Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Механизм КСО




Сущность и составляющие механизма КСО

ТЕМА 5. МЕХАНИЗМ КОРПОРАТИВНОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ

Механизм – это устройство для передачи движения, система, определяющая порядок какого-нибудь вида деятельности.

Составляющие механизма КСО: функции, органы, методы, инструменты, процедуры.

Основная функция КСО – защита интересов общества, согласование интересов бизнеса, государства и общества.

Органы механизма КСО:

– организации, проводящие сертификацию компаний на соответствие международным стандартам ISO;

– деловые ассоциации, распространяющие инструменты КСО;

– органы общественного экологического контроля и экологической экспертизы;

– государственные органы, занимающиеся разработкой мер регулирования, вовлечения, поощрения бизнеса, разработкой партнерств с бизнесом;

– общественные советы по развитию территорий, экологии при главах регионов, муниципальных образований;

– независимые негосударственные некоммерческие организации, занятые деятельностью по соблюдению прав человека, защите прав потребителей, защите окружающей среды;

– социальные сети по КСО, форумы как площадки для обсуждения интересов государства, бизнеса, общества (особенно развиты в Западной Европе);

– внесудебные органы по рассмотрению конфликтов между потребителями и компаниями.

На поведение компании влияют внутренние и внешние факторы. Внутренние факторы, связанные с решениями в области КСО:

структура собственности. Замечено, чем выше уровень концентрации собственности, тем выше активность в сфере КСО;

внутренняя система корпоративного управления. В советах директоров некоторых компаний действуют комитеты по КСО и этике, которые контролируют и направляют действия менеджмента в вопросах КСО;

корпоративная стратегия и культура.

Внешние факторы, влияющие на КСО компаний:

1. Государство в лице законодательной и исполнительной власти;

2. Общество в лице некоммерческих организаций;

3. Финансовый рынок, финансовые учреждения, инвесторы;

4. Товарный рынок;

5. Рынок труда;

6. Деловое сообщество (ассоциации бизнеса, саморегулируемые организации);

7. Консалтинговые компании;

8. Образовательные учреждения;

9. Медиа-сообщество;

10. Религиозные конфессии (церковь).

 

Рассмотрим механизм КСО как механизм менеджмента с точки зрения его составляющих.

 

Таблица

№№ Методы Инструменты Процедуры
  Методы нормативного регулирования деятельности компаний Законы, Кодексы, стандарты Лоббирование общественных интересов в рамках политического процесса, разработка и принятие Кодексов, стандартов
  Методы взаимодействия с местными сообществами, органами государственной власти Согласование интересов со стейкхолдерами: встречи, форумы, круглые столы. Участие в жизни местных сообществ: благотворительность, социальные инвестиции Обсуждение стратегии в сфере КСО. Софинансирование с местной властью соци-ально-значимых проектов, выделение грантов. Встречи со стейкхолдерами в рамках процеду-ры подготовки нефинансовой отчетности. Подписание соглашений о социально-эконо-мическом партнерстве с органами власти
  Методы информирования Нефинансовые отчеты, корпоративные сайты, публикации в СМИ Подготовка нефинансовых отчетов, распро-странение компаниями значимой информации через корпоративные сайты, СМИ и т.п.
  Методы оценки компаний, общественных ожиданий и общественной обеспокоенности Оценка компаниями систем менеджмента на соответствие стандартам ISO, оценка и сертификация товаров; Этические принципы отношений к работникам, опросы общественного мнения, встречи со стейкхолдерами, Оценка обеспокоенности: забастовок работников, митингов, демонстраций Сертификация систем менеджмента на соот-ветствие ISO, сертификация и маркировка товаров; Процедуры опроса общественного мнения, интервью, реагирование на проявление несо-гласия с действиями компаний
  Методы сравнения компаний Составление рейтингов социально ответст-венных компаний, Индексы ответственных компаний; Выбор лучшей компании года Отбор, сравнение компаний по определенным критериям
  Методы контроля со стороны общества и рынка (финансового, товарного, рынка труда) Адвокатирование акционерами, участие в работе собрания акционеров, Аудит корпоративной ответственности; Общественный экологический контроль Участие акционеров в ежегодном собрании акционеров; Участие представителей общественности в социальном и экологическом аудите, общест-венных слушаниях в рамках процедуры оцен-ки воздействия инвестиционных проектов на окружающую среду; Участие представителей общественности в проведении государственной экологической экспертизы
  Методы поощрения со стороны потребителей, инвесторов, деловых партнеров, государства Со стороны потребителей: покупка товаров этическими потребителями; Со стороны инвесторов: покупка акций этическими фондами; пенсионными фондами; Со стороны деловых партнеров и кредиторов: льготное кредитование, лучшие условия поставок; Со стороны государства: госконтракты, налоговые и неналоговые льготы, моральное поощрение Включение в тендеры на госконтракты требо-ваний на наличие отчетов в области КСО; Принятие поправок к законам по поводу льгот
  Методы популяризации норм ответственности поведения в обществе Обучение; Консалтинг; Пропаганда через СМИ, культуру, искусство; Разъяснение и убеждение Обучение в рамках курсов по предпринима-тельской этике, КСО, устойчивому развитию; Консультирование компаний по вопросам менеджмента, КСО, экоменеджмента; Формирование образа ответственного гражда-нина и предпринимателя в СМИ.

