Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Особенности французского абсолютизма 8 страница




· На втором этапе Итальянских войн (1515—1559) Франция воюет в основном с Империей за Италию. В 1515 году Франциск I перешел через Альпы, разбил в битве при Мариньяно непобедимых швейцарцев и взял Милан, интересно, что после своего поражения швейцарцы заявили о «вечном мире и нейтралитете». Но на политической арене появился новый протагонист — Карл I, испанский король с 1516 года и император с 1519 года под именем Карла V. Три молодых, талантливых, честолюбивых монарха оказались у власти: во Франции - Франциск I, в Англии - Генрих VIII, в Империи - Карл V. Карл V как внук Марии Бургундской сразу же заявил о притязании на все «бургундское наследство», включая и герцогство Бургундию — оно было присоединено к Франции еще Людовиком XI. Так начались длительные войны Империи с Францией. Карл V потребовал от Франции возвращения Милана, ибо последний был леном Империи. Предметом спора стало и королевство Наварра, захваченное ранее Фердинандом Католиком. В 1525 году Франциск I проиграл сражение у Павии, попал вместе со своими сыновьями в плен и был увезен в тюрьму в Испанию. Французская буржуазия еле-еле собрала необходимую сумму денег, чтобы выкупить своего горячего короля из плена.

В 1529 году воюющие стороны заключили мирный договор в Камбре, т.н. «Дамский мир». Его подписали мать Франциска I Луиза Савойская и сестра Карла V Маргарита Австрийская. По этому миру Карл V получал права на Италию и Франциск I обещал ему Бургундию. Однако французский монарх не намерен был выполнять условия договора. Как только его сыновья вернулись из испанского плена, Франциск I нарушил свое обещание. С 1529 года основными участниками войны были император и французский король. Франция, не надеясь на своих союзников-христиан, решила заручиться помощью Османской империи. В городе Тулоне турки остановились на зимовку, грабили испанские суда и даже увезли в рабство около 10 000 христиан. Однако это не помешало Франции заключить с султаном договор о капитуляциях (1535). Войны Франциска I с Карлом V велись и на территории Франции (1536-1538) и (1542-1544). Во время последней Карл V чуть было не взял Париж. По договору в Креси (1544) обе стороны отказывались от взаимных претензий. Однако условия и этого договора не были соблюдены. Почему же не было перевеса в войне?

1. Итальянские государства были заинтересованы в ослаблении обеих сторон, поэтому при победе любой из них сразу же переходили на сторону побежденной.

2. Вторжение Карла V во Францию в 1536, 1542 годах привело к народно-освободительному движению внутри страны.

3. Равновесие сохранялось и потому, что Франциск I играл на внутренних германских противоречиях, заигрывая с протестантами, вступая с ними в союзы. Это сдерживало силы Карла V.

4. Французское правительство использовало в своей борьбе Османскую империю. В 1539 году турки-османы захватили Вену, тем самым отвлекая силы Империи на Восток.

После смерти Франциска I его сын Генрих II (1547-1559) оказывал помощь немецким князьям-протестантам, за что и получил от них три епископства — Мец, Туль, Верден. В 1559 году был заключен мир в Като-Камбрези. По мирному договору Франция отказалась от своих притязаний на Италию. Италия передавалась под контроль испанским Габсбургам. Правда, геополитическое положение Франции улучшилось после отречения Карла V от престола в 1555 году. Как известно, Испания с ее заморскими землями и Нидерландами досталась сыну Карла V Филиппу II, императорская корона и германские земли брату императора Фердинанду I (1556—1564). Распад Империи Франция использовала для закрепления своих прав на Мец, Туль, Верден: «важные отмычки к открытию германского сейфа». Во всем остальном сохранялось прежнее положение.

Важнейшим последствием Итальянских войн было расширение контактов Италии и Франции. Французское Возрождение начала XVI века обязано своим подъемом Италии. Высокая культура и уровень жизни итальянских дворян и буржуазии поразили воображение неотесанных воинственных французских «крестоносцев», когда они в 1494 году впервые перешли через Альпы. Впоследствии Франциск I пригласил к себе знаменитого скульптора и чеканщика по металлу Бенвенуто Челлини и мыслителя живописца Леонардо да Винчи, вместе с ними в страну приехали художники и архитекторы, ученые и поэты, и далее — парфюмеры и ювелиры, портные и садовники. Рас­цвела французская дворцовая культура. Появились новые дворцовые ансамбли, дорогая мебель и серебряная посуда, изысканные манеры. Но главное, после завоевания Мила­на было решено открыть в нем институт греческого язы­ка. Милан вскоре был утрачен, однако в Париже открыл­ся знаменитый Французский Колледж. Франциск I при­гласил возглавить это заведение знаменитого Эразма, прав­да, он отказался (1530). Колледж не только был открыт, но и стал единственным светским гуманитарным учебным заведением Франции, в отличие от сугубо теологической Сорбонны.

