Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Примерная тематика курсовых и дипломных работ 2 страница




7. Действия следователя в ходе рабочего (исследовательского) этапа ос­мотра места происшествия.

8. Способы фиксации хода и результатов осмотра места происшествия.

9. Тактика осмотра трупа на месте его обнаружения.

10. Тактика осмотра предметов.

11. Тактика осмотра документов.

12. Тактика осмотра животных и их трупов.

13. Тактика освидетельствования.

Контрольные вопросы по теме 11

1. Понятие и сущность допроса.

2. Виды допроса.

3. Подготовка к проведению допроса.

4. Стадии первоначального допроса.

5. Тактические приемы допроса в условиях бесконфликтной ситуации.

6. Тактические приемы допроса в условиях конфликтной ситуации.

7. Основные приемы установления психологического контакта с допраши­ваемым (при допросе в конфликтной ситуации).

8. Фиксация хода и результатов допроса.

9. Тактика очной ставки.

10. Понятие и сущность обыска и выемки.

11. Задачи обыска и выемки.

12. Виды обыска.

13. Подготовка к проведению обыска.

14. Общие положения тактики производства обыска и выемки.

15. Порядок действий при обыске помещений.

16. Методы обыска.

17. Тактические приемы проведения иных видов обыска.

18. Порядок проведения выемки.

19. Особый порядок производства обыска и выемки.

20. Фиксация хода и результатов обыска и выемки.

21. Понятие и сущность предъявления для опознания.

22. Виды предъявления для опознания.

23. Подготовка к предъявлению для опознания.

24. Участники предъявления для опознания.

25. Тактика предъявления для опознания человека.

26. Предъявление для опознания объектов по их фотоизображениям.

27. Особенности предъявления для опознания трупа.

28. Фиксация хода и результатов предъявления для опознания.

Контрольные вопросы по теме 12

1. Понятие и сущность следственного эксперимента.

2. Цели следственного эксперимента.

3. Виды следственного эксперимента.

4. Участники следственного эксперимента.

5. Подготовка к следственному эксперименту.

6. Виды реконструкции, используемой при производстве следственного эксперимента.

7. Тактические приемы проведения следственного эксперимента.

8. Оценка результатов следственного эксперимента.

9. Фиксация хода и результатов следственного эксперимента.

10. Понятие и сущность проверки показаний на месте.

11. Цели проверки показании на месте.

12. Подготовка к проверке показаний на месте.

13. Тактика проверки показаний на месте.

14. Порядок проверки показаний нескольких лиц по одному и тому же делу.

15. Фиксация хода и результатов проверки показаний на месте.

Контрольные вопросы по теме 13

1. Формы использования специальных познаний при расследовании преступлений.

2. Участие специалистов в оперативно-розыскных мероприятиях.

3. Участие специалистов в следственных действиях.

4. Консультации специалистов.

5. Исследования специалистов по оперативным материалам.

6. Судебная экспертиза как следственное действие.

7. Виды криминалистических экспертиз.

8. Комиссионные экспертизы.

9. Комплексные экспертизы.

10. Подготовка и назначение криминалистических экспертиз.

Контрольные вопросы по теме 14

1. Понятие и логическая природа криминалистической версии.

2. Виды версий, основания их построения. Правила выдвижения, исследования и проверки криминалистических версий.

3. Понятие и значение планирования. Роль версий в планировании.

4. Принципы и условия планирования. Виды планирования.

5. Планирование отдельных следственных действий.

6. Понятие и виды криминалистического прогнозирования. Научное и практическое прогнозирование.

7. Виды и характер следственного прогнозирования.

8. Понятие, значение и классификация следственных ситуаций. Элементы следственной ситуации.

9. Тактико-криминалистические приемы и рекомендации. Тактические и оперативно-тактические комбинации.

10. Понятие, структура и виды тактического решения.

11. Взаимосвязь следственной ситуации и тактического решения.

