Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема занятия. ТЕМА Общий патогенез. Раздражение и повреждение как начальное звено в механизмах развития патологических процессов




РАЗДЕЛ Общая нозология

ТЕМА Общий патогенез. Раздражение и повреждение как начальное звено в механизмах развития патологических процессов. Роль реактивности организма в патологии

ЦЕЛЬ Знать:

а - общие закономерности развития патологических процессов на разных уровнях повреждения: субмолекулярном, молекулярном, субклеточном, клеточном, органно-тканевом, организменном

б - роль раздражителя рефлексогенных зон в нейрогуморальных механизмах развития патологических процессов (локализации и распространения повреждения) и защитно-приспособительных реакций организма

в - взаимосвязь местных и общих реакций организма на воздействие чрезвычайного раздражителя

Уметь:

а - объяснить значение раздражения и повреждения в возникновении патологических процессов

б - анализировать на конкретных примерах причинно-следственные отношения, ведущие звенья и «порочные круги» патогенеза

Практические навыки:

а - воспроизвести на животном или при помощи технического моделирования разные ответные реакции на один раздражитель (этиологический фактор), действующий на различные рецепторные поля (клеточные рецепторы, рефлексогенные зоны)

б - овладеть навыками подкожных, внутримышечных, внутривенных и внутриартериальных инъекций

ОБЩЕПАТОЛОГИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ. Общий патогенез болезней представляет собой универсальные механизмы нарушения жизнедеятельности на разных уровнях интеграции организма (молекулярном, клеточном, тканевом, органном и организменном).

Нарушение функций различных органов происходит по общим механизмам независимо от формы болезни. Так, воспаление лёгких, почек, миокарда, суставов и т.д. характеризуется типовым механизмом «разрушительного процесса» (И.М.Сеченов) в органах и тканях и относится к неспецифическим нарушениям. Однако неспецифические механизмы развития болезней проявляются расстройствами специфических функций клеток и органов, например, мозга, сердца, почек, печени и др.

Патогенез как патологическая саморегулирующаяся система отражает общие закономерности развития биологических процессов на новом уровне, не обеспечивающем сохранение гомеостаза.

Раздражение рецепторов рефлексогенных зон и повреждение клеток действует как пусковое звено общего патогенеза.

Через нейрорецепторы этиологический фактор оказывает опосредованное (рефлекторное) действие, формируя патологические рефлексы, включающие участие ЦНС, вегетативной нервной и эндокринной системы, меняет метаболизм, структуру и функцию клетки. Через клеточные рецепторы этиологический фактор оказывает прямое действие на клетку.

В общем патогенезе различают нейрогуморальные, метаболические, патоиммунные и генетические механизмы. Вместе с тем каждая болезнь имеет ведущее звено патогенеза, например, артериальная гипертензия при гипертонической болезни, относительная или абсолютная недостаточность коронарного кровообращения при ишемической болезни сердца, гиповолемия и гипоксия при геморрагическом шоке.

Местные и общие проявления болезни находятся во взаимозависимости, характеризующей тесную связь «местного» (повреждения) и «общего» (реактивность организма).

Продукты раздражения и повреждения клеток становятся медиаторами в формировании цепных патологических реакций, возникающих по принципу причинно-следственных отношений и создающих т.н. порочные круги в общем патогенезе. Например, при кровопотере резкое ухудшение транспорта кислорода приводит к острой недостаточности сердца, что ещё больше ухудшает транспорт кислорода. Возникает «порочный круг».

 

Ключевые понятия

1. Патогенез (pathos — болезнь, страдание; genesis — происхождение, рождение) — механизмы заболевания.

2. Ведущее звено в общем патогенезе — детерминирующий (определяющий) механизм заболевания.

3. Причинно-следственные отношения в патогенезе — последовательный ряд механизмов болезни, в котором каждое патологическое явление по отношению к предыдущему является следствием, а по отношению к последующему — причиной. Причинно-следственная связь является одной из форм проявления всеобщей универсальной связи в патологии.

4. Порочный круг в патогенезе — замкнутый цикл патологических процессов, образующийся по принципу причинно-следственных отношений.

