Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема занятия. ТЕМА Общая этиология. Роль чрезвычайных (болезнетворных) раздражителей, условий и реактивности организма в развитии патологических процессов




РАЗДЕЛ Общая нозология

ТЕМА Общая этиология. Роль чрезвычайных (болезнетворных) раздражителей, условий и реактивности организма в развитии патологических процессов

ЦЕЛЬ Знать: Роль и значение

а. Причинных факторов

б. Условий

в. Реактивных свойств организма в возникновении, развитии и завершении (исходе) болезней

Уметь:

а. Объяснить диалектико-материалистическую сущность понятия «этиология». Правильно оценивать современные концепции и направления в медицине

б. Анализировать значение чрезвычайных раздражителей, условий внешней среды (экологические и социальные факторы) и реактивности организма (функциональное состояние центральной нервной системы, тип ВНД, конституция и др.) в развитии патологических процессов, в частности кислородного голодания

 

Практические навыки:

Освоить принципы постановки эксперимента, методики воспроизведения кислородного голодания

Общепатологическое значение. Болезнь является новым качеством, особой формой жизнедеятельности организма. Заболевания человека представляют собой диалектическое взаимодействие чрезвычайного раздражителя, условий и реактивности организма. Факторы внешней среды влияют на общую реактивность организма и, в первую очередь, на нейрогуморальную систему, функциональное состояние которой определяет активность и выраженность защитно-приспособительных и компенсаторных реакций организма в ответ на действие чрезвычайных раздражителей. В зависимости от причин болезни, реактивности организма и условий, в которых возникает заболевание, создаются самые различные сочетания или комбинации нарушений функций и реактивных изменений в клетках, тканях, органах и регулирующих системах.

 

Ключевые понятия

1. Общая нозология (греч. nosos — болезнь, logos — наука, учение) — общее учение о болезни.

2. Этиология (греч. aitia — причина, logos — наука, учение) — учение о причинности заболеваний, отражающее закономерную связь чрезвычайного раздражителя, условий и реактивности организма.

3. Детерминизм (лат. determino — определять) — философское учение об объективной всеобщей закономерной и универсальной взаимосвязи, причинной обусловленности природных, социальных и психических процессов.

4. Причинность — философская категория для обозначения объективной связи в патологии, из которых одно (причина) обусловливает другое (следствие).

5. Чрезвычайный раздражитель (причинный фактор) — раздражитель (специфический или неспецифический), вызывающий раздражение, повреждение или разрушение различных структур организма (рецепторы, субклеточные органеллы, клетки, ткани и органы).

6. Условия возникновения болезней — категория возможности и невозможности заболеть, определяющая вероятность («риск») заболевания.

7. Реактивность организма (гр. re + лат. activus — действенный, двигательный) — способность организма (ЦНС) отвечать на чрезвычайный (болезнетворный) раздражитель в определённых условиях. Реактивность организма определяет качество патологического процесса.

 

Учебные элементы

I. Общая этиология

определение

чрезвычайный раздражитель как этиологический фактор

условия как этиологический фактор

реактивность организма как этиологический фактор

детерминизм в патологии

II. Чрезвычайный (болезнетворный) раздражитель как этиологический фактор

повреждающее действие механических факторов

повреждающее действие физических факторов

механизмы повреждающего действия ионизирующей радиации

болезнетворное действие факторов космического полёта

болезнетворное действие низкой температуры (гипотермия)

болезнетворное действие тепловой энергии. Перегревание (гипертермия)

болезнетворное действие звуков и шума

повреждающее действие лучей солнечного спектра

механизмы повреждающего действия лазерного излучения

биологические болезнетворные факторы

психогенные болезнетворные факторы

понятия о ятрогенных заболеваниях

III. Условия как этиологический фактор

условия, способствующие развитию заболевания (внешние, внутренние)

условия, препятствующие развитию заболевания (внешние, внутренние)

IV. Реактивность организма как этиологический фактор

определение

классификация

реактивность и резистентность организма

реактивность и экологические аспекты общей этиологии

функциональные показатели реактивности организма




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 1645; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.