Законодательство включает корпоративное и трудовое право, Налоговый Кодекс, законы о несостоятельности и банкротстве. Кроме того, качество правоприменения. Стабильная правовая система, которая защищает собственность, способствует привлечению инвесторов, которым близка социальная ответственность.

Кодексы делятся на профессиональные и организационные. Они не являются обязательными для исполнения, но определяют поведение компаний и работников. Российские примеры: Кодекс чести членов Российской гильдии риелтеров», Кодекс корпоративного поведения.

Стандарты разрабатываются на уровне компании, отрасли, ассоциации, страны, в глобальном масштабе. Они помогают систематизировать и оценивать деятельность компаний в сфере КСО. Различают общепринятые добровольные и специальные отраслевые стандарты, стандарты всемирных организаций. Примеры: Руководство глобальной инициативы в области отчетности, стандарты серии ISO.

Контроль со стороны финансового, товарного рынка и рынка труда основан на конкуренции.

Финансовый рынок. Многие фонды, в том числе пенсионные инвестируют только в социально ответственные компании. Акционеры могут влиять на компанию через адвокатирование, например, размещение в Интернете призыва бойкотировать определенную компанию, участие работников-акционеров в собрании акционеров.

Потребительский рынок. Согласно британской исследовательской организации 70 % британцев при покупке товара или услуги учитывают социальную ответственность компании.

Рынок труда. КСО имеет значение в конкуренции за лучшие кадры.

Методы популяризации норм ответственного поведения: обучение в семье, образовательных заведениях, обучение церковью, в процессе трудовой деятельности, обучение в бизнес-школах (ведущая страна в мире по количеству преподаваемых курсов по КСО – Великобритания), пропаганда через средства массовой информации, деятельность консалтинговых компаний. Во всех религиях помощь нуждающимся и бедным является обязанностью верующих. В некоторых религиях существует норма раздачи нуждающимся и бедным десятой части доходов.

Учитывая важную роль государства, рассмотрим инструменты государственного регулирования (табл.). В странах с развитой экономикой акцент делается на использовании косвенных инструментов, а в странах с транзитивной (переходной) экономикой – на инструментах принуждения компаний к социально ответственной деятельности.

Транзитивной называют экономику переходного периода, которая характеризуется поиском новых организационно-экономических связей и форм управления.

Государственные органы также должны проявлять социальную ответственность путем:

– использования критерия ответственности бизнеса при размещении госзакупок;

– организации рабочих мест по технологии «Зеленый кабинет»;

– размещения государственных учреждений в зданиях и строительство новых, соответствующих технологии «экологически чистое здание»;

– использование госслужащими во время командировок «Зеленых гостиниц»;

– организации и проведения мероприятий (например, конференций) в соответствии с принципами КСО (трансфер до гостиницы посредством автобуса, а не такси; расположение места проведения конференции в шаговой доступности от гостиницы; предпочтение ноутбукам, которые потребляют энергии на 10 % меньше, чем стационарные компьютеры; использование бумаги из вторичного сырья на обоих оборотах;

– сокращение командировок госслужащих за счет проведения видеоконференций, что позволяет снизить выбросы в атмосферу ввиду не использования транспорта;

– перевод части госслужащих на работу по системе «телеработа», что приводит к сокращению выбросов выхлопного газа в атмосферу, увеличивает свободное время служащих за счет сокращения транспортных затрат.

Факторы, влияющие на выбор инструментов госрегулирования:

– наличие крупного бизнеса;

– организация политической системы страны;

– понимание важности КСО на уровне высшей законодательной и исполнительной власти;

– наличие компетенций у представителей власти компетенций по продвижению социально ответственных бизнес-практик;

– активность населения в сотрудничестве с бизнесом в решении проблем территории.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 5375; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.