; упрощенное строение знаков;          
    высокая степень непрерывности (связности)          
    движений.          
Общая сложность движе­   Определяется степень соответствия (точности   Рис. 19   — простая; 2 — упрощен­  
ний   воспроизведения) структуры (элементного соста­       ная; 3 — усложненная; 4 —  
    ва знаков), формы, направления, протяженности,       простая с элементами упроще­  
    количества и последовательности движений при       ния; 5 — простая с элемен­  
    выполнении знаков исследуемой рукописи. Прос­       тами усложнения; 6 — упро­  
    тая сложность — знаки исследуемой рукописи       щенная с элементами услож­  
    соответствуют знакам школьных прописей. Упро­       нения; 7 — смешанная; о —  
    щенная — в большинстве знаков наблюдается       стилизованная  
    утрата отдельных элементов или их частей, за­          
    мена скорописных вариантов знаков на более          
    простые печатные, уменьшение количества движе­          
    ний или изменение их последовательности. Ус­          
    ложненная — в большинстве знаков наблюда­          
    ются дополнительные (лишние) элементы или их          
0 0 д   части, вычурная форма, увеличенные протяжен          

 


Продолжение табл. 11  
Наименование признака   Рекомендации по обнаружению общих признаков почерка   Проявление признака (номер рисунка)   Характеристика (описание) признака  
    ность и количество, движений при выполнении          
    или соединении знаков и их элементов. В зави­          
    симости от преобладающей сложности строения          
    различают простую сложность а элементами уп­          
    рощения или усложнения, упрощенную с элемен­          
    тами усложнения, усложненную с элементами          
    упрощения, смешанную (в равной степени встре­          
    чаются все элементы) и стилизованную (знаки          
    заимствованы из чертежных или иных шрифтов)          
Признаки, отражающие структурные характеристики движений по их траектории  
Общая форма движений   Определяется по конкретному проявлению пре­обладающей формы движений при выполнении   Рис. 20   1 — прямолинейнодуговая; 2 — прямолинейноугловая;  
    и соединении письменных знаков и их элементов       3 — округлая; 4 — петлевая;  
    в целом       5 — извилистая; 6 — сме­  
            шанная  
Общее направление движений   Определяется по конкретному проявлению пре­обладающего направления движений при выпол­   Рис. 21   — левоокружное; 2 — пра­воокружное; 3 — смешанное  
    нении и соединении письменных знаков и их       <  
    элементов в целом. Левоокружное (против часо­          
    вой стрелки) или правоокружное (по часовой          
    стрелке) движение обнаруживается при изуче­          
    нии дугообразных и петлевых штрихов          
Общая протяженность дви­жений по вертикали (раз­   Измеряется высота строчных знаков: малая про­тяженность — высота строчных знаков 2 мм;   Рис. 22   — малая; 2 — средняя; 3— большая; 4 — от малой до  
мер)   средняя — 2—4j мм; большая — свыше 4 мм.       большой  
    При наличии знаков с разной высотой протяжен          

 

Продолжение табл. 11  
Наименование признака   Рекомендации по обнаружению общих признаков почерка   Проявление признака (номер рисунка)   Характеристика (описание) признака  
    ность движений по вертикали может быть от          
    малой до средней; от средней до большой, от          
    малой до большой          
Общая протяженность дви­жений по горизонтали (разгон)   Сопоставляется высота строчных знаков с их шириной и промежутками между ними. Если высота знаков больше их ширины] и промежут­   Рис. 23   — малая; 2 — средняя; 3— большая; 4 — от малой до средней  
    ков между ними, то протяженность движений по          
    горизонтали малая; если равна, то средняя; если          
    меньше, то большая. При неравномерном соотно­          
    шении протяженность движений по горизонтали          
    может быть от малой до средней, от средней до          
    большой, от малой до большой          
Степень непрерывности дви­   Подсчитывается, количество знаков в одном со­   Рис. 24   1 — низкая; 2 — средняя; 3 —  
жений (общая связность   четании, выполненном без отрыва пишущего при­       высокая  
движений)   бора от материала письма. При выполнении не­          
    прерывными движениями от 2 до 3 букв (цифр)          
    степень связности (непрерывности) низкая; от          
    4 до 5 — средняя; от 6 и более — высокая          
Общее направление сгибательных движений (общий наклон движений)   Сопоставляется положение продольных осей письменных знаков относительно вертикали: правонаклонное — продольные оси знаков отклоне­   Рис. 25   — правонаклонное; 2 — ле­вонаклонное; 3 — вертикаль­ное; 4 — от левонаклонного  
    ны от вертикали вправо; левонаклонное — вле­       до правонаклонного  
    во; вертикальное — оси знаков совпадают с вер­          
    тикалью. При неустойчивости наклона продоль­          
    ных осей знаков направление сгибательных дви­          
    жений может быть от левонаклонного до верти­          
    кального, от вертикального до правонаклонного,          
    от левонаклонного до правонаклонного          