5. Прямое действие патологического фактора — непосредственное действие чрезвычайного раздражителя на организм.

6. Рефлекторное действие этиологического фактора — действие чрезвычайного раздражителя на организм, опосредованное через рецепторы нервной системы.

7. Местные реакции повреждения (локализация) — ограничение болезненных явлений, связанное со специфичностью рефлексогенных зон, их избирательностью и реактивностью.

8. Общие реакции повреждения (генерализация) — распространение болезненных явлений, связанное с нарушением общей реактивности.

 

Учебные элементы

I. Общий патогенез как патологическая саморегулирующаяся система жизнедеятельности на разных уровнях интеграции организма

уровни повреждения: субмолекулярный, молекулярный, субклеточный, клеточный, органно-тканевой, организменный

единство функциональных и структурных изменений в патогенезе

защитные, компенсаторные и восстановительные функции организма

II. Значение рецепторов в патологии

- классификация рецепторов

нейрорецепторы — рефлекторное действие этиологического фактора

клеточные, внутриклеточные рецепторы — прямое действие этиологического фактора

- рецепторные ассоциации, рефлексогенные зоны

экстероцептивные рефлексогенные зоны

интероцептивные рефлексогенные зоны

проприоцептивные рефлексогенные зоны

- значение основных свойств рецепторов в патогенезе

- значение специфичности рецепторов (механо-, хемо-, термо- и т.д.)

- значение избирательности рецепторов, «ворота болезни»

один раздражитель — разные типы патологических реакций

один раздражитель — один тип патологических реакций

разные раздражители — один тип патологических реакций

- значение реактивности рецепторов (гипер-, нормо-, гипореактивность, адинамия, адаптация рецепторов)

III. Нейрогенные механизмы заболевания

- психосоматические механизмы болезней (И.П.Павлов): кортико-висцеральное и вегето-висцеральное звенья общего патогенеза

- нервные дистрофии

- рефлекторные

- афферентные

- центрогенные

- эфферентные звенья патогенеза

- патологический рефлекс и его роль в общем патогенезе

IV. Гуморальные механизмы заболевания

- рецепторы (клеточные, внутриклеточные — прямое действие этиологического фактора)

патофизиологическая роль гормонов, ферментов, биологически активных веществ (гистамина, брадикинина, ацетилхолина и др.), медиаторов (первичных, вторичных), нейромедиаторов в общих механизмах развития патологических процессов

V. Метаболические (молекулярные) механизмы заболеваний

нарушение биоэнергетических процессов как эффекторный механизм развития заболеваний

развитие аутоинтоксикационных процессов как звено в общем патогенезе

изменение баланса про- и антиоксидантных систем организма

роль свободных радикалов в развитии патологических процессов

нарушение биосинтетических процессов в организме

VI. Патоиммунные механизмы заболеваний

роль иммунодефицита в общем патогенезе

недостаточность систем неспецифической резистентности

роль аллергических и аутоаллергических реакций в общем патогенезе

VII. Генетические механизмы заболеваний

ненаследственные заболевания

ненаследственная предрасположенность (синтез белка с изменённой реактивностью)

особенности реактивности барьерных систем (кожа, слизистые,...)

мутагенез: генетический, ферментный, рецепторный и метаболический блоки в половых клетках

наследственные заболевания

врождённые болезни

хромосомные болезни

мутации соматических клеток

патология внутриутробного развития (фетопатии)

 

Патофизиологическая задача Эталон
При внутриартериальном введении гипертонического раствора хлорида натрия (20% р-р) возникает ответная реакция в виде резкого повышения кровяного давления и общего возбуждения животного. При внутривенном введении наблюдается противоположный результат: снижение кровяного давления и двигательной активности животного. Как можно объяснить развитие разной реакции организма на действие одного и того же чрезвычайного раздражителя? При в/в введении 20% NaCl раздражаются рецепторы вен, которые связаны больше с парасимпатической нервной системой, поэтому снижается АД, урежается сердечный ритм, дыхание, двигательная активность. При в/а введении 20% NaCl раздражаются рефлексогенные зоны симпатической нервной системы, в результате растёт АД, частота сердечных сокращений, частота дыхания, двигательная активность.



Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 2412; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.026 сек.