КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Генезис сознания, мышления и речи
Сознание, как и речь, возникали только в рамках коллективной трудовой деятельности людей. Объективные свойства вещей, которые неоднократно обнаруживаются и повторяются в трудовом процессе, впоследствии выделяются, обобщаются, и закрепляется в определенном материальном знаке. Такое обобщение и закрепление объективных свойств вещей создает возможность для передачи трудового опыта и навыков и сохранения их в памяти людей. Тогда же возникает необходимость в обмене результатами трудовой деятельности, которая привела к возникновению речи. Труд есть целесообразная деятельность, поэтому он предполагает наличие сознания, которое и должно предшествовать труду. С другой стороны, сознание возникает там, где существуют социальные связи между людьми, основанные на трудовой деятельности. Чтобы разрешить это противоречие, необходимо выявить ту общую причину, которая в конечном итоге может объяснить возникновение специфического человеческого сознания. На определенном этапе биологической эволюции приматов агрессивные и инстинктивные побуждения одних групп встретили мощное сопротивление со стороны других групп, которые несли угрозу самому их существованию. Необходимо было наложить табу, запрет на них, и направить чисто животные влечения и агрессию по иному пути, а именно представить их в своем воображении. На основе такого воображения постепенно сформировались собственно человеческие ценности, ориентированные на установление порядка и правил поведения в складывающихся коллективах, формируются первые начала морали. Процесс труда привел первобытного человека к оперированию абстрактными понятиями. Оперирование предметами у высших обезьян имеет непосредственную цель – достать пищу. И если обезьяне достаточно «мыслить» с помощью рук и предметов, то человек вынужден сначала осознать в уме связь между процессом изготовления орудия и его последующим использованием для добывания пищи, затем воспроизвести эту связь в реальных трудовых операциях. Оперированию орудиями предшествует оперирование понятиями. Существенно, что механизм условных рефлексов позволяет поддерживать последовательность из 5 – 7 последовательных действий (вспомним поведение собаки Павлова, реагирующей на последовательность сигналов, предшествующих потреблению пищи). Простейшее орудие труда – гальку с оббитыми краями можно было изготовить как раз с помощью такого количества трудовых операций. Усложнение же орудий требует и усложнения трудового процесса (см. рис.). Такой процесс не мог быть освоен системой условных рефлексов. Возникает необходимость в понятийном мышлении, с помощью которого осваивается трудовой процесс. Постепенно появляется речь как орудие мышления и средство общения. Хорошей аналогией процесса перехода человека от ручных операций к мыслительным является интеллектуальное развитие ребенка. Рис. 1. Технологии обработки кремневых орудий. Число точек равно числу ударов, группы точек соответствуют количеству различных циклов обработки камня. Два верхних орудия принадлежат Homo erectus и неандертальцу. Третье характерно для поздних неандертальцев (эпоха мустье). Четвертое орудие представляет собой нож кроманьонского человека с острыми краями (ориньякская технология).