12. Влияние следственных ситуаций на формирование и реализацию тактических приемов.

Контрольные вопросы по теме 15

1. Понятие и структура методики расследования отдельных видов преступлений.

2. Источники методики расследования отдельных видов преступлений.

3. Общие положения методики расследования как части науки криминали­стики.

4. Понятие и сущность криминалистической характеристики преступлений.

5. Содержание типовой криминалистической характеристики вида или группы преступлений.

6. Этапы расследования преступлений и их содержание.

7. Структура и содержание методик расследования конкретных видов преступлений.

Контрольные вопросы по теме 16

1. Криминалистическая характеристика краж, грабежей и разбоев.

2. Особенности субъектов преступной деятельности.

3. Выявление признаков преступлений и тактика проверочных действий.

4. Розыск преступников по «горячим» следам.

5. Возбуждение уголовного дела и типичные следственные ситуации.

6. Выдвижение и разработка версий в различных ситуациях. Планирование расследования.

7. Особенности тактики отдельных следственных действий. Взаимодействие участников расследования.

8. Криминалистическая характеристика присвоений и растраты чужого имущества.

9. Тактика проверочных действий.

10. Выдвижение и разработка версий, планирование расследования присвоений и растраты чужого имущества.

11. Особенности возбуждения уголовного дела по признакам присвоений и растраты чужого имущества.

12. Тактика первоначальных следственных действий.

13. Криминалистическая характеристика мошенничества.

14. Признаки мошенничества и тактика проверочных действий.

15. Тактика проверочных действий.

16. Анализ исходной информации, выдвижение и разработка версий, планирование расследования.

17. Основные направления планирования хода расследования.

18. Особенности тактики отдельных следственных действий.

Контрольные вопросы по теме 17

1. Криминалистическая характеристика убийств.

2. Особенности возбуждения уголовного дела.

3. Обстоятельства, подлежащие установлению.

4. Типичные ситуации первоначального этапа расследования убийств.

5. Первоначальные следственные действия по делам об обнаружении трупа с признаками насильственной смерти.

6. Первоначальные действия следователя при расследовании по делам, возбужденным по заявлениям об исчезновении человека.

7. Вопросы, разрешаемые при осмотре места происшествия.

8. Наиболее характерные экспертизы.

9. Примерный перечень вопросов, разрешаемых судебно-медицинской экс­пертизой трупа.

10. Примерный перечень вопросов, разрешаемых судебно-медицинской экс­пертизой вещественных доказательств.

11. Тактика первоначальных следственных действий по делам об убийствах.

12. Тактика последующих следственных действий по делам об убийствах.

13. Криминалистическая характеристика изнасилований.

14. Особенности возбуждения уголовного дела.

15. Обстоятельства, подлежащие установлению.

16. Способы преодоления сопротивления потерпевшей.

17. Типичные ситуации первоначального этапа расследования и программа действий следователя.

18. Типичные общие версии.

19. Экспертизы по делам об изнасиловании.

20. Примерный перечень вопросов, разрешаемых судебно-медицинской экспертизой потерпевшей.

21. Примерный перечень вопросов, разрешаемых судебно-медицинской экспертизой вещественных доказательств.

22. Последующие следственные действия.

Контрольные вопросы по теме 18

1. Стадии развития организованной преступности в России.

2. Криминалистическая характеристика организованной преступной деятельности.

3. Виды организованных преступных групп.

4. Типичные следственные ситуации к моменту возбуждения уголовного дела.

5. Общие методические требования, принципы организации и управления расследованием.

6. Тактические особенности проведения следственных действий.

Методические рекомендации студентам по изучению дисциплины

Самостоятельная работа – метод обучения студентов, который обеспечивает творческое овладение специальными знаниями и навыками. В процессе самостоятельной работы студент должен активно воспринимать, осмысливать и углублять полученную информацию, решать практические задачи, овладевать профессионально необходимыми умениями.

