Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

ВВЕДЕНИЕ. Учебное пособие разработано в соответствии с типовой программой курса «Социология» для высших учебных заведений республики (утверждена Министерством




Учебное пособие разработано в соответствии с типовой программой курса «Социология» для высших учебных заведений республики (утверждена Министерством образования Республики Беларусь 11 мая 2000 г. Рег. № ТД – 75 тип), которая является интеграцией опыта преподавания социологии в Академии управления при Президенте Республики Беларусь, Белгосуниверситете, Белорусском университете культуры и ряде других государственных и негосударственных учебных заведений республики. Характерно, что к выработке структуры программы в рамках основных дидактических единиц, зафиксированных в Образовательном стандарте, авторы шли параллельно с российскими коллегами, а в итоге получили почти идентичные результаты. Это, пожалуй, является ярким примером реального существования единого научного и образовательного пространства.

Главное, что объединяет учебно-методические подходы белорусских и российских педагогов-социологов – направленность на системное изучение общества и социального мира человека, на выявление социологических закономерностей становления, функционирования и развития социокультурной реальности, в которой социум и культура являются однопорядковыми явлениями. В этом разделе тематика курса «Социология» является логическим продолжением курса «Культурология», так как на основе социологической методологии представляет рациональную реконструкцию процессов, происходящих в мировом культурном пространстве. По мнению автора, студенты должны и могут не только получить информацию об изучаемом предмете, но и освоить логику социологического анализа, приобрести навыки его осуществления применительно ко всем сферам своей индивидуальной и общественной жизнедеятельности. Таким образом, последовательное освоение студентами культурологических и социологических знаний приобретает предметно-практическую определенность, логически выстраивая необходимую цепочку: мировоззрение – миропонимание – мироосвоение.

В соответствии с логикой развития современной социологии автор не стал концентрировать внимание на отдельных специальных и отраслевых социологических теориях, отчетливо осознавая тот факт, что даже перечень основных из них займет почти весь объем учебного курса. В каждом из выделенных разделов, особенно в разделе III «Социальные институты и социальное управление», педагог может найти место для тем, в которых отражается специфика конкретных регионов, вузов и специальностей. Такая конкретизация, скорее всего, отразится в рабочей программе.

Автор надеется, что и в этом случае его разработки будут полезны, так как в них отражены общие концептуальные устремления, характерные для современной социологической теории. Ее полипарадигмальный методологический статус, вероятно, уже ни у кого не вызывает сомнений, но в целях сохранения концептуального единства социология, по крайней мере, не должна полностью уходить в «межпредметное дробление». Тот факт, что в разделе III в качестве социальных институтов более подробно рассматриваются только «образование» и «семья», объясняется, в частности, желанием остановиться на универсальных институциональных образованиях, которые в рамках других курсов практически не рассматриваются. Это, во-первых. А, во-вторых, в представленных темах акцент специально делается на логике анализа этих универсальных социокультурных явлений, имеющих статус социальных институтов. Как уже отмечалось, предметом анализа в курсе в целом, а в III разделе в особенности, может стать любой конкретный институт (или институты), которые, по мнению Совета вуза, отражают специфику будущей профессиональной деятельности студентов.

Структура учебного пособия полностью отражает структуру типовой программы и включает 4 раздела: I – «Теория и история социологии»; II – «Социальное взаимодействие и социальная структура»; III – «Социальные институты и социальное управление»; IV – «Социологическое исследование и его виды». В каждом разделе выделяются ключевые темы, излагается методика их изучения, дается краткая информация по основным проблемам темы.

Методические материалы к занятиям, по мнению автора, его коллег и рецензентов, выполняют важные познавательные функции, позволяя глубже проникнуть в содержание изучаемых тем. В итоге пособие дает возможность обучающемуся работать с дидактическим материалом в диалоговом режиме. Автор предлагаемого учебного пособия строит экспериментальную ситуацию, в которой участниками диалога являются студент (любой обучающийся) и исследователь. Преподаватель (или автор, в случае самостоятельной работы с практикумом) выполняет роль посредника, не навязывая свою точку зрения, свою позицию, а помогая обучающемуся выработать свою и одновременно сформировать у себя способность понимать других.

В этом видится главная цель изучения курса «Социология» в вузе (или просто по вузовской программе), и в соответствии с ней разработано учебное пособие, которое выступает в роли экспертной системы, и его содержание, будучи заложенным в компьютерную программу, может стать основой нового, компьютерного учебника по социологии. Но это следующий этап работы в рамках Программы «Учебники Академии». Приведенный информационно-методический материал ориентирован на усвоение основных понятий каждой темы, ее главных проблем, а сформулированные вопросы могут стать предметом обсуждения в ходе семинарских и практических занятий, а также стать темами курсовых и дипломных работ. После каждой темы дается обширный список литературы, что позволяет пользоваться методическим пособием студентам как очной, так и заочной форм обучения.

Учебное пособие предполагает использование различных форм организации учебного процесса: индивидуальных собеседований, коллоквиумов, контрольных работ, тематических дискуссий, «круглых столов» конференций, тестирования и деловых игр, в т.ч. с использованием компьютерных технологий.


РАЗДЕЛ 1. ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ СОЦИОЛОГИИ




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 557; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.