На начальном этапе развития ребенка реальные орудия заменяются игрушкой, но в ней воплощаются некоторые реальные черты используемых в практической деятельности предметов. Ломая, а позднее собирая игрушку, ребенок первоначально «думает» руками, практически овладевает операциями анализа (сломать) и синтеза (собрать). На этой основе у него развивается способность совершать анализ и синтез в уме, как говорят психологи, происходит интериоризация деятельности: внешне-предметная деятельность переходит во внутренний план умственных операций. Постепенно, с проникновением человека вглубь вещей, словами обозначаются все более абстрактные понятия, тем самым создается, возможность абстрактного мышления. Накопление и систематизация знания, достигнутого в ходе трудовой и практической деятельности, стало новой, важнейшей социальной ценностью. В этом процессе решающую роль играло мышление. Кроме знания о практически-предметной деятельности сознание включает в свой состав и эмоционально-волевое отношение к окружающему миру. С помощью языка жестов можно было выражать лишь разрешать или запрещать те или иные поступки, предупреждать об опасности и т.п. Поэтому дальнейшее развитие языка пошло по пути превращения нечленораздельного языка в язык членораздельный и артикулированный. Процесс этот совершался постепенно и крайне медленно. Даже у неандертальцев не существовало артикулированной речи, появление которой связывают с неолитической революцией. Проблемы в исследовании сознания. Одно из направлений исследования сознания, возникшее в 70-х годах ХХ века, – социобиология. По замыслу её основоположника - американского ученого Э. Уилсона (р. 1929) цель социобиологии – изучение поведения социальных животных, включая человека. Главный тезис социобиологии заключается в том, что поведение социальных животных, в том числе и человека, зависит от структуры их генетического аппарата. Объясняя общественный характер устройства и поведения таких социальных животных, как муравьи и термиты, представители социальной биологии заявляют, что, по-видимому, гены альтруизма, взаимопомощи и сотрудничества у них передаются от одного поколения к другому. Другие исследователи, напротив, заявляют, что решающую роль в эволюционном процессе играют гены эгоизма, ибо в процессе адаптации к условиям существования ни одно живое существо не предпринимает действий, ведущих к его гибели. Что же касается человека, то его зависимость от социальной среды и общества в целом вряд ли вызывает сомнения. Не отрицая наличия у него биологических потребностей, наклонностей и врожденных свойств, его поведение нельзя объяснить исключительно генетическими структурами и биологическими факторами. В социобиологии наблюдается биологический и молекулярно-генетический редукционизм: антропология сводится к биологии, а последняя – к молекулярной генетике. Однако, живя в обществе, человек во многом видоизменяет свои природные свойства и потребности в процессе социализации и приобщения к культуре общества. Поэтому проблему исследования человека, как природного существа, необходимо дополнить изучением его как существа подлинно общественного. Другая проблема связана с исследованием структуры мозга, его функций и уровнем отражения им объективного мира. Применение новейших методов исследования позволило современной нейрофизиологии глубоко вникнуть в механизмы взаимодействия нейронов - отдельных групп, управляющих теми или иными функциями организма, а также обеспечивающих согласованную работу отдельных частей мозга. Наиболее впечатляющим достижением нейрофизиологии было открытие американским ученым Роджером Сперри (1913 – 1994) в начале 50-х годов ХХ века ассиметрии между деятельностью левого и правого полушарий мозга. Если левое полушарие ответственно за аналитическую, рациональную деятельность мозга, то правое - осуществляет синтетическую функцию и управляет интуитивным знанием. По-видимому, доминированием деятельности соответствующих полушарий можно объяснить давно существовавшее деление людей на мыслителей, у которых преобладает аналитический тип мышления, и художников, с отчетливо выраженным интуитивным мышлением, хотя такая классификация не во всем бесспорна. С еще большими трудностями встретились ученые разных специальностей при анализе фундаментальных проблем сознания, его связи, с одной стороны, с категорией бессознательного, инстинктами и мифами, а с другой - с культурой и цивилизацией. Наибольшую популярность приобрели здесь психоанализ Зигмунда Фрейда (1856 - 1939) и аналитическая психология Карла Юнга (1875-1961). Психоанализ З. Фрейда основывается на