Следовательно, главным требованием к самостоятельной работе является активизация познавательной деятельности обучаемых при изучении учебных дисциплин и рациональная организация их учебной деятельности.

Практика показывает: далеко не все студенты правильно организуют свои занятия, что очень часто ведет к непроизводительной трате времени, слабому усвоению учебного материала и, в конечном итоге, к снижению уровня подготовки будущего специалиста.

Работа с учебной и научной литературой

Приступая к подготовке контрольной работы, реферата, доклада, выступления, необходимо, прежде всего, осуществить подбор литературы по интересующей теме. Подбор литературы следует производить в библиотеках, которые в настоящее время представляют собой сложные системы хранения и использования информации. Чтобы использовать библиотеки с максимальной продуктивностью, нужно знать возможности библиотечного обслуживания и методику библиографического поиска.

Труд над книгой развивает память и творческое мышление. Особенно продуктивно чтение книг разных авторов по одному и тому же вопросу. В процессе такого чтения студент сопоставляет разные точки зрения, проявляет самостоятельность в выборе оценки тех или иных положений. Он совершенствует свое умение подбирать убедительные, научно обоснованные аргументы, логически мыслить. Навык работы с книгу позволяет эффективно использовать время, способствует систематическому накоплению знаний.

Методика работы с книгой индивидуальна, однако, можно рекомендовать рациональные приемы:

1. Чтение:

- предварительное знакомство с книгой;

- полное (сплошное) чтение;

- анализ текста.

2. Запись прочитанного:

- выписки;

- планы;

- тезисы;

- конспекты.

Предварительное знакомство с книгой начинается с просмотра титульного листа, аннотации, предисловия, послесловия, оглавления. При первоначальном знакомстве с книгой полезно также полистать ее, бегло просмотреть текст, обратить внимание на авторскую манеру изложения материала, композицию книги, наконец, рассмотреть иллюстрации, таблицы, примечания.

Предварительному ознакомлению с книгой помогает динамичное чтение, темп которого обычно в два-три раза превышает темп обычного.

Динамичное чтение – это чтение без внутреннего проговаривания (артикуляции), без возврата (регрессий) к уже прочитанным словам, фразам, чтение не отдельных слогов и слов, а больших групп слов, абзацев. Мышление и память должны быть так активизированы, чтобы сразу выделять основную мысль автора и бегло следить за ней.

Однако необходимо иметь в виду, что овладение техникой быстрого чтения требует специальной и довольно длительной подготовки.

Предварительный просмотр литературы необходим для того, чтобы получить общее представление о круге вопросов, освещенных в книге. Может оказаться, что содержание книги уже знакомо читателю и тратить на нее время нет необходимости. Если книга представляет интерес, то предварительный просмотр позволяет определить, читать ли ее всю или достаточно ознакомиться с отдельными разделами, главами.

После того, как получено общее представление о книге, приступают к полному или сплошному чтению и анализу текста. На этом этапе внимательно читают текст и делают краткие записи или условные пометки с указанием страниц. Чтобы добиться глубокого, осмысленного понимания текста, необходимо:

1) сосредоточиться на том, что читаешь;

2) выделить сущность читаемого;

3) мыслить ясно и отчетливо, не спешить, если нет понимания содержания текста;

4) действовать последовательно, чтобы понять логику изложения.

Анализ текста при сплошном чтении состоит в уяснении его содержания по законченным в смысловом отношении частям. Важно понимать, что высказал автор, какие основные положения и доказательства выдвигаются им. Выделяя при чтении логическую структуру текста, анализируя то, о чем говорится (субъект) и что именно говорится (предикат), студент будет глубже вникать в смысл, лучше запоминать текст как целое, как систему мыслей.