 


Продолжение табл. 11  
Наименование признака   Рекомендации по обнаружению общих признаков почерка   Проявление признака (номер рисунка)   Характеристика (описание) признака  
Степень и характер затра­чиваемых усилий в процес­се сгибательноразгибательных движений (степень и характер нажима)   Измеряется ширина штрихов, выполненных сгибательными (сверху вниз) и разгибательными (снизу вверх) движениями: сильная степень на­жима — ширина штрихов при сгибательных движениях свыше 1,6 мм, при разгибательных 1,3—1,6 мм; средняя, — соответственно 1,3—1,6 и 1,1—1,3 мм; слабая — соответственно 1,0— 1,3 и 0,8—1,1 мм. Характер усилий может быть дифференцированный (когда! ширина штрихов в сгибательных и разгибательных движениях не­одинаковая) и недифференцированный (когда ширина штрихов по всем видам движений оди­наковая)   Рис. 26   — сильная; 2 — средняя; 3 — слабая; 4 — смешанная; 5 — дифференцированный; 6 — недифференцированный  

 

Знакомясь с постановлением следователя (определением су­да), эксперт выясняет основания для назначения экспертизы» изучает обстоятельства дела, связанные с данными о происхожде­нии исследуемой рукописи (время, условия выполнения и пр.) и ее предполагаемом исполнителе, (пол, возраст, наличие психиче­ских и других заболеваний, влияющих на.моторику письма, и пр.),. уясняет смысл вопросов, поставленных на разрешение эксперти­зы, их относимость к компетенции эксперта, определяет конкрет­ный объект исследования (текст, фрагмент текста, подпись и др.),. а также проверяет соответствие характера и количества пред­ставленных документов указанным в постановлении.

При осмотре исследуемой рукописи эксперта интересует, преж­де всего,! вопрос о пригодности ее для идентификации личности. С этой целью он обращает внимание на технику воспроизведения письменных знаков (непосредственно пишущим прибором, через копировальную бумагу, фото или ксерокопированием! и др.), вид пишущего прибора, характер и состояние подложки, на которой была расположена рукопись, четкость штрихов знаков, их общую конфигурацию (скорописные, печатные, стилизованные) и объем графического материала в целом.

Необходимо также решить вопрос о возможной технической подделке исследуемых фрагментов текста или подписи по соот­ветствующим признакам (см. главу V настоящего пособия), а также проверить! рукопись на необычность ее выполнения.

О необычном выполнении рукописи можно предварительно су­дить по наличию таких признаков, как замедленность или нерав­номерность темпа и нарушение координации движений, что про­является в извилистости, тупых началах и окончаниях, подрисов­ках штрихов, неоправданных остановках пишущего прибора, не­равномерной наклоне продольных осей письменных знаков,. их протяженности и размещении по вертикали и горизонтали, «зер­кальности», резких изломах или мелкой извилистости элементов букв и цифр, их чрезмерно упрощенном или, наоборот, усложнен­ном (вычурном) строении. Окончательное суждение о необычно­сти выполнения рукописи и причинах ее возникновения эксперт может сделать лишь при сравнении исследуемого текста (подпи­си) с образцами письма предполагаемого исполнителя.

