Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Опорный каркас расселения




Опорным каркасом расселения называют сочетание крупных центров, фокусов экономической, политической и культурной жизни страны (региона) и соединяющих их магистралей. B.C. Хореев ввел этот термин в предложенной им концепции единой системы расселения в 1971г. По выражению Г.М. Лаппо, опорный каркас - генерализированный, свободный от деталей, географический образ страны или региона, выражающий основные черты их территориальной организации.

Выделяют узловые и линейные элементы опорного каркаса. Узлы опорного каркаса - это города и агломерации. Они выполняют три главные функции:

• районообразующую и районоорганизующую;

• факторов взаимодействия;

• освоенческую.

Узлы опорного каркаса можно разделить на две группы, отличающиеся территориальным содержанием осуществляемых ими функций: центральные места и специализированные центры. Линейные элементы опорного каркаса составляют магистрали (линии того или иного вида транспорта) и полимагистрали (возникают в результате следования по общей трассе нескольких видов транспорта).

Формирование опорного каркаса происходит в три стадии (рис. 5):

1. Центровая (точечная) концентрация - нарастание числа и увеличение размеров крупного города.

2. Агломерирование - формирование вокруг крупного города спутниковой зоны.

3. Регионализация - происходит имплозия, экономическое сближение взаимодействующих центров на основе совершенствования транспорта.

На формирование опорного каркаса влияет несколько групп факторов, среди них природные (географическое положение, зональность, природные рубежи, гидрографическая сеть, орография), экономические (географическое разделение труда, степень экономической освоенности территории).

 

 

Рис. 5. Формы и стадии формирования опорного каркаса (по Г.М. Лаппо, 1997): 1 - центростремительные потоки; 2 - центробежные потоки: 3 - центральная часть города; 4 - срединная зона города; 5 - зона спутников; 6 - межгородские магистрали; 7 - периферийная зона

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 1962; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.