Для достижения этой цели используются определенные мыслительные приемы:

1. Мысленное составление плана текста:

- разбивка текста на части (смысловая группировка материала);

- выделение смысловых опорных пунктов (тезисов, формулировок темы, имен, терминов, ярких цифр и т. д.);

- выявление связи, соотношения выделенных смысловых групп.

2. Соотнесение содержания текста с собственными знаниями.

3. Соотнесение содержания разных частей текста: той, что читается с теми, что уже прочитаны.

4. Предвосхищение, предугадывание последующего содержания или плана текста, постановка предваряющих чтение вопросов («Почему? Каким образом?»).

5. Использование наглядных представлений, образов.

6. «Перевод» содержания текста на свой «язык».

Эти мыслительные приемы следует на первых порах применять сознательно, чтобы в дальнейшем они стали навыками. Если в результате чтения не удается полно и глубоко разобраться в содержании прочитанного, то следует перечитать весь текст или отдельные его места. Повторно выборочное чтение позволяет лучше осмыслить материал, найти ответы на возникшие вопросы, выяснить непонятное.

Глубина понимания читаемого, способность устанавливать связь между сведениями, полученными из книги и ранее накопленными знаниями, возрастают по мере того, как студент овладевает изучаемой дисциплиной.

Запись прочитанного является важным этапом самостоятельной работы с книгой и последующего использования материала в учебном процессе. Существует несколько основных форм ведения записи: выписки, планы, тезисы, конспект.

Выписки. Выделяя из читаемого текста самое главное, существенное, выписки помогают глубже его понять, создать задел, полезный для повторения, быстрой мобилизации знаний.

Выписки бывают двух видов:

- цитаты – дословное воспроизведение отрывков изучаемого произведения, содержащих основные мысли, характерные факты, статистические данные;

- свободные выписки – мысли автора читатель излагает самостоятельно. Большие отрывки текста, которые трудно цитировать в полном объеме, надо стараться, предельно сократив формулировку и сконцентрировав содержание, записать своими словами.

Выписки можно делать в тетради или на карточках, что позволяет группировать материалы по отдельным вопросам, быстро находить нужные сведения. Следует всякий раз делать пометку, откуда взята цитата с кратким указанием авторам, названия книги, года издания и страницы, чтобы потом без особого труда найти эти данные в книге или сделать ссылку в тексте письменной работы.

План – схематически записанная совокупность коротко сформулированных мыслей-заголовков, это «скелет произведения».

План может быть:

- простой – состоит из нескольких основных пунктов;

- сложный – содержит к части или ко всем пунктам еще и подпункты, которые детализируют или разъясняют содержание основных пунктов;

- план-схема – план, записанный в виде графической схемы, образно отражающей взаимосвязь пунктов и подпунктов.

План как форма записи имеет ряд неоспоримых преимуществ:

- самая короткая запись;

- нагляден и обозрим;

- обобщает содержание;

- восстанавливает в памяти прочитанное;

- помогает составлению других видов записей – тезисов, конспектов, рефератов.

Тезисы – сжатое изложение основных мыслей прочитанного произведения. В тезисах отражаются наиболее важные выводы и обобщения, которые повторяют текст дословно или «своими словами» воспроизводят его содержание. Тезис – это доказываемое или опровергаемое положение, которое аргументировано оценивает мысль автора, соглашается с ней или отвергает ее. Что ставит тезисы на особое место среди других видов записей?

1. Тезисы позволяют обобщить материал, дать его суть в кратких формулировках, раскрывающих все произведение.

2. С помощью тезисов можно глубоко разобраться в конкретном вопросе, всесторонне продумать его, охватив содержание нескольких книг и статей.

3. Тезисы помогают составить доклад, предоставить основное содержание материала оппоненту для критического анализа книги или статьи.