4.

В 1512 г. тезис об оправдании верой был сформулирован французом (Лефевр д’Этапль), но не получил признания.

Короли Франции, подписав в 1438 г. «Прагматическую санкцию» получили по-существу самостоятельную национальную церковь (галликанскую), не имели интереса к Реформации.

Согласно Болонскому конкордату 1516 г. они сами назначали епископов, и доходы с церковных земель собирали в казну.

Реформационные идеи проникли во Францию из Германии.

На первом этапе в 20-40-е г. среди цеховых ремесленников распространялось лютеранство. Среди буржуазии и крестьян оно не получило отклика: крестьянство было свободно, а буржуазия богатела на государственных доходах.

Второй этап в 40-60-х г. связан с распространением кальвинизма. Франциск I учредил «Огненную палату» и сжег 35 чел. Антимонархический пафос кальвинизма нашел отклик у феодальной знати юга страны, где еще сохранились крупные сеньории.

Третий период 60-90- е г. именуется в нашей исторической литературе периодом феодальной реакции, поскольку кальвинизм объединил те силы, которые были противниками централизации, абсолютизма или просто правящей династии: Бурбоны, Конде, дворянство юга. Кальвинистскими оказались южные города, поздно вошедшие в состав Франции и тяжело переживавшие отмену самоуправления. Были нарушены их привычные связи с Англией и Испанией. Буржуазия и дворянство севера были католиками, сторонниками абсолютизма и единства страны. Это была исторически прогрессивная позиция. Исключение здесь – герцог Генрих Гиз и его дядя кардинал Лотарингии, которые стремились отстранить династию. Гизы, Бурбоны и Конде готовы были стать королями, что сделало их союз невозможным, но развязало гражданскую войну. Религиозные кальвинисты были немногочисленны и в войне не участвовали.

Реформационное движение во Франции имело целый ряд особенностей: оно началось здесь позднее, чем в Германии; французские короли не проводили Реформацию сверху, как английские; во Франции было немного сторонников Мартина Лютера, большинство французских протестантов были кальвинистами.

Королевская власть задолго до Реформации сумела подчинить себе католическую церковь. В 1438 году была подписана «Прагматическая санкция» с папой, по которой во Франции устанавливалась национальная галликанская церковь, в ней сохранялась католическая догматика, обрядовость. Согласно «Прагматической санкции», решения национальных соборов считались выше папских. Французские священники сами выбирали епископов и аббатов. Королевская власть могла пользоваться и пользовалась доходами церкви.

Следующий шаг был сделан в 1516 году. По Болонскому конкордату (Франциск I заключил его с папой Львом X). Короли получали право назначать кандидатов на все высшие церковные должности в стране. Доходы же с церковных земель идут полностью в королевскую казну. Таким образом, установился союз королевской власти и церкви.

И все же Франция познала Реформацию. Реформационное движение было представлено здесь двумя потоками: лютеранским и кальвинистским. Первый — лютеранский поток был маломощным и вскоре иссяк, второй же вверг страну в пучину длительных гражданских войн.

Французские историки, особенно Люсьен Февр, считают первым реформатором Лефевра де Этапля, который еще в 1512 году, за пять лет до Лютера, сформулировал тезис об оправдании верою (сестра Франциска I Маргарита Ангулемская симпатизировала ему), но в отечественной историографии принято считать началом французской Реформации конец 20-х годов XVI века, когда в среде городских ремесленников, подмастерьев и учеников получило распространение учение Мартина Лютера. Условно реформационное движение во Франции делят на три периода:

► первый — 20—40-е годы XVI века — распространение лютеранства;

► второй — 40—60-е годы — появление кальвинистских общин;

► третий — 1560—1598 гг. — гражданские или религиозные войны.