Если рукопись пригодна для идентификации личности, эксперт проводит сравнение всех ее фрагментов между собой для пред­варительного суждения о том, одним или разными лицами они выполнены.

Аналогичные действия, но с целью установления пригодности для проведения сравнительного исследования эксперт осуществ­ляет и в отношении образцов письма предполагаемого исполните­ля спорной рукописи. Пригодность образцов включает в себя три момента: их сопоставимость, объем и достоверность.

Образцы считаются сопоставимыми, если они совпадают с исследуемой рукописью по виду почерковой реализации (текст, запись, конфигурации письменных знаков (ско­рописные, стилизованные) и их составу (буквенный, цифровой, знаковый), времени (в пределах идентификационного периода) углублениям выполнения, материалу письма и виду пи­шущего инструмента

Объем образцов достаточен, если в каждой почерковой реа­лизации, и род па пленной в качестве сравнительного материала, имеются одноименные с исследуемыми буквы, цифры и другие знаки в неоднократном проявлении и связях. Важно, чтобы эти проявления и связи носили не только количественный, но и качественны и характер, что предполагает, прежде всего, присут­ствие в образцах всех вариантов письменных знаков или почер­ка в целом, которыми пользуется проверяемое лицо.

Довольно часто на почерковедческую экспертизу представля­ются свободные образцы письма проверяемых лиц, не заверенные ими. В этом случае достоверность их происхождения от данных лиц должна вызывать сомнение у эксперта, поэтому не­обходимо провести сравнительный анализ свободных и экспери­ментально полученных образцов с целью решения вопроса, одним или разными лицами они выполнены.

Дальнейшие действия эксперта на данной стадии почерковедческого исследования связаны с предварительным сравнением ис­следуемой рукописи и образцов письма ее предполагаемого ис­полнителя по общим и наиболее «броским» частным признакам почерка. Это дает возможность эксперту, во-первых, убедиться в присутствии или отсутствии признаков необычного письма в образцах и, во-вторых, установить совпадение или различие об­щих и наиболее «броских» частных признаков почерка.

Различные варианты результатов сравнения позволят экспер­ту наметить ту или иную версию в отношении причин необычных условий письма, сделать предварительные выводы о групповой принадлежности сравниваемых почерков и возможном выполне­нии исследуемой рукописи проверяемым или иным лицом. Кроме того, в совокупности с другими данными, полученными в процес­се предварительного исследования, результаты сравнения помо­гут эксперту определить тип решаемых в дальнейшем задач (идентификационные, диагностические) и выбрать соответствую­щие для их решения методики исследования, т. е. наметить план дальнейших действий.

Оценивая результаты предварительного исследования, эксперт-почерковед может принять следующие решения:

если задание не относится;к компетенции эксперта-почерковеда, исследуемая рукопись не пригодна для идентификации лич­ности, имеется явное различие между почерком исполнителя ис­следуемой рукописи и почерком предполагаемого исполнителя по степени выработанности движений (например, почерк исполните­ля исследуемой рукописи характеризуется высокой степенью вы­работанности, а проверяемого лица — низкой), то дальнейшее

исследование не проводить, составить заключение и материалы направить инициатору назначения экспертизы;

при неточном указании конкретного объекта исследования, не­ясном смысле вопросов, изложенных в постановлении о назначе­нии экспертизы, их неудачной формулировке, дублировании или неполном объеме — уточнить у инициатора назначения эксперти­зы, пользуясь правом экспертной инициативы, предоставленным уголовнопроцессуальным законом, вопросы, без изменения их смысла, отредактировать, объединить или сформулировать допол­нительные;

при подозрении на техническую подделку фрагментов иссле­дуемого текста или подписи, необходимости усиления контраста слабовыраженных штрихов исследуемой рукописи — решать во­прос о целесообразности назначения! технико-криминалистической экспертизы документов. Почерковедческое исследование приоста­новить;

если для исследования необходимы дополнительные сведения (например, об условиях выполнения спорной рукописи и ее предполагаемом исполнителе), отсутствуют или не совпадают по характеру части исследуемых документов, недостаточный объем, несопоставимы или недостоверны; образцы, то запросить у ини­циатора назначения экспертизы соответствующие сведения, доку­менты и образцы; дальнейшее производство экспертизы приоста­новить.