Виды тезисов:

- простые тезисы – это основные мысли, содержащиеся в раз личных частях книги и входящие составной частью в конспект, реферат; простые тезисы можно составить уже при первоначальном ознакомлении с произведением;

- основные тезисы – это принципиально важные, главные положения, обобщающие содержание источника, иногда в своей совокупности носящие характер кардинальных выводов; основные тезисы можно составить лишь после уяснения сути всего произведения в целом;

- сложные тезисы – записи, включающие два вида тезисов (простые и основные): как в сложном плане за основные пунктами следуют подпункты, так и в сложных тезисах за основными тезисами будут следовать простые, раскрывая, поясняя их содержание.

Конспект – наиболее совершенная форма записи. Это систематическая, логически связанная запись, объединяющая план, тезисы, выписки, дополненная мыслями и замечания составителя конспекта.

В конспект могут войти отдельные части текста, цитируемые дословно, факты, примеры, цифры, схемы. Конспектирование в большей мере, чем другие формы записи, способствует глубокому пониманию и прочному усвоению материала, помогает выработать навыки правильного изложения мысли в письменной форме, способствует развитию стиля речи.

Конспекты можно условно подразделить на четыре типа:

1) плановые;

2) текстуальные;

3) свободные;

4) тематические.

План-конспект представляет собой запись, в которой каждому пункту плана отвечает определенная часть конспекта, кроме тех случаев, когда дополнений и разъяснений плана не требуется. При наличии навыка конспектирования план-конспект составляют достаточно быстро еще в процессе первоначального чтения, он краток, прост и ясен по форме. Эти преимущества делают его незаменимым пособием при подготовке доклада, выступления на семинаре. Самым простым видом плана-конспекта является вопросно-ответный, в котором на пункты плана, выраженные в вопросительной форме, конспект дает точные ответы.

Схематический план-конспект отражает логическую структуру и взаимосвязь отдельных положений источника чаще всего в графическом виде.

Текстуальный конспект – это конспект, созданный в основном из цитат, т. е. отрывков подлинника. Текстуальные выписки связаны друг с другом цепью логических переходов, могут быть снабжены планом и включать отдельные тезисы в изложении конспектирующего или автора. Текстуальный конспект – прекрасный источник дословных высказываний автора, а также приводимых им фактов.

Свободный конспект сочетает выписки, цитаты, иногда тезисы; часть его текста может быть снабжена планом. Свободный конспект требует умения самостоятельно четко и кратко формулировать основные положения, для чего необходимо глубокое осмысление материала и хорошее владение письменной речью. Такой конспект – наиболее полноценный вид конспекта. Он способствует лучшему усвоению материала и развитию творческой активности читателя, не привязывая его к авторским формулировкам.

Тематический конспект дает более или менее исчерпывающий ответ на поставленный вопрос-тему на основе использования ряда источников. Специфика его в том, что, разрабатывая определенную тему, он может не отображать сколько-нибудь полно содержание каждого из изучаемых произведений. Тематический конспект учит работать над темой, всесторонне обдумывая ее, анализируя различные точки зрения по одному и тому же вопросу.

Общий объем конспекта должен быть меньше изучаемого текста в 10–15 раз. Подобное сокращение достигается как за счет тщательного отбора материала, так и в результате краткого изложения и экономии речевых средств (сокращение слов и общеупотребительных выражений).

Рассмотренные формы записи можно успешно использовать при подготовке устного выступления (доклада) на семинарском занятии, написании письменной работы (контрольной, курсовой, реферата) и подготовке к зачету или экзамену.

Подготовка к устному выступлению

Подготовка к выступлению на семинарском занятии, ответу на экзамене, защите курсовой работы, докладу на студенческой научной конференции имеет общую специфику, которая определяется умением в устной форме излагать суть вопроса.

При подготовке текста необходимо отобрать нужный материал, детально продумать структуру и стиль выступления. Разумеется, использование текста не означает его прочтение, когда выступающий не отрывает взор от написанного. Такие выступления производят удручающее впечатление и невысоко оцениваются преподавателем. Отсутствие опыта особенно рельефно проявляется у отдельных студентов во время ответа на экзамене.