В первый период учение Мартина Лютера получило распространение в городах, среди цеховых ремесленников. Они использовали лютеранство в борьбе за свои прежние экономические интересы. Буржуазия не примкнула к движению, оставаясь в своем большинстве католической. Это и понятно — буржуазия паразитировала на подачках государства, поэтому выступать против него она не могла, тем более что государство защищало интересы буржуазии. Равнодушие крестьянства объясняется тем, что французские крестьяне, во-первых, не сгонялись с земли, как английские, и они не знали «второго издания крепостничества», как немецкие. Конечно, узкая социальная база лютеранства сделала невозможным популярность учения Лютера в стране. Трудолюбивые крестьяне были связаны с рынком и надеялись разбогатеть.

Во втором периоде, в конце 40-х годов XVI века, в стране появились первые кальвинистские общины, а в 1559 году во Франции действовало уже 2000 протестантских церквей кальвинистского толка. Быстрый рост кальвинизма испугал правительство, и была создана знаменитая «Огненная палата» — орган борьбы с ересью. Многочисленные источники свидетельствуют о жесточайших репрессиях против кальвинистов: их заковывали в колодки, им выворачивали губы, вырывали язык, сжигали на кострах.

Особенностей французского кальвинизма:

Во-первых, среди национальной буржуазии кальвинизм получил незначительное распространение.

Во-вторых, учение Жана Кальвина использовалось феодальной знатью для осуществления реакционных сепаратистских планов. Эти планы были реализованы в ходе гражданских войн 1560—1598 гг.

Третий период французской Реформации - период феодальной реакции. Можно согласиться с точкой зрения С.Д. Сказкина: гражданские войны во Франции являлись борьбой старого феодального дворянства против политической централизации страны. Не случайно все кальвинисты-гугеноты делились на гугенотов политических и гугенотов религиозных.

Религиозные гугеноты — это немногочисленная группа буржуазии и бюргерства, объединенных только по своим кальвинистским убеждениям. Религиозные гугеноты неохотно брали в руки оружие, в гражданских войнах практически не принимали участие, и королевская власть их не опасалась (см. письмо Карла IX в Ла-Рошель).

Гугеноты политические - это французское дворянство с сепаратистским уклоном. Это разделение было замечено современниками событий. Знаменитый философ-скептик Мишель Монтень писал: «Он - кальвинизм - стал знаком общественного разлада... Из-за религии не выступила и рота солдат». Формально гражданские войны вылились в борьбу кальвинистов (гугенотов) с католиками. Фактически же противники абсолютизма воевали с королевской властью, власть же была католическая. Но и это разделение условно. Ибо было бы слишком упрощенно каждого католика считать сторонником централизации, а протестанта - ее противником. Кто же входил в кальвинистский лагерь?

1. Во главе кальвинистов стояла феодальная аристократия юга Франции - Бурбоны, Конде и др.

2. Южное мелкое и среднее феодальное дворянство (дворянство «шпаги»).

3. Южные и юго-западные города Бордо, Ла-Рошель, Лашарите и др.

Однако цели, как и причины участия этих групп в гражданских войнах, были различны. Первоначально феодальная аристократия стремилась установить систему оптиматов (по примеру германских князей). Она требовала также секуляризации церковных земель, в дальнейшем ее планами стало устранение короля-католика. Даже республиканские идеи кальвинизма не пугали оппозиционную группировку. Действительно, почему бы и не выбирать французского короля? Провинциальное дворянство Юга было недовольно прекращением Итальянских войн, занятием престижных должностей на юге дворянами Севера и Центра, которым короли больше доверяли и т.д. Конечно, недовольство королем еще не означало недовольства абсолютизмом, поэтому союз аристократии юга и дворянства «шпаги» был временным. Чем же объяснить участие юго-западных городов? Эти города ранее находились под английским протекторатом и совсем недавно вошли в состав Франции. Они стремились сохранить, насколько возможно, свою автономию. К середине XVI века практически непрерывно идет рост государственных налогов (например, г. Ажен в 1505 году платил талью в размере 340 ливров, в 1552 году — 5500 ливров). На государственные должности назначались королем, а не избирались, как это было ранее, угодные двору лица, например, мэры. И последнее: Итальянские войны разрушили традиционную торговлю с Англией и Испанией. Но, несмотря на все это, буржуазия и бюргерство не были активными участниками военных действий, они все время сомневались и лишь под давлением дворянства влились в стан гугенотов. Что же касается французского крестьянства, то оно осталось в основной своей массе католическим и почти полностью индифферентным.

Таким образом, религиозно-политический лагерь гугенотов играл в событиях реакционную роль, объективно способствующую децентрализации страны.

Прогрессивную роль в событиях 1560т1598 года сыграл католический лагерь и в первую очередь передовая буржуазия Севера, а также дворянство «мантии», северное и южное, дворянство «шпаги» северных и центральных областей страны. Но в ходе гражданских войн внутри католического лагеря оформилась реакционная группа придворной аристократии во главе с герцогом Гизом. Их реакционность проявилась в борьбе за власть с правящей династией Валуа. Возникает закономерный вопрос — почему же не объединились сторонники сепаратизма Юга и Севера, т.е. Бурбоны и Гизы? Конечно же, их, разъединяли амбиции, разные религиозные убеждения. Однако главное не это:

а) аристократия Севера и Центра Франций владела церковными землями, получая с них высокие доходы, поэтому вряд ли она могла принять кальвинистскую программу секуляризации земли;

б) Гизьг, герцоги Лотарингии занимали высокие государственные должности в центральном и провинциальном бюрократическом аппарате, фрондируя с другими знатными фамилиями королевства. Вряд ли они захотели бы делиться частью государственного «пирога».

Таким образом, в гражданских войнах столкнулись две противоположные тенденции, две политические силы, отстаивающие вполне реальные планы. Эти события имели религиозный оттенок, но только оттенок. Не нужно забывать о том, что середина XVI века — время серьезных изменений в экономике, социальной сфере. Процесс первоначального накопления способствовал нарастанию социальной напряженности: крестьяне были недовольны ростом государственных налогов и как следствием этого роста — малоземельем, ремесленники — тяжелыми условиями труда и низкой заработной платой, буржуазия и купече­ство — затруднениями в сбыте товаров, узостью внутреннего рынка и малодоступностью внешнего. Недовольна была буржуазия и налоговой политикой государства. Брожение в среде третьего сословия удачно использовали феодальная аристократия Юга и Севера, развязав гражданскую войну.

Генрих II Валуа (1547-1559) погиб в рыцарском поединке по поводу окончания Итальянских войн и двух свадеб: его дочери Елизаветы с королем Испании Филиппом II и сестры Маргариты с герцогом Савойским. На французском престоле, сменяя друг друга, оказались сыновья Генриха II - Франциск II (1559-1560), Карл IX (1560-1574), Генрих III (1574-1589). В это время растет влияние вдовы Генриха II Екатерины Медичи.

В 1559 году королем стал Франциск II, ему было всего 16 лет, он был не только женат на Марии Стюарт, но и тяжело болен. С этого времени начинается борьба оппозиционных сил за влияние на слабого короля. Во главе южной группы стояли Бурбоны, северной — Гизы. Гизы считали, что их права на политическое участие выше, т.к. они были дядьями жены короля Марии Стюарт. Они оттеснили от власти короля Наварры Антуана Бурбона, а вместе с ним и мать короля Екатерину Медичи. Глава Бурбонов Антуан, «осел и прохвост», как называл его Карл Маркс, стал кальвинистом и в борьбе за власть опирался на феодальное дворянство Юга. Его поддержали принц Конде и позднее адмирал Колиньи. Прелюдией гражданских войн стал Амбуазский заговор. В местечко Амбуаз король отправился на охоту, Бурбоны решили воспользонаться его малолетством и сместить Гизов. Во главе заговорщиков стоял принц Конде. Но заговор был раскрыт, рядовые его участники были повешены на зубцах Амбуазского замка, принц Конде был арестован. В этот драматический момент Антуан Бурбон обратился за помощью к Клизавете I Английской, а Франциск II - к Филиппу П. Противостояние Юга и Центра нарастает. Бурбоны даже ждали высадки английского морского десанта в Ла-Рошели. Но планы противоборствующих сторон были нарушены неожиданной смертью Франциска II. При несовершеннолетнем Карле IX официальным опекуном становится Лнтуан Бурбон. Чем объяснить усиление южной группы? Скорее всего, Екатерина Медичи стремится примирить враждующие партии, а может быть, опасаясь усиления Гизов, приближает к себе Бурбонов. Т.Н. Грановский писал о ней: «Она усвоила вполне страшную теорию Макиавелли... мы видим ее жертвой политического разврата тогдашнего времени». В 1560 году, после 75-летнего перерыва собираются Генеральные штаты в Орлеане. Канцлер Лопиталь выступает за примирение враждующих сторон под лозунгом «один король, одна вера». Его поддержали наиболее здравомыслящие политики, образовалась «партия политиков». Примирению сторон должен был способствовать принятый в 1562 году «Эдикт терпимости», по нему кальвинисты получали свободу собраний вне городов, а если в городах, то в частных домах. Однако принятый эдикт не снизил, а наоборот повысил противостояние между гуге­нотами и католиками. Усиление же южного гугенотского дворянства заставило правительство искать поддержки у католиков Гизов.

Лозунги свободы протестантизму появились во Франции в связи с борьбой за регентство над Карлом IX (1560-1574), который взошел на трон в возрасте 15 лет. Гизы, отстраненные от короля, обвинили в заговоре Антуана Бурбона и принца Конде, которые его получили. Заговор в Амбуазе действительно был направлен против Гизов, а протестантская риторика должна была скрыть от общества факт борьбы за власть между двумя группировками. Толчком к перерастанию интриг в войну стало убийство герцогом Гизом 23 кальвинистов (во Франции их называли гугенотами) в 1562 г. Первый период войн 1562-1572 г. называют периодом «охоты на короля», католическая и протестантские группировки пытаются завоевать симпатии короля и править от его имени. Королева мать Екатерина Медичи делает уступки гугенотам, чтобы ослабить влияние Гизов. В 1562 г издается «Эдикт терпимости», в 1570 г. она жалует им право на должности, ряд крепостей на юге страны и призывает ко двору одного из вождей гугенотов адмирала Колиньи. Его программа союза с Англией и войны с Испанией, присоединения к Франции Нидерландов вдохновляла юного короля, но была пагубной для ремесленной промышленности страны, которая не выдержала бы конкуренции с нидерландскими мануфактурами. Она была опасна и для власти, автономный юг и автономные Нидерланды положили бы конец централизованной государственности. Убийство Колиньи и резня гугенотов 24 августа 1572 г. стали переходом ко второму периоду войны. 1572-1676 г. – это война против династии Валуа. На этом этапе возникает Протестантская уния – государство в государстве, конфедерация южан. Третий период войны 1576-1598 называют войной трех Генрихов: Генриха Валуа – короля Франции, Генриха Наваррского Бурбона – дофина Франции и Генриха Гиза. На этом этапе создаются Католическая и Парижская лиги как инструмент борьбы за власть Генриха Гиза. К 1589 г. Генрих Валуа и Генрих Гиз погибают, но Париж отказывается принять в качестве короля протестанта Генриха Наваррского. Последующие пять лет страна была ввергнута в анархию войны всех против всех. Париж согласился принять Генриха Наваррского, а тот согласился вернуться в католическую церковь. Нантский эдикт 1598 г. положил конец гражданской войне, объявил католицизм официальной религией, но секретными статьями закрепили за протестантами ряд крепостей, право иметь свои вооруженные силы, свободу веры и управления церковными делами.

Началом гражданских войн большинство историков (например, С.Д. Сказкин) считают убийство в Васи. Француа Гиз проезжал мимо местечка Васси, увидел молящихся кальвинистов и приказал убить их. В гражданских войнах условно выделяются три периода:

► первый - 1562-1572 гг.;

► второй - 1572-1576 гг.;

► третий - 1576-1598 гг.

В первый период идет борьба двух аристократических клик Бурбонов и Гизов за право управлять страной, за влияние на династию Валуа, а не за устранение ее. Средства борьбы были самыми различными, вплоть до исполь­зования далеко не безвозмездной дипломатической и финансовой помощи Англии. В 1570 году Екатерина Медичи подписала перемирие в Сен-Жермене. Оно давало кальвинистам свободу вероисповедания, уравнение в политических правах с католиками. В качестве гаранта своих прав гугеноты получали четыре крепости на юге страны — Мон-тобан, Коньяк, Ла-Рошель, Лашарите. Кальвинистами это было воспринято как проявление слабости правительства. В августе 1572 года был заключен династический брак сестры короля Маргариты Валуа и Генриха Наваррского. На свадьбу съехалось около 2000 дворян из южных провинций страны. 24 августа был убит адмирал Колиньи, затем начались массовые убийства гугенотов в городе Париже и других городах, т.н. Варфоломеевская ночь. Генрих Наваррский и принц Конде спаслись, перейдя в католичество. Главная цель резни - обезглавить гугенотское движение. Инициаторами этой акции были Екатерина Медичи, Гизы и Карл IX. Действительно, в первый период гражданских войн погибло старшее поколение оппозиции: Франсуа Гиз, Антуан Бурбон, адмирал Колиньи, старший Конде и др. Одним из самых убежденных кальвинистов был адмирал Гаспар де Колиньи (1519-1572). Он не принадлежал к южному дворянству, его имения находились в центре Франции. Суровый воин, прямой и честный, он был настоящим ходячим кодексода дворянской чести. Колиньи один из немногих имел собственную программу действий. В докладной записке на имя короля адмирал убеждал его в необходимости активной внешней политики, направленной против Испании. Успешная война с Испанией, полагал адмирал, поможет Франции проникнуть в заокеанские испанские колонии и в перспективе приведет к присоединению испанских Нидерландов к Франции. Конечно, столь грандиозные планы, как считал Колиньи, можно реализовать, имея боеспособную национальную армию. Он предлагал отказаться от наемничества и провести военную реформу. Вероятно, подобные планы были утопичны и в случае их реализации не спо­собствовали бы укреплению французского абсолютизма, ибо иключение нидерландских земель с их первоклассной торговлей и промышленностью в состав Франции изменило (мл лицо государства. Монархия стала бы федерацией по типу Швейцарии, да и центр ее был бы далеко от Парижа.

Второй период гражданских войн (1572—1576) привел к размежеванию сил в католическом лагере. Но главное в другом. Движение было направлено и слева, и справа про­тив династии Валуа, т.е. и Бурбоны-гугеноты, и Гизы-католики считали, что нужно сменить династию, предла­гая в качестве альтернативы, конечно, себя. Гугеноты, убедившись, что их немного, создают на юге страны свою организацию Протестантскую Унию. В 1575 году южные провинции объединились в сепаратистское государство —. гугенотскую конфедерацию. Во главе ее стоял принц Конде Генрих Наваррский жил в Париже на положении пленника Карла IX, развлекался с фрейлинами и в политической борьбе пока не участвовал.

В 1576 году, на третьем этапе гражданских войн, сложилось три политических центра с тремя лидерами — тремя Генрихами.

1. В 1576 году Генрих Наваррский вновь перешел в протестантизм, бежал на юг и возглавил гугенотскую Протестантскую Унию.

2. В этом же году Генрих Гиз создает Католическую Лигу. Теоретически Католическая Лига должна была объединить всех католиков страны для борьбы с протестантами. Фактически же в нее входи-ии не просто католики Севера, а сторонники Гизов. Кроме центральной, были еще провинциальные и городские Лиги.

По своему социальному составу Католическая Лига была весьма пестрой, в нее входили разные социальные груш пы — от аристократии до городских ремесленников. Нщ возглавляла ее аристократия Севера с опорой на Генриха! Гиза. Гизы считались довольно далекой боковой ветвью правящей династии и тоже притязали на престол. Т.Н. Грановский писал: «Генрих Гиз был красив собой, красноречив, смел, носил лучину фанатизма., чрезвычайно умен. Один историк говорил: «Франция обезумела от этого человека, она была влюблена в него».

3. На этом фоне весьма бледно выглядел вступивший на престол после смерти Карла IX Генрих III Валуа (1575— 1589). Он оказался не способным навести порядок в стране и примирить враждующие партии. В первые годы своего правления Генрих III повысил налоги и тем самым растратил «последние гроши» королевского авторитета. В 1576— 1580 гг. наблюдается усиление католического лагеря и его лидера. Создаются многочисленные отделения Лиги наз местах. Членов этих организаций в историографии часто называли лигерами. Еще в 1576 году был распространен учредительный манифест Лиги. Это был довольно проти-1 воречивый документ. С одной стороны, члены Лиги считали своим долгом «восстановление католических законов на всей территории Франции... и обеспечение Генриху III блеска и авторитета его власти и повиновения подданных». С другой же — лигеры требовали «возвращения французским провинциям всех прав и привилегий, которыми они пользовались при Хлодвиге». Генрих III понимал политические притязания Гизов и поэтому хотел не только подчинить себе Католическую Лигу, но и заручиться поддержкой католических монстров Европы — Испании и папского Рима. Не уступал ему и Генрих Наваррский, он старался опереться на протестантов: немецких князей, монархов Англии, Швеции и Дании. Занятые политическими интригами враждующие партии и их сторонники военных действий практически не вели. С большим успехом и те, и другие занимались грабежами.