В остальных случаях, в том числе и при предположении о не­обычном характере выполнения исследуемой рукописи, эксперт переходит к детальному (раздельному и сравнительному) иссле­дованию объектов.

Основным содержанием стадии раздельного исследования является совокупность действий эксперта, направленных на выяв­ление и глубокое изучение всех признаков почерка исполнителя исследуемой рукописи и предполагаемого исполнителя. При этом эксперт как бы старается «вжиться» в почерк того и другого, познать все стороны и взаимосвязи движений, характеризующих почерк, и дать каждому факту соответствующую оценку.

Как правило, на практике объем графических материалов спорных документов меньше объема материала образцов. Поэто­му раздельное исследование целесообразно начинать со спорной рукописи и с анализа частных признаков почерка, так как с об­щими знакомство уже состоялось при предварительном исследо­вании. Более того, дальнейшее сравнительное исследование спорной рукописи и образцов письма будет проходить с учетом выяв­ленной совокупности признаков в исследуемом объекте, а не в образцах.

Необходимо также соблюдать определенную последователь­ность в выявлении и изучении частных признаков почерка: от наиболее «броских», содержащихся в письменном знаке в целом (например, структурная сложность, последовательность, количе­ство, вид соединения движений при выполнении элементов), к менее заметным, содержащимся в частях элементов знаков, воз­вращаясь — от частей элементов к знаку в целом. Строение пись­менных знаков, особенности их начертания на основе школьных прописей показаны на рис. 46, где отмечены порядковые номера элементов букв и цифр в соответствии с последовательностью их выполнения.

Кроме того, в зависимости от направления движений при вы­полнении письменных знаков и их элементов, в них следует вы­делять начальную, основную и заключительную части, а в зави­симости от размещения — верхнюю, левую и правую части. Не­которые строчные буквы имеют верхнюю («б», «в») или нижнюю («д», «з», «р», «у», «ф») застрочную часть. В буквах печатной формы элементы можно называть в зависимости от их положения вертикальными и горизонтальными, нумеруя по принципу: слева направо, сверху вниз.

В исследуемых рукописях могут встречаться буквы и иные письменные знаки с так называемыми дополнительными элемен­тами, которые не предусмотрены школьными прописями (с боль­шим количеством элементов), например черта над или под руко­писными буквами «т» и «ш». Знание этого помогает относитель­но точно определить локализацию признаков почерка и в даль­нейшем правильно их описать.

Частные признаки почерка подразделяются: на признаки, от­ражающие степень сформированности письменно-двигательного навыка, структурные характеристики и пространственную ориен­тацию (относительное размещение) движений при выполнении письменных знаков и их элементов.

Обнаружение в исследуемой рукописи того или иного частного признака не составляет особых сложностей, если при этом посто­янно пользоваться приемом сопоставления изучаемого письмен­ного знака с его аналогом в школьных прописях по всем парамет, рам движений (конструктивной сложности, форме, направлению, относительной протяженности по вертикали и горизонтали, виду соединения, количеству и относительному направлению сгибательных движений). В этом случае частный признак будет прояв­ляться в виде какогото, отклонения от строения знака в целом или начертания отдельных его частей относительно одноименного знака прописи. Однако необходимо помнить, что, с одной сторо­ны, конфигурация букв прописей на протяжении ряда лет не­сколько менялась, с другой — многие лица довольно устойчиво пишут знаками, близкими к школьным прописям. Поэтому нор­мой частного признака могут быть не только отклонения от про­писей, но и, наоборот, соответствие им. Выбор частного призна­ка почерка из рукописи эксперт делает на основе собственного жизненного и профессионального опыта, осознанно или интуитив­но сравнивая образ исследуемого письменного знака и почерка в целом с многообразием мысленных образов знаков и почерков, в




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 477; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.03 сек.