Надо иметь в виду, что устная речь отличается от письменной. Письменная речь, если она и переносится в устную форму, все же сохраняет несколько тяжеловесный, книжный характер. Такая речь плохо воспринимается на слух, она лишена особенностей, характерных для устной речи – интонаций, жестов, мимики.

По мере накопления опыта выступлений можно дополнительно к тексту готовить развернутый план и краткие тезисы. А при большом опыте выступлений можно ограничиться только планом-конспектом.

Студентам рекомендуется предварительно «проговаривать» текст выступления с тем, чтобы постепенно приучить себя, не пользуясь текстом, говорить свободно и выразительно.

Из специфических навыков и умений, которыми должны овладеть студенты, наиболее важны навыки устной речи и распределения внимания.

Навык устной речи – это способность свободно выражать свою мысль, доходчиво и убедительно излагать материал. Логичность и аргументированность выступления подчеркивают такие словосочетания, как «следовательно», «таким образом», «итак» и др. Очень сильно портят впечатление от выступления слова «паразиты»: «вот», «ну», «так» и др.

Навык распределения внимания связан с необходимостью следить за собственной речью, подбирать нужные слова, вспоминать формулировки, пользоваться планом-конспектом и следить за реакцией аудитории – как твое выступление воспринимает преподаватель и студенты. Со временем у активно работающего студента формируется опережающее мышление, когда, развивая одни положения, выступающий думает о следующих и переходит к их изложению без заметного интервала. Такое мышление позволяет, не теряя логическую нить рассуждений, не забывать факты, которые надо сообщить, выводы, которые следует сделать.

Ошибки, которые наиболее часто встречаются в выступлениях студентов:

- неумение правильно распределять материал по времени, когда, например, вводная часть гораздо больше, чем основная;

- потеря главной сути вопроса или логики рассуждения, когда рассказывается о второстепенных вопросах и появляются затруднения с проведением итога сказанного;

- повторы в изложении материала, при которых студент, рассказывая одно положение, переходит к другому, затем возвращается к первому, и т. д.

Мастерство публичного выступления приобретается не сразу, требуется серьезная и систематическая работа студента и помощь преподавателей.

Самостоятельная работа в межсессионный период

Успех в подготовке к сессии во многом зависит от правильной организации самостоятельной работы. Предложенные выше формы подготовки должны применяться в рамках определенной последовательности изучения дисциплины. Это позволит избежать провалов в знаниях и максимально ускорит процесс обучения. График изучения отдельных тем криминалистики целесообразно определить с учетом их последовательности в тематическом плане. Глубина изучения определяется перечнем вопросов к темам, предложенным ниже. При этом необходимо различать примерный перечень вопросов для подготовки к экзамену и вопросы для самопроверки.

Студенты зачастую совершают серьезную ошибку, избрав в качестве ориентира вопросы к экзамену. Это приводит к формированию отрывочных знаний, что не способствует успешной сдаче экзамена.

Для более полного усвоения материала в настоящем методическом пособии предложен словарь часто употребляемых в криминалистике терминов. Предложенные определения помогут студентам разобраться в новой для них науке, значительно отличающейся своей системой, объектом и предметом от отраслей юридической науки.

Для увлеченных криминалистикой студентов предлагается перечень тем для подготовки научных докладов и рефератов. Он включает в себя наиболее острые проблемы теоретического и практического характера, существующие на сегодняшний день в науке и деятельности по выявлению, раскрытию, расследованию и предотвращению преступлений. Самостоятельное исследование предложенных тем направлено на углубленное изучение криминалистики, позволяет выработать устойчивые навыки исследовательской работы, которые необходимы для осуществления дипломного исследования и возможной будущей научной деятельности студентов. Доклад полученных результатов является хорошей тренировкой навыков публичного выступления, без наличия которых не мыслим современный юрист.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 396; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.083 сек.