1585 год внес определенные коррективы в движение. В Париже была создана т.н. Парижская Лига. Эта организация имела свои особенности:

а) она стала главной ветвью Католической Лиги;

б) по своему социальному составу она была буржуазной (в нее входили адвокаты, нотариусы, финансисты, торговцы);

в) по политическим симпатиям она была гизовской, т.е. члены ее считали, что династия Валуа «сгнила», ее надо заменить династией Гизов. Эти настроения в значительной мере подогревались тем, что в 1584 умер герцог Алансонский, младший брат Генриха III. У короля же детей не было и не могло быть. Ясно, что после смерти Генриха III править будут или Гизы, или Нурбоны. Париж, католический Париж, был готов поддержать Гизов, но Париж был и за единую Францию. Появление Лиги в Париже обострило противоречия между Валуа и Гизами. События 1588—1589 гг. в исторической литературе называют войной трех Генрихов. Как же шла эта вой-па? Чувствуя поддержку парижан, Генрих Гиз приезжает в Париж в мае 1588 года, в декабре 1588 года он был убит по приказу короля Генриха III. Это убийство возмутило парижан. И не только их! «По всей Франции, — как писал Т.Н. Грановский, — раздался общий крик негодования. Сорбонна объявила короля лишенным престола; члены Парламента (суда), высказавшиеся против этого, были от­правлены в Бастилию. Париж восстал! Жители города вышли на улицы и по сигналу гасили свечи, крича: «Так да погасит Господь династию Валуа!». Что оставалось делать королю? Генрих III вынужден был покинуть Париж и вступить в союз с главой гугенотской партии Генрихом Бурбоном. Этот союз двух Генрихов — гугенота и католика, претендента на престол и правящего короля был направлен против Парижской Лиги и сторонников Гизов. Правда, просуществовал этот странный союз недолго — в 1589 году Генрих III был убит доминиканским монахом Жаком Кле-маном. С его смертью династия Валуа прекратила свое существование. Теперь единственным законным претендентом на престол оставался Генрих Бурбон. Однако ему в течение пяти лет пришлось завоевывать себе королевство. Пороться же ему приходилось со многими:

а) Филипп II Испанский ввел в Париж войска и готовился посадить на французский престол своего племянника;

б) римский папа напомнил французам-католикам, что Генрих Бурбон-гугенот отлучен от церкви;

в) в Париже «крайние», входящие в «комитет 16» Парижской Лиги, под влиянием иезуитов готовы были отдать корону испанцам.

Постепенно вокруг Генриха Бурбона объединились силы, стремившиеся к единству Франции. В первую очередь это дворянство «мантии», буржуазия, купечество и старые патрицианские фамилии. В 1593 году перед Францией и Парижем стоял только один вопрос: кому открыть путь к власти: Бурбонам или испанцам. Генрих Бурбон перешел в католичество, заявив, что Париж стоит мессы, и в 1594 году Париж открыл перед ним ворота.

С 1594 года во Франции правит новая династия Бурбонов. Гражданские войны закончились в 1598 году Нантским эдиктом. В этом же году был заключен мир с Испанией. По Нантскому эдикту католицизм оставался государственной религией. Католическое духовенство восстановило свои права и привилегии, вернуло захваченные в ходе войны земли. Протестантизм был разрешен везде, кроме Парижа и его окрестностей, а гугеноты имели при короле своих представителей и в качестве гаранта своих прав получили 200 крепостей (Ла-Рошель, Монтобан и др.) Однако в документе подчеркивалось, что права гугенотов — это «королевская милость» на определенный срок, по истечении которого подлежит отмене или продлению. Нантский эдикт вызвал возражения со стороны большинства парламентов. Отвечая Тулузскому парламенту, Генрих IV отмечал: «Я хочу, чтобы протестанты жили мирно в моем королевстве и допуска­лись к общественным должностям не потому, что они протестанты, а постольку, поскольку они — верные слуги мне и Французской короне... Все мы опьянели от войны, и пора, наконец, взяться за ум!»




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 631; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.046 сек.