предположении, что поскольку исторически сначала появляется первобытный человек с присущими ему агрессивными инстинктивными желаниями и сексуальными влечениями, то дальнейшее развитие культуры и цивилизации стремится вытеснить их в сферу бессознательного посредством различного рода запретов. Совокупность инстинктивных влечений З. Фрейд обозначает термином Оно (Id). Я (Ego) представляет собой субъекта с его сознанием, мышлением и памятью, которые сформировалось в процессе эволюции и приспособления к природной и социальной среде. Разумное Я служит преградой на пути бессознательного и, опираясь на нормы морали и принципы культуры, вытесняет агрессивные инстинктивные желания и сексуальные влечения в сферу бессознательного. Трансформация сексуального влечения – либидо, может способствовать процессу сублимации, или переключения, указанной энергии на приемлемые для общества формы деятельности, например, творчество в искусстве, науке и т.д. Сверх-Я (Super-Ego) выступает в качестве представителя общества с его запретами, нравственными нормами и идеалами. Фрейд считает, что «каждый отдельный индивид виртуально является врагом культуры»[22]. По его мнению, культура препятствует осуществлению инстинктивных желаний человека и тем самым не только ограничивает его свободу, но и служит причиной возникновения различных неврозов. Лечение их, согласно Фрейду, заключается в психоанализе вытесненных желаний, которые вызвали невроз. Аналитическая психология Карла Юнга исходит из исследования первобытной культуры. Юнг считал, что в бессознательном содержатся не только агрессивные стремления и сексуальные влечения человека, но и формы его поведения и деятельности, которые он называет архетипами. В отличие от индивидуального бессознательного архетипы представляют собой коллективное бессознательное, в которых нашел свое воплощение древнейший опыт человечества. Архетипы выступают как врожденные идеи и воспоминания, которые предрасполагают людей воспринимать и реагировать на события определенным образом. Они близки инстинктам, и являются, по сути, «образцами инстинктивного поведения» [23]. Юнг отмечает, что архетипов «ровно столько, сколько есть типичных жизненных ситуаций. Бесконечное повторение отчеканило этот опыт на нашей психической конституции – не в форме заполненных содержанием образов, но, прежде всего, как форм без содержания, представляющих только возможность определенного типа восприятия и типа действия»[24]. По Юнгу, архетипы суть многократно повторяющиеся отпечатки субъективных реакций. Среди многих архетипов К. Юнгом описаны мать, ребенок, герой, божество Солнца, плут и др. Некоторые из них охарактеризованы в таблице. Таблица Характеристика некоторых архетипов в концепции К. Юнга
Все великие идеи и проекты, считал К. Юнг, возникают на основе архетипов. С позиции взаимодействия инстинкта и разума, эмоций и мысли он рассматривает сам процесс эволюция сознания, указывая на аналогию с известным биогенетическим законом: «Так же, как эволюция эмбриона повторяет его историю, так и разум развивается, переходя через ряд доисторических стадий».[26] Концепции бессознательного и сознательного, их взаимодействие и влияние на общий процесс развития сознания, разрабатываемые в рамках психологии, в современных условиях приобретают особую актуальность. Литература Основная 1. Рузавин Г.И. Концепции современного естествознания. Курс лекций. - М.: Гардарики, 2006. Гл. 16. 2. Концепции современного естествознания: Учебник для вузов / Под ред. В.Н. Лавриненко, В.П. Ратникова. – 2-е изд., доп. и перераб. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. Гл. 8.
Дополнительная 1. Азимов А. Расы и народы: Ген, мутации и эволюция человека. – М.: Центрполиграф, 2003. 2. Азимов А. Человеческий мозг: от аксона до нейрона. – М.: Центрполиграф, 2003. – 461 с. 3. Бердяев Н. А. Человек: микрокосм и макрокосм // Феномен человека. М., 1993. 4. Биология: Жизнь. Гены. Клетка. Онтогенез. Человек. Изд. 5-е, испр. и доп. / Под ред. В.Н. Ярыгина. – М.: Высш. школа, 2003. 5. Блум Ф., Лейзерсон А., Хофстедтер Л. Мозг, разум и поведение. – М.: Мир, 1988. 6. Дубинин Н.П. Что такое человек? М.: Наука, 1983. 7. Семенов Ю.И. На заре человеческой истории. – М.: Мысль, 1989. 8. Фрейд З. Введение в психоанализ. – М.: Фирма СТД, 2003. 9. Фролов И.Т. Перспективы человека. – М.: Политиздат, 1983. 10. Хрисанфова Е.Н., Перевозчиков И.В. Антропология: Учебник. 3-е изд. М., 2002. 11. Шарден Тейяр де. Феномен человека. - М.: Наука, 1987.
Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 1366; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |