Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Бедность в Украине 4 страница




В XIX веке нуждающиеся канадские граждане и семьи получали помощь от родственников, церкви, частных благотворителей или экстренную "общественную" помощь со стороны местных властей. Хотя общественная помощь и предоставлялась в небольшом объеме, но она рассматривалась как последнее средство помощи тем, кого при­знавали "заслуживающим" ее. В то время было принято считать, что бедность является в основном следствием лени и личных недо­статков людей. Государство редко предоставляло денежную помощь, обычно это была поддержка «в натуральной форме» в виде продуктов питания и одежды.

Вмешательство правительства в дела социального обеспечения было минимальным, но по мере того как порожденные индустриаль­ным капитализмом социальные проблемы усугублялись, все больше людей нуждались в поддержке. Только после двух мировых войн и депрессии 1930-х гг. отношение к бедности начало кардинально ме­няться. Сами масштабы бедности заставили общественность понять, что эти социальные проблемы коренятся в структуре общества, а не в одних только личных недостатках людей. Эти изменения помогли проложить путь к постепенному увеличению участия государства в со­циальном обеспечении своих граждан.

В течение первой половины XX века был учрежден ряд соци­альных программ и служб. К 1920-м гг. большинство провинций ввело пособия для одиноких матерей, признав, что без кормильца семья уязвима для бедности. В течение последующих трех десятиле­тий было введено множество федеральных и провинциальных про­грамм поддержки для отдельных групп нуждающихся людей — для пожилых, долговременных безработных, одиноких матерей и инва­лидов. К 1960-м годам стало ясно, что разрозненные, нескоордини­рованные программы и услуги были неэффективны, т.к. некоторые люди и семьи не попадали в установленные категории для получения помощи. Чтобы объединить федеральные и провинциальные программы, федеральное правительство ввело Канадский план помощи, предусматривавший новую систему распределения расходов между федеральным и провинциальными бюджетами. Она стала моделью организации социального обеспечения для Канады на последующие 30 лет.

Канадский план помощи (1966 г.) объединил действовавшие программы в единую программу социальной помощи. Помимо финан­совой помощи он предусматривал общественные работы, создание детских садов, организацию помощи на дому и целый ряд других услуг для нуждающихся. Финансирование программы делилось поровну между федеральным правительством и правительствами провинций. По этой программе провинции самостоятельно управляли своими программами социальной помощи, устанавливали виды и размер помощи, критерии для получения права на помощь, способы предоставления. Однако федеральное правительство установило национальные стандарты (правила) для провинций по использованию федеральных трансфертов, в соответствии с которыми провинции должны: 1) оказывать социальную помощь "нуждающимся"; 2) не вводить ограничения, связанные с местом жительства заявителей; 3); установить процедуру подачи заявлений на помощь; 4) никого не принуждать к работе в качестве условия предоставления помощи. По этому закону федеральное правительство покрывало 50% стоимости социальной помощи в провинциях независимо от ее размера. Такой порядок финансирования поощрял провинции содержать программы социальной помощи.

Принятие Канадского плана помощи было важной вехой в истории социального обеспечения. Социальная помощь стала доступно каждому, кто мог доказать свою нуждаемость. Финансирование ПС мощи распределялось между провинциями, более широкому кругу людей стали доступны дополнительные услуги. Этот закон в какой-то степени стандартизировал предоставление услуг бедным по всей стра­не. Распределение расходов и установление национальных стандар­тов были характерными чертами короткого периода федерализма в Канаде.

В 1980-х гг. федеральное правительство столкнулось с финансо­выми затруднениями при выполнении закона о помощи из-за высо­кого уровня безработицы и возросших в связи с этим расходов. В течение 1980-х гг. стоимость социальной помощи выросла более чем вдвое. Чтобы облегчить финансовое бремя, федеральное правитель­ство в середине 1990-х годов внесло изменения в Канадский план по­мощи. Оно ограничило свой вклад в социальную помощь в трех бога­тейших провинциях (Онтарио, Альберта и Британская Колумбия) 5% в год. Это привело к значительному увеличению социальных расхо­дов в этих провинциях, они также начали ограничивать свои про­граммы. Это стало началом конца недолговечного Канадского плана помощи.

В 1996 г. федеральное правительство учредило Канадский транс­ферт на здравоохранение и социальные услуги, который заменил собой Канадский план помощи и Установленную программу финансирования (еди­ный трансферт провинциям для компенсации расходов на здравоохра­нение и профессиональное образование). Трансферт состоит из комби­нации денежных выплат и налогов. Федеральное правительство утвер­ждает, что Канадский трансферт является политическим инструмен­том, позволяющим провинциям гибко расходовать деньги на различные социальные программы в соответствии с местными приоритетами. Но этот закон имеет и негативные стороны. В их числе: 1) сокращение объема средств, выделяемых федеральным правительством провинци­ям; 2) возможность возникновения конфликтов по поводу финансиро­вания здравоохранения, образования и социальной помощи; 3) отсут­ствие национального стандарта (за исключением условий предоставле­ния помощи) и возможность увеличения различий между провинция­ми в предоставлении социальной помощи.

После введения Канадского трансферта большинство провин­ций изменило свои системы социальной помощи, что главным обра­зом свелось к сокращению сумм, выделяемых на помощь, и ужесто­чению критериев ее предоставления. Одним из наиболее драматич­ных изменений является то, что социальная помощь больше не рассматривается как право, основанное на нуждаемости, что было запи­сано в Канадском плане помощи. И хотя ранее провинциям запреща­лось обязывать получателей помощи работать, теперь в большинстве провинций участие в общественных работах (обычно называемое workfare) или прохождение профессиональной подготовки являются условием предоставления помощи.

Организация помощи в провинциях сильно различается, как и размеры выплат и виды предоставляемых услуг. Общим для всех про­винций является постепенное сокращение помощи. В целом по Ка­наде доля людей, получающих социальную помощь, несмотря на рост бедности, сократилась на 29% за период с 1993 по 2000 г. Самое значительное уменьшение числа получателей социальной помощи было в Северо-западных территориях и в Альберте — около 70%. Меньше всего число получателей социальной помощи сократилось в Саскачеване (6,5%) и Ньюфаундленде (12,8%).

Эффективность социальных пособий для различных типов семей наглядно демонстрирует показатель соотношения размера полученной семьей помощи и границы бедности.

Самое низкое соотношение размера пособий и черты бедности у одиноких граждан трудоспособного возраста. И самое тяжелое положение у этой категории населения в Ньюфаундленде: в 1999 г. oни получали лишь 9% от суммы, определенной как черта бедности, целом по Канаде трудоспособные одиночки получают пособия ниже черты бедности, а в провинции Онтарио их пособия несколько выше 40%.

Социальные пособия для инвалидов также очень малы. Размер их в 1999 г. варьировался от 6899 долл. в провинции Нью Брансуик до 11 759 долл. в Онтарио. В 6 из 10 провинций пособия были установлены на уровне 50—60% от черты бедности, в трех провинциях — Альберте, Нью Брансуике и Манитобе — ниже 50%. В Альберте, одной из богатейших провинций Канады, пособия лишь 42% от установленной черты бедности. Самые высокие пособия в Онтарио — 70% от уровня бедности.

Размеры пособия для семейных пар с двумя детьми колебались в пределах от 15 170 долл. в Нью Брансуике до 18 139 долл. в Онтарио. Самые низкие по отношению к черте бедности пособия сел с двумя детьми были в Квебеке (48%). В большинстве провинций пособия составляли примерно 50% от уровня бедности. Этот показатель был самым высоким на Острове Принца Эдуарда (62%) и в Саскачеване (60%). В большинстве провинций (6 из 10) установлен более высокий размер социальной помощи для неполных семей с ребенком по сравнению с рассмотренными выше типами домохозяйств.

Ни в одной из провинций он не опускался ниже половины установленной черты бедности, а в Ньюфаундленде составлял 70%.

Приведенные данные о размерах пособий в рамках социальной помощи показывают, что большинство пособий значительно ниже черты бедности. Более того, если сравнить число людей, живущих в бедности (5,2 млн. человек), с числом получателей социальной помо­щи (2,9 млн. человек), то, очевидно, что пособия не доходят до боль­шой части обедневших канадцев, хотя, возможно, некоторые из них получают другие пособия, не относящиеся к социальной помощи.

Итак, можно видеть, что в целом в Канаде заметна тенденция к сокращению участия го­сударства в социальной помощи. Правительства предоставляют меньше денег и услуг, все больше для обеспечения социальной помощи при­влекаются частный сектор и волонтерские организации. Например, обязательная работа может выполняться в частном секторе, который имеет прямую выгоду от использования труда получателей социаль­ной помощи, оплачиваемого государством. Возрастает роль волонте­ров в оказании услуг, которые перестало предоставлять государство. Явным свидетельством этой тенденции служит рост использования продовольственных банков. Чтобы выжить, обедневшие канадцы все чаще обращаются в благотворительные организации. Таким образом, общественность берет на себя расходы, от которых отказалось госу­дарство. Однако история свидетельствует о том, что во времена эконо­мического кризиса ни семья, ни частный сектор, ни волонтеры не могут долго нести бремя помощи бедным.

Наряду с сокращением финансирования, федеральное правительство ликвидировало общенациональные стандарты социальной помощи, предоставив провинциям самим устанавливать их. В большой стра­не, где уровень благосостояния в провинциях сильно различается, такая позиция кажется проблематичной. Национальные стандарты могли бы в какой-то степени обеспечить справедливость программ и услуг по стране. Без этой объединительной функции федерального государства провинции Канады будут управляться как самостоятель­ные единицы. Неизбежно возникнут конкуренция и трения между провинциями, стремящимися защищать собственные интересы. Это особенно беспокоит теперь, когда суверенитет всех национальных го­сударств находится под угрозой в связи с процессом глобализации. Кроме того, растет понимание того, что резкое деление на богатых и бедных угрожает социальной сплоченности общества. Об этом сле­дует помнить политикам